Статья по литературе на тему: Исследование игры света и цвета удивительного лотоса на страницах художественных текстов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИССЛЕДОВАНИЕ С УЧАЩИМИСЯ ИГРЫ СВЕТА И ЦВЕТА УДИВИТЕЛЬНОГО ЛОТОСА НА СТРАНИЦАХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ

Болтенко Л.Н.

МОУ «СОШ № 45» г. Астрахани, Россия

О волшебных изменениях цвета чудо-лотоса, изменчивости его раскраски, недолговечности его щедрой красоты, и о том, почему художники слова уделяют столь пристальное внимание цвету лотосовых лепестков, можно узнать из данной статьи и использовать этот материал на уроках развития речи.

Вечным таинством света и цвета

Манит лотос людские умы.

Н. Мордовина

Наилучшее средство ввести подростка в мир прекрасного - это вместе с ним прочитать и увидеть красивое на страницах художественных текстов, выделить важные детали и помочь понять их смысл и значение. Но главное, научить любоваться красотой, созданной художником слова, почувствовать ее недосказанность и суметь сделать свое открытие прекрасного, которое даст импульс к собственному творчеству.

С этой целью подготавливаю и провожу уроки-исследования, на которых учащиеся учатся видеть красоту слова и красоту природы (на примере исследования цвета лотоса), обогащают свой словарный запас, развивают эстетический вкус и познавательный интерес, учатся выражать словами свое эмоциональное настроение.

Заранее учащиеся делятся на группы и получают задания. Первая группа исследователей работает с художественными текстами и выбирает эпизоды с описанием цвета лотоса. Вторая группа готовит пересказ легенд о лотосе и отвечает на вопрос: «Какой цвет имеет лотос в каждой легенде и с чем это связано?». Третья группа сочиняет свою легенду, сказку или стихотворение. Для оформления уроков ученикам предлагается нарисовать цветок лотоса. Иногда проводим конкурс детей с участием родителей на лучшее стихотворение, сказку или легенду о лотосе, лучший рисунок или фотографию. Такие уроки не оставляют детей равнодушными и становятся своеобразной «прививкой» доброты и бережного отношения к прекрасному.

Красота, диво дивное, природы совершенство - это нежный цветок лотоса. Щедро дарит нам эту красоту земля Астраханская. Чудо, созданное природой, воспето человеком, и этот волшебный цветок, оказалось, «растет» на страницах художественных произведений.

Почему художники слова описывают лотос? Потому что изменчивость окраски лепестков лотоса удивляет и поражает, пробуждает в нашей душе чувство красоты.

На уроках развития речи совместно с ребятами проводим исследование, наблюдаем, как поэты и писатели видят игру светотеней, игру красок, цвета, задумываемся, случайна ли неустойчивость, изменчивость лотоса или это действительно волшебный цветок. Многие из учащихся не видели лотос глазами, но после таких исследований «видят сердцем» эту красоту и никогда не навредят длинным упругим стеблям и большим овальным листьям. Исследуя художественные тексты, мы вместе с авторами побывали в глухих заводях, где скрывается от шумного света этот редкостный цветок, украшающий воды. Увидели, как играет он своими красками, как меняет цвет и как умеет чувствовать капризы природы.

С героями А. И. Шадрина из книги «Следы на воде» посмотрели на волшебный цветок. Какой он? Нашли описание лотоса: «В зарослях огненными пятнами полыхали красные, алые цветы с чуть приметной фиолетовой окраской, с большими бледно- розовыми бутонами...» Исследовали, что же влияет на раскраску цветка? Оказывается, и ветер, и солнце, и облачко, и тучи, и дождь - все действует на него. За красоту и за редкость, да вот за эту чувствительность и прозвали лотос волшебным. Узнали, что всей жизни цветку - три дня. И каждый день он меняет свой цвет. В первый день он красный, как сердце. На другой день - розовый. А утром третьего дня лотос становится бледно-розовым и умирает. Вместе с учениками пришли к выводу: изменение цвета, смешение красок напоминает о переменчивости жизни, о ее недолговечности, заставляет задуматься и понять, что прожить свою жизнь надо так, как лотос, ярко, необыкновенно, чудесно, щедро дарить красоту людям.

Из других художественных текстов узнали, что поэт Р. Ивнев в новелле «Лотос» рассказывал, как В. Хлебников вручил ему ослепительно-белый лотос и сказал: «В иле произрастает, в мутных водах, но не загрязняется ими. Волшебный этот лотос, зло в добро превращает».

