Конспект урока развития речи в 5-м классе по теме: «Подготовка к подробному изложению по тексту К. Г. Паустовского

Конспект урока развития речи в 5-м классе по теме: «Подготовка к подробному изложению  по тексту К.Г. Паустовского "Первый снег"» Учебные, воспитательные, развивающие цели: закрепить понятие “изложение с языковым анализом”;показать систему языковых средств, использованных в тексте; обогатить язык учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими средствами языка; содействовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся; помочь понять учащимся идею, композицию, детали, связи и за...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока развития речи в 5-м классе по теме: «Подготовка к подробному изложению по тексту К.Г. Паустовского "Первый снег"»

Цели урока:

  • Познакомиться с личностью Е.И. Никитиной

  • Научиться писать подробное изложение

  • Научиться составлять план к изложению

  • помочь понять учащимся тему, идею в тексте

  • развивать творческие возможности учащихся;

  • научить понимать и ценить красоту русского языка.

Оборудование: школьная доска, учебник 5 класса "Русская речь" Е.И.Никитиной, иллюстрации к рассказу.

Оформление доски

На доске записан план текста.

  1. Странные ощущения.

  2. "Мертвая" тишина.

  3. За стеклами все было снежно и безмолвно.

  4. За два часа так необыкновенно изменилась земля.

  5. ..................................................................................

  6. ..................................................................................

Даны слова для орфографической работы: показалось, закачалось, прислушивался, посапывает, показывали, увидев, необыкновенная, стеклянная, застенчивая.

План урока

1. Орг. момент

2. Вступительная беседа.

3. Чтение текста учителем.

4. Беседа по тексту:

- пояснение и уточнение его содержания;
- выявление темы и идеи текста;
- объяснение структуры текста.

5. Коллективная работа над планом.

6. Повторное чтение текста и его языковой анализ.

7. Написание изложения: черновик (25 мин.), чистовик (20 мин.)

Ход урока

1. Орг. момент.

Приветствую класс, проверяю готовность к уроку.



Тема урока: «Подготовка к подробному изложению по тексту К.Г. Паустовского "Первый снег"»

Цели урока: попробуем сформулировать вместе.

  • Познакомиться с личностью Е.И. Никитиной

  • Научиться писать подробное изложение

  • Научиться составлять план к изложению

  • помочь понять учащимся тему, идею текста

  • развивать творческие возможности учащихся;

  • научить понимать и ценить красоту русского языка.

В нашем городе есть много заслуженных учителей. Екатерина Ивановна Никитина - заслуженный учитель школы России. Именно ей посвящен наш урок. Кто же такая Екатерина Ивановна Никитина? (доклад )

Ребята, сегодня мы на уроке будем писать подробное изложение по тексту К.Г. Паустовского «Первый снег».

2. Вступительная беседа.

Учитель: "Первый снег" - рассказ К.Г. Паустовского, который входит в его книгу "Летние дни". Работая над этим текстом, мы еще раз внимательно рассмотрим, как строится повествование, как автор отбирает материал.

К.Г.Паустовский - это знакомый вам писатель, вы уже знаете некоторые его произведения. Расскажет биографию Паустовского Хабибуллин Динар.

Ребята, вы уже не один раз видели первый снег. Конечно, первый снег всегда тает, приносит грязь и слякоть, но, несмотря на это, мы всегда рады первому снегу, земля преображается, покрывается белоснежным пушистым ковром. А какие чувства у вас вызывает первый снег?

Уч-ся: (ответы на вопрос).

Учитель: Что нужно знать, чтобы написать изложение?

Уч-ся: (ответы на вопрос).

Учитель: А теперь давайте прочитаем рассказ К.Г.Паустовского "Первый снег", где он описывает свои чувства, когда, проснувшись, увидел за окном первый снег.

3. Чтение текста учителем.

Первый снег.

1) Однажды ночью я проснулся от странного ощущения.

2) Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют "мертвой". Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

3) Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну - за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.

4) Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа.

Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа.

5) Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.

6) Проснулся Рувим. Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал :

- Первый снег очень к лицу земле.

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

Учитель: Рувим - это человек, который путешествовал вместе с Паустовским.

4. Беседа по тексту.

Учитель: Понравился ли вам рассказ? Почему? Что вы мысленно увидели, когда слушали рассказ?

Уч-ся: (ответы).

Учитель: Определите тип речи этого текста. Докажите свое мнение.

Уч-ся: Это повествовательный тип речи, так как в тексте говорится о событии, он отвечает на вопрос "что произошло?", к тексту можно сделать одну фотографию. Преобладают глаголы, обозначающие движение и состояние.

Учитель: Назовите тему текста, о чем он?

Уч-ся: Из этого рассказа мы узнаем, какие чувства, ощущения испытал автор, когда увидел, что выпал первый снег. Это также рассказ о том, как изменилась земля после того, как выпал первый снег.

Учитель: Какова основная мысль текста?

Основная мысль выражена словами друга автора, писателя, Рувима: «Первый снег очень к лицу земле». Красота первого снега.

ФИЗМИНУТКА

«Буратино»

Движения выполняются по ходу стихотворения.

Буратино - потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать.

5. Составление плана.

