• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Сценарий открытого внеклассного мероприятия «Круг чтения», посвящённого Году литературы в России (в рамках районного семинара учителей русского языка и литературы на базе МОУ-СОШ №4 г. Маркса). Дата проведения 02. 03. 2015г

Сценарий открытого внеклассного мероприятия «Круг чтения», посвящённого Году литературы в России (в рамках районного семинара учителей русского языка и литературы на базе МОУ-СОШ №4 г. Маркса). Дата проведения 02. 03. 2015г

2015 год официально объявлен Годом литературы. Указ о его проведении подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 12 июня 2014 года.  В  планах Года литературы масштабные и интересные мероприятия. Это Международный писательский форум "Литературная Евразия", проект "Литературная карта России", "Библионочь – 2015", проекты "Книги в больницы" и "Лето с книгой”: дни чтения в летних лагерях", творческие встречи писателей с читателями в библиотеках и книжных магазинах, пилотный проект "Всемирный День Кн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытое внеклассное мероприятие «Круг чтения»,

посвящённое Году литературы в России

(в рамках районного семинара учителей русского языка и литературы на базе МОУ-СОШ №4 г. Маркса).


Дата проведения 02.03.2015г.


Учитель русского языка и литературы

МОУ-СОШ № 4 г. Маркса

Медовкина Татьяна Николаевна.


Оформление сцены: символ года литературы, портреты писателей, мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение.

Сценарий открытого внеклассного мероприятия «Круг чтения», посвящённого Году литературы в России (в рамках районного семинара учителей русского языка и литературы на базе МОУ-СОШ №4 г. Маркса). Дата проведения 02.03.2015г.

Ход мероприятия:


  1. Ведущий 1. Отражение исчезнувших лет,
    Облегчение житейского ига,
    Вечных истин немеркнущий свет -
    Это - книга. Да здравствует книга!
    Ведущий 2. Чистых радостей светлый исток,
    Закрепленье счастливого мига,
    Лучший друг, если ты одинок,-
    Это - книга. Да здравствует книга!

  2. Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья! Приветствуем вас на торжественном мероприятии, посвященном открытию в нашей школе Года литературы.

  3. Ведущий 2. 2015 год официально объявлен Годом литературы. Указ о его проведении подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 12 июня 2014 года.

  4. Ведущий 1. Государство, вузы, школы, писательские организации, библиотеки и СМИ хотят привлечь внимание общества к литературе и напомнить, что читать - нужно, полезно и модно.

  5. Ведущий 2. К Году литературы в нашей стране приурочено проведение огромного числа мероприятий, включая литературные конкурсы и «битвы», выступления современных авторов, как молодых, так и наших знаменитых современников, планируется опубликовать собрания сочинений различных авторов.

  6. Ведущий 1. В планах Года литературы масштабные и интересные мероприятия. Это Международный писательский форум "Литературная Евразия", проект "Литературная карта России", "Библионочь - 2015", проекты "Книги в больницы" и "Лето с книгой": дни чтения в летних лагерях", творческие встречи писателей с читателями в библиотеках и книжных магазинах, пилотный проект "Всемирный День Книги", конкурс "Литературная столица России".

  7. Ведущий 2. 28 января 2015 года в Московском художественном академическом театре состоялась торжественная церемония открытия Года литературы. Президент РФ присутствовал на открытии Года литературы в России.

  8. Ведущий 1. Во время своего выступления, президент напомнил, что идея объявить 2015 Годом литературы была одобрена еще несколько лет назад во время съезда российских литераторов. Давайте внимательно послушаем, что сказал Владимир Владимирович Путин. Внимание на экран.

  9. Просмотр видео. Выступление президента РФ Путина В.В.

  10. Ведущий 2. Литература - язык, выражающий все, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать. (И. А. Гончаров)

  11. Ведущий 1. Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Ведь человек, в высоком смысле слова, становится человеком благодаря литературе. Все ценности человек черпает из книг. Книга - источник всяческих знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение.

  12. Ведущий 1. Литература имеет огромное значение в истории развития общества. Человек всегда стремился к тому, чтобы передавать знания и делиться своими чувствами с другими людьми. Появление письменности можно считать первым шагом на пути к литературе.

  13. Ведущий 2. Что такое литература для современного общества? Литература для писателя - это способ передать свое личное мнение, поделиться своим уникальным опытом, рассказать о своих мечтах посредством событий в жизни персонажей. А для читателя - это возможность узнать новое, пережить то, что не позволяет пережить реальная жизнь, подумать и научиться чему-либо.


