Нетрадиционные формы оценивания на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Нетрадиционные формы оценивания на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС.

Нетрадиционные формы оценивания на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС.


Согласно данным института Гэллапса около 80 % учеников даром отсиживают школьные занятия. Это научно выверенный показатель. Но опрос проводился не только среди школьников, но и среди людей, закончивших школы 5-10 лет назад. Цифра, на мой взгляд, довольно страшная. Но от нас все равно требуют хорошего качества знаний.

Как же его добиться?

Российский дидакт - академик РАО Лернер в книге «Качество знаний учащихся и пути его совершенствования» выделил основные показатели качества образования: полнота, глубина, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, системность, осознанность и прочность.

Я глубоко уверена, что эти показатели в настоящее время обеспечиваются не только наличием профильного содержания, но и сочетанием различных способов, методов и технологий обучения. Через оптимальное сочетание их надо стремиться к обеспечению каждому ученику собственной траектории движения. Но в своей педагогической деятельности я сталкиваюсь со следующими противоречиями:

  • Между целями традиционной педагогики, ориентированной на передачу знаний, и целями, которые ставит общество, родители и сами ученики, - получение востребованных знаний, полезных практических навыков;

  • Между отсутствием заинтересованности в изучении русского языка отдельными школьниками и высокими требованиями государственной программы, стандартами;

  • Между базой знаний, умений и навыков, которые закладывает традиционная школа, и постоянно меняющимися требованиями современного общества;

  • Между стремлением каждой личности к саморазвитию, самореализации и едиными требованиями педагога ко всем обучающимся;

  • Между организацией образовательного процесса с применяемых традиционных технологий и необходимостью построения личностно-ориентированного обучения;

  • Между отсутствием алгоритма работы в данном направлении и высокими требованиями к личности обучащихся, поставленными современным обществом;

  • между фронтальными формами обучения и сугубо индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика;

  • между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения

Поэтому среди основных задач, ставлю задачи:

  1. развивать у учащихся положительную устойчивую мотивацию, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе;

  2. помочь воплотить полученные знания, развивающиеся умения в практической деятельности;

  3. включить каждого учащегося в активную познавательную деятельность, в процесс самостоятельного добывания истины, заинтересовать его этим процессом

Вместе с детьми создаются правила оценочной безопасности.

  • не скупиться на похвалу

  • хвалить исполнителя, критиковать исполнение (вместо «Ты сделал три ошибки в этом предложении» лучше сказать», «Давай с тобой найдём в этом предложении три ошибки»)

  • «на ложку дёгтя - бочка мёда» Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.

  • ставить перед ребёнком только конкретные цели.

  • «за двумя зайцами…» Не надо ставить перед пятиклассником несколько задач одновременно.

  • формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.

  • учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.

Данный список правил оценочной безопасности является принципиально открытым и может дополняться в ходе учебного процесса.

Каждый из нас с нетерпением ждёт оценки результатов своей деятельности. Каждый из нас по-разному реагирует на неудовлетворительные результаты. Наши ученики точно так же, ожидая свою оценку за контрольную работу очень переживают.

К сожалению, психология ребёнка такова, что он ещё не в состоянии учиться ради познания. Ребёнок будет стараться учиться в том случае, если он знает и на практике убедился, что за его работой следят, её направляют, замечают его старания и рост. При плохом контроле исчезает интерес к учению. Ученик перестаёт стараться, регулярно готовить уроки. Поэтому наряду с традиционной формой оценивания становится ценным и нетрадиционное. оценивание.

В чём актуальность нетрадиционной формы оценивания в рамках ФГОС?

  • система контроля и оценки является средством обратной связи, которое предоставляет информацию о состоянии и проблемах образования на конкретном этапе развития

  • контроль знаний, умений, навыков даёт возможность установить, что усвоили ученики, какими умениями они овладели

  • применение нетрадиционных форм контроля в организации обучения способствует совершенствованию учебного процесса

В современных условиях можно выделить несколько аспектов оценки

  • Социальный аспект

  • Педагогический аспект

  • Психологический аспект

  • Методический аспект


Нетрадиционные формы наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышают уровень владения знаниями, поскольку дают школьнику мотивацию обучения, прививают интерес.

Таким образом, можно только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо виден уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения.

Прежде всего, нужно изменить инструментарий - формы и методы оценки. Перечислим главные изменения.

Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий). Предложенная «Школой 2100» диагностика метапредметных результатов является педагогической. Ею может воспользоваться любой учитель. Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.).

Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:

  • целенаправленное наблюдение

  • самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),

  • результаты учебных проектов,

  • результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

Предлагается принципиально переосмыслить, а по сути изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую «пятибалльную»). В настоящее время она построена по принципу «вычитания»: выполнение учеником задания сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки  несовпадение с образцом, чтобы понизить отметку («не ставить же всем пятерки!»). Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке. Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» - решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловных успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.

Различают следующие нетрадиционные формы и методы контроля:

Кроссворд. Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-12. Вторые - на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, в них рекомендуется использовать не более 15-25 вопросов. Третьи - на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год), количество вопросов в них - 15-25.

Этот метод проверки - только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала. Решение кроссвордов - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.

Викторина. Викторина - это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.

Викторины как средство обучения имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут.

Сначала учитель объявляет тему викторины. После объявления темы задается не менее десяти вопросов, на которые обучаемые дают ответы. Далее следует серия обобщающих вопросов или заданий, ответы на которые непосредственно оцениваются учителем. Например, викторина по творчеству И.А.Крылова:

Игра. В последнее время все большее распространение получают игровые методы обучения. Учебные, деловые или деятельностные игры основаны на принципе имитационного моделирования ситуаций реальной профессиональной деятельности в сочетании с принципами проблемности и совместной деятельности.

Достоинство игры в том, что через эмоции сопереживания, внимание учащихся концентрируется на ответе «сильного» учащегося, прошедшего отборочный тур, в результате чего лучше усваивается и закрепляется учебный материал. А установка в начале урока на то, что им самим придется оценивать свои знания и знания одноклассников, вызывает чувство ответственности каждого члена команды за общий результат, побуждает к более строгому само- и взаимоконтролю.

Интерес к учебной деятельности у школьников возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре учащиеся действуют по внутреннему побуждению. Очень часто проводим с ребятами «Свою игру». Естественно, литературные тесты, игры - это только фрагменты урока, они вводятся в определённую часть урока в соответствии с его задачами.

Проектная деятельность. Объективную информацию об уровне знаний, умений и навыков учащихся дает использование в обучении метода проектов.

Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.

Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: презентация, статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.

Дискуссии ( структуированные,проектные, дебаты, парные, круглый стол)

Конференция. Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого материала является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-конференцию. Урок-конференция - это своеобразный диалог по обмену информацией.

Такая форма урока требует тщательной подготовки. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

Составление опорных конспектов. Чаще всего используется этот вид контроля при изучении учащимися жизни и творческого пути писателя. Ученики должны после изучения материалов учебника, дополнительной литературы отразить в одном конспекте взаимосвязь между событиями жизни писателя, его мировоззрении, личностью и творчеством.

Создание словарей. Например: словарь «Эзопова языка» в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина.

Создание компьютерных презентаций. «Страницы великой жизни» (по биографии Л.Н. Толстого). Такая работа позволяет проверить умение учащегося находить материал, отбирать его, преподносить тот или его иной форме.

Смотр знаний. Лучше использовать групповую форму работы. Каждая группа получает задания, а потом распределяют их между собой с учетом интересов способностей каждого ребенка.

Такая форма контроля позволяет не только повторить и обобщить изученный материал, но и выйти за рамки школьной программы, оценить творческие способности учащихся в разных областях.

Тесты (контрольные, текущие, итоговые, тренировочные)

Урок-мастерская

Есть что-то роковое в звучании и составе слова УРОК. А ведь слово заключает в себе всю историю смыслов, когда-либо содержавшихся в нём. Вот и получается, что урок в жизни детей - это почти рок, судьба, т.к. длится он 10 лет. Независимо от сознания учителя и ученика в истории школы сложился традиционный урок, к проведению которого написаны тысячи рекомендаций. Учитель учит, т. е. говорит, а ученик учится, т. е. чаще слушает, молчит, кое-что запоминает и мечтает, когда же он будет на свободе. А мастерская? Там все что-то мастерят и каждый при этом идёт своим путём. Самая лучшая традиционная форма несёт в себе принцип «делай, как я - вот тебе план». Закон же мастерской: «Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта. И корректируй себя сам»

