Методическая статья Литературное краеведение в школе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация к научной статье «Литературное краеведение в школе»

Важной частью изучения литературы в школе является литературное краеведение. Изучение литературы родного края, сбор фольклора воспитывает в школьниках чувство прекрасного, а обработка и систематизация материала (работа с компьютером и цифровым фотоаппаратом) и размещение собранных сведений в печати помогает детям быть востребованными, приобретать навыки работы с фольклорными источниками.

Литературное краеведение в школе

Погодина Людмила Ивановна

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Бузулук

Литература является одним из важнейших элементов культуры. Российские писатели внесли исключительный вклад в становление самосознания народа, показали его самобытность, душевную щедрость, отразили в своем творчестве самые разнообразные социально-экономические явления, культурные и национальные традиции. Передовые писатели, независимо от своего желания, отражали мысли, чаяния, настроения той эпохи, свидетелями и участниками которой они являлись.

Литературное краеведение не только тесно связано с литературоведением, но и значительно дополняет его. Задача литературно-краеведческих исследований состоит в изучении жизни и творчества писателя, его взглядов, связи его творчества и литературных героев с конкретным историческим местом, реальными лицами. В процессе исследовательской деятельности юные краеведы совершают экскурсии, путешествия и экспедиции по местам жизни и творчества писателя или его литературных героев, приобщаются к различным источникам (биографическим и творческим материалам, документам, публикациям, воспоминаниям, преданиям и т.п.). Особое внимание при исследовании может быть уделено современному литературному процессу, происходящему в крае.

Целенаправленные занятия литературным краеведением способствуют процессу познания в области богатейшей русской литературы, самобытной культуры, способствуют духовному совершенствованию и росту творческой активности детей. Существуют определённые пути реализации:

  • изучение литературного наследия края;

  • создание литературно-краеведческих проектов и презентаций;

  • составление летописи жизни и творчества писателей-земляков;

  • подготовка путеводителей, литературно-краеведческих карт, сборников, альманахов;

  • изучение современного литературного процесса, ведение историко-литературных хроник;

  • встречи с местными писателями и поэтами.

Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.

Огромное воспитательное и образовательное значение имеет собирание местного фольклора. Не в стенах школы, не по книгам, а в живом, непосредственном общении с людьми ребята приобщаются к неисчерпаемому поэтическому источнику народной фантазии и мудрости, сокровищницы души народа. Увлекательная работа по собиранию фольклора пробуждает у школьников интерес к героическому и славному прошлому нашей великой Родины.

Произведения фольклора, услышанные исполнении сказителя (певца), помогают ощутить красоту устного народного творчества, приучают любить мелодию народной песни и живую народную речь, доставляют эстетическое наслаждение, развивают художественный и эстетический вкус.

Знакомство с жизнью и творчеством писателя помогает учащимся лучше понять художественную правду его произведений, красоту языка, глубину сокровенных мыслей и чувств художника слова.

Посещение мест, воспетых в художественной литературе, вызывает обостренное чувство красоты природы. Знакомство с работой сотрудников музеев по сохранению природы заповедных мест, что связано с проблемами воспитания чувства бережливого отношения к природе, желания принять участие в мероприятиях по ее охране.

Духовный подъем, вызванный пребыванием в заповедных местах, радость познания, обилие впечатлений, памятные встречи - все это может вызвать у школьников стремление описать свои впечатления в дневнике. Ведение дневника, в свою очередь, способствует обогащению словарного запаса, развивает письменную речь, воспитывает интерес к литературному творчеству.

Участие в поисковой и исследовательской работе помогает воспитанию самостоятельности, творческого подхода к делу. Выполнение заданий по сбору литературно-краеведческих материалов, помощь в охране памятников культуры, активное участие в пропаганде литературного краеведения воспитывают у школьников сознание общественной значимости проводимой ими работы, стремление стать полезным, нужным и востребованным для общества человеком.

Основным местом организации и проведения литературно-краеведческой работы с учащимися должна быть школа, а организатором ее - преподаватель русского языка и литературы. Этого требуют и специфика предмета, и необходимость органической связи между непрерывной учебной и внеклассной работой.

Наиболее распространенной формой организации литературно-краеведческого коллектива школьников является кружок с постоянным составом участников. Это можно объяснить необходимостью специальной подготовки школьников: расширение общего кругозора, систематизация знаний по истории культуры родного края, накопление навыков исследовательской и поисковой деятельности. В местах, связанных с пребыванием писателей и других деятелей культуры, обычно организуются кружки историко-литературного направления.

