- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка в 6 классе Тема. Род и число имен существительных
Урок русского языка в 6 классе Тема. Род и число имен существительных
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кириченко Т.В. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Константиновская школа» Симферопольского района Республики Крым
Учитель первой категории Кириченко Т.В.
Урок русского языка в 6 классе
Тема. Род и число имен существительных.
Цель: Совершенствовать навыки определения рода и числа имен существительных, согласование их с прилагательными и глаголами в роде и числе; сформировать умение распознавать существительные, употребляющиеся в формах только единственного и множественного числа, правильно употреблять их в речи; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: репродукции картин: «Золотая осень» И. Левитана, «Осень в Киеве» Н. Глущенко, «Осень. Веранда» С. Жуковского, «Октябрь» Е. Волкова; раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока.
-
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Слово учителя.
У нас сегодня необычный урок. Я вас приглашаю в картинную галерею великих русских художников - Исаака Левитана, Станислава Жуковского, Николая Глущенко, Ефима Волкова. Глядя на картины, невольно на ум приходят следующие строки:
«Унылая пора! Очей очарование!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье…»
Вам знакомо это стихотворение? Вспомните, кто автор этих строк?
Обратите внимание на картину Исаака Левитана. Что изобразил художник на своей картине?
- Слова, какой части речи вы назвали?
- Как вы думаете, зачем нужно изучать имя существительное?
-
Объявление темы и целей урока.
-
Актуализация опорных знаний учащихся.
-
Каллиграфическая минутка.
-
Проверка домашнего задания. Игра «Атака веером»
- Что такое имя существительное?
- Каковы морфологические признаки имен существительных?
- Сколько родов у имен существительных? Назовите их. Приведите примеры.
- Сколько чисел у имен существительных?
- Какую синтаксическую роль выполняют имена существительные?
II. Работа над темой урока.
-
Работа с учебником.
Теоретический материал с. 67- 68.
-
Работа возле доски.
Задание: прочитайте слова, использующиеся только в форме множественного числа, определите их общее лексическое значение.
Ножницы, щипцы, ворота - … (парные предметы).
Жмурки, прятки - (игры).
Сумерки, сутки, будни - … (отрезки времени).
Альпы, Карпаты - … (географические названия).
-
Работа с раздаточным материалом.
Задание: прочитайте текст.
Дивная осень.
Я сижу у окна и любуюсь осенней природой. Там, за окном, кружится лёгкий ветерок. Он подхватывает золотые листочки и несёт их по воздуху. А внизу, на земле, они ложатся на пёстрый ковёр. Всё ещё зелёные листья качаются на ветках и будто ждут, когда настанет время опоздать.
В воздухе ещё витает аромат прошедшего лета, а небо ещё льёт свой тёплый лазурный свет на землю. Но мир уже по-осеннему ленив и прохладен. Чистый, хрустальный купол неба дрожит и медленно затягивается облаками.
- Докажите, что перед вами текст.
- Распределите существительные первого абзаца в три колонки по родам.
-
Физкультминутка.
Картофель, выскочка, страна, тушь (марш), тюль, дерево, непоседа, герой, манжета, сладкоежка, учитель, роскошь, время.
-
Работа по индивидуальным карточкам.
Прочитайте и отредактируйте предложения. Почему возникают подобные ошибки?
Поезд «Москва-Киев» прибывает на первую путь.
У нашей калитки растет огромная тополь.
Скосили горький полынь.
-
Составление словосочетаний по картинам.
-
Распределительный диктант. Метод «Бахрома».
Задание: в первый лепесток записать слова, употребляющиеся как в единственном, так и во множественном числе, во второй - имеющие форму только ед. числа, в третий - только множественный.
Цифра, грабли, ворота, молодость, гвоздика, Сумы, день, смех, серебро, тетрадь, сани, радость.
-
Итоги урока.
1. Игра «Четвертое лишнее».
А) Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.
Б) Тюль, бюллетень, гроздь, рояль.
В) Брюки, хлопоты, дверцы, вилы.
Г) Носок, мозоль, георгин, помидор.
2. Рефлексия.
- Над чем работали сегодня на уроке?
- Что нового узнали?
V. Домашнее задание.
Параграф 8, упр. 83.
Уровень высокой компетентности: составить распределительный диктант.