  1. Ученики 5- 6-х классов.


  • Обращение писателя к читателям.

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
(С. Михалков)

  • Как бы жили мы без книг?

Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!


Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?..


Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!


Нет твоей любимой книжки -
«Чипполино», например,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.

Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.


От бесстрашного Гавроша
До Тимура и до Кроша -
Сколько их, друзей ребят,
Тех, что нам добра хотят!


Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.


Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.


И она в любые страны
Через все века пройдёт,
Как великие романы
«Тихий Дон» и «Дон Кихот»!


Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!
И особенно российской -
Начиная с Букваря!


(С. Михалков)


  1. Дмитрий Сергеевич Лихачёв «Любите читать». (Полеонок Никита. 8а класс).

Каждый человек обязан (я подчеркиваю - обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.

Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития - чтение.

Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание - понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах.

«Незаинтересованное», но интересное чтение - вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все - она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь.

Классическое произведение - то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, - свое время.

  1. Николай Гумилёв «Шестое чувство». (Вотинцева Екатерина. 10 класс).

Прекрасно в нас влюбленное вино

И добрый хлеб, что в печь для нас садится,

И женщина, которою дано,

Сперва измучившись, нам насладиться.

Но что нам делать с розовой зарей

Над холодеющими небесами,

Где тишина и неземной покой,

Что делать нам с бессмертными стихами?

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.

Мгновение бежит неудержимо,

И мы ломаем руки, но опять

Осуждены идти всё мимо, мимо.

Как мальчик, игры позабыв свои,

Следит порой за девичьим купаньем

И, ничего не зная о любви,

Все ж мучится таинственным желаньем;

Как некогда в разросшихся хвощах

Ревела от сознания бессилья

Тварь скользкая, почуя на плечах

Еще не появившиеся крылья;

Так век за веком - скоро ли, Господь? -

Под скальпелем природы и искусства

Кричит наш дух, изнемогает плоть,

Рождая орган для шестого чувства.

  1. Николай Гумилёв «Слово». (Голосов Святослав. 11 класс).

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к луне,

Если, точно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,

Как домашний, подъяремный скот,

Потому что все оттенки смысла

Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку

Покоривший и добро и зло,

Не решаясь обратиться к звуку,

Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно

Только слово средь земных тревог,

И в Евангелии от Иоанна

Сказано, что Слово это - Бог.

Мы ему поставили пределом

Скудные пределы естества.

И, как пчелы в улье опустелом,

Дурно пахнут мертвые слова.

  1. Марина Цветаева «За книгами». (Диева Елена, Федукина Татьяна. 8а класс).

"Мама, милая, не мучь же!

Мы поедем или нет?"

Я большая,- мне семь лет,

Я упряма,- это лучше.

Удивительно упряма:

Скажут нет, а будет да.

Не поддамся никогда,

Это ясно знает мама.

"Поиграй, возьмись за дело,

Домик строй".- "А где картон?"

"Что за тон?"- "Совсем не тон!

Просто жить мне надоело!

Надоело... жить... на свете,

Все большие - палачи,

Давид Копперфильд"... - "Молчи!

Няня, шубу! Что за дети!"

Прямо в рот летят снежинки...

Огонечки фонарей...

"Ну, извозчик, поскорей!

Будут, мамочка, картинки?"

Сколько книг! Какая давка!

Сколько книг! Я все прочту!

В сердце радость, а во рту

Вкус соленого прилавка.

1909-1910

  1. Вадим Шефнер «Слова». (Потина Л. 7б класс).

Много слов на земле. Есть дневные слова -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу,-

Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Кто их часто твердит - я не верю тому,

Позабудет о них он в огне и дыму.

Он не вспомнит о них на горящем мосту,

Их забудет иной на высоком посту.

Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,

Оскорбляет героев бесчисленный прах,

Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,

Не твердя этих слов, умирали за них.

Пусть разменной монетой не служат они,-

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту -

Береги изначальную их чистоту.

Когда радость - как буря, иль горе - как ночь,

Только эти слова тебе могут помочь!


  1. Борис Пастернак «Быть знаменитым некрасиво». (Абзалов Данил. 8а класс).

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, что бы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

  1. Романс на стихи А.А.Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад...» (Груздева Татьяна. 9а класс).

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!


  1. Выход и построение учащихся 5-11-х классов на сцене и в зале около сцены.

