Методическая разработка практического занятия Цвет стиха

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пермский государственный торгово-технологический колледж



Дисциплины:

«Русский язык и культура речи»,

«Информационные технологии в профессиональной деятельности»






Методическая разработка бинарного практического занятия «Цвет стиха»


Преподаватели: Ведерникова Нина Алексеевна. ,Судиловская Виктория Григорьевна..

Контактная информация:

телефон-89028379878

[email protected]




2015г.


Пояснительная записка

Традиционно и вполне оправданно считалось в методике, что слово преподавателя на уроках литературы, русского языка и культуры речи является главенствующим как образец для обучающихся. Сегодня, в век информационных технологий, совсем неплохо усилить звучание этого слова с помощью компьютерных технологий. Цель проведения практического бинарного занятия на тему «Цвет стиха» далеко, на первый взгляд, не смежных дисциплин, информатики, русского языка и культуры речи, - показать возможность и целесообразность проведения подобных практических занятий, попытка проверить «алгебру гармонией» Для лингвистов главное то, что гласные звуки, А О Е И, являются опорными, причем во всех языках, что говорит о единстве происхождения всех языков. А для физиков оказывается главным соответствие этим гласным определенного цвета, а вследствие этого эти звуки несут какую-то информацию, имеют свой смысл. В процессе выполнения практической работы студентам необходимо «уловить» звуковые и цветовые соответствия в поэтическом тексте, что поможет им подтвердить или опровергнуть предложенную исследователями гипотезу о возможности подсчёта цвета стиха. Причем сделать это предстоит с помощью компьютера, т.к. существует специальная методика компьютерного анализа стихотворения, которая позволяет дать цветовую характеристику текста. Вначале студенты, выполняя анализ поэтических текстов, определяют роль цвета и звука в поэтическом тексте без компьютера, только через характеристику гласных звуков, выявляют звуковые и цветовые соответствия через фонетические средства выразительности в стихах. А затем «читают» эти стихи на компьютере. Так проверяется выдвинутая вначале занятия гипотеза. Результаты занятия отражены в рефлексии студентов.





План бинарного практического занятия по дисциплинам «Культура речи» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности»


Преподаватели: Ведерникова Нина Алексеевна, Судиловская Виктория Григорьевна

Дата проведения: 12.12.2014 г.

Специальность, курс: 38.02.04 «Коммерция», 2 курс, гр. К11-2

Тема: «Цвет стиха»

Тип урока: практическое занятие обобщения и систематизации знаний

Этап обучения по данной теме: завершающий

Цели:

Образовательная:

  • научить определять цвет поэтических текстов;

  • научить анализировать поэтические тексты и определять роль цвета и звука в поэтическом тексте;

  • формировать навыки работы в программе MS-Excel;

  • научить находить звуковые и цветовые соответствия через фонетические средства выразительности;

  • научить находить в стихах фонетические средства речевой выразительности.

Развивающая:

  • развитие логического мышления - анализ, сравнение, обобщение;

  • развитие «умений учиться» - использование знаний, умений и навыков в учебной деятельности;

  • развитие ассоциативного мышления;

  • развитие мировоззрения и представления об информационной картине мира;

  • развитие навыков устной речи;

  • развитие эстетических представлений и художественного вкуса - взаимосвязь таких видов искусства, как живопись, музыка, поэзия.

Воспитательная:

  • воспитание отношения к коллективу - коллективизм;

  • воспитание чувства прекрасного;

  • воспитание чувства гордости за произведения русских поэтов;

  • воспитание толерантности.

Формы организации обучения: коллективная, фронтальная, индивидуальная

Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный, частично-поисковый

Межпредметные связи: русский язык и литература

Материально-техническое оснащение урока: компьютеры; мультимедийная техника; стихи «Персидские мотивы»: «Выткался на озере…алый цвет зари», «Отговорила роща золотая» Есенина, «Гамаюн - птица вещая» Блока; раздаточный материал (вопросы для анализа)

Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):

Формирование общих компетенций:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.

Формирование профессиональных компетенций:

ПК 1.7. Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения.

ПК 2.2. Оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем.

Список использованной литературы:

Васильева А.Н. Художественная речь. - М.: Русский язык, 1983. - 256 с.

Введенская Л.А., Черкасова Л.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 323 с.

Голуб И.Б. Искусство риторики: пособие по красноречию. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2005. - 382 с.

Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ обучения. - М.: Флинта, 1987. - 240 с.

