Рабочая программа по литературе к учебнику А. Г. Кутузова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №364 Фрунзенского района Санкт-Петербурга




Согласовано Утверждено

Протокол методического Директор ГБОУ СОШ №364

объединения от _____ №_____ ___________________Круглова О.А.

Приказ от __________№______










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

8 «А» класс

на 2012-2013 учебный год




Составил(а) учитель

русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Технеряднева Лилия Юрьевна











Санкт-Петербург

2012



Содержание


  1. Паспорт рабочей программы

  2. Пояснительная записка

  3. Содержание учебного курса

  4. Учебно-тематический план

  5. Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)

  6. Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения)

  7. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

  8. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися

  9. Список литературы

  10. Лист внесения изменений








  1. Паспорт рабочей программы

Тип программы

Программа общеобразовательных учреждений.

Статус программы

Рабочая программа учебного курса.

Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

А.Г Кутузов. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений 5- 11 классы, 1999 год.

Категория обучающихся

Учащиеся 8 класса ГБОУ СОШ № 364 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Сроки освоения программы

1 год.

Объём учебного времени

70 часов

Форма обучения

очная

Режим занятий

2 часа в неделю









  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы А.Г. Кутузова «Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы)» - М: «Дрофа», 1999 г. учителем русского языка и литературы Технерядневой Л.Ю. и рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов в год).

Согласно программе А.Г.Кутузова, целью литературного образования является формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести:

освоение текстов художественных произведений;

формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;

освоение историко-литературных понятий, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и ин­теллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое мес­то в программе отводится теории литературы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема - базовое понятие:

V класс - жанры;

VI класс - роды и жанры;

VII класс - характер - герой - образ;

VIII класс - литература и традиция;

IX класс - автор - образ - читатель;

X-XI классы - художественный мир писателя.

Базовые теоретико-литературные понятия, формирующиеся в каждом из классов, не противоречат традиционной системе. Разница заключается в том, что при ранее сложившейся системе, соответствуя логике развития подростка и юноши, формирование теоретико-лите­ратурных понятий идет «вслед» за школьником. Предлагаемая же в данной программе система направлена на формирование читатель­ской квалификации, она не исключает логику возрастного литератур­ного развития, а, опираясь на нее, формирует основы эстетического подхода к искусству слова.

Программа определяет практическую направленность обучения в каждом классе:

V класс - переход от литературного чтения к изучению литературы;

VI-IX классы - изучение литературы как искусства слова;

X-XI классы - изучение литературы в историко-культурном и историко-функциональном аспектах.

Учебные цели изучения предмета более конкретны и охватывают деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития:

V-VIII классы - обучение эстетическому анализу в различных ас­пектах;

IX класс - интерпретация текстов;

X-XI классы - освоение художественного мира писателя в истори­ко-культурном и историко-функциональном аспектах.

Историко-функциональный подход позволяет преодолеть «из­держки» историко-генетического изучения художественного произве­дения, размыкает рамки «малого времени» бытия текста и позволяет ученику вступить в диалог с автором и профессиональными читателя­ми (критиками и литературоведами). Тем самым преодолевается от­чужденность, закрытость классического произведения от современ­ного читателя, оно включается в сферу читательских интересов школьников.

Необходимо отметить, что в программе помимо произведений русской классики достаточно широко представлены произведения мировой литературы, расширен жанровый спектр литературы, так как формальная и содержательная специфика родной литературы может быть понята только на широком культурном фоне.

В программе не введено понятие «Развитие связной речи учащих­ся». Речевое развитие - психологический процесс. На всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма.

Работа учителя и учащихся в этом направлении обозначена в та­ких разделах программы, как «Творческая мастерская» и «Творческий практикум». Именно в них намечена технология освоения предмета, которая целенаправленно осуществлена в учебниках «В мире литературы».

Рассматривая литературное образование как единство трех компо­нентов: творчество - сотворчество - знания и умения, составители настоящей программы предлагают систему коммуникативно-творче­ских работ, реализованную в учебниках.

В «Творческих практикумах» предложены возможные варианты заданий разного ха­рактера, которые могут быть предложены ученику. При этом у учителя и учеников всегда есть возможность выбрать задания. Таким образом, можно сказать, что программа не только конкретизирует содержание предметных тем, но и задает технологию их освоения.

