Урок-исследование по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк» (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк».

«…что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» (В.Г.Белинский)

Цель:

• знакомство обучающихся с рассказом И.С.Тургенева.

Задачи:

• показать мастерство писателя в создании портретной характеристики;

• формировать навыки исследовательской работы с текстом;

• развивать логическое мышление, наблюдательность,

• развивать и обогащать речь обучающихся;

• воспитывать чувство любви к природе, к человеку

Оборудование:

• толковый словарь;

• презентация.

Используемые технологии:

• личностно-ориентированная;

• проблемно-поисковая.

Но что может быть интересного

в грубом, необразованном человеке?

Как что? - Его душа, ум, сердце, всё

то же, что и в образованном человеке.

В.Г.Белинский

Ход урока

  1. Организационный момент.

Слайд № 1

  1. Создание эмоционального настроя урока. Подготовка к восприятию.

- Какого писателя и автора какого произведения мы видим на этом слайде? (И.С.Тургенева, автора «Записок охотника»)



Слайд № 2

  1. Актуализация знаний

-Что это за «Записки охотника»? Почему они так называются? Где они были созданы? («Записки охотника» созданы в родовом имении Тургенева - Спасском - Лутовинове, это цикл рассказов. Тургенев записывал свои воспоминания, то, что он видел)

- Кто является главным героем этих «Записок…»? (крестьяне)

Слайд № 3

  1. Мотивация

- Почему же Тургенева так интересовали крестьяне? Что именно в крестьянстве видел классик? (в крестьянах он видел таинственность)


  1. Создание проблемной ситуации

- Мы сегодня тоже попробуем пройти охотничьей тропой вместе с Тургеневым и тоже будем... (узнавать чью-то тайну)

-Чью? (тайну Бирюка, героя одноименного рассказа Тургенева)


  1. Постановка проблемы и темы исследования

- Кто обычно раскрывает тайны? (следователь)

- Мы сегодня тоже будем проводить своего рода следствие. Но назовем его несколько иначе. Подберите однокоренное слово к слову «следствие», чтобы понять, каким сегодня будет наш урок (УРОК - исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)



Слайд № 4

  1. Определение структуры урока-исследования.

-Как следователь проводит свое расследование? На доске и у вас на партах помещены структурные элементы расследования. Задание: расположить их в правильном порядке:

  1. Выдвижение версий

  2. Поиск деталей, поясняющих ход дела

  3. Сопоставление и оценивание деталей

  4. Нахождение причины явления

  5. Раскрытие тайны

- В таком порядке мы и будем раскрывать тайну Бирюка.






  1. Выдвижение гипотез

- У любого следователя в начале следствия обязательно должна быть или одна или несколько ВЕРСИЙ.

- Какие есть у вас версии относительно того, в чем таинственность образа Бирюка? Вы можете посоветоваться друг с другом. (образ Бирюка таинственен в том, что он живет в лесу один. Его никто не знает)

- Значит, мы должны хорошо узнать этот образ и в этом нам помогут…(детали)


  1. Постановка цели исследования

- Какие детали образа Бирюка мы знаем? Перечислите.

  • Имя

  • Портрет

  • Отношение Бирюка к работе

  • Отношение к Бирюку мужиков - крестьян (в том числе и вора)

  • Отношение самого Бирюка к мужику-вору

  • Быт Бирюка, его семейное положение

- Итак, сейчас нам предстоит заполнить таблицу деталей образа Бирюка, которая поможет нам раскрыть его тайну. Ваша задача - найти эти детали в тексте, записать ключевые слова, зачитать. А главное - обратите внимание на последнюю графу таблицы - оценивание качеств характера Бирюка.



Слайд № 5

  1. Самостоятельная работа в группах.-Можете для анализа деталей и их оценивания воспользоваться вопросами - подсказками.

Группа 1.

Деталь

Анализ детали

Оценивание деталей - черты характера Бирюка, ваше отношение к герою

Имя

Имя - Фома Кузьмич, но все называют его Бирюком. Бирюк- это прозвище (одинокий и угрюмый человек). Лесника так прозвали мужики. Бирюком называют ВОЛКА

ни с кем не общается, угрюм, его не любят

одинок, его считают волком, зверем, можно пожалеть героя

Вопросы - подсказки:

  • Каково настоящее имя Бирюка?

  • Что обозначает прозвище - Бирюк?

  • Почему лесника предпочитают звать не по имени, а по прозвищу?

  • Откуда его прозвище известно барину - Тургеневу?

Группа 2.

Портрет

Молодец, высокого роста, плечист, сложен на славу, могучие мышцы, черная борода, суровое и мужественное лицо, смелые глаза

Суровый, мужественный, красивый

Вопросы - подсказки:

  • Что во внешности Бирюка нравится Тургеневу?



В.Г.Белинский в своей критической статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» задает вопрос: «… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» На этот вопрос мы попробуем ответить в конце урока.

Слайд № 6

Группа 3.