Ход занятия:

Структура занятия

Деятельность преподавателей

Деятельность студентов

Режим работы, оснащение

1. Организационный этап

1.1. постановка цели

Эпиграфы к занятию:

1. «Ведь так любопытно: куда все движется?

А еще интереснее двигаться вперед самому.» Е. Алымова

2. «Я взвесил звук, измерил и расчислил.

В загадку слова хитростью проник.

И умное злодейство я замыслил -

Предать железу свой живой язык…» А. Журавлёв

3. «Я ловил соответствие звука и цвета.» А. Тарковский

Через осмысление эпиграфов к занятию студенты ставят цели совместно с преподавателями

Фронтальная работа;

интерактивная доска

1.2. мотивация учебной деятельности

Внимание на эпиграф № 1

Фронтальная работа;

интерактивная доска

2. Этап контроля и проверки знаний

2.1. проверка навыков работы с программой MS-Excel

Постановка задания

Определить интуитивно цвет гласных звуков и окрасить ячейки таблицы в соответствующий цвет

Индивидуальная работа;

компьютеры,

программа MS-Excel

2.2. анализ и обобщение результатов работы

Что получилось?

Вывод: в нашем восприятии звуки окрашиваются в различные тона

Фронтальная работа

3. Этап систематизации понятий и их применение

3.1. усвоение системы понятий

Презентация стиха Блока «Гамаюн - птица вещая» и одноименной картины Васнецова: какие цвета преобладают в картине?

Цвета и фонемы, преобладающие в стихе?

Какая получилось звуко-цветовая картина?

Вывод: увидели цветовую гамму поэтического текста

Чтение стиха Блока наизусть

А - красный

Ы - темно-коричневый

У - темно-синий

Красно-багровая, черно-синяя и кое-где с темной зеленью

Индивидуальная работа,

коллективная работа;

интерактивная доска с картиной Васнецова, таблицей соответствия звука и цвета

3.2. применение полученных знаний

Презентация стиха Есенина «Персидские мотивы»: какая синева в нем?

А если доминирует звук И: какую картину увидели бы?

Проверим по компьютеру

Задание на компьютере со стихом «Выткался на озере…»

Синяя дымка

Яркий, праздничный цвет

Проверка цвета стиха на компьютере с помощью программы

Чтение стиха наизусть

Фронтальная работа, индивидуальная работа;

интерактивная доска, компьютеры, раздаточный материал

3.3. подведение итогов самостоятельной работы

Выступления с обоснованием таблицы

Индивидуальная работа;

компьютеры, раздаточный материал

4. Рефлексия

4.1. подведение итогов занятия

Можно ли проверять «алгеброй гармонию»?

Зачем это делать?

Нашла подтверждение гипотеза?

Высказывания

Коллективная работа

4.2. постановка домашнего задания

«Нарисовать» звуковой образ стихотворения на компьютере

Интерактивная доска

Конспект бинарного практического занятия по дисциплинам «Культура речи »и «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Сегодня мы проводим совместное практическое занятие по работе с поэтическими текстами, хотя на протяжении многих лет идет спор между физиками и лириками

Н.А. В связи с этим хочу напомнить вам, и отнюдь не случайно, известное крылатое выражение, принадлежащее Пушкину, «поверять алгебру гармонией», смысл которого заключается в том, что труднейшее на свете занятие - проверять алгеброй гармонию. Это почти то же, что зажать в руке живого соловья и ждать, что горлышко его затрепещет от песни.

В.Г. Тем не менее сегодня лингвисты в содружестве с физиками делают нечто подобное. Попробуем и мы. Зачем, спросите вы?

Тема и эпиграфы на доске:

1. «Ведь так любопытно: куда все движется?

А еще интереснее двигаться вперед самому.» Е. Алымова

2. «Я взвесил звук, измерил и расчислил.

В загадку слова хитростью проник.

И умное злодейство я замыслил -

Предать железу свой живой язык…» А. Журавлёв

3. «Я ловил соответствие звука и цвета» А. Тарковский

Цель 1: Выяснить, возможно ли произвести подсчет цвета стиха (подтвердить или опровергнуть гипотезу о возможности подсчета цвета стиха).

Н.А. Обратите внимание на эпиграф Тарковского.

Попробуем сформулировать еще одну цель, достижение которой поможет подтвердить или опровергнуть предложенную гипотезу.

Цель 2: Выявить звуковые и цветовые соответствия в поэтическом тексте через поэтическую фонетику.

В процессе выполнения практической работы попробуем «уловить» звуковые и цветовые соответствия в поэтическом тексте, что поможет нам подтвердить или опровергнуть предложенную исследователями гипотезу.