На освоение содержания программы федеральным базисным учеб­ным планом отведено:

VIII класс - 2 часа в неделю, т. е. 70 часов в год;

Особенности класса:

Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по развитию речи, усвоению элементарных лингвистических терминов и понятий. Большую часть учащихся можно отнести к слабоуспевающим. Но в этом классе есть учащиеся, которые могут активно работать в рамках заявленных целей и задач. Для детей с повышенной мотивацией, а их меньшая часть класса, предполагается дополнительные задания.

Учебно-методический комплекс:


А.Г.Кутузов В мире литературы, М., Дрофа, 2011 г.



  1. Содержание учебного курса

Введение.

2 часа

Фольклор и литература.

6 часов

Древнерусская литература.

7 часов

Духовная литература

2 часа

Зарубежная литература.

5 часов

Русская литература XVIII века.

11 часов

Русская литература XIX века.

22 часа

Русская литература ХХ века

15 часов

Всего:

70














  1. Учебно-тематический план.


Раздел.

Тема урока.

Введение.

1

Литература как искусство слова.


2.

Традиции и новаторство в литературе.

Фольклор и литература.

3.

Традиции в фольклоре.


4.

«Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды». Русская народная сказка.


5-6.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и его прекрасной царевне Лебеде». Народно - поэтические традиции в литературе.


7.

Ю.П. Кузнецов «Атомная сказка». Сказочные образы в современной литературе. Определение антигероя.


8.

Творческий практикум. Сочинение современной сказки с использованием традиционных героев.

Древнерусская литература.

9.

Древнерусская литература и ее традиции.


10.

«Повесть временных лет» как исторический и литературный памятник.


11.

«Слово о полку Игореве». Историческая основа и сюжет литературного памятника.


12.

Система образов произведения.


13.

Образ русской земли в «Слове о полку Игореве».

«Слово…» и фольклор.


14.

Богатство и выразительность языка произведения. Тест по «Слову…»


15.

Традиции «Слова…». Жизнь «Слова…» в литературе.

Духовная литература

16.

Духовная литература и ее традиции.

«Поучение Владимира Мономаха», его художественное своеобразие.

Домашнее сочинение по «Поучению…»


17.

«Письмо преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к превосходительной NN.», его художественное своеобразие.

Зарубежная литература.

18.

Традиции зарубежной литературы.

Данте Алигьери. Сонет из книги «Новая жизнь».


19.

Франческо Петрарка. Сонет из «Книги песен на жизнь мадонны У. Шекспир «Сонет XXIII». Поэтическое мастерство Шекспира. 154 сонета. Переводы сонетов Шекспира разными поэтами.Лауры».


20.

А.С. Пушкин «Сонет», традиции и новаторство.


21.

Вн.чт. Шекспир «Ромео и Джульетта».


22.

Вн.чт. Шекспир «Ромео и Джульетта».

Русская литература XVIII века.

23.

Идеи XVIII века и русская культура. Классицизм.


24.

Д.И. Фонвизин «Недоросль». Драматургический конфликт.


25.

Особенности композиции. Система характеров.


26.

Отражение в комедии «Недоросль» просвещенческих идей XVIII века. Положительные герои.


27.

Способы создания комического в пьесе. Отрицательные персонажи. Сложность характера госпожи Простаковой.


28.

Традиции и новаторство в комедии

Д.И. Фонвизина «Недоросль».


29.

Сочинение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».


30.

Г.Р. Державин. Слово о поэте. «Осень во время осады Очакова», «Снигирь». Жанр оды.


31.

Сентиментализм.


32.

Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». Литературный конфликт в повести.


33.

Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». Герои и повествователь, городской пейзаж. Повесть Н.М. Карамзина в русской литературе.

Русская литература XIX века.

34.

Литературные традиции в XIX веке


35.

Романтизм и романтический герой.


36.

А.С. Пушкин «Братья разбойники». Романтический герой, романтический конфликт.


37.

А.С. Пушкин «Братья разбойники». Романтический герой, романтический конфликт.


38.

Р.Р.Выразительное чтение наизусть.


39.

Реализм в литературе. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», история создания.


40.

