Здоровьесберегающие компоненты на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровьесберегающие компоненты на уроках

русского языка и литературы


Традиционно считается, что основная задача школы - дать необходимое образование, научить детей учиться, но не менее важная сегодня задача - сохранить в процессе обучения здоровье наших детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения, да и качество образования в целом. Поэтому одной из приоритетных задач современной реформы системы образования стало сбережение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
а) в физическом плане - умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
б) в интеллектуальном плане - проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в) в нравственном плане - честен, самокритичен, эмпатичен;
г) в социальном плане - коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
д) в эмоциональном плане - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Как сохранить здоровье современного школьника.

Основной путь к здоровью - воспитание культуры здоровья, формирование убежденности в том, что нет другого правильного образа жизни, кроме здорового. Задача системы образования - добиться, чтобы здоровый образ жизни стал основой нового мировоззрения нового времени.

Немалая роль в решении задач по сохранению и укреплению здоровья детей отводится, конечно, администрации школы, классным руководителям, но и мы, учителя, можем способствовать формированию ЗОЖ ребёнка через включение в процесс преподавания элементов здоровьесберегающих технологий. Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни. Анализ образовательных программ и практической деятельности педагогов свидетельствует о том, что каждая учебная дисциплина в школе обладает большими потенциальными возможностями для внедрения здоровьеформирующих образовательных технологий, направленных на воспитание у учащихся культуры здоровья.

Что может сделать, например, учитель

на уроках русского языка и литературы?

Русский язык и литература - серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, быть предельно внимательными, и поэтому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Выделяют 4 группы здоровьесберегающих компонентов, которые желательно использовать при планировании и организации уроков и внеклассных занятий: физиологические, педагогические, психологические компоненты и компоненты ортобиотики (ЗОЖ).
1. К группе физиологических здоровьесберегающих компонентов относят физиологически грамотно построенное занятие
Обязательными структурными элементами уроков становятся: приветствие; опрос самочувствия; релаксация; оздоровительные упражнения; рефлексия; прощание.
Важно не допускать перегрузки учеников, определяя оптимальный объём учебной информации и способы её предъявления, минимизировать объём домашних заданий, учитывать интеллектуальные, физиологические особенности учащихся, индивидуальные способности каждого ученика. Стараться предусмотреть такие виды работы, которые снимали бы усталость. Не нужно забывать и о том, что отдых - это смена видов деятельности.
При планировании урока желательно включать зарядки-релаксации (не более 3-5 минут). Цель проведения релаксации - снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала. Например, физминутка: определить часть речи названного слова. Если это существительное - хлопаем, если глагол - топаем. Вакцина, бежать, насморк, забыться, микстура, прививка, вырасти, гигиена, закаляться, ангина, витамины, беречь, чувствовать, нездоровится, грипп, морковь, болезнь.
Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения. Видами релаксации могут быть не только физкультминутки, но и различного рода движения, игры, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Даже шутливые истории на уроке, притчи, загадки могут стать примером релаксации, освобождая сознание ребёнка на короткое время от умственного напряжения. Разнообразие впечатлений положительно влияет на эмоциональное состояние ребёнка. Яркие и эстетические впечатления способствуют благотворному протеканию в организме физиологических процессов.

2. Педагогические здоровьесберегающие компоненты.
Здоровьесберегающие технологии реализуются, прежде всего, на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дети учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. То есть в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, обеспечиваются комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Для сохранения здоровьесбережения можно использовать и педагогику сотрудничества, благодаря которой создаются все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Учитывать индивидуальные способности и возможности учащихся позволяет и использование на уроках технологии уровневой дифференциации обучения.
Один из способов работы по данной технологии - групповая работа, когда класс делим на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитывается личностное отношение детей к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета. Для каждой группы разрабатываются задания разной сложности, различающиеся по объему и приемам выполнения. В составе группы школьники сами выбирают задания, оценивая свою подготовленность на данное время. У учителя появляется возможность помочь детям, которые справляются с предложенным заданием медленнее.
Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам помогают ИКТ. Сбережение и укрепление здоровья тесно связано с применением в школе информационно-коммуникативных технологий обучения, при которых дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Однако внедрение компьютерных технологий в нашу жизнь неминуемо сказывается на здоровье. Что должен сделать учитель для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером? В первую очередь, создать соответствующие условия работы. На уроках нужно учить строить взаимоотношения с компьютером грамотно и технологично, чтобы максимально уменьшить риск для здоровья, развить интерес к занятиям и мотивацию учения, ведь они привлекают внимание ребят к учебным занятиям, делают их желанными, комфортными, приятными, привлекательными, исключают угнетение, стрессы, различные негативные реакции, плохо влияющие на психику подростков. А все это помогает сберечь и укрепить здоровье подрастающего поколения.
Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, внимание учащихся можно удерживать в течение всего урока, при этом то, что происходит на экране, требует ответной реакции ученика, т.е. внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер. Использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику.
Например, учитывая возможности ребенка, можно дать ему выполнить индивидуальное задание на тренажерах по русскому языку (нет возможности задействовать весь класс, можно во внеурочное время в качестве индивидуальной работы). Разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа-материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся.
Одним из основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий является творческий характер образовательного процесса и обеспечение мотивации образовательной деятельности. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается за счет использования на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения. Большой энтузиазм вызывают у учеников нестандартные уроки, на которых можно проявить себя творчески. Например, уроки-состязания, уроки- творческие отчёты, уроки-ярмарки, с использованием ролевых игр, инсценирования, рисования.

