Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «От ступеньки дома до крыши вселенной»

Программа дополнительного образования «От ступеньки дома до крыши вселенной» направлена на патриотическое развитие старших дошкольников, на воспитание любви и бережного отношения к Отечеству. В процессе реализации программы у дошкольников формируются чувства привязанности, верности, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину.   Данная программа рассчитана на поэтапное развитие чувства гражданственности у дошкольников, которое начинается с привязанности к  своему селу и продолжается верностью своей Родине. Таким образом, на первом этапе детям сообщается информация об их поселке, улице, где они проживают, где находится их детский сад, о городах, которые находятся рядом. Вместе с родителями проводятся экскурсии по поселку и близлежащим городам, составляются альбомы «Дорога от дома до детского сада», карта поселка, макеты ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа дополнительного образования

«От ступеньки дома до крыши вселенной»

Автор: воспитатель МДОУ «Ергачинский детский сад» Чусовлянкина Е.Т.

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «От ступеньки дома до крыши вселенной» направлена на патриотическое развитие старших дошкольников, на воспитание любви и бережного отношения к Отечеству. В процессе реализации программы у дошкольников формируются чувства привязанности, верности, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину.

Данная программа рассчитана на поэтапное развитие чувства гражданственности у дошкольников, которое начинается с привязанности к своему селу и продолжается верностью своей Родине. Таким образом, на первом этапе детям сообщается информация об их поселке, улице, где они проживают, где находится их детский сад, о городах, которые находятся рядом. Вместе с родителями проводятся экскурсии по поселку и близлежащим городам, составляются альбомы «Дорога от дома до детского сада», карта поселка, макеты «Наш поселок», «Продукция нашего завода» и др. на данном этапе реализации программы детям необходимы для наглядного изучения карта Пермского края, буклеты о Кунгуре и Перми.

Воспитание гражданственности по отношению к своей стране, опирается на информацию, которую сообщают детям в процессе реализации проекта «Моя Родина - Россия». Совместно с родителями дети изготавливают макеты «Уголок нашей страны» и представляют его на вечере чтецов стихов о России. Необходимым условием патриотического воспитания дошкольников является знание названия столицы нашей Родины, ее достопримечательностей, и символики.

Воспитывая любовь к Родине важно не забыть познакомить детей с людьми, которые прославили наш поселок, край, нашу страну, которые встали на защиту своей Родины. Поэтому, знакомя дошкольников с историей возникновения праздников «День победы» и «День защитника Отечества», следует пополнять предметно - развивающую среду группы фотографиями, альбомами, буклетами, историческими книгами о великой Отечественной и гражданской войнах.

При ознакомлении дошкольников с планетой, на которой мы живем, с разными климатическими зонами необходимо учесть воспитание чувства толерантности дошкольников к людям других национальностей. Более удобными формами решения этой задачи считаю этические беседы, подвижные игры жителей народов разных стран населяющих нашу планету, в которых отражается культура, быт, национальные занятия и.т.д., чтение народных сказок и художественных произведений, как в детском саду, так и в домашних условиях, разных народов и беседы по содержанию произведений.

Нельзя пренебречь ролью проектной деятельности в организации содержательного развития дошкольников. Содержание программы дополнительного образования «От ступеньки дома до крыши вселенной» включило несколько социально значимых проектов, как для детей, так и для родителей. Проектная деятельность позволяет родителям расширить возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваться к их мнению; вовлечься не только в воспитательно-образовательный процесс своей группы, но и процесс развития дошкольного учреждения.

Проект «Сказки Кунгурской ледяной пещеры» направлен на развитие любви к родному краю старших дошкольников, так как предполагает расширение запаса знаний детей о достопримечательностях родного края, и формирование желание беречь богатство нашей страны.