  • Литература рождается из глубины народной души. Адам Мицкевич. (Груздева Татьяна 9а класс).


  • Литература - язык, выражающий все, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать. Иван Александрович Гончаров. (Самойлова Вероника 10 класс)


  • ...Цель литературы - помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты... Максим Горький. (Богдашева Дарья 9а класс)


  • Нравственность человека видна в его отношении к слову.

Лев Николаевич Толстой. (Черкасова Ольга 9а класс)


  • Чтение - вот лучшее учение! Александр Сергеевич Пушкин. (Жевакина Ксения 5в класс)


  • У писателя только и есть один учитель: сами читатели. Николай Васильевич Гоголь. (Суховеева Дарья 6а класс)


  • Все время живет желание превратить литературу в спортивные состязания: кто короче? Кто длинней? Кто проще? Кто сложней? Кто смелей? А литература есть ПРАВДА. Откровение. И здесь абсолютно все равно - кто смелый, кто сложный, кто "эпопейный"... Есть правда - есть литература. Ремесло важно в той степени, в какой важно: начищен самовар или тусклый. Был бы чай. Был бы самовар не худой. Василий Макарович Шукшин. (Самойлова Вероника 10 класс)


  • Иногда кажется, и живем-то мы именно потому, что предвкушаем чудесные перемены. Завтра, думаем мы, случится такое, чего не случалось никогда, ну, по крайней мере, ни позавчера, ни вчера, ни сегодня уж точно не случалось! А когда мы устаем ждать, мы приходим на поклон Литературе - и в ней проживаем те самые жизни, которых не знали и не узнаем в действительности. Евгений Клюев. (Черкасова Ольга 9а класс)

  1. Анна Ахматова «Мужество». Груздева Татьяна.9а класс.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Анна Ахматова

Мужество (1942)


  1. Иосиф Бродский. Нобелевская лекция. (Казакова Елизавета 11 класс).

Язык и, думается, литература - вещи более древние, неизбежные,

долговечные, чем любая форма общественной организации. Негодование, ирония

или безразличие, выражаемое литературой по отношению к государству, есть, по

существу, реакция постоянного, лучше сказать -- бесконечного, по отношению к

временному, ограниченному. По крайней мере, до тех пор пока государство

позволяет себе вмешиваться в дела литературы, литература имеет право

вмешиваться в дела государства. Политическая система, форма общественного

устройства, как всякая система вообще, есть, по определению, форма

прошедшего времени, пытающаяся навязать себя настоящему (а зачастую и

будущему), и человек, чья профессия язык, -- последний, кто может позволить

себе позабыть об этом. Подлинной опасностью для писателя является не только

возможность (часто реальность) преследований со стороны государства, сколько

возможность оказаться загипнотизированным его, государства, монструозными

или претерпевающими изменения к лучшему -- но всегда временными --

очертаниями.

  1. Песня на стихи Сергея Есенина «Над окошком месяц. Под окошком ветер. (Плотникова Татьяна Игоревна, Семерикова Татьяна Юрьевна, Григорьева Наталья Анатольевна).

Над окошком месяц. Под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел.

Дальний плач тальянки, голос одинокий -
И такой родимый, и такой далекий.

Плачет и смеется песня лиховая.
Где ты, моя липа? Липа вековая?

Я и сам когда-то в праздник спозаранку
Выходил к любимой, развернув тальянку.

А теперь я милой ничего не значу.
Под чужую песню и смеюсь и плачу. Август 1925

  1. Ведущий 2. Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотрев его библиотеку. (Луи Жан Жозеф Блан).

  2. Николай Заболоцкий «Читая стихи». (Пантелеев Владислав. 11 класс).

Любопытно, забавно и тонко:

Стих, почти непохожий на стих.

Бормотанье сверчка и ребенка

В совершенстве писатель постиг.

И в бессмыслице скомканной речи

Изощренность известная есть.

Но возможно ль мечты человечьи

В жертву этим забавам принесть?

И возможно ли русское слово

Превратить в щебетанье щегла,

Чтобы смысла живая основа

Сквозь него прозвучать не могла?

Нет! Поэзия ставит преграды

Нашим выдумкам, ибо она

Не для тех, кто, играя в шарады,

Надевает колпак колдуна.

Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык.


  1. Ведущий 2. На этом наше мероприятие окончено.

Спасибо за внимание!

10

© 2010-2022