Внеклассное мероприятие: Мы и наше Отечество

Внеклассное мероприятие направлено на:  ознакомление детей с символами Российской Федерации; воспитывать бережное отношение к ним, любовь к Родине; популяризация государственных символов РФ; расширение исторических знаний и представлений учащихся; формирование уважительного отношения к символике собственного государства. Каждому человеку хорошо должны быть известны флаг, герб и гимн родной страны. Они сопровождают его всю жизнь. Мы не всегда это замечаем, но каждое большое событие государственного масштаба или просто семейное тор...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПЕСКОВАТСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

БОБРОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

Внеклассное мероприятие: Мы и наше Отечество

Человек с рождения,

с первого дыхания

приобретает не только родной очаг,

но и родную землю - Отечество.

Мы и наше Отечество

Внеклассное мероприятие






Усольцева Елена Александровна

учитель информатики и ИКТ

[email protected]












с. Песковатка, 2014 г.

Введение: Каждому человеку хорошо должны быть известны флаг, герб и гимн родной страны. Они сопровождают его всю жизнь. Мы не всегда это замечаем, но каждое большое событие государственного масштаба или просто семейное торжество проходит под сенью государственных символов. Государственные символы отражают историю народа, его надежды и устремления в будущее. Они показывают его национальный характер.

Цели: ознакомить детей с символами Российской Федерации; воспитывать бережное отношение к ним, любовь к Родине; популяризация государственных символов РФ; расширение исторических знаний и представлений учащихся; формирование уважительного отношения к символике собственного государства.

Оборудование. Гербы и флаги Российской Федерации, других государств; запись гимна Российской Федерации; музыкальное сопровождение к песням; Конституция российской федерации; Физическая карта России

На доске эпиграф:

О, Русь! В тоске изнемогая,

Тебе слагаю гимны я.

Милее нет на свете края,

О, родина моя!

/Сологуб Ф. "Гимны Родине"/

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель. Родина бывает разная, но у всех она одна. А наша Родина - Россия. Страна, в которой мы родились, живём и учимся.

Каждая страна мира имеет свои символы, которые отражают историю народа. С XIX-го века начало складываться триединство символов - это герб, флаг и гимн. Их ещё называют символами государственного суверенитета. Они отражают, прежде всего, исторические традиции и часто политические, религиозные, природные и другие особенности страны.

Учитель. Что такое Родина?

Выслушиваются ответы детей.

Учитель. - Послушайте одну историю. Жил-был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе - выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего - на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ». По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», - решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе, «на душе кошки скребут».

- Давайте подумаем: когда так говорят?

Дети отвечают.

- Почему же Человек заскучал? Выслушиваются ответы детей.

- Человека замучила тоска по Родине, которую он оставил, по людям, которые были ему когда-то дороги. Вот бежит он на причал встречать теплоход, не может наговориться на родном языке. Вернувшись домой, открывает семейный альбом, со слезами на глазах рассматривает фотографии. И снова звучат слова: «моя страна», «моя Родина». Такое состояние называется - «ностальгия». Ностальгия - это тоска по Родине.

Дети, а с чего для вас начинается Родина? Дети отвечают.

Звучит песня "С чего начинается Родина?".(исполняют дети)

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.

Учитель. Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина?

Ответы учащихся.

- Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина.
Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина - это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. Как называется то место, где вы родились и выросли?

Ответы учащихся.

- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился.
Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина - мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придает силы.
Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью.

(Ю. Яковлев)

А как называется наша Родина?

Ответы учащихся.

- Наша Родина - Россия. Посмотрите на карту.(Физическая карта России)

- Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске - на Камчатке наступает полночь.
Ребята, а почему мы часто употребляем выражение "московское время"? И почему к Москве какое-то другое отношение?

Ответы учащихся.

- Верно, к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва - столица нашей необъятной Родины. Там живет и работает наше правительство. А Московский Кремль, замечательный памятник истории, служащий когда-то для обороны Московского государства , ныне является местом для работы государства.