3. Психологические здоровьесберегающие компоненты.
Спокойная, доброжелательная, психологически комфортная обстановка урока также положительно влияет на работоспособность учащихся.
Эффективна с точки зрения психологического комфорта на учебном занятии диалоговая форма обучения. Формирующейся эмоциональной системе подростка важны разнообразные впечатления, они являются основой наших эмоций и чувств. Например, яркие и эстетические впечатления способствуют благотворному протеканию в организме физиологических процессов.
О ситуации успеха сказано много. Создайте ребёнку ситуацию, при которой он хоть на минутку, но порадуется своим незначительным успехам. Умение радоваться - яркий показатель состояния здоровья. Все психологи и врачи, когда их спрашивают, что нужно делать для сохранения своего здоровья в наше психогенно-напряженное время, дают единодушный ответ - «радоваться»! Радость - одно из самых эффективных лекарств. И доступное для всех. Веселые люди стойко переносят тяготы жизни и болезни. Они, как правило, не падают духом при каких-либо поражениях, а потому у них не формируется «гормон страха», наличие которого разрушающе действует на здоровье.
Психологическая страница. Текст для орфографического разбора. Очень п..лезно и пр..ятно см..треть на аквариум с разн..цветными рыбками. Плавно раскачивающиеся вод..росли и плавающие рыбки погружают нас в состояние нев..сомости. Всё наше тело медленно ра..слабляется, кров..носные сосуды ра..ширяются, сердце нач..нает биться ровнее, полностью исч..зают напряжение в теле и г..ловная боль. Аквариум - пр..красное средство от страха в зубном кабинете.

4. Элементы ортобиоза. Одним из важных направлений в работе каждого педагога должно стать формирование у школьников мотивации на здоровье, осознание социальных норм ЗОЖ. С этой целью целесообразно включать в уроки специальные приёмы, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, компоненты ортобиотики.
Ортобиотика - сравнительно новая наука о самосбережении здоровья, разумном образе жизни. Ортобиотика рассматривает рекомендации по практическому овладению принципами личного ортобиоза, помогающего на протяжении жизни сохранять физическое и душевное здоровье, активную деятельность и радость мироощущения. Принципы ортобиоза: философия оптимизма, жизненного путеводителя (что такое здоровье), гигиенических правил, формула выживаемости, универсальные средства самосбережения, технология сдерживания угасания жизни и семья как цитадель ортобиоза.
Ортобиоз - рациональный образ жизни; системообразующее условие долголетней работоспособности человека.

Какие компоненты ортобиоза можно использовать в работе учителя русского языка и литературы?
На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие здоровый образ жизни, спорт, разные его виды, туризм.
5 класс. Спорт вообще бывает разный. В одних видах спорта важна ловкость, в других - сила, в третьих - смелость, а в четвёртых - логика. Каждый выбирает такой спорт, который больше ему подходит. Есть командные игры: хоккей, футбол, волейбол. Есть игры, в которые играют два или четыре игрока: боулинг и теннис. А есть и такие виды спорта, где участники соревнуются друг с другом: плавание, лёгкая атлетика, гимнастика. В одиночных видах спорта надо рассчитывать только на себя и на свои возможности, а в командных - уметь взаимодействовать с другими игроками. Это важное качество!
Официально-деловой стиль в 6 классе изучаем на примере составления памяток и инструкций по сохранению здоровья и личной безопасности.
6 класс. Примерные рекомендации по здоровому образу жизни.
1. Содержи своё тело в чистоте.
2. Хорошо ешь.
3. Играй с осторожностью.
4. Выбирай друзей правильно.
5. Содержи свой мир в чистоте.
6. Лекарство не игрушка.
7. Участвуй в вакцинации.

