Рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Рабочая программа создана на основе программы для общеобразовательных школ «Русский язык. 10-11 классы» Учебное пособие. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010г. Автор программы Н.Г.Гольцова.   Используемый учебник:  Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. М.:ООО «ТИД « Русское слово - РС», 2010 г. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).  Один урок включает в себя сжатый материал нескольких уроков. Уроки построены ка...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тихоновская средняя общеобразовательная школа »

Менделеевского муниципального района Республики Татарстан


Утвержден

Педагогическим советом

протокол от _____2014 г. №__


Введено приказом от_____2014 г.№__

Директор школы

______ (Крюков С.В.)




Рабочая программа

по русскому языку

для 11 класса (количество часов в неделю - 1, год - 34)



Составитель: учитель русского языка

и литературы Павлова Марина Михайловна




Согласовано

Заместитель директора________(Потапенко А.В.)

«___»_______2014г.


Рассмотрено (обсуждено)

На заседании МО, протокол от «__»____2014г. №__

Руководитель МО ______(Билко О.В.)

«__»______2014г.







Тихоново 2014

Учебно-тематическое планирование по русскому языку


Класс 11

Учитель - Павлова Марина Михайловна

Количество часов

Всего 34 часа; в неделю - 1 час

Количество контрольных работ - 5 часов, изложений-3

Рабочая программа создана на основе программы для общеобразовательных школ «Русский язык. 10-11 классы» Учебное пособие. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010г. Автор программы Н.Г.Гольцова.

Используемый учебник: Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. М.:ООО «ТИД « Русское слово - РС», 2010 г.

Дополнительная литература:

1) Кудинова О.А., Юнусова Б.С.Русский язык. Контрольные работы.10-11 классы. М.:Эксмо,2007 г.

2) Воронина Н.В., Егорова. Т В. Олимпиады по русскому языку. 9-11 классы. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»,2007 г.

3) Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Русский язык для поступающих в вузы. Орфография и пунктуация. М.: Айрис - пресс, 2007 г. (Домашний репетитор)


Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе:

-стандарта основного общего образования по русскому языку,

-примерной образовательной программы,

-учебного плана МБОУ «Тихоновская средняя общеобразовательная школа» Менделеевского муниципального района,

-положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ «Тихоновская СОШ», реализующего программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования по русскому языку.

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;

  • развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;

  • применение полученных знаний и умений в речевой практике.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 11 классе по данной программе сводятся к следующему:

- закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по орфоэпии, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).

Формы контроля:

  • -индивидуальный устный опрос;

  • -фронтальный опрос;

  • - выборочная проверка упражнения;

  • - взаимопроверка;

  • - самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

  • - различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

  • - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

  • - составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

  • - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

  • -изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

  • - написание сочинений;

  • -письмо под диктовку

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русской язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);

  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);

  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).

  • комментирование орфограмм и пунктограмм

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

по русскому языку за курс 11 класса

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского народа;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы языка, их признаки;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;

уметь:

• осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точ­ки зрения языкового оформления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных стилей; аудирование и чтение:

  • использовать основные виды чтения;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников;

  • говорение и письмо:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, граммати­ческие нормы современного русского языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать нормы речевого поведения;

• использовать основные, а также приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Характеристика класса

В 11 классе обучается 2 ученицы. Обе девочки очень активные, целеустремленные, всегда добиваются поставленной цели. 2013-2014 учебный год по предмету русский язык обе ученицы получили «4». % качества предмета - 100%.

Технологии, используемые в образовательном процессе

Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе - информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

  1. Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

  2. Технологии дифференцированного обучения

  3. Технология проблемного обучения

  4. Личностно-ориентированные технологии обучения

  5. Технология индивидуализации обучения

Содержание программы учебного курса

Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ (1 ч)

Словосочетание (1 ч)

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.

Синтаксический разбор словосочетания.

Предложение (1 ч)

Понятие о предложении. Классификация предложений. Пред­ложения простые и сложные.

Простое предложение(5ч)

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отри­цательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и одно­составные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространен­ные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соедини­тельное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения.

Простое осложненное предложение (8 ч)

Синтаксический разбор простого предложения.

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложе­ниях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препи­нания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособ­ленных членах предложения. Обособленные и необособленные опре­деления. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присо­единительные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции.

Знаки препинания при сравнительном обороте.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

Сложное предложение(7ч)

Понятие о сложном предложении.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтак­сический разбор сложносочиненного предложения.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного пред­ложения с одним придаточным.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчи­ненного предложения с несколькими придаточными.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Период. Знаки препинания в периоде.