Развивать коммуникативную, рефлексивную, личностную культуру школьника; где каждый ребёнок обучается способам работы; получает навыки принятия самостоятельных решений творческих задач позволяют уроки -мастерские. На уроках в 5 - 7 классах целесообразно заниматься изданием коллективных сборников (фольклорный сборник, сборников сонетов, сборник стихов о природе и т. д.). При подготовке к уроку - мастерской учащиеся выбирают любой понравившийся вопрос для творческой работы и в зависимости от общности интересов объединяются в группы. Так, на уроке окажутся и сказочники, и иллюстраторы сказок, и юные филологи. Миссия учителя заключается в том, чтобы «разблокировать» способности ребёнка, создать условия для раскрытия и реализации его творческого потенциала.

В мастерской комфортно будет всем: и слабо успевающим, и одаренным ученикам. А педагог получит прекрасные работы: выразительные, эмоционально окрашенные, выходящие из глубины души.

Принципы обучения в мастерской

  • Все равны в способности стать выше того уровня человечности и образованности, на котором находится каждый.

  • Каждый способен к творчеству, к духовному совершенствованию.

  • Способность к духовному совершенствованию безгранична.

Для того чтобы заинтересовать ребят, я составляю диагностические карты по темам, на изучение которых отводится не один урок

Такие карты хранятся у меня до тех пор, пока не будет выставлена итоговая оценка.

Ф.И.ученика

Учебные задания

Оценка

кроссворд

Проблемные вопросы

Составление плана

статьи

Дифферен.

задания

Техника

чтения

1.Евгения А.

+

-

+

+

+

4

2.Анна А.

+

-

+

_

+

3

3.Алексей Г.

+

-

+

+

+

4

Сводный лист оценки предметных результатов

5г класс

РУССКИЙ ЯЗЫК

0 б. - не научился 1 б. - частично научился 2 б. - в полной мере научился

Ф.И. ученика

Умения

1

А

б

р

2

А

Н

и

3

г

р

е

4

Г

у

д

5

Д

А

н

6

Д

А

ш

7

Е

ф

8

Ж

И

д

9

З

А

х

10

И

В

а

11

К

А

у

12

К

Л

у

13

Н

И

к

14

П

А

н

15

П

Е

т

16

П

О

с

17

Р

Ы

к

18

С

К

о

19

С

Е

м

20

С

Т

р

21

Ч

Е

р

1. Различает звуки и буквы

2

1

2

1

1

1

1

2

2

1

1

1

2

1

2

1

1

1

2

2

1

2. Характеризует звуки и буквы






















- гласные ударные/безударные

2

1

2

2

1

1

2

2

2

1

2

2

2

1

2

1

1

2

2

2

2

- согласные твердые/мягкие

1

1

1

0

1

1

2

2

2

1

1

1

2

1

2

1

1

0

1

1

0

- парные/непарные твердые и мягкие

1

1

1

0

1

1

2

2

2

1

0

0

2

1

2

1

1

0

1

1

0

- согласные звонкие/глухие

1

1

1

0

1

1

1

2

2

1

1

1

2

1

2

1

1

0

1

1

0

- парные/непарные звонкие и глухие

1

1

1

0

1

1

1

2

2

1

1

1

2

1

2

1

1

0

1

1

0

3. Знает последовательность букв в русском алфавите

2

1

2

1

1

1

2

2

2

1

2

2

2

1

2

1

1

1

2

2

1

4. Пользуется алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации

1

1

2

1

2

1

2

2

2

2

1

1

2

1

2

2

2

1

2

2

1

Повышенный уровень

1. Проводит фонетико-графический (звуко - буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному алгоритму








2

2




2


2







2. Оценивает правильность проведения фонетико-графического (звуко - буквенного) разбора слов








2

2




2


2







Этап учёта знаний, умений, навыков школьников является необходимым звеном в цепи процесса обучения и позволяет "отслеживать" результаты этого процесса. Внедрение нетрадиционных форм наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышает уровень владения этими знаниями, поскольку даёт школьнику мотивацию обучения, прививает интерес к предмету. В результате такой работы учащиеся с удовольствием идут на урок, активно работают, отстаивают свою точку зрения, любят творческие задания, умеют работать с кроссвордами, являются авторами кроссвордов, викторин, с удовольствием выполняют разнообразные виды работ и улучшают свои показатели по предмету.


© 2010-2022