Урок по русскому языку для 7 класса «Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато»

На изучение темы «Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато» в 7 классе в календарно-тематическом планировании отводится 2 часа. Данный урок является первым. Урок проводится в классе общеобразовательной массовой школы и составлен согласно требованиям ФГОС.       Материал, подобранный к уроку, способствует воспитанию таких духовно-нравственных качеств учащихся, как гуманность, милосердие, взаимовыручка, сострадание. На уроке организована активная деятельность учащихся по поиску, усвоению,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 7 классе по теме

«Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО»

Цель урока:

1) Формировать навык написания союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО; способствовать умению отличать союзы

от омонимичных сочетаний слов;

2) развивать умение анализировать языковые явления

и делать выводы;

3) формирование ценностного отношения к слову

и его лексическому значению

Тип урока: урок изучения нового материала

Ведущий метод: проблемный

Оборудование: интерактивная доска; материалы урока, представленные на слайдах; сигнальные индивидуальные карточки; оценочные листы.


Ход урока:

1) Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

-Подпишите оценочные листы


2) Актуализация знаний

- Ребята, посмотрите на доску и прочитайте предложения:

1.Если тебе случится на кого-то рассердиться, рассердись также на самого себя, хотя бы за то, что сумел рассердиться на другого (Н.В. Гоголь)

2.Относись к людям так же, как хотел бы, чтобы они относились к тебе.

- Посмотрим на содержательную сторону этих предложений.

- Скажите, что объединяет эти два высказывания? (мысль о человеколюбии, гуманном отношении друг к другу)

- А что значит быть гуманным?

- Ребята, как вы понимаете слова Н.В. Гоголя?

- Как вы объясните второе предложение? (Нужно уважительно относиться друг к другу, а мы порой допускаем грубость при общении с одноклассниками, друзьями, родителями учителями…)

-А теперь обратимся к орфографии этих предложений.

- Как произносятся и как пишутся выделенные слова?

Проблемный вопрос: Как вы думаете, от чего это зависит?

Фронтальный опрос:

  • На какие группы делятся части речи в русском языке?

  • Назовите самостоятельные части речи. Служебные части речи.

  • Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?

  • Какая часть речи выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении?

  • Какая часть речи связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного?

  • Какие виды союзов вам известны?

  • На какие группы делятся союзы

Тема сегодняшнего урока «Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО».

3. Постановка темы и целей урока

- Запишите число и тему урока.

- Сформулируйте цели урока.

4. Мотивация на изучение нового

- Обратимся к традиционному источнику информации - учебнику.

Откройте параграф 61 и прочитайте самостоятельно правило.

5. Презентация нового материала

- Ребята, что вы узнали из прочитанного материала учебника?

  • Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО пишутся слитно

  • их следует отличать их от омонимичных сочетаний

  • Если это омонимичные сочетания, то ЖЕ и БЫ можно опустить или переставить на другое место

  • Что союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ можно заменить союзом И, союз ЧТОБЫ - составным союзом ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, а союз ЗАТО- союзом НО

- Как отличить союз от местоимения или наречия?

- Запомнить орфограмму нам помогает правило. А что нужно сделать, чтобы лучше его запомнить? (составить алгоритм)

6. Первичное осмысление

- Опираясь на таблицу и правило учебника, составляем алгоритм,

- Какой будет 1-ый шаг? (Можно ли ТОЖЕ, ТАКЖЕ заменить союзом И?)

- Какой будет 2-ой шаг? (Можно ли опустить ЖЕ?)

- Запишите алгоритм в тетрадь.

- Вернёмся к нашим предложениям, с которых мы начинали урок и посмотрим, что можно с ними сделать, исходя из алгоритма.

Если тебе случится на кого-то рассердиться, рассердись и на себя самого, хотя бы за то, что сумел рассердиться на другого.

Относись к людям так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе.

( В 1-ом предложении можно ТАКЖЕ заменить союзом И, а во 2-ом предложении можно опустить частицу ЖЕ)

7.Вторичное осмысление

- Объясните написание слов, пользуясь алгоритмом.

* Незнакомец был невысок ростом, за(то) плечист.

* Мы закрыли стеклянную дверь на балкон, что(бы) из сада не несло жаром.