Лингвисты считают гласные звуки А О Е И опорным, причем во всех языках, что о многом, кстати, говорит. А о чем это может говорить? О единстве происхождения всех языков. А что главное для физиков?

В.Г. А для физиков оказывается главное - соответствие этим гласным определенного цвета, а вследствие этого эти звуки несут какую-то информацию, имеют свой смысл. Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много писалось о цветовом слухе Скрябина, который звуки видел в цвете. Я тоже попрошу вас определить интуитивно цвет гласных звуков и окрасить ячейки таблицы в соответствующий цвет.

Работа студентов за компьютерами.

В.Г. Итак, результаты эксперимента языковедов, физиков и наши получились очень близкими: оказывается, что в нашем восприятии звуки окрашиваются в различные тона.

Таблица соответствия звуков и цветов

А - густо-красный, темно-красный

Я - ярко-красный, алый

О - светло-жёлтый, белый

Е - зеленый

Ё - желто-зеленый

У - тёмно-синий, тёмный сине-зелёный, тёмно-лиловый, фиолетовый

И - синий

Й - синий, оттенки синего

Ю - голубой, оттенки циан, синеватый

Ы - темный, черный, темно-коричневый

Э - серая, не ясная буква

Н.А. Трудно сказать, от чего зависит эти свойства звуков. Возможно, А ассоциируется с красным, т.к. в слове «красный» А является ударной. Но ведь в мире все соразмерно и гармонично. Если есть звуковые и цветовые соответствия, значит они должны где-то проявляться, гармонично соединяться. Как вы думаете, где? (Предполагаемый ответ - в поэзии.) Короленко писал: «Стихотворение - прежде всего гармония». Значит, поэтические тексты имеют окраску. Попробуем это выяснить?

В.Г. Причем сделаем это с помощью компьютера, т.е. «проверим алгеброй гармонию» с помощью специальной программы, которая дает качественную оценку текста, включая и «цветовые» характеристики. Эта методика позволяет дать цветовую характеристику текста.

Н.А. Хочу отметить, что, так называемых, цветных стихов у русских поэтов много. Вот одно из них - А. Блок «Гамаюн - птица вещая». Оно написано под впечатлением от картины Васнецова «Гамаюн - птица вещая». Какие цвета преобладают в картине? Картина выдержана художником в темно-фиолетово-синих и багрово-красных тонах. А теперь послушаем стих. А. Блока, которое вы видите на экране. Обратите внимание на средства поэтической выразительности.

Чтение стихотворения наизусть.

В.Г. Покажем проверку гипотезы. Комментарий таблицы. А это и есть цветовая гамма картины В. Васнецова

Н.А. Не могу не согласится с выводом В.Г., что поэт интуитивно нагнетает красный цвет, но для нас важно понять, как он это делает, какие средства фонетической выразительности использует здесь Блок?

Обеспечивает им ударные положения (вещАет кАзней рЯд кровАвых), т.е. использует ассонанс.

Вторым, доминирующим гласным, как выяснилось в результате подсчета, идет Ы. Какие оттенки этот звук вносит в поэтическую картину?

Придает красному тону мрачное трагическое звучание.

И, наконец, У, тоже превышающий норму, добавляет свои оттенки в звуко-цветовую картину. Какие?

Темные сине-зеленые и лиловые оттенки.

В какой гамме «нарисовано» стихотворение?

В красно-багровой и черно-синей гамме, кое-где с темной прозеленью.

Итак, выявив соответствие звука и цвета, мы увидели, цветовую гамму поэтического текста, которая соответствует цветовой гамме картины Васнецова, передающей мрачно-багровый цвет казней. Что и требовалось доказать! А теперь вдумайтесь в это взаимопроникновение разных видов творчества - музыки звуков, поэзии слов и красок живописи, почувствуйте гармонию их слияния. И вы постигните единый смысл искусства!

В.Г. На компьютере таким образом «прочитано» много стихотворений, чтобы убедиться, что обнаруженные звукоцветовые соответствия - не парадокс статистики, не случайное совпадение цифр. Рассмотрим еще варианты.

Н.А. Обратимся к стихотворению С. Есенина из цикла «Персидские мотивы» и попробуем изобразить цветовую гамму стихотворения сначала без компьютера только через характеристику гласных звуков, через поэтическую фонетику. Возьмем только одно четверостишие - оно перед вами на экране.

Стихотворение:

Воздух прозрачный и синий,

Выйду в цветочные чащи.