Составляя план работы кружка, руководитель кружка и школьники должны представлять конечную цель, практический итог работы за год. Возможно, работе должен предшествовать творческий проект, созданный совместно педагогом и учениками. Конечным итогом может быть, например, оформление литературно-краеведческой выставки; создание интересной презентации или видеофильма; открытие школьного литературного музея; помощь местному краеведческому музею в оснащении раздела истории культуры родного края. Собранные за год материалы могут послужить основой для создания литературно-художественной карты родного края или оформления литературно-художественного календаря родной природы. Большой интерес представляет также летопись литературной жизни родного края. Ценные материалы, собранные и систематизированные учителем и ребятами, должны читаться на уроках, звучать на школьных концертах, отражаться на фотовыставках, в школьном пресс-центре и в выпусках номеров школьной газеты, а также и в местной печати.

Начинать исследования по литературному краеведению следует прежде всего со сбора важных сведений: какие поэты и писатели являются его уроженцами, какие бывали в данном крае? В каких произведениях литературы и искусства отображены люди, исторические события, быт и природа родного края? Какие явления, факты, события, аналогичные тем, которые отражены в изучаемых произведениях, имели место в общественной жизни края? Какую роль сыграли писатели - земляки в создании местной и общенациональной культуры? Источниками таких сведений могут быть художественные произведения, очерки, воспоминания, письма писателей и их современников, литературно-критические статьи в энциклопедиях и периодической печати, монографии о писателях, летописи жизни и творчества писателей, справочники и путеводители по родному краю, районные и областные газеты и журналы. Большую помощь педагогу могут оказать местные краеведы, сотрудники библиотек, родственники (потомки) писателя и другие люди, близкие писателю.

Собранный материал нужно систематизировать и попробовать составить библиографию на тему "Наш край в художественной, мемуарной и научно-популярной литературе", а также в подготовке картотеки "Писатели и другие деятели культуры и наш край", в подготовке материала для создания экспозиций школьного музея.

Начав с эпизодического привлечения отдельных учащихся к выполнению тех или иных несложных заданий, учитель должен постепенно сплотить около себя ребят, увлеченных живым и интересным делом. Почувствовав необходимость специальной подготовки, школьники охотно возьмутся за систематическую работу в кружке.

Литературное краеведение представляет богатые возможности для интеграции с разными учебными предметами и реализации воспитательного потенциала при организации дополнительного образования и внеклассной работы. Учителями и педагогами дополнительного образования проводится множество внеклассных мероприятий краеведческой направленности, чаще всего - викторины, конкурсы, презентации. Авторы лучших разработок и сценариев таких мероприятий активно привлекают местный фольклор, произведения местных поэтов и писателей, материалы периодической печати. Учителями литературного краеведения при подготовке и проведении внеклассных мероприятий можно использовать музыку, живопись, фотографию.

СПИСОК ИСП0ЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


1.Банчуков Р.В. Из опыта внеклассной работы по литературе - ГЛ. 1988 г.
2.Белоусов Л.А литературно-краеведческий кружок в школе - М.У 1988 г.
3.Голубков В.В Методика преподавания литературы - M.I988 г.
4.Добрынин РЯ - Истинное повествование, или жизнь Гавриила Добрынина,

самим писанная в Москве и Витебске. СП5.1872
5.Литературное краеведение. Пособие для учителя М 1973 г.
6.Лихачев Д.С. Земля родная. Книга для учащихся 1/1.1983 г.
7.Рыбникова Ы.А Очерки по методике литературного чтения - M.I988 г.
8. Электронный ресурс - Режим доступа: Ситникова Т. В. Литературное краеведение (опыт, находки, рекомендации). festival.1september.ru.

9. Электронный ресурс - Режим доступа: Дарижабон З. В. Организация краеведческой деятельности подростка как основы социализации его личности. eaysyenqlishrtb.ucoz.ru.

10. Электронный ресурс - Режим доступа: Краеведческая Абевега. near.msk.ru.

11. Электронный ресурс - Режим доступа: Литературное краеведение. wiki-sibiriada.ru.

3Погодина Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы

муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3»

г. Бузулука Оренбургской области

© 2010-2022