Проект «Моя родина - Россия» формирует навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, и применении своих навыков в играх и практической деятельности. Расширяет запас знаний о своей Родине, ее культуре, традициях и истории возникновения. В плане решения воспитательных задач этот проект создает объективную предпосылку для воспитания патриотизма и толерантность старших дошкольников. В рамках реализации проекта «Моя Родина - Россия», с детьми решали вопрос «как и когда, возникла Русь?» Совместно с детьми изучали энциклопедии, составляли книгу «Я живу в России», в которую вошли продукты творчества детей, родителей и педагогов. Затем на творческих вечерах совместно с родителями изготавливали макеты «Уголок родной страны». Совместное изготовление макетов направлено на обогащение опыта детей знаниями и сведениями об окружающих предметах: о природно-климатических зонах нашей страны. Важную роль в развитии толерантности, терпимость одного народа к другому, в воспитании уважения к сверстникам и взрослым играет чтение доступных для детей этого возраста текстов художественных произведений, рассказывание им сказок и других произведений устного творчества народов разных национальностей населяющих нашу страну. Проводили с детьми вечера литературного чтения, викторины и сказочные путешествия по произведениям народов разных национальностей, что также способствовало развитию интереса дошкольников к культуре и традициям народов, населяющим Россию. Данный проект целесообразно использовать для развития толерантности и патриотизма старших дошкольников.

Проект «Жилища народов разных стран», способствовал решению вопросов «из чего люди строят дома?». Совместно с детьми изучали энциклопедии, составляли книгу «Дома разные нужны, дома разные важны», в которую вошли продукты творчества детей, родителей и педагогов. На творческих вечерах совместно с родителями изготавливали макеты жилищ народов разных стран. Совместное изготовление макетов направлено на обогащение опыта детей знаниями и сведениями об окружающих предметах: расширение представлений о целесообразности создания человеком жилища для удовлетворения собственных потребностей. Издревле известно, что игры существовали у всех народов и во все времена, а различия в характере народов неизбежно привносят определенный и порой достаточно выраженный оттенок в игры. Характер народа также определенным образом сказывается на детских играх, «отражаясь в них тем резче и отчетливее, чем дети играют с большим увлечением и непринужденностью, а вследствие того с большею свободою для проявления своего национального характера». В старину было особенно много игрищ, праздников и обрядов с оттенками языческого культа, зрителями которых были и дети; по мере взросления дети приобщались к традиционной празднично-игровой культуре взрослых. Яркий отпечаток на направленность и характер детских игр накладывают и сезонно-климатические условия. Так, резко различаются игры народов, проживающих в южных и северных странах. Игра, как и другие виды человеческой деятельности, не возникает спонтанно, сама собой, а передается ребенку людьми, которые уже умеют играть. Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в уже существующий «мир» игры, в мир играющих людей. Способы игрового поведения транслируются детям через взрослых - родителей, ближайших родственников или педагогов, которые выступают посредниками между детьми и нормами игры. В то же время, продолжает это интересное и весьма обоснованное наблюдение Е.А.Покровского, современный исследователь игры С.А. Шмаков считал, что игры помогают народам хранить и развивать свои наиболее привлекательные черты характера, а также устанавливать посредством игр связь между поколениями. Таким образом, находясь в тесной связи с социально-экономическим уровнем развития общества и культурными традициями народа, игра эволюционирует вместе с обществом.

Разработали картотеку народных подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста.

Содержание программы.

Блок «Мой Ергач»

Тема №1. «Среди гор в долине Ергач лежит старинный»:

  • представление о том, как выдиралось название поселка;

  • Знание истории возникновения поселка.

Составление индивидуальных и коллективных рассказов, используя личный опыт и логическое мышление.

Представление о карте Ергача, его месторасположении. Интерес к зарождению, развитию и становлению Ергача.

Тема №2. Достопримечательности Ергача

Представления об архитектурных постройках поселка (вокзал, 100-летний дом, памятник победителям в Великой Отечественной войне, мечеть). Представление о разнообразии строений и их использовании людьми. Конкретные представления о рукотворных достопримечательностях нашего поселка.

Тема №3. Водоемы Ергача

Представление о том, что на территории Ергача расположено несколько водоемов - отдельных экологических зон. Установление причинно-следственных связей, от названия озера к месту его расположения (Школьное озеро, расположено возле школы). Наблюдение за жизнью перелетных уток на водоеме в разное время года. Определение роли водоемов в жизни Ергачинцев. Знание что по территории протекает река Бабка.