Путник, в лазурь уходящий,

Ты не дойдешь до пустыни.

Воздух прозрачный и синий.

Вопросы студентам:

1. Сколько раз назван синий цвет?

2. Какой звук по нашей гипотезе должен доминировать в стих.

3. Какова роль и цвет гласного У?

4. Какие фонетические средства речевой выразительности использует автор?

Как вам кажется, какая синева в этом стихотворении: яркого, радостного тона или это скорее синяя дымка?

Да, это скорее синяя дымка.

Именно так, а само это произведение, как и весь цикл, «Персидские мотивы», овеяно светлой грустью.

А теперь представьте себе, что доминирует звук И. Какую картину мы бы увидели?

Этот звук способствовал бы изображению яркого праздничного цвета, но это не соответствует эмоциональной тональности стиха.

И поэт, оставляя доминирующий светлый сине-голубой, подбором соответствующих звуков приглушает его, заставляет звучать в светлом, но минорном тоне. Приходится только поражаться поэтическому чутью художника, который в подборе звуков, в их повторах сумел установить пропорции, подчеркивающие и «цветовую», и общую эмоциональную окраску стиха. Вообще, сине-голубой цвет - любимый в лирике Есенина. Он поистине его и видит, и слышит, выражая через него и чувство любви («Заметался пожар голубой»), чувство патриотизма («Только синь сосет глаза»), нежности («Несказанное синее, нежное»). Синий цвет считал не бытовым, а как бы символическим, обозначающим «божественность».

В.Г. Давайте проверим теперь цвет этого стихотворения по компьютеру.

Н.А. Обратите внимание, что, кроме диаграммы, необходимо сделать заключение о стихотворении, его цветовой гамме, и сказать о своих впечатлениях и настроениях автора.

Практическая работа по стихотворению «Выткался на озере».

Чтение стихотворения наизусть.

Работа студентов. Выступление с обоснованием таблицы.

Н.А. Найти средства фонетической выразительности в этом стихотворении и определить их роль.

Вопросы для анализа и совместный анализ стиха.

Какое время суток изображено в стихотворении?

Почему плачет природа?

Каково эмоциональное состояние автора и через какие выразительные средства это показано? Роль согласного Л?

Докажите, что подбор звуков соответствует цветовой картине, нарисованной в стихотворении?

Н.А. В стихах С. Есенина благодаря фонетическим средствам выразительности, особым способам звуковой организации происходит чудо: звук и цвет словно меняются местами - звук приобретают цвет. А цвет начинает звучать. Он поистине видит звук и «ловит» соответствие звука и цвета - см. эпиграф. Замечено, что чем гениальнее поэт, чем четче выражена окраска произведения.

В.Г. Так можно ли «поверять алгеброй гармонию»? И зачем это делать? Нашла ли подтверждение наша гипотеза?

Н.А. (В зависимости от ответов студентов) В подтверждение правильности нашей гипотезы приведу высказывание известного литературоведа В. Берестова о сонете Шекспира № 90: «Я побывал на поэтической кухне и сделал попытку «поверить алгеброй гармонию», но от этого сонет 90 нисколько не потерял в моих глазах своей свежести и тайны и, забыв про некоторые секреты, что мне довелось подсмотреть, я снова и снова повторяю эти 14 строк.» Исследования показали, что газетный текст, текст инструкций - серый, не выдержанный, а заговоры, песни, молитвы ярко окрашены.

Рефлексия студентов.

1. Узнали, что гласные звуки обладают не только значением, но и цветом.

2. Поняли, что благодаря искусной фонетической организации, например, ассонансу, автор стихов передает свое эмоциональное состояние, свои чувства.

3. Было интересно участвовать в эксперименте по определению цвета гласных звуков, а потом «улавливать» звуковые и цветовые соответствия.

4. Убедилась, что стихи помогают ощутить многоцветие и многозвучие окружающего мира.

5. Восхитились тому, как гармонично сочетаются звук и цвет в произведениях А. Блока и С. Есенина.

6. Учились видеть звуковые и цветовые соответствия в поэтическом тексте.

7. Фонетические средства выразительности и звуковая организация речи помогают увидеть красоту и гармонию поэтического произведения, своеобразие поэтических образов, более точно понять авторское видение мира.

8. Фонетические средства выразительности русской речи помогают лучше понять смысл стихотворения, услышать его звучание и даже увидеть его цвет, помогают по-другому взглянуть на мир поэта.

9. Через цветовые образы поэт создает настроение, говорит о своем эмоциональном настрое.


© 2010-2022