«Работа над фразеологизмами в начальной школе «Методический материал

В современной методической литературе разработано очень много новых интересных вопросов, но ни в одной из программ обучения младших школьников русскому языку нет разработанной системы изучения фразеологии, хотя это одна из интереснейших сторон русского языка. Русский язык чрезвычайно богат устойчивыми выражениями, фразеологизмами, которые делают нашу речь более яркой, точной, эмоциональной и выразительной. Знакомство с русской фразеологией позволяет нам глубже понять историю и характер нашего на... ЦЕЛИ: Ø Расширить активный и пассивный словарный запас ребёнка. Ø Стимулировать исследовательскую деятельность ребёнка. Ø Развивать мышление   школьника. Задачи: Ø Учиться правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения; для этого надо понять, как рождаются фразеологизмы, из чего образуется фразеологическое значение. Ø          Узнать значения наиболее часто употребляемых фразеологизмов  для применения их в собственной речи, а также для понимания текстов, в которых эти фразеологизмы будут встречаться. Ø          Дать более полное представление о фразеологизмах русского языка, об их происхождении и классификации.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Работа над фразеологизмами

в начальной школе.







Работу выполнила учитель начальных классов МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №30

г.Волжский Волгоградской обл.

Тромбач Л.Г.





В современной методической литературе разработано очень много новых интересных вопросов, но ни в одной из программ обучения младших школьников русскому языку нет разработанной системы изучения фразеологии, хотя это одна из интереснейших сторон русского языка. Русский язык чрезвычайно богат устойчивыми выражениями, фразеологизмами, которые делают нашу речь более яркой, точной, эмоциональной и выразительной. Знакомство с русской фразеологией позволяет нам глубже понять историю и характер нашего народа

ЦЕЛИ:

  • Расширить активный и пассивный словарный запас ребёнка.

  • Стимулировать исследовательскую деятельность ребёнка.

  • Развивать мышление школьника.

Задачи:

  • Учиться правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения; для этого надо понять, как рождаются фразеологизмы, из чего образуется фразеологическое значение.

  • Узнать значения наиболее часто употребляемых фразеологизмов для применения их в собственной речи, а также для понимания текстов, в которых эти фразеологизмы будут встречаться.

  • Дать более полное представление о фразеологизмах русского языка, об их происхождении и классификации.

Актуальность:

Актуальность работы обусловлена тем, что в повседневной жизни, сталкиваясь с фразеологизмами, многие люди даже не замечают этого. Они не умеют правильно употреблять фразеологизмы в речи, потому что не знают их значений

«Работа над фразеологизмами в начальной школе«Методический материал

Использование фразеологических оборотов в речи позволяет четко, точно, кратко и метко выразить мысль, чувство, свое отношение к фактам действительности. Без фразеологии язык неполон, лишен своего аромата. Отшлифованные веками, фразеологизмы оказываются лучшим образцом для оформления собственных мыслей. Помочь младшему школьнику овладеть этим богатством, хотя бы частично - задача школы. Большое внимание фразеологическому материалу уделял К. Д. Ушинский. Он считал необходимым введение фразеологизмов в школьные учебные книги, начиная с "Азбуки", с тем, чтобы "ребенок взглянул на предметы... зорким глазом народа и выразился его метким словом".

Внимание к устойчивым образованиям русского языка позволило установить, что они особо, по-своему отражают жизнь нашего народа с очень древних времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи. Изучение фразеологизмов является неотъемлемой частью работы по культуре речи, определению содержания и методике проведения которых уделяется сейчас большое внимание по причине низкого уровня речевой культуры детей. Речь наших учеников зачастую характеризуется малой выразительностью, неуместным, неточным употреблением языковых средств. Поэтому необходимо обучать младших школьников не только правильному, но и целесообразному выбору средств языка при построении собственных высказываний. В начальной школе соответствующая работа должна быть направлена не только на усвоение определённых знаний, но и на развитие языкового чувства детей, языковой интуиции, на накопление ими положительного речевого опыта. Достижению этих целей и будет способствовать, в частности, работа с фразеологическими оборотами, введение их в словарный запас ребёнка.

Работа с фразеологизмами стимулирует развитие речи. Но только ли речь

развивается в процессе этой работы? Известно, что в единстве с развитием речи

происходит развитие мышления. Мышление совершенствуется в речевом общении. Поэтому, работая над развитием ясной, правильной, выразительной речи, учитель одновременно развивает у школьников мышление, поднимает его на качественно новый уровень. Работа над устойчивыми сочетаниями языка способствует формированию умения абстрагировать, а абстракция является конструирующим компонентом мыслительной деятельности учащихся, т.к. на её основе происходит обобщение и формирование понятий...