Тема №4. Природные ископаемые Ергача

Представления о природных ископаемых поселка (гипс, ангидрит, глина, песок), их добывание в промышленном и бытовом масштабе и использование людьми в народных промыслах, на предприятиях, в быту. Знание взаимосвязи труда людей на гипсовом заводе и машин, роль современных машин в облегчении труда, в ускорении его результатов.

Тема №5. Они прославили наш Ергач

Знание о том, что на территории поселка жили и живут люди, которым не безразлична судьба поселка. Знакомство с биографией заслуженного строителя - П.И. Сивковым и почетным шоферов - С.И. Брагиным. Знание о том что на территории поселка живет поэт А.Г. Вековшинин.

Тема №6. Знаменитые люди поселка

Представление о людях, которые внесли свой посильный вклад в развитие Ергача. О заслуженных учителях - Л.П. Юровой и А.Ф. Трясциной.

Тема №7. Улицы нашего поселка

Представление о многообразии улиц на территории поселка Ергач, об истории их названий, расположении, протяженности. О достопримечательностях расположенных на разных улицах, о знаменитых людях проживающих на них.

Тема №8. Важные объекты, - без которых нам не прожить.

Представление о том, что на территории поселка находятся объекты, без которых в современных условиях невозможна жизнь (железнодорожный вокзал, электрические сети, Ергачинский гипсовый завод), о том, что эти предприятия помогают благоустроить нашу жизнь и предоставляют работу для родителей воспитанников.

Тема №9. Праздники на Ергаче

Представление о праздниках, которые справляют только на Ергаче (день поселка, день рождения завода, праздник огурца), интерес к истории и традициям своего поселка, который населяют люди русской и татарской национальностей.

Тема №10. Природа родного поселка

Представление о многообразии животного и растительного мира Ергача. Конкретные знания о том, почему, так или иначе, названы различные природные объекты нашего поселка (Соколка - соколиная гора - самая высокая гора на Ергаче, где гнездились соколы; пляж «Белая скала» - с пляжа открывается вид на скалу на противоположном берегу реки Бабка и др.). Конкретные представления о природных достопримечательностях нашего поселка.

Тема №11. Литературная викторина «Родной поселок»

Диагностическая викторина по сформированным знаниям и представлениям о родном поселке. Узнавание и называние природных и архитектурных памятников поселка.

Тема № 12. Они защищали Родину

Некоторые знания об ергачинцах защитниках Родины во время Великой отечественной войны. Представления о содержании музея боевой славы. Знание героев ВОВ, которые жили, и живут на территории поселка, встречи с ветеранами (Зуев М.Ф.; Богомолов Н.Ф. и др.). Проявление уважения к людям военной профессии. Организация выпуска семейных листовок поздравлений и семейные газеты посвященных Дню победы.

Блок «Мой Пермский край»

Тема № 1. Города, которые рядом

Первоначальные представления об истории зарождения и развития города Кунгура. Представление о городе Кунгуре как близлежащем городе. Сведения о промыслах Кунгура. Первоначальные знания о достопримечательностях Кунгура. Конкретные представления о Кунгуре как о частичке большой страны Россия, одного из городов Пермского края. Пополнение активного словаря словами «Сылва», «Ирень», «Шаква», «Кунгурка».

Тема № 2. Проект «Сказки кунгурской Ледяной пещеры»

Представление о Кунгурской ледяной пещере как о природном памятнике района. Конкретные представления о некоторых гротах, их истории и традициях их посещения. Конкретизация понятий «грот», «сталактиты», «сталагмиты», «спелеолог». Бережное отношение к памятникам природы.

Тема № 3. Родной Кунгурский район

Конкретные знания о Кунгурском крае. Уточнение название района, в котором проживаем. Знание о лекарственных растениях, растущих на территории Кунгурского района, и способах использования их в народной медицине.

Тема № 4. Главный город Пермского края

Знания детей об истории зарождения и развития города, достопримечательностях, памятниках и промыслах Перми. Представление о Перми как частице огромной страны Россия.

Тема № 5. Прошлое родного края

Представление детей о прошлом и настоящем Пермского края. Установление взаимосвязи между прошлым и настоящим. Некоторые знание о прошлом и настоящем жилищ, орудий труда, быте и культуре народов родного края.