Учитель: На доске записан план этого текста, он состоит из шести частей. Три части из них озаглавлены. Остальные части вам нужно будет озаглавить. Но вначале найдем в тексте эти шесть частей.

(Учитель и ученики отмечают в тексте шесть частей в соответствии с планом).

Учитель: Можно ли оставить заголовки первых трех пунктов такими, какими они записаны на доске. Почему?

Уч-ся: Я думаю, что первые три части можно озаглавить так, как они озаглавлены на доске. В первой части говорится о странном ощущении, во второй части - о "мертвой" тишине, так как все умерло: и дождь, и ветер, и сад; в третьей - о том, что увидел автор в окно.

Учитель: Озаглавьте четвертую, пятую и шестую части. Объясните свой выбор. Работаем в парах. Минута на обсуждение.

Уч-ся: четвертую часть можно озаглавить так: За два часа так необыкновенно изменилась земля. Пятую часть можно озаглавить "Визит птицы", "Птица за окном", потому что в ней говорится о том, что в сад прилетела птица. Шестую часть можно озаглавить "Первый снег очень к лицу земле". Это главная мысль шестой части.

  1. Языковой анализ текста.

Учитель: А теперь давайте займемся главной нашей работой - посмотрим, какие языковые средства и почему использовал автор в своем тексте.

Определите стиль текста.

Стиль текста - художественный: автор рисует картины природы, говорит о своих ощущениях, о своём отношении к окружающему; широко использует слова в переносном значении.

Прочитаем первое предложение.

В каких словах содержится важное сообщение?

От странного ощущения.

Почему?

Они настораживают, заставляют ждать объяснения: что произошло?

Как ответить на этот вопрос словами автора?

Мне показалось, что я оглох.

-Какое слово важно выделить в этом предложении?

Показалось: ведь на самом деле рассказчик не лишился слуха.

-Что произошло на самом деле? Чтение 1-го абзаца УЧЕНИК

- Почему слово мёртвая взято в кавычки?



Уч-ся: В переносном значении употреблены "мертвая" тишина, умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад.

Учитель: Для чего автор использует переносное значении слов?

Уч-ся: Употреблением слов "мертвая", "умер" автор хочет подчеркнуть абсолютную тишину, без единого звука, такую необычную, что человеку кажется, что он оглох.

Учитель: Подберите синонимы к словам "шумливый", "беспокойный".

Уч-ся: Сад шумный, волнующийся, трепещущий.

Учитель: Прочитаем второй абзац. читает ученик.

Подумайте, почему свет в нем назван "белым" и "ровным"?

Уч-ся: Свет был белый, потому что он исходил от снега. Свет был ровный, потому что исходил от всего снежного полотна. Этот ровный свет не могут прервать плывущие по небу тучи.

Учитель: Как автор избегает повторения слова "окно"?

Уч-ся: Вместо слова "окно" автор пишет "за стеклами". Этим он избегает нежелательного повтора.

Учитель: "Стояла одинокая луна". Почему автор говорит, что луна одинокая? В прямом или переносном значении дано это слово?

Уч-ся: Слово дано в переносном значении, одинокими могут быть только люди. Этим словом автор говорит, что луна также одинока в небе, как и он одинок на земле. Ведь все спят, автор стоит один у окна, среди тишины земной, как луна среди тишины небесной.

Прочитайте четвертую часть текста. Определите главную мысль.

Уч-ся: Главная идея в следующих словах: "...за два часа так необыкновенно изменилась земля".

Учитель: А теперь послушайте: "...за два коротких часа поля, леса, сады заворожила стужа". Что значит "заворожила"? Подберите синонимы.

Уч-ся: "Заворожила" - это значит, покрыла снегом, можно сказать, укутала, околдовала, одела в белые одежды.

Ребята, с чем сравнивает автор снег? Почему?

Уч-ся: Снег сравнивается со стеклянным дождем, потому что каждая снежинка блестит и переливается при лунном свете.

Учитель: Прочитайте последний абзац. Мы его назвали "Первый снег очень к лицу земле". Это слова Рувима. Почему автору нужно было, чтобы Рувим проснулся и сказал эти слова, а сам автор разве не мог бы этого сказать?

Уч-ся: К. Г. Паустовскому нужно было показать, что не один он восхищается этой красотой, что Рувим тоже это заметил. Это может заметить каждый человек, только нужно остановиться и посмотреть вокруг.

Учитель: Что говорится о земле, почему она сравнивается с застенчивой невестой?

Уч-ся: Земля нарядная, так как она покрыта блестящим снегом. Белая одежда считается нарядной, а также такого цвета платье у невесты. Но земля застенчивая, потому что она только в белом, без украшений.

Учитель: Запишите слова Рувима как сложное предложение.

Уч-ся: Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал, что первый снег очень к лицу земле.

Далее идет работа с орфограммами (слова записаны на доске). Вспомни, как пишутся слова:

  • Ощущение

  • Показалось

  • Комната

  • Заворожила

  • Закачались

  • Снова

  • Смотри, как пишутся слова:

  • Необыкновенная

  • Прислушивался

  • Посапывает

  • Показывали

  • Увидел

  • Застенчивая

Подведение итогов.

Достигли ли мы цели нашего урока? Какие?

7. Написание изложения.

© 2010-2022