При изучении наклонений глаголов (6 класс) - режим дня школьника с последующим его обсуждением.

При изучении слов категории состояния. Тема «Описание состояния человека» в 7 классе даёт возможность ребёнку оценить своё эмоциональное состояние в данную минуту, проанализировать причины душевного дискомфорта или чувства радости.
Словарный диктант: Гигиена, поликлиника, гимнастика, стрессы, фитнес, медицина, недостаток кислорода, пагубные привычки, профилактика заболеваний, негативные эмоции, авитаминоз, компьютер, депрессия, советы специалиста, рациональное питание, бессонница, безопасное поведение, иммунитет - Подчеркните в своем диктанте слова и словосочетания, значения которых направлены на укрепление здоровья человека.
Изучение синтаксиса и пунктуации в 8 классе даёт возможность использовать тексты для анализа, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.
Дайте определение выражениям.

1. Вид спортивной гимнастики (аэробика)

2. Система физических упражнений, способствующая общему развитию организма и укреплению здоровья (гимнастика)

3. Расслабление и снятие психического напряжения (релаксация)

4. Правила времяпровождения (распорядок дня)
При изучении союзов в 7кл. Работа с новым материалом.

1. Познакомьтесь с русскими пословицами и поговорками о здоровье. Выберите те, которые вам наиболее понравились, и объясните их смысл. 1) Хрен да редька, лук да капуста - лихого не подпустят. 2) Где просто, там живут лет со сто. 3) Ум и здоровье дороже всего. 4) Человека лень не кормит, а здоровье только портит. 5) Даже собака знает, что травой лечатся. - Проанализируйте выбранные предложения, постройте схемы для объяснения постановки знаков препинания.
2. Перед вами афоризмы известных людей. Выберите наиболее вам понравившиеся, объясните, как вы их понимаете. 1. Здоровье не ценят, пока не приходит болезнь. (Томас Фуллер) 2. Здоровье - вещь удивительная, потому что его можно накопить. (Георгий Александров) 3. Ни насыщение, ни голод и ничто другое не хорошо, если преступить меру природы. ( Гиппократ) 4. Здоровье не купишь, так как им можно только расплачиваться. (С.Крытый) 5. Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь. (Гораций) - Найдите в предложениях союзы. Одинаковы ли они по составу? (Нет, одни состоят из одного слова, другие - из двух) - Как называются такие союзы? Воспользуйтесь информацией, данной в учебнике (Союзы, состоящие из одного слова, называются простыми, а из двух и более слов - составными)
При подготовке к ГИА и ЕГЭ (часть С) возможно использование в качестве тренировочных работ анализ публицистических текстов по пропаганде ЗОЖ.
На уроках литературы полезны мини-диспуты по анализу афоризмов, пословиц и поговорок на тему «Здоровье»: «В здоровом теле здоровый дух», «Отдых - это перемена занятий», «Здоровье женщины - здоровье нации» и т.д.
С точки зрения популяризации ЗОЖ и общего развития учащихся эффективны рубрики урока «Информация к размышлению» или «Знаете ли вы?»
Знаете ли вы, что русские писатели А.П.Чехов и В.Гиляровский основали в 1882 году «Русское гимнастическое общество»; Л.Н.Толстой увлекался верховой ездой, коньками, гимнастикой и велоспортом; английский поэт Д.-Г. Байрон, несмотря на хромоту, был великолепным пловцом и т.д.
И в заключении хочется отметить, что, к сожалению, ЗОЖ пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Здоровье подрастающего человека - это одна из главных проблем современной школы и не только социальная, но и нравственная, и свой посильный вклад в сохранение здоровья молодого поколения может внести каждый учитель. И внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих компонентов позволяет добиться положительных изменений: формируются мотивы, потребности и ценности ЗОЖ, а возможно, даже нравственные чувства, качества, поступки, создаётся благоприятная здоровая социокультурная среда, в которой растёт и развивается ребёнок.


Литература:
1. Безух К.Е. Культура здоровья школьников. - Волгоград: «Учитель», 2011
2. Брагина С.А. Энциклопедия здоровья. - Волгоград: «Учитель», 2009
3.Тареева Л.И. Активные формы обучения. - Волгоград: «Учитель», 2008
4. Верескун Н.В. Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением современных технологий. - Москва: «Планета», 2011

© 2010-2022