Песня "Москва, звонят колокола!

1. Через войны, пожары века

Звон малиновый в небо летит

Слышен звон этот издалека

в ярком злате святых куполов,

Гордо множится солнечный лик

с возвращеньем двуглавых орлов

Продолжается русский язык

Припев: Москва, звенят колокола,

Москва, злотые купала,

Москва, по золоту веков

Проходит летопись времен.

2. По ладоням твоих площадей,

проходили колонны бойцов,

Погибая во имя детей

Шли в бессмертье во славу отцов.

Красной площади жить без конца.

Сталь московских наградов крепка,

Если будет столица стоять,

Не иссякнет России река.

Почему наша Родина необъятная? Да потому, что если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства - ее зеленый наряд - леса.

...Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей...
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою.
С могучим быстрым Иртышем.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю все то, что называю
Одним широким словом "Русь"!

Россия, Россия - края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные -

Раздольные русские песни поют.

Песня "Дороги России"

1. Дороги России, России моей,

Как белые крылья её лебедей,

Обнимут, поднимут, развеют печаль,

Дороги России - бескрайняя даль.

Куда ж вы ведете, дороги - куда?

Туда, где колодцев - святая вода.

2. Дороги России - ромашек луга,

Дожди проливные по пояс снега.

Сойдутся на миг у родного крыльца

И снова дорога, не видно конца

Куда ж вы ведете, дороги - куда?

Туда, где кукушка считает года.

3. Дороги России - сплетение лет,

Березы густые подарят ночлег.

Обнимут, поднимут, развеют печаль,

Дороги России - бескрайняя даль

Куда ж вы ведете, дороги - куда?

Туда, где на счастье упала звезда.

Вот она какая Россия - Русь, широкая и великая! И везде живут люди. Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?

Ответы учащихся.

- Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия - единое многонациональное демократическое государство. Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.
Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики.

Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. Так по-разному звучат на просторах нашей страны русская "Калинка", зажигательная цыганочка"

Учащиеся исполняют произведения

- Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации: "…государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям".
И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано... Где? Кто запомнил?

Ответы учащихся.

- Правильно, в Конституции. А что такое Конституция?

Ответы учащихся.

- В нашей стране много законов, но основные законы нашего государства, главные правила, по которым мы живем, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово "Конституция" пишется с большой буквы.

Учащимся показывается Конституция Российской Федерации.

Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.
В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность, что Россия - дружная семья равноправных народов.
А вы, как граждане России, какие имеете права и обязанности?

Ответы учащихся.

- Вы все правильно сказали и верно выделили ваше основное право и обязанность - учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданами своей Родины.
А еще в Конституции записано, что мы должны с уважением относится к государственным символам страны. Что такое "символ"? Какие государственные символы вы знаете?

Ответы учащихся.

- Символы - это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер.
К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн. Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам - это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.
Поднимите руки те, кто видел Государственный Герб и Государственный Флаг России.
А кто может описать их?

Ответы учащихся.

- Вот как описываются Государственный Герб и Государственный Флаг России в Федеральном конституционном законе от 25 декабря 2000 года: "Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла на красном щите - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона; государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого цвета, средней - синего, а нижней - красного цвета".

Внеклассное мероприятие: Мы и наше ОтечествоВнеклассное мероприятие: Мы и наше Отечество



Учитель читает описание Государственных символов, а учащиеся рассматривают их иллюстрации.

- А теперь я предлагаю послушать Государственный Гимн России.

Учащиеся слушают Государственный гимн России.

- Не правда ли, торжественная музыка, красивые слова? Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость.
Шопенгауэр говорил: "Самый распространенный вид гордости - это национальная гордость". Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.

- Давайте поговорим о родном крае. Среди необъятных просторов есть местность, где ты родился, где живёшь. Это твой город, твоя деревня, твой дом, улица... Белоствольная красавица - берёзка под окном, рябина у реки, звонкая песнь жаворонка в поле. Это твой родной край - наш Воронеж, наш районный центр - город Бобров, наше село Песковатка, великой России частица. И как каждый субъект Российской Федерации, Воронежская область и город Бобров имеет свой герб и флаг.

