Практическое применение информационно-коммуникационных технологий и мультимедиа средств в преподавании русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы

«Использование информационно-коммуникационных технологий

в преподавании русского языка и литературы»

Процесс становления современной системы образования, сориентированной на вхождение в единое образовательное пространство, сопровождается существенными изменениями в практике учебно-воспитательного процесса. В условиях реализации личностно ориентированной образовательной парадигмы школа стремится создать благоприятные условия для раскрытия потенциала учащихся, развития способностей, формирования навыков самообразования, самоопределения, самостоятельности мышления и самореализации. Именно современные инновационные технологии позволят перевести учебно-познавательную деятельность школьников на новый продуктивно-творческий уровень и положительно решать основные задачи современного образования.

В связи с этим тема представленной работы по использованию информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы является, несомненно, актуальной.



























Практическое применение информационно-коммуникационных технологий и мультимедиа средств в преподавании русского языка и литературы

Изучение познавательных интересов учащихся показывает, что в большинстве случаев русский язык и литература не имеют высокой рейтинговой оценки среди ребят. Причины этого заключаются в высокой сложности изучения: большое количество исключений из правил в русском языке, большой объём произведений в литературе. Повышать мотивацию необходимо за счёт создания игровых ситуаций, использования нетрадиционных форм и методов преподавания, активного внедрения ИКТ, способствующих развитию интереса, дифференциации и индивидуализации обучения. Подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера. Но зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю. Основной целью использования информационных компьютерных технологий является повышение эффективности урока. К достижению данной цели я иду через реализацию следующих задач:

  • повышение мотивации обучения,

  • развитие познавательной активности учащихся,

  • стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам;

  • совершенствование форм и методов организации учебного процесса;

  • Формирование информационно-коммуникативной компетентности

На своих уроках я использую компьютер как:

  • средство для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;

  • средство информационной поддержки учебного процесса;

  • дополнительный источник информации;

  • средство для определения уровня знаний и контроля над усвоением учебного материала, универсальный тренажер для приобретения навыков практического применения знаний.

Я применяю компьютерные технологии как «проникающие» при подготовке и проведении уроков, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по русскому языку и литературе, в методической и воспитательной работе. Владение компьютером оказывает мне существенную помощь в работе над самообразованием.

Мультимедиа позволяет мне готовить к урокам разные продукты: тесты, разноуровневые задания, стихотворения и прозу для анализа и сопоставительного анализа, проекты, исследования, рефераты, доклады, небольшие сообщения, буклеты, презентации.

Работа с презентациями создаёт предпосылки к индивидуализации обучения, что в свою очередь, предполагает появление новых форм взаимодействия обучающего и обучаемого в учебном процессе. Компьютер позволяет влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя возможность испробовать собственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задавать любые вопросы, - всё это способствует формированию положительного отношения к учёбе. Творческий процесс поглощает всех учащихся. Накапливаемые презентации становятся своеобразными ориентирами для новых участников проектов: каждый из них внимательно изучает все, что было создано до него, и старается сделать свою презентацию более информативной, убедительной, выразительной, эстетичной, оригинальной по сравнению с уже имеющимися.

Таким образом, реализуются наиболее прогрессивные возможности мультимедиа, заключающиеся в использовании их в учебном процессе в качестве интерактивного многоканального инструмента познания.

Исследовательский, проектный подход в системе обучения школьников, разработка ими собственных мультимедиа-проектов, постоянное использование мультимедиа учебного назначения позволяют трансформировать традиционный процесс в развивающийся и творческий.

ИКТ на уроках русского языка

Компьютерные программы «Фраза», «Репетитор» убедили меня в целесообразности использования их для организации дифференцированного тренинга на уроках русского языка. Компьютер может оказать значительную помощь учителю в работе не только со слабыми, но и с сильными учащимися.

Так, сильным ученикам можно предложить более трудный дидактический материал, т.е. слова с несколькими орфограммами, сложным морфологическим составом, задания творческого характера. Для слабых учащихся включить дополнительный материал, который восполнял бы пробелы в знаниях, актуализировал бы их опорные знания, умения и навыки, необходимые для изучения каждой конкретной темы. Сильный ученик, не допустивший ни одной ошибки, получает заслуженные «10» или «8», продолжает работу, выполняя новое задание. Для слабых учеников этот путь будет несколько иным: ошибка - получение дополнительных теоретических сведений - практическая отработка нового материала. Однако, по какому бы пути ученик ни пошел, после необходимой для него тренировки работа закончится итоговым упражнением на отметку.