Синонимия разных типов сложного предложения.

Предложения с чужой речью(2ч)

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

Употребление знаков препинания(3ч)

Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклица­тельный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препи­нания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие зна­ки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

КУЛЬТУРА РЕЧИ (2 ч)

Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правиль­ность и чистоту речи. Правильность речи.

Норма литературного языка. Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лекси­ческие, морфологические, синтаксические, стилистические нормы.

Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.

Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.

Составление руководства «Учусь говорить хорошо и правильно».

СТИЛИСТИКА (3 ч)

Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства

Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицисти­ческий стиль. Разговорный стиль.

Особенности литературно-художественной речи.

Текст. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров

Учебно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

В том числе

По развитию речи

Контрольные работы, диктанты

1

Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.

1

-

-

2

Словосочетание

1

-

-

3

Предложение. Простое предложение

6

-

1

4

Простое осложнённое предложение

8

1

1

5

Сложное предложение

7

1

1

6

Предложения с чужой речью

3

1

-

7

Употребление знаков препинания

2

-

1

8

Культура речи

2

-

-

9

Стилистика

4

-

1


Всего часов

34

3

5


Календарно-тематическое планирование

п\п

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Виды контроля, измерители

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

По плану

Фактически

Повторение пройденного в 5-10 классах (2 ч)

Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.

Устный опрос

беседа, работа с учебником



Словосочетание. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.

Устный опрос, проверка д\з

Работа с учебником и таблицей



Предложение (1 ч)

Простое предложение (5 ч)

Понятие о предложении. Классификация предложений

Устный опрос, проверка д\з, диктант словарный

Беседа, запись предложений под диктовку с грамматическим заданием



Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске, предложения утвердительные и отрицательные.

Устный опрос, проверка д\з, словарный диктант

Синтаксическая минутка, беседа, словарная работа



Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

Устный опрос, проверка д\з, словарный диктант

Беседа, запись под диктовку



Распространённые и нераспространённые предложения. Полные и неполные предложения. Простое осложнённое предложение. Синтаксический разбор простого предложения.

Устный опрос, проверка д\з, словарный диктант

Беседа, запись под диктовку с графическим заданием



Предложения с однородными членами. Знаки

препинания в предложениях с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах.

Устный опрос, проверка д\з, тест

Синтаксическая минутка, беседа, составление схем



Контрольная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация. Анализ текста»

Тест

Самостоятельная работа учащихся



Простое осложнённое предложение (8 ч)

Анализ контрольной работы. Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения.

Работа над ошибками

Работа над ошибками, работа с учебником



Обособленные и необособленные определения

Устный опрос, проверка д\з, диктант

Запись под диктовку, беседа, работа с учебником, тестом



Обособленные приложения, дополнения.

Устный опрос, проверка д\з, диктант

Запись под диктовку, беседа, работа с учебником, тестом



Обособленные обстоятельства.

Устный опрос, проверка д\з , тест

Запись под диктовку, беседа, работа с учебником, тестом



Сжатое изложение с элементами изложения

Изложение

Изложение



Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Знаки препинания при сравнительных оборотах. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением

Устный опрос, проверка д\з , тест

Синтаксическая минутка, беседа, работа с учебником, тестом



Контрольный диктант «Радость»

Диктант

Диктант



Анализ контрольного диктанта. Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое и абзац

Устный опрос, проверка д\з, тест

Работа над ошибками, беседа, упражнения



Сложное предложение (7 ч)

Понятие о сложном предложении. Сложносочиненные предложения

Работа над ошибками

Анализ работы, беседа, работа с учебником



Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

Устный опрос, проверка д\з, тест

Запись под диктовку, беседа, работа с учебником, тестом



Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным

Устный опрос, проверка д\з, тест

Запись под диктовку, беседа, работа с учебником, тестом



Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Устный опрос, проверка д\з, тест

Синтаксическая минутка, беседа, работа с учебником, тестом



Сжатое изложение с элементами сочинения

Изложение

Изложение



Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения

Устный опрос, проверка д\з

беседа, работа с учебником, тестом



Контрольная работа на тему: «Синтаксис. Пунктуация. Анализ текста»

Тест

Самостоятельная работа учащихся



Предложения с чужой речью (3 ч)

Анализ контрольной работы. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.

Работа над ошибками

Работа над ошибками, работа с учебником, тестом



Знаки препинания при диалогах, цитатах.