Так пришла к выводу, что нужно систематически работать над фразеологизмами, начиная с 1-го класса. Во втором классе работа над крылатыми выражениями вошла в систему. В начале каждой недели знакомлю детей с новым фразеологизмом. Фразеологизмы подбираю таким образом, чтобы была взаимосвязь с темой урока. В последующие дни возвращаемся к фразеологизму, с которым познакомились в понедельник: подбираем синонимичные крылатые выражения, антонимы. Невозможно переоценить роль современных интерактивных средств обучения при данной лексической работе: интерактивной приставки МIMIO, документ-камеры, системы голосования VERDICT. Ведь всем известно, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-образное мышление. Когда задействуются все анализаторы - и слуховой, и зрительный, и тактильный- большая вероятность того, что ребёнок запомнит новый материал и будет активно использовать его в повседневной жизни. При первичном знакомстве с фразеологизмом использую слайд из презентации , где к каждому крылатому выражению дана картинка и объясняется значение. Но перед этим ребята находят его значение во фразеологическом словаре.

Виды работ с устойчивыми выражениями на уроках русского языка:

1. Замените фразеологизмы близкими по смыслу словами.

- бить тревогу (беспокоиться)

- дрожать как осиновый лист ( бояться)

- очки втирать (обманывать)

- как пить дать (точно, несомненно)

- разделать под орех (раскритиковать)

- семь пятниц на неделе (человек, который часто меняет решение, постоянно отступает от своего слова, на которого нельзя положиться).

2.Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Какие это группы?

- Засучив рукава; в поте лица; пальцем не пошевелить; сложа руки; палец о палец не ударить; не покладая рук.

(I - засучив рукава, в поте лица, не покладая рук - фразеологизмы близки по значению, "усердно, старательно трудиться, работать"; II - палец о палец не ударить, сложа руки,

4.Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите предложения.

- Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.

- Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.

- Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.

- Мы дружно работали сложа руки.

- Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.

- У лягушки дух захватило от страшной высоты.

- Яшка сломя голову остановился.

Упражнения, способствующие усвоению школьниками категориального признака фразеологизма - устойчивости.

1. Прочитайте. Какие из фразеологизмов записаны правильно? В каких фразеологизмах имеются ошибки?

Беречь как зеницу глаза, встать не с той ноги, гнаться за двумя зайцами, губы заговаривать, покраснеть до кончиков волос,

Исправьте ошибки и запишите фразеологизмы.

2. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.

Держать ... востро (уши, ухо)

Смотреть сквозь ... очки (розовые, темные)

С ... нос (голубиный, гулькин)

Делать из ... слона (комара, мухи)

Не в своей ... (чашке, тарелке)

Упражнения, направленные на формирование образности речи младших школьников.

1. Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему так считаете.

Ничего не помню, все вылетело из головы. - Ничего не помню, все забыл.

Вы не слушайте Сережу: он всегда делает из мухи слона. - Вы не слушайте Сережу: он всегда преувеличивает.

2. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

- Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

- Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

- Кирилл целый день бездельничал.

- Мы догадывались, что он нас обманывает.

- Первого сентября Уля проснулась очень рано.

Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.

3. Выбери правильный ответ:

«Белая ворона» - это:

- человек в белом,

- испуганная ворона,

- человек, не похожий на других.

«Бить баклуши» - это:

- бездельничать,

- работать,

- бить кого-то.

4.Найди во фразеологизмах слова, которые употреблены неправильно. Исправь ошибки:

- вить баклушу

- ждать у океана погоды

- играть с пламенем

- не из робкой пятёрки

- продеть впросак

- кричать во всю Петровскую

- как есть дать

- намотать на нос

- пускать пыль в лицо

- слышно, как муха прожужжит

5. Дополните предложения:

А) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. ( Нос)

Б) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые.(Уши)

В) Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (Ветер)

12.Выберите и вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов ( в данной работе используется система голосования VERDIKT)

При первичном знакомстве с фразеологизмами стала использовать программу ПАЗЛ. Картинку к фразеологизму дети собирают на интерактивной доске или при помощи мышки. Использование данной программы позволяет повысить активность детей, развивает внимание наблюдательность.

В собственной речи младшие школьники используют сравнительно мало фразеологизмов. Необходимо уделять серьезное внимание использованию фразеологических единиц в пересказах прочитанных текстов, в собственной речи. Оценивая пересказ или рассказ, учитель отмечает удачно использованные фразеологические единицы.

Можно утверждать, что описанный приём работы значительно активизирует словарный

запас младших школьников. Речь станет более насыщенной, разнообразной. Я убеждена в том, что понимание фразеологизмов при чтении художественной литературы, газет, при просмотре фильмов, употребление их в устной и письменной речи является показателем уровня владения родным языком. Фразеологизмы составляют национальное богатство языка, точно, метко и очень образно характеризуют или называют все стороны окружающей действительности.

Список использованных материалов:

1.Бабкин A.M. Русская фразеология, ее развитие и источники. Л.,

2. А.Н.Тихонов, Н.А.Ковалева. Учебный фразеологический словарь русского языка.

2. tvoyrebenok.ru/frazeologizmy-dlya-detey.shtml

3. razumniki.ru/frazeologizmy.html

9


© 2010-2022