Задание в программе обеспечивают все этапы формирования орфографического навыка:

- нахождение и обозначения орфограмм;

- обоснование условий выбора правильного написания;

- самостоятельное решение орфографической задачи.

Использование компьютерных технологий при работе со словарными словами на уроках языка и литературы.

Форм и приёмов в словарной работе достаточно много. Мною выработан алгоритм изучения новых слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями.

Важно самое начало работы со словарным словом. Система приёмов работы с трудными написаниями сводится к следующему:

1. Обращение к этимологии слова (происхождение слова).

2. Лексическое значение слова (толкование).

З. Морфемное строение (однокоренные слова).

4. Правописание. Нахождение орфограмм.

5. Определение части речи.

6. Проговаривание.

7. Включение слов в тексты, составление со словами словосочетаний, предложений.

Работая над словом дома, учащиеся обращаются к словарям: этимологическому, толковому, иностранных слов, словообразовательному и т.д. Эта работа увлекает, приучает их к ответственному и бережному отношению к слову.

Мною апробирована методика работы со словарными словами на компьютерах.

1 этап

1. Обращение к этимологии слова (происхождение слова).

2. Лексическое значение слова (работа со словарем).

3. Составление словосочетаний, предложений.

2 этап

1. Игра «Этимологическое лото»

2. Отработка навыка правописания слов на компьютере по программам «Фраза».

3. Проверка знаний с применением этой программы (тема «Непроверяемые написания»).

Конечно, работая в компьютерном классе, где 10 машин и 25 человек, порой невозможно увидеть полной и точной картины полученных знаний учащихся. Поэтому я очень тщательно подхожу к подбору детей для парной работы на компьютере.

Анализируя проведенные уроки в компьютерном классе, могу сказать, что работа с компьютером вызывает большой интерес, очень нравится ребятам. Общение с компьютером на уроках русского языка не утомляет учащихся, наоборот, они хотят продлить свою работу. Поэтому, по мере возможности мною проводятся дополнительные занятия для корректировки знаний и умений в компьютерном классе. Считаю, что работа в компьютерном классе эффективна, полезна и продуктивна.

ИКТ на уроках развития речи

Ко Дню Победы в качестве домашнего задания учащимся было предложено создать видеофильм на тему « Живой голос ветерана»». Ребята взяли интервью и записали его на видео. Учащиеся 10 класса получили задание: сделать презентацию видеороликов на тему «Школа в моей жизни». В итоге у нас получился творческий сборник, мотивируемый следующими задачами:

1. Заинтересовать и привлечь к сотрудничеству всех ребят класса, придать этому сотрудничеству значимый характер.

2. Проявить свои творческие и организаторские способности, направленные на сплочение коллектива вокруг идеи проекта с целью их гражданского воспитания и образования.

ИКТ на уроках литературы

На данный момент в моей методической копилке есть презентации к урокам и внеклассным мероприятиям по литературе, построенные с использованием компьютерной техники, созданные в программе Microsoft Power Point. Для эффективного использования данного электронного пособия достаточно наличие в кабинете ПК и мультимедийный проектора. Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности, что очень важно на уроках литературы. Напомню известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро...»

Современные технологии, как известно, позволяют успешно использовать в мультимедийном уроке фрагменты видеофильмов, презентации, выходы в Интернет. Традиционными стали интернет-уроки в классах, где я читаю литературу. Использую сайты grin.feo.ru (виртуальный литературно-мемориальный музей А.С.Грина); pushkin.ru (виртуальный музей А.С.Пушкина) kazza.com (архив музыки, фильмов и рисунков); schools.techno.ru (программы-репетиторы, необходимые учебники и полезные ссылки); видеоролики «Живой голос Солженицына».

Уроки разработаны мною на основе технологий личностно ориентированного обучения, интерактивных, игровых технологий. По организационным формам их можно отнести как к индивидуальным, так и групповым.

На уроке литературы ИКТ позволяют открыть активный познавательный потенциал учащихся, дают им возможность всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования. Привнесение информационных технологий в среду урока обогащает его трофику (звуковую, визуальную, эмоциональную, интеллектуальную, духовную). Кроме того, создаёт стихии заинтересованности, поиска, творчества, воспроизводства знаний, а также стихию доброжелательности, в которой ученик и учитель выступают в качестве партнёров.