Тема № 6. Знаменитые люди Прикамья

Элементарные представление о людях прославивших свой край в истории его становления. Конкретные сведения о знаменитых людях своего края (В.Н. Татищев, как основатель Перми и Екатеринбурга; Л.И. Кузьмин, В.И. Давыдов, С. Зеленин, А.М. Домнин, Д.Н, Мамин-Сибиряк, П. Бажов и др., как поэты и писатели Пермского края).

Тема № 7. Народы, населяющие наш край

Элементарные представления о людях проживающих на территории края. Знание, узнавание и называние предметов одежды народов разной национальности живущих в нашем краю. Представление о художественной литературе, народных промыслах, прикладном искусстве, песнях, танцах, праздниках народов нашего края.

Тема № 8. Природа Урала

Первоначальные представления о природе родного края. Бережное отношение к природе Урала. Умение узнавать и называть растения, птиц и животных, характерных для нашего края. Представление о пользе лесов. Правила поведения в лесу.

Тема № 9. Природные ископаемые Урала

Интерес к природным богатствам Урала. Упражнения в умении определять по карте некоторые условные и цветовые обозначения. Упражнение на практическом материале узнавать и называть некоторые природные ископаемые Урала и изделия из них. Представления о роли полезных ископаемых в жизни человека. Конкретные представления о труде людей, добывающих полезные ископаемые, и машинах-помощниках.

Тема № 10. Праздники на Урале

Представления о праздниках народов нашего края, об обычаях, традициях и культуре народов Урала. Познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа. Способствовать становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к своей национальной культуре.

Тема № 11. Родной свой край люби и знай

Представление о родном крае как части России, его географическом расположении, достопримечательностях. Развитие чувства гордости за свой край.

Тема № 12. Игра «Счастливый случай»

Обобщены и систематизированы знания и представления о родном Пермском крае.

Блок «Моя Родина - Россия»

Тема №1. Они защищали Родину

Осознание миротворческой функции русской армии. Представления о судьбах российских солдат в Великой Отечественной войне, вызвать желание использовать полученные знания в патриотических играх. Чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне, беседы по содержанию текстов. Участие в митинге посвященном «Дню победы». Организация семейного творческого конкурса «День победы» - поделки, коллажи, рисунки. Составление альбомов «Мой папа служил в армии», «Есть такая профессия родину защищать».

Тема №2. История возникновения Руси

Первоначальные знания об истории возникновения Руси. Представления о принадлежности каждого человека к определенной национальности. Совместно с родителями создании альбома «Древняя Русь».

Тема № 3. Наша древняя столица

Представления об истории возникновения Москвы, на месте где когда-то шумели вековые деревья, протекали реки. Знание о том, что основателем столицы был суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий. Некоторые сведения о строительстве Кремля. Создание «Ленты времени». Выпуск семейных газет «Начинается земля как известно от Кремля», «Москва - столица нашей Родины».

Тема № 4. Моя Родина Россия

Представления о географическом месторасположении России, нахождение ее на карте мира. Знание того, что Россия самая большая по протяженности и численности населения страна, самая богатая. Рисование «Уголок России». Путешествие по карте- покажи границы своей страны.

Тема № 5. Праздники на Руси

Представления о принадлежности каждого человека к определенной культуре. Представление дошкольников о праздниках на Руси, об обычаях и традициях нашего народа; познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа. Понимание что во все века праздник - это постоянный элемент человеческой культуры, в их основе лежит богатейший людской опыт, связанный с освоением природы и окружающей среды. Семейные газеты «Русские народные праздники» «Татарские праздники». Организация праздника «Уральские посиделки».

Тема № 6. Символика страны

Первоначальные знания об истории возникновения государственных символов России, о том, что каждый цвет, знак на символах страны что-то обозначает. Пополнение словарного запаса детей словами «Герб», «Гимн», «геральдика». Рассматривание и беседа по иллюстрации флага и герба России и других стран. Прослушивание гимна Российской Федерации. Анкетирование родителей «Что вы знаете о государственных символах».

Тема № 7. Вечер чтецов стихов о России

Представление о многообразии поэтов прославлявших Россию в своих произведениях. Виденье красоты литературного слова в образах России. Организация вечеров литературного чтения стихов о России, заучивание стихов дома.