Формирование характера Гринева.


41.

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора. Образ Швабрина.


42.

Изображение народной войны и ее вождя.


43.

Смысл названия. Образ Маши Мироновой.


44.

Художественные особенности (композиция, сюжет, пейзаж). Образ автора и рассказчика.


45.

А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Образ и тема «маленького человека» в литературе.


46.

Е.А. Баратынский «Водопад». Ф.И. Тютчев. «Что ты клонишь над водами…», «Ты, волна моя морская…». Анализ стихотворений.


47.

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». Романтический герой и роль пейзажа.


48.

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». Романтический герой и роль пейзажа.

Р.Р. Выразительное чтение поэмы.


49.

Н.В. Гоголь. «Портрет». Проблема искусства, творчества и реальности.


50.

Н.В.Гоголь «Шинель». Человек и государство. Образ «маленького человека».


51.

Ф.И.Тютчев «Что ты клонишь над водами…». Правда и правдоподобие.


52.

И.С. Тургенев рассказ «Бирюк». Психологизм в литературе. Противоречия в характере.


53.

Вн.чт. Ги де Мопассан «Ожерелье».


54.

Н.С. Лесков «Человек на часах». Русские национальные традиции в изображении человека.


55.

Н.С. Лесков «Человек на часах». Русские национальные традиции в изображении человека.

Русская литература ХХ века


56.

Литературные традиции в ХХ веке.

М.Горький «Макар Чудра». Неоромантический герой, литературный конфликт.


57.

А.И. Куприн «Гамбринус». Контраст внешнего и внутреннего в человеке.


58.

А.И. Куприн «Гамбринус». Контраст внешнего и внутреннего в человеке.


59.

Вн.чт. А. де Сент - Экзюпери. «Маленький принц».


60.

Н.С. Гумилев «Золотой рыцарь». Необычность сюжета и характера.


61.

Вн.чт. А. Грин «Алые паруса».


62.

А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Контраст внешнего и внутреннего в человеке. Образы рассказчика и героя.


63.

А.Т. Твардовский, из «автобиографии».


64.

А.Т. Твардовский, поэма «Василий Теркин». Человек на войне.


65.

Н.М. Рубцов. Лирика.


66.

В.М. Шукшин «Дядя Ермолай». Образ «маленького человека».


67.

Читательская конференция.


68.

Читательская конференция.


69.

Итоги года. Рекомендации к летнему чтению.


70.

Резерв.


5. Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)

Мультимедийный комплекс, аудиальные средства.

6.Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать:

  1. образную природу словесного искусства

  2. содержание изученных литературных произведений

  3. основные факты жизни и творчество писателей - классиков

  4. основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений

  5. основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  1. воспроизводить содержание литературного произведения

  2. анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

  3. соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи

  4. определять род и жанр произведения

  5. сопоставлять литературные произведения

  6. выявлять авторскую позицию

  7. выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения

  8. аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

  9. писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

7. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

Модуль

Тема

Дата проведения

1

Фольклор и литература

Творческий практикум. Сочинение современной сказки с использованием традиционных героев.

-

3

Древнерусская литература.

Тест по «Слову о полку Игореве».

4

Русская литература XVIII века.

Сочинение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Итоги года.

Читательская конференция.




8.Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка или за ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.

Критерии и нормативы оценки сочинений.

Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:

  1. соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

  2. полнота раскрытия темы;

  3. правильность фактического материала;

  4. последовательность и логичность изложения;

  5. правильное композиционное оформление работы.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления сочинений.

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

  1. богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

  2. стилевое единство и выразительность речи;

  3. правильность и уместность употребления языковых средств.


Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.



Сочинение оценивается двумя оценками: первая - за содержание работы и речь, вторая - за грамотность.
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение


отметка


Содержание и речь


грамотность


5


1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета.


Допускаются:


1 орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки


4


1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.


Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,

или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки


3


1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.


3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.


Допускаются:

4 орфографические и


4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических, а также 4 грамматических ошибки


2


Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов


Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических ошибок

9.Список литературы

По программе и внеклассное чтение.

10.Лист внесения изменений

Тема

Причина корректировки

Способ, форма корректировки

Согласование с завучем






© 2010-2022