Компьютер на уроке литературы не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения.

Использование ИКТ в преподавании русского языка и литературы

можно обобщить в виде следующей таблицы

Формы обучения

Функции разных форм обучения

Формы реализации с использованием ИКТ

Практичес

кая работа

1.Закрепление теоретического материала, полученного в ходе занятий и самостоятельной работы.

1.Упражнения по образцу, включенные в интерактивные цифровые образовательные ресурсы (плакаты, таблицы, тесты - задания с выбором ответа)

2.Вооружение основными умениями и навыками, необходимыми для владения данной темой по программе.

2. Упражнения в практическом применении формируемых умений и навыков в виде цифровых ресурсов (тренажеров).

3.Формирование навыков исследовательской самостоятельной работы.

3.Самостоятельное выполнение упражнений, заданий, входящих в цифровой образовательный ресурс

Семинар

1.Углубление знаний по отдельным вопросам теории и практики предмета.

1.Доклады старшеклассников и их последующее обсуждение, обмен мнениями по проблемам, вынесенным на семинар (с использованием мультимедийных презентаций, иллюстрирующих и структурирующих учебный материал)

2. Развитие интереса к знаниям и к предмету.

2.Выступление учителя или специалиста той или иной области

( просмотр видеоматериалов), ответы на вопросы и обмен мнениями по вопросам, затронутым в выступлении.

3. Формирование самообразовательных навыков при изучении литературных источников, их конспектирования, анализа и систематизации знаний по теме (или темам).

Самостоятельный подбор материала и анализ его, представление результатов работы в виде мультимедийной презентации по теме.

Лекция

1.Вооружение школьников информационно - познавательными и методическими знаниями, умениями и навыками.

1.Начинать с четкой формулировки главной проблемы и раскрытия путей ее решения (постановка цели и оформление плана работы над темой представлены в мультимедийной презентации)

2.Вооружение умениями отбирать содержание материала, в соответствии с ее целями, планом с логикой предмета или научного открытия.

2.Раскрытие плана и знакомство с литературой по данной теме лекции (оформление гиперссылок в оформлении слайдов)

3.Формирование потребности расширения своих знаний и превращение их в способы практической деятельности.

3.Четкое структурирование содержания лекции (визуальное выделение опорных понятий, деление материала на блоки в интерактивных цифровых ресурсах).

4. Повышение мотивации к изучению предмета. Знакомство с дополнительной информацией, включенной в цифровой ресурс.

4.Обязательность обобщения по содержанию всей лекции (оформление заключительных слайдов в презентации, формулировка выводов) .

5.Включение содержания лекций контрольных заданий-миниатюр.

6.Записать тезисы, составить план интерактивной лекции, конспектирование.

Зачёт

1.Выявление уровня усвоения материала.

1. Беседа по материалам изученной темы

2. Систематизация знаний по теме (или темам).

2.Фронтальная беседа по вопросам, включенным в цифровой образовательный ресурс (слайд презентации).

3. Выявление опорных знаний и усвоение ведущих понятий темы.

3. Письменная работа по теории с ответом на вопросы. Дополнение презентации слайдами, предложенными обучающимися

Консультация

1. Выявление и предупреждение индивидуальных затруднений учащихся в ходе изучения материала (диагностика затруднений).

1.Индивидуальные и групповые занятия, включенные в цифровой образовательный ресурс

2. Оказание помощи в преодолении затруднений и углубление в суть изучаемой проблемы.

2. Фронтальная беседа на занятии по изученному материалу с опорой на вопросы ресурса или задания обучающей программы .

Учебная конференция

1. Обобщение материала по какому-либо разделу или большой теме.

1. Доклады, выступления по собственным и совместным исследовательским проектам.

2. Подведение итогов творческой работы коллектива увлечённых единомышленников.

2.Защита рефератов ( презентация проектов).

3. Формирование навыков исследовательской работы, самоанализа.

3.Оценка результатов работы с литературными и другими источниками, использования мультимедиа средств (рефлексия).

Глава3.

Рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы

Рассмотрев теоретические и практические подходы к использованию ИКТ в области филологии и результаты освоения ИКТ в преподавании русского языка и литературы, можно сформулировать следующие рекомендации:

1. Компьютерные программы не должны использоваться с развлекательной направленностью и с исключительной целью повышения интереса к предмету путем показа визуальных объектов. В языковом развитии обучающегося важно использовать мультимедиа средства (ИКТ) не только в качестве иллюстративного материала, но и как основу для структурирования и систематизации информации, творческого применения полученных знаний, т.е. иллюстрации должны подкреплять познавательную деятельность, а не заменять её.