Тема № 8. Разные климатические зоны нашей страны

Обогащение опыта детей знаниями и сведениями об окружающих предметах: о природно-климатических зонах нашей страны. Представление о том, что в зависимости от проживания в той или иной климатической зоне меняется быт и содержательная деятельность людей, природный мир, климат, рельеф и т.д. Вечер литературного чтения произведений народов разных национальностей. «Путешествии» по макетам «Разные климатические зоны России». Создание книги «Я живу в России».

Тема № 9. Литературная викторина «Россия - Родина моя»

Диагностическая викторина по сформированным знаниям и представлениям о истории возникновения родной страны, ее геральдике и основных событиях становления страны. Узнавание и называние основных особенностей России в загадках. Выпуск семейных газет «Праздники в России».

Тема № 11. Верования древних славян

Знание содержания мифа об Иисусе Христе, некоторых символов христианской религиозной культуры. Способность к творческому мышлению. Развитие умения анализировать собственные поступки, соотносить с общечеловеческими ценностями и идеалами. Изготовление родителями макета «Христианская церковь». Экскурсия с родителями в храм.

Тема № 12. Как жили люди на Руси.

Представления о России; о том, кто были наши предки, какие народы живут в России, о том, как жили на Руси в старину, познавательный интерес к истории своей Родины и своего народа. Сотрудничество с родителями: на творческих вечерах создание макета избы, с внесением в него старинных вещей. Организация мини - музея «Игрушки прошлого века».

Тема № 13. Знаменитые люди России

Интерес к России и к людям его населяющим. Знакомство со знаменитыми путешественниками России, которые внесли свой вклад в развитие и процветание страны и всего мира, казачьего атамана Ермака Тимофеевича который способствовал присоединению Сибири к России; открывшими Антарктиду и множество островов в тихом океане (И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский). Создание родителями альбома «Великие люди России» с фотографиями, биографией и наиболее интересными сведениями о человеке страничку которого представляют в альбом.

Блок «Моя планета»

Тема № 1. Все мы жители планеты Земля

Представления об уважении общечеловеческих прав других людей, наличие умений различать точки зрения, отношения, поступать и говорить по-разному в контексте демократических принципов и развития социальной справедливости. Расширение социальных представлений детей и сформированость у них интереса, симпатии и уважительного отношения к традициям и обычаям других народов. Чтение художественной литературы народов разных континентов, игры народов разных национальностей. Сотрудничество с родителями: продуктивная деятельность для создания альбома «Изделия из России любят и ценят во всем мире»; создание игротеки «Так играют дети на другой стороне планеты»

Тема № 2. Природные ископаемые Земли

Представления детей о природных ископаемых Земли (песок, уголь, глина, золото и др.); развитие познавательного интереса детей к экспериментированию с природными материалами. Упражнения в умении определять по карте некоторые условные и цветовые обозначения. Упражнение на практическом материале узнавать и называть некоторые природные ископаемые нашей планеты и изделия из них. Представления о роли полезных ископаемых в жизни человека. Конкретные представления о труде людей, добывающих полезные ископаемые, и машинах-помощниках. отгадывание загадок о природных ископаемых. Рассказ воспитателя об использовании в промышленности природных ископаемых и рассматривание коллекций.

Тема № 3. О чем рассказывает глобус

Представление детей о планете Земля: о том, что большую ее часть покрывают океаны и моря, посреди океанов находиться суша, это материки их шесть. Знание о том, что Россия со всех сторон окружена государствами, если смотреть на глобус, то видно, что суша раскрашена разными цветами - это горы и равнины. Россия располагается на материке Евразия. Материки со всех сторон окружены водой. Глобус круглый он такой же формы, как и планета, земля на которой мы живем.

Тема № 4. Защитники разных народов

Расширение представления детей о назначении и функциях армии, более полные и точные знания о родах войск существующих в России и других странах (моряках, летчиках, пограничниках). Развитие эмоционально-положительного отношения к войнам, которое выражалось бы в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости. Организация игровой деятельности способствующей воспитанию патриотических чувств и уважения к защитникам своей родины. Поиск и заучивание пословиц, стихов о подвигах, солдатах с родителями.