* Убранство комнат так(же) не отличалось особым комфортом.

8.Первичное закрепление

- Запишите предложения, раскрыв скобки:

1. Все очень устали, за(то) цели достигли.

2. Так(же), как в море, над лугами дуют свежие ветры.

3. Его прозвали Знайкой за(то), что он много знал.

4. Мы остановились у колодца, что(бы) набрать воды.

- Взаимопроверка:

Без ошибок - «5»

1 ошибка - «4»

2 ошибки - «3»

Больше двух ошибок - 0

9.Вторичное закрепление

Работа с сигнальными карточками (красная - слитно, зелёная - раздельно): Делай так же, как я; Я тоже занимаюсь спортом; Учусь, чтобы писать грамотно; Мне тоже не сиделось; Берись за то, что умеешь; Что бы мне съесть на завтрак? Нам тоже становилось страшно; Все собрались так же быстро, как и разошлись; Люблю свой край за то, что он прекрасен; Дверь закрыли, чтобы никто не входил; На улице дождь, зато воздух чист; Приготовь то же блюдо, что и вчера.

10. Применение знаний в новой ситуации

- Допишите недостающие слоги «то», «же», «бы» с требуемым по правилу слитным или раздельным написанием:

День был ветреный, за___тёплый.

Мои друзья пошли в театр, я то___пошёл.

Что___ты подумал о человеке, который не сдержал слово?

Книга показалась мне то___ интересной.

Что___быть по-настоящему грамотным человеком, нужно постоянно обращаться к книгам.

-Взаимопроверка с проверкой у доски(1 ученик вставляет нужные слоги)

-Ответ - зато, тоже, что бы, тоже, чтобы

Без ошибок - «5»

1 ошибка - «4»

2 ошибки - «3»

Больше 2-х ошибок - 0

11. Диагностика и коррекция знаний

Восстановим правило написания слов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО.

Союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО пишутся ___. Их следует отличать от сочетаний ТАК ЖЕ, ТО ЖЕ, ЧТО БЫ, ЗА ТО.

В этих сочетаниях ___ ЖЕ, БЫ могут быть опущены или переставлены на другое место.

Союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ можно __ союзом И, союз ЧТОБЫ - союзом ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, а союз ЗАТО - союзом НО.

Запишите в столбик восстановленные слова (слитно, частицы, заменить)

-Взаимоконтроль:

Безошибочно - «5»

Хоть 1 ошибка - 0

- Цифровой диктант. (Задание на АНАЛИЗ). Запишите номера предложений с союзами

1.Что(бы) он ни делал, всё у него получалось хорошо.

2.Дождь прекратился, ветер то(же) затих.

3.Выполни то(же) задание, что и вчера.

4.Марьяна улыбалась редко, за(то) её улыбка всегда поражала.

5.В деревню мы собирались за(тем), чтобы отдохнуть, собрать грибов и ягод.

- Ключ - 2, 4, 5

-Взаимопроверка:

Без ошибок - «5»

1 ошибка - «4»

2 ошибки и более - 0

- Последним заданием сегодняшнего урока будет «Закончить данные предложения» (Синтез)

Что бы ни случилось, …

Надо беречь природу сегодня, чтобы…

Я был благодарен другу за то, …

Мой добрый, верный друг…Спустя годы, в нём осталось то же: …

12. Итоги урока

-Какой была цель нашего урока? Мы достигли этой цели?

-Какие источники информации помогли нам в этом?

-Что мы делали, для того чтобы усвоить тему?

-Что мы узнали о правописании слов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО?

-Какие человеческие качества, по-вашему, ценны в людях?

13. Домашнее задание:

Всем выучить правило параграфа 61,

На «3» - упр.№349

На «4» - упр.№347

На «5» - написать сочинение-миниатюру или составить 5-6 предложений на тему «Дружба в моей жизни?», включив в него союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО и омонимичные им сочетания слов.

14. Рефлексия (заполняется в оценочных листах) Ответьте на вопросы:

Чему мы научились на уроке?

Что было самым трудным?

Что было интересным на уроке?

Что вам понравилось на уроке?

Какое настроение у вас сейчас?



© 2010-2022