Конспект урока по русскому языку на тему Сложноподчиненные предложения с придаточными времени

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка.

Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными времени

Цели урока: сформировать понятие о сложноподчиненных предложениях с придаточными времени ;

Научить распознавать придаточные предложения времени, отличать их от других придаточных, определять их место в сложноподчиненном предложении, знать способы связи придаточного времени с главным, правильно ставить знаки препинания;

Развивать речь, активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительную деятельность;

воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: учебник, иллюстрации, картинки, карточки, таблицы, интерактивная доска.

I Орг. момент ( Приветствие учащихся, подготовка к уроку, отметка отсутствующих, психологический настрой)

II Опрос домашней работы ( упр. 121 )

III Подача нового материала

На доске цитата Д. Дидро

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

( учитель вместе с учениками разбирает предложение)

Придаточные предложения времени указывают на время действия в главном предложении и отвечают на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? Они относятся ко всему главному предложению и связываются с ним союзами когда, пока, как только, с тех пор, в то время как и др. Например:

1. Утром, когда Никита проснулся, на дворе было уже светлою.

2 Солнце уже садилось, когда я выбрался из леса.

3 Пока я шел край неба заалел.

4 Как только солнце скрылось за горизонтом, сразу подул резкий холодный ветер

Иногда в главном предложении может быть указательное слово тогда. Например: Она проснулась тогда, когда в избе было совсем светло.

Придаточное предложение времени может стоять впереди, после и в середине главного. Например:

1. Как только стало светать, мы двинулись дальше.

2. Деревья жалобно шумели, когда настали холода.

3. От земли, когда наступили сумерки, стал подниматься туман.

Сравните:

1. Он добрался до города, когда уже зашло солнце .

1 Күн батқанда, ол қалаға жетті.

2. После того, как кончатся экзамены, можно отдохнуть.

2.Емтихан біткеннен кейін, демалуға болады.

IV Закрепление

Упражнение 122 работа с текстом

Вопросы по тексту

Найдите в этом тексте СПП

Упр. 124 Спишите расставляя знаки препинания. Определите место придаточного времени по отношению к главному.

Как только мы поднялись на гору, открылся великолепный вид. Мы прибавили шагу, как только вышли на знакомую дорогу.

Игра цифровой диктант

Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным- ставьте цифру 1 на листочке, если нет- о . Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках.

Итак, я утверждаю:

1.Синтаксис- греческое слово, которое означает « составление , построение ( Да )

2. Предложения бывают простые , сложные и составные ( Нет )

3. Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным

( Да )

4. Простые предложения , входящее в состав сложного , всегда отделяются друг от друга запятыми (Нет) цифра ( 1010 )

Задание 2 заполните « слепую схему»

Сложные предложения

?

Союзные

ССП

?

Задание 3 Работа с карточками , конструирование предложений

Из двух простых предложений составьте сложное предложение с придаточным времени

1. Я Учился в школе. Брат работал на заводе.

2. Кончился дождь. Все стихло, как будто замерло.

3Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса.

4.Прошел год. Я уехал из аула.

Задание 4

Найдите соответствие, соедините стрелками придаточные предложения с главным. Определите вид придаточных.

1.Через 20 лет я приехал туда,

2.Яблони не расцвели,

3.Как только солнце скрылось за горизонтом,

4.Мы знаем,

1.потому что ударил сильный мороз.

2.что в космосе работает спутниковая связь.

3.где прошло моё детство

4.сразу подул резкий холодный ветер.Задание 5

Схематический диктант « Кто быстрее ?»

(ученики на слух определяют структуру предложения и записывают только схемы на доске.)

1. Когда наступила ночь, пришлось вернуться домой.

2. Нежные почки набухают на деревьях, как только в лесу сойдет снег

3. Он добрался до города, когда уже зашло солнце.

V Итог урока

- С каким видом СПП мы с вами познакомились?

- На какой вопрос отвечает СПП с придаточными времени ?

- С какими союзами они связываются ?

VI Дом. Задание упр. 123, 126 стр. 82

VII Оценки за урок

© 2010-2022