Отношение Бирюка к работе

Мастер своего дела, вязанки хвороста не даст утащить, никому спуску не дает, господский хлеб даром не ест

Очень строгий, жестокий,

добросовестный работник

Вопросы - подсказки:

  • Как объясняет Бирюк Тургеневу свое отношение к работе?

  • Почему мужикам-крестьянам приходится воровать в лесу?

Группа 4.

Отношение к Бирюку мужиков - крестьян (в том числе и вора)

Сжить хотят со свету, да не дается. Его мужик-вор называет кровопийцей, душегубцем, зверем (3 раза)

Его ненавидят, хотят убить, сочувствуем ему

Вопросы - подсказки:

  • Почему мужики ненавидят Бирюка?

  • Как называет Бирюка пойманный им мужик-вор?



Группа 5.

Отношение самого Бирюка к мужику-вору

Поймал его во время преступления, связал кушаком и хочет наказать, но все же отпускает, выталкивает из избы

Жестокий, но жалеет,

понимает беду мужика и отпускает, берет вину на себя

Вопросы - подсказки:

  • Понимает ли Бирюк, почему мужик пришел воровать лес?

  • Жалеет ли вора Бирюк или нет?

  • Кого накажут за срубленное дерево?

  • Почему Бирюк отпускает вора?Легко ли ему принять такое решение? Легко ли беречь барский лес?



Группа 6.

Быт Бирюка, его семейное положение

Жена сбежала, живет с двумя детьми: девочка 12-ти лет, грудной ребенок. Изба низкая, пустая, бедность, нет хлеба и чая

жена не выдержала характера Бирюка. ответственен за своих детей

очень беден, несчастен, автор его жалеет

Вопросы - подсказки:

  • Какие чувства испытывает Тургенев, видя, как живет Бирюк?

  • Счастлив ли Бирюк?

  • Почему от него сбежала жена?



11. Сопоставление деталей. Прием «недописанный тезис».

- Попробуйте теперь всё, нами сказанное, сопоставить в одном предложении, используя данные 3-ей колонки:

С одной стороны, Бирюк_________________________________________________________,

но с другой стороны,

__________________________________________________________________, ПОТОМУ ЧТО_______________________________________________________________

С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник, его можно пожалеть, но с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету.

- Итак, мы уже частично узнали Бирюка. Каким человеком он предстает перед нами? (хорошим, умным, добросовестным).

- Но только одно слово у нас осталось непонятным - ПРИЧИНА, которая не дает ему раскрыться перед мужиками, чтобы они поняли, каков он на самом деле.

Слайд № 7

12. Поиск причины явления

- Бирюк делает что-то против своей воли? (да, он задерживает вора - несчастного мужика - и собирается его наказать)

- А кто же и почему заставляет этого сильного, мужественного человека поступать против своей воли, заставляет выполнять свои приказы? (барин, помещик, потому что Бирюк - КРЕПОСТНОЙ)

- Вот мы и нашли причину, по которой Бирюк жесток, угрюм, излишне суров. Подберите ключевые к слову КРЕПОСТНОЙ (какой? Несвободный, должен выполнять приказы барина)



13. Раскрытие тайны. Прием «недописанный тезис».

- Можем ли мы теперь раскрыть тайну Бирюка? (да)

- Попробуйте теперь письменно ее изложить и закончить предложение, используя ключевые слова.

Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он крепостной, он должен подчиняться барину и быть жестоким с крестьянами, поэтому они его ненавидят



Слайд № 8

14. Авторская позиция

- Как вы думаете, а Тургенев смог раскрыть тайну Бирюка?

- Как оценивает поступок Бирюка по отношению к вору Тургенев? (он называет Бирюка «славный малый», то есть понимает, каков Бирюк на самом деле).

- Попробуем теперь ответить на вопрос, заданный Белинским. Попробуйте закончить предложение.

…что может быть интересногов грубом, необразованном человеке?

Как что? - Его душа, ум, сердце, всёто же, что и в образованном человеке.

Слайд № 15

15. Тайна Тургенева. Прием «недописанный тезис».

- Да, действительно, Тургенев был одним из первых русских писателей, которые поняли душевную силу и красоту крепостных крестьян и рассказали об этом миру.

-И теперь я вам приоткрою завесу тайны самого Тургенева. Он желал, чтобы на его памятнике были высечены слова о том, что его _________________послужила делу освобождения крестьян от крепостного права. Вставьте пропущенное слово (книга «Записки охотника»)

Известно, что в решении царя Александра II (воспитанника В.А.Жуковского) освободить крестьян в 1861 году, "Записки охотника" сыграли большую роль. Вот как литература влияет на историю.

Слайд № 16

16. Рефлексия.

- Какие знания вы сегодня получили на уроке?

- Чем на уроке вы порадовали учителя, одноклассников?

Какое у вас настроение от урока?



17. Домашнее задание

- Прочитать рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг».





© 2010-2022