ОВнеклассное мероприятие: Мы и наше Отечествосновная атрибутика обоих символов - опрокинутый кувшин, не перестающий изливать воду. Объемный поток воды символизирует реку Воронеж. Воспроизведем описания герба и флага Воронежской области из соответствующего закона, принятого областной Думой 1 июля 1997 года и повторно принятого 10 июля 1998 года.

"Герб Воронежской области представляет собой изображение на красном геральдическом щите золотой горы, исходящей из бока щита, на которой серебряный кувшин, изливающий такую же воду. Щит увенчан золотой пятибашенной стенчатой короной и окружен дубовыми листьями, соединенными голубой лентой. НВнеклассное мероприятие: Мы и наше Отечествоад пятибашенной стенчатой короной - вензель Петра Первого".

"Флаг... представляет собой прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, красного цвета, с синей полосой вдоль основания флага и с двусторонним изображением в центре флага герба Воронежской области. Габаритная высота изображения герба на флаге Воронежской области должна составлять 1/2 ширины полотнища флага".

ВВнеклассное мероприятие: Мы и наше Отечество серебряном поле на зеленой земле - черный идущий бобер.

"Герб отражает название города Боброва и является «гласным» гербом, что в геральдике считается одним из классических приёмов создания герба.

Герб города Боброва разработан на основе исторического герба, пожалованного императрицей Екатериной Великой 21 сентября 1781 года, подлинное описание которого гласит: «... бобр въ серебряномъ поле, означающий имя сего города».

Главная фигура герба - бобер - является символом трудолюбия и настойчивости. Серебро - символ веры, чистоты, искренности, добродетели, невинности. Зелёный - символ радости, жизни, изобилия, возрождения, природы и плодородия, а также юности. Чернь (чёрный) - символ благоразумия, мудрости, скромности, честности, древности вечности бытия.

Песня о родном крае. Песковатка - родные края.

Прошла весна в дождливых паводках,

В колосьях поле расцвело.

Есть на земле местечко Песковатка -

Простое русское село.

Песковатка - родные края

Песковатка, где выросла я.

Лучше нету на свете села.

Песковатка - любовь моя.

Здесь всё родное, всё привычное

Мартын, дорога за двором.

Окошки в голубых наличниках,

Скворцы в скворечнике своём.

Здесь трактора гудят до полночи,

И хлеб - всей жизни голова.

И если есть на свете Песковатка,

То значит, Русь ещё жива.

(М.В.Романова)

Заключение:
Наш сегодняшний разговор подходит к концу. Мне очень хочется верить, что он не прошел впустую. Попробуйте ответить на мои вопросы.

 Как называется наша страна?

 Как называются люди, живущие в нашей стране?

 Что такое Конституция?

 Какой город является столицей России?

 Какие символы государства вы знаете?

Ответы учащихся.

- Молодцы! Хотелось бы закончить наш разговор на поэтической ноте.

Учащийся читает стихотворение А. Прокофьева

Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звезды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;

Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!

Нет на свете Родины дороже.
Надо все нам делать для нее,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал ее.

Всюду все в ее раздольях - наше.
Отдадим ей думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!

Государственные символы Российской Федерации - это очень важные элементы жизни нашего народа. Герб, флаг и гимн России отражают чувства патриотизма, уважения к истории страны, её государственному строю. Каждый из нас должен их знать и относиться к ним с почтением, так как Отечество у нас одно - любимая Россия!

Литература:

  1. Голованова М.П., Шергин В.С.Государственные символы России: Науч.-поп.изд.для детей/М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004г.

  2. Калашников Г.В. Гербы и символы: история российского герба. Альбом демонстрационных картин.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.

  3. Пчелов Е.В. Государственные символы России: герб, флаг, гимн. М., 2002г.

  4. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг.-М.: ВАКО, 2005.





© 2010-2022