Тема № 5. Много праздников в году

Представления об истории возникновения праздников на Руси. Способствовать становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к своей национальной культуре. Знание того, что в России официально принято только семь государственных праздников (1 января - Новый год, 23 февраля - День защитников Отечества, 8 марта - Международный женский день, 1 мая - праздник весны и труда, 9 мая - День победы, 12 июня - День России, 4 ноября - День народного единства). Остальные праздники являются религиозными и народными. Предоставление информации для родителей об общепринятых государственных и народных праздниках.

Тема № 6. Быт русских людей

Представления о быте русских людей (избе, подворье). Интерес к культуре своего народа. Проявление потребности в получении информации и применение сведений о национальной культуре, через дидактические игры, разучивание пословиц и поговорок в детском саду и дома.

Тема № 7. Путешествие в прошлое жилища

Познавательный интерес к народам разных стран, их жилищам, материалу, из которого построены жилища, и почему они отличаются друг от друга, но все жилища человека относятся к рукотворному миру. Представление о разнообразии жилищ народов мира. Проявление уважения к труду человека. Обогащение знаний детей о жилищах людей в прошлом и настоящем. Воспитание интереса к истории развития цивилизации человека. Создание родителями макета «Дорога времени».

Тема № 8. Удивительное место на Земле

Закрепление представления о том, что наша планета называется «Земля» Углубление знаний детей об истории жилища. Организация игры - путешествия по глобусу, продуктивной деятельности «Моя планета».

Тема № 9. Интеллектуальная игра «По дорогам сказок»

Знание народных сказок некоторых стран. Воспитание уважение к народному творчеству. Ежедневное чтение сказок, как в детском саду так и в домашних условиях, разных народов и беседы по содержанию произведений продуктивная деятельность по понравившимся произведениям. Пополнение альбома «Это мы прочитали».

Тема № 10. Путешествия в разные страны

Интерес и уважение к людям разной национальности, к их деятельности, культуре, быту. Знание того, что люди разных национальностей являются носителями своего национального языка, быта, культуры, традиция и.т.д. Проявление чувства гражданственности, патриотизма, толерантного отношения к жителям Земли. Благожелательное отношение ко всем народам Земли. Организация беседы по теме «Люди, живущие в разных странах».

Тема № 11. Дома разные нужны, дома разные важны

Знания детей об архитектурных особенностях домов строящихся в разных климатических зонах, в соответствии с промыслами и бытом людей населяющих эту местность. Создание групповой книги, в которую войдут продукты деятельности детей и родителей на тему «Дома разные нужны, дома разные важны», подборка информации для краткого справочника по данной теме, сочинение стихов педагога, родителей и детей о жилищах народов разных стран.

Тема № 12. Спортивный праздник на основе народных игр разных стран.

Обогащение игрового опыта старших дошкольников средствами национальных игр. Знакомства с играми разных народов населяющих нашу планету, в которых отражается культура, быт, национальные занятия и т.д. Ежедневное разучивание игр народов разных национальностей. Изготовление атрибутов к национальным играм родителями.

Тема №13. Презентация жилищ народов разных стран

Развитие творческих и познавательных способностей, расширение кругозора дошкольников изготовление на творческих вечерах и презентация продукта совместной деятельности детей и родителей - макета жилища.

Тема №14. Они сражались за Родину

Элементарные сведения о Великой Отечественной войне. Представления о защитниках отечества, о функциях армии. Проявление чувства гордости и уважения к ветеранам ВОВ, вызвать желание использовать полученные знания в своих играх. Чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне, беседы по содержанию текстов. Участие в митинге посвященном «Дню победы». Встречи с ветеранами, организация праздника для победителей.

Тема № 15. Наша голубая планета

Любознательность и интерес к процессам, происходящим на земле. Поисково-исследовательская деятельность: с помощью опыта определить, как Земля вращается вокруг своей оси; годовое вращение нашей планеты вокруг солнца; почему на Земле происходит смена дня и ночи. Представления о главных географических понятиях - направлениях (восток, север, юг, запад), элементарное осмысление основных понятий и расширение словарного запаса дошкольников словами: ось Земли, экватор, полюса.



© 2010-2022