В калмыцкой легенде о лотосе перед нами узкий ерик, а в глубине тихого протока растут чудные цветы, на их больших листьях отдыхают лебеди. Цветы на воде, словно розовая заря. Удивительное сочетание: белые лебеди и розовые цветы. Пришли к убеждению: белый цвет - символ чистоты, непорочности; розовый - нежность, хрупкость. О таком сочетании напоминает лотос. Сделали вывод: мы должны бережно относиться к чудесам природы.

Различны по содержанию легенды о лотосе и различны цвета лотоса в легендах. Что же смогли увидеть мы? На страницах книги Н.С. Травушкина «В краю тысячи рек» нашли такие строчки: «Собранные из крупных лепестков чаши чаруют глаз тончайшими переходами оттенков - от розовато-белого до нежно-алого». Учащиеся понимают, что игра красок, изменение цвета завораживают, околдовывают, и авторы прочитанных произведений подтверждают, что это необыкновенный, удивительный, действительно волшебный цветок. Поэтому надо оберегать эту красоту и редкость эту, воздавать славу великую, почести царские. Это не просто цветок! С ним - рай на земле. В основе всех легенд лежат первоначальные представления людей о добре и зле, о любви и счастье, о чистоте и целомудрии, о здоровье и бессмертии. И это все связано с лотосом, с его цветом.

В легенде Ханкайской долины «Цветок подводного царства» мы видим лотос на дне подводном, в глубоком тайнике. Но и в этой темноте это божество великолепно! Невозможно отвести от него глаза! Кажется, розовые лепестки вобрали в себя весь свет подводного царства и сами светились, как факел, светились необычными красками. Из текстов легенд мы узнали, что лотос бывает и голубого цвета. В водах озера Пушкара, покрытых белыми лотосами, отражались голубые небеса, и белые лотосы в один миг стали голубого цвета. Открывая золотому солнечному свету свои голубые сердца, лотосы радостно улыбались и возносили гимн своим медовым ароматом, С ними вместе радовалась вся природа. В словаре цветов находим, что голубой лотос - символ Вселенной, олицетворяет собой образ Голубого свода. Удивились, узнав, что голубой туман тоже связан с цветом лотоса.

Г. Подольская сравнивает лотос с розовым, пламенным фламинго, считая его символом вечной красоты. Поэтесса приметила игру красок и цвета лотоса. А что нового открылось нам? Да ведь лотос разноцветный, словно радуга! Удивительное сравнение нашли исследователи, читая стихотворение Г. Подольской «Лотос». Лотос растет на воде, и его разноцветность отражается в ней.


Вода узором радуги смеется.

На лепестках - жемчужная роса.

И с нами совершенство остается ...

Цвет листьев лотоса также изумляет. Зеленым ковром стелятся большие, каждый с большой поднос, овальные листья. Их сочная зелень притягивает взгляд, и читатель видит буйство всевозможных зеленых тонов, от светло-изумрудных, до темных, аспидных. Своим цветом редкостный лотос очаровывает, завлекает, манит, побуждает к творчеству. В. Ерофеев в своем стихотворении «Люблю родное понизовье» пленен красотой лотоса:


Замру, как будто сердце раскололось,

Увидев, как, осыпанный росой.

Расцвел июльским утром лотос,

Пленив божественной красой.

В результате наших исследований мы узнали, что лотос бывает красным, алым, кровавым, агатовым, розовым, пламенным, блеклым и бесцветным, голубым, фиолетовым, ярко-сверкающим, лучистым, белым, золотистым и серебряным (когда на его нежных лепестках лежит роса). Этот цветок скромный, незаметный, ангельский и шальной, искрометный, изысканный, священный, вдохновенный. Он разный.

Потрясение от прочитанного было таким, что невозможно словами описать свое состояние. И всем стало ясно, что мир гармоничен и чист, что красота помогла каждому, кто увидел это чудо, открыть в себе что-то новое. Все поняли, что общение с прекрасным оберегает от духовного разрушения, дает надежду, силы, любовь, долгую и счастливую жизнь. И эта красота, чудо это царственно произрастает в сокровенных местах прикаспийской дельты, и мы уверены, что познавший землю Астраханскую, обрел в сердце своем красоты ее и дива дивные, ибо, как солнце щедро дарит тепло и свет миру, так земля наша красоты свои добрым людям, которые становятся мудрее, а очи мудрых всегда желают блага.

Литература

1. Шадрин А.И. Следы на воде. - Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1970.

2. Травушкин Н.С. В краю тысячи рек. - Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1988.

3. Мухин В.Н. Дельтоград. -М.: Изд-во «Современник», 1980.

4. Подольская Г.Г. Где Волга прянула стрелою... - Астрахань: Изд-во АГПИ, 1995.

5. Легенды Ханкайской долины. Конкурсный материал ЦБС Ханкайского района.

© 2010-2022