Конспект урока русского языка в 5 классе шлолы 8 вида Упражнение в написании имен существительных мужского и женского рода с шипящим звуком на конце

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок письма и развития речи в коррекционной школе 8 вида.

Тема урока: «Упражнение в написании имен существительных мужского и женского рода с шипящим звуком на конце».

Цель урока: Формировать умение распознавать имена существительные мужского и женского рода с шипящим звуком на конце.

Задачи:

Дидактические: упражнять обучающихся в определении рода существительных и правильном написании существительных с шипящим на конце; активизировать использование полученных знаний обучающимися.

Коррекционно-развивающие: развитие логического мышления на основе упражнений, коррекция мыслительных процессов (анализ, синтез, классификация), внимания , памяти,речи.

Коррекционно-воспитательные: воспитание у обучающихся активности в процессе учебной деятельности.; мотивацию к обучению.

Ход урока:

1.Орг. момент.

Звенит, заливается звонок,

Вас ждет интересный урок.

Хорошим пусть будет у вас настроенье

И легко вам сегодня дается ученье.

2. Проверка домашнего задания (способ взаимопроверки).

Вопросы классу.

-Что называется существительным?

-Когда в существительных после шипящих на конце пишется Ь, а когда не пишется? (Приведите примеры)

3.Упражнения для закрепления пройденного

- (спишите, вставьте пропущенные буквы, найдите в каждом столбике лишнее слово и доважите , вторая группа только вставляет пропущенную букву)

Ноч… мяч… малыш…

Товарищ… молоде… ландыш…

Скрипач… помощ… кирпич..

Плач… грач… вещ..

Какое правило о правописании существительных с шипящим на конце вы знаете?

Какого рода имена существительные в данном задании?

Что пишем на конце существительных женского рода?

Одинаково ли произносятся шипящие?

А в чем есть разница?

1)Игровые моменты.

а). Работа, связанная с отгадыванием загадок. На доске нарисовани и закрыты 4 предмета: камыш ковш, карандаш, мяч . Учащимся загадываются загадки, учащиеся отгадывают. Если загадка отгадана верно, учитель открывает нужную картинку, отгадавший загадку идет к доске и подписывает название этого предмета, обясняя првописание данного слова.

Загадки:

-У речки стоит, при ветре шуршит.

-Утка в море, а хвост на заборе.

-Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом проведет, там заметку кладет.

-Бьют его ногой и палкой, никому его не жалко.

Отчего беднягу бьют? Оттого, что он надут.

б) «Узнай и напиши». Учитель читает, а учащиеся узнают и записывают названия животных, птиц, растений и т.д.

Как называется?

-маленький колючий зверек, живущий в наших лесах;

-грызун, живущий в поле и уничтожающий зерно;

-птица, прилетающая к нам первой;

-белый душистый весеннийцветок;

-часть суток, наступающая за вечером.

в)Проверка (чтение слов с обоснованием их написания)

2). Выборочный диктант (выписать существительные с щипящим звуком на конце и указать их род, слабые учащиеся только выписывают слова).

Хорошо работает молодежь на целине. По сторонам дороги колосилась золотистая рожь. Погас последний луч солнца. В дождливую погоду нужно надевать плащ. Дети зашли в самую глушь леса. Дедушка для внука купил мяч и обруч. Надвигалась полярная ночь.

- Как узнать, когда надо писать Ь?

3) Чтение учеником стихотворения «Мягкий знак».

«мягкий знак - хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

- В слово на шипящий, но какого рода?

4. Физкультминутка:

А теперь, ребята , встали

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

4.Работа с деформированным текстом.

В, живет, лесной глуши, еж…, колючий. С, дружит, ежом, полевая, мыш… . Она, с поля, прибегает, где, рож… , спелая колосится.

(Объясните написание существительных с шипящим звуком на конце.

Вывод учащихся.

5. Самостоятельная работа. В упр. 199. Измени слова по образцу. Подбери к существительным подходящие по смыслу прилагательные. Запиши получившиеся словосочетания и подчеркни шипящие на конце существительных.

(слабым учащимся даются карточки, на которых к этому упражнению указаны слова для справок: ночь, мышь, брошь,ключ, нож, ковш, плащ)

-работа над многозначностью слова ключ с опорой на картинки: дверной ключ, гаечный ключ, скрипичный ключ,ключ - родник, ручей.

Проверка выполненной работы.

6.Задание на дом

Упр.200,стр.125 (закончи мысль в предложения одним словом).

Слабым учащимся дается задание на карточках.

Итог урока.

1.Вопросы:

Над какой часть речи мы сегодня работали на уроке?

Что такое существительное?

Какого рода бывают существительные?

У существительных какого рода пишется Ь после шипящих?

У существительных какого рода после шипящих Ь не пишется?

2.Выставление оценок.

Скоро прозвенит звонок.

И закончится урок.

Молодцы! Хочу сказать я ,

Завтра снова встретимся , друзья.





© 2010-2022