Устный опрос, проверка д\з

Синтаксическая минутка, беседа, работа с учебником, тестом



Сжатое изложение с элементами сочинения

Изложение

Изложение



Употребление знаков препинания (2 ч)

Сочетание знаков. Многоточие, скобки и другие знаки препинания. Кавычки. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация

Устный опрос, проверка д\з

Синтаксическая минутка, беседа,

работа с учебником, тестом



Контрольный диктант «Степь»

Диктант

Диктант



Культура речи (2 ч)

Анализ контрольного диктанта. Культура речи как раздел науки о языке. Правильность речи.

Работа над ошибками

Работа над ошибками, работа с учебником, тестом



Типы норм литературного языка. О качествах хорошей речи.

Устный опрос, проверка д\з

Синтаксическая минутка, беседа, работа с учебником, тестом



Стилистика (4 ч)

Стилистика как раздел науки о языке. Функциональные стили

Устный опрос, проверка д\з

Синтаксическая минутка, беседа, работа с учебником, тестом



Итоговая контрольная работа

Тест

Тест



Анализ контрольной работы. Текст. Основные признаки текста. Типы речи.

Работа над ошибками

Анализ контрольной работы, беседа, работа с учебником, тестом



Резервный урок




Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

I. ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учета зна­ний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика дол­жен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение приме­нять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознан­ности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изу­ченный материал, дает правильное определение языковых поня­тий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необхо­димые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правиль­но с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяю­щий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последо­вательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает ма­териал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, иска­жающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает матери­ал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладе­нию последующим материалом.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за едино­временный ответ (когда на проверку подготовка ученика отводит­ся определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выво­дится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

II. ОЦЕНКА ДИКТАНТОВ

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для V класса - 90- 100 слов, для VI класса - 100-ПО, для VII класса - ПО-120, для VIII класса- 120-150, для IX класса- 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и слу­жебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса - 15-20, для VI класса - 20-25, для VII класса- 25 - 30, для VIII клас­са - 30-35, для IX класса - 35-40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление проч­ности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, прово­димые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в V классе - 12 различных орфограмм и 2 - 3 пунктограмм, в VI классе - 16 различных орфограмм и 3 - 4 пунктограмм, в VII классе - 20 различных орфограмм и 4 - 5 пунктограмм, в VIII классе - 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в IX классе - 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закре­плялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

В диктантах должно быть: в V классе - не более 5 слов, в VI-VII классах - не более 7 слов, в VIII-IX классах - не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемы­ми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в V классе - до конца первого полугодия) сохраняется объект текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфо­графические и пунктуационные ошибки:

  1. в переносе слов;

  2. на правила, которые не включены в школьную программу;

  3. на еще не изученные правила;

  4. в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не
    проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошиб­ки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  1. в исключениях из правил;

  2. в написании большой буквы в составных собственных наи­менованиях;

  3. в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, пра­вописание которых не регулируется правилами;

  4. в случаях раздельного и слитного написания не с прилага­тельными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

  5. в написании ы и и после приставок;

  6. в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

  7. в собственных именах нерусского происхождения;

  8. в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

  9. в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и одно­типность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматиче­ских (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в кото­ром для выяснения правильного написания одного слова требует­ся подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - во­ды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий - резок).

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфо­графических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсут­ствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфогра­фические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфо­графических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При некоторой вариативности количества ошибок, учитывае­мых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4»

2 орфографические ошибки, для оценки «3» 4 орфографические ошибки (для V класса 5 орфографических ошибок), для оценки «2» 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографическо­го, грамматического) задания, выставляются две оценки за каж­дый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендует­ся руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допу­щенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выве­дении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендует­ся руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

III. ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ

Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соот­ветствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в V клас­се - 100-150 слов, в VI классе - 150-200, в VII классе - 200 - 250, в VIII классе - 250-350, в IX классе - 350- 450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем,
что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в V классе - 0,5-1,0 страницы, в VI классе - 1,0-1,5, в VII классе - 1,5-2,0, в VIII классе - 2,0 - 3,0, в IX классе - 3,0-4,0 страницы.

Экзаменационное сочинение - 3-5 листов, медальная работа - 4-5 листов.

IV. ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

V. ОЦЕНКА ТЕСТОВ

При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:

«5» - 80 - 100 %; «4» - 60 - 79 %; «3» - 40 - 50 %; «2»- менее 40 %.

Литература и средства обучения

1. Программа по русскому языку для 10-11 классов ОУ. Авторы программы Н.Г. Гольцова, И.М. Шамшин, М.А. Мищерина, М, ООО. ТИД. «Русское слово.РС», 2008 год.

2. Федеральный компонент гос. стандарта среднего (общего) образования (М, Дрофа, 2005 год)

3. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мещерина. Русский язык 10-11 классы. Москва. «Русское слово» 2010 год.



© 2010-2022