2. Используя ИКТ, необходимо планировать работу по обобщению и закреплению учебного материала курсов русского языка и литературы через использование мультимедийных энциклопедий, включение тестовых заданий и закрепление знаний, умений и навыков на обучающих тренажерах, в обучающих программах.

3. При использовании ИКТ в преподавании филологических дисциплин важно интенсифицировать работу с текстом, увеличить объём коммуникативных упражнений, активизировать познавательную деятельность обучающихся за счёт сокращения затрат времени на другие виды работ, как например, различного рода списывания.

4. Планируя формы работы с текстом на уроках с использованием ИКТ, необходимо создавать проблемные ситуации, развивать творческий потенциал обучающихся; не перегружать учебный материал использованием ИКТ (чрезмерное увлечение компьютером может принести вред, снизить работоспособность школьников).

5. Для развития коммуникативной компетенции необходимо продумывать взаимодействие учеников в группе, поэтому важно при использовании ИКТ планировать групповые задания. Благодаря обсуждению и проектированию образовательного процесса его участники по мере накопления опыта обсуждений приобретают многие полезные умения и свойства: выделять и излагать свою позицию и воспринимать чужую; подчиняться общим правилам и вырабатывать на этой основе способы саморегуляции и адекватной самооценки и др.

6. Необходимо ориентировать учебную деятельность и самостоятельную работу обучающихся на удовлетворение образовательных потребностей школьника.

7. При использовании ИКТ в реализации ученических проектов нужно обеспечить всестороннюю поддержку и поощрение инициатив участников.

8. При подготовке к занятиям с использованием ИКТ необходимо учитывать особенности акцентирования (зрительного) отдельных элементов, физиологические стороны восприятия (четкость печати, особенности шрифтов и т.д.).

Таким образом, практическое применение информационно-коммуникативных технологий и мультимедиа средств в преподавании филологических дисциплин требует не только тщательной подготовки, но и проектирования образовательного процесса с учетом различных аспектов использования ИКТ.


ІІІ. Заключение

Исследуя наиболее важные психолого-педагогические и практические аспекты использования ИКТ в преподавании филологических дисциплин, можно сделать следующие выводы:

ИКТ заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам, в том числе и в области филологии;

широкое использование средств телекоммуникаций в сфере филологического образования способствует созданию принципиально новых условий работы и освоению учащимися новых способов учебной деятельности.

В преподавании русского языка и литературы ИКТ используют при объяснении нового материала для максимального его усвоения, для оптимального закрепления изученного материала, для улучшения контроля знаний учащихся, для организации эффективной самостоятельной работы по предмету, в том числе и поисково-исследовательской деятельности.

Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью ИКТ предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание учащихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много.

Исходя из анализа теоретических основ и практического использования ИКТ в преподавании филологических дисциплин, можно сделать выводы о целесообразности внедрения ИКТ на следующих этапах работы:

1) при изложении нового материала - визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);

2) в закреплении программного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы);

3) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием);

4) в самостоятельной работе школьников (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

5) в проведении интегрированных занятий по методу проектов;

6) в формировании и развитии исследовательских навыков и творческих способностей школьников.

В процессе систематического практического применения ИКТ позволяют вносить дополнения, коррекцию в методику проведения занятий и внеклассных мероприятий. Образность подачи учебного материала помогает проиллюстрировать теоретические понятия, увидеть их новые смыслы и грани, оживляет эмоциональную сферу образовательной деятельности участников. Мультимедийные презентации способствуют усвоению теоретического материала не только через активизацию мыслительной деятельности, но и через возможность переноса знаний при наличии идентичных элементов из опыта прошлой деятельности.

Мультимедиа средства значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств мультимедиа позволяет создавать активный познавательный процесс и повышать заинтересованность учеников в образовательной деятельности. ИКТ позволяют существенно повысить мотивацию учащихся к включению в исследовательскую работу по предмету. Индивидуальные и совместные проекты школьников с использованием ИКТ вовлекают участников в учебный процесс уже на стадии подготовки, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. Разнообразные цифровые образовательные ресурсы позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Наглядность и активность ИКТ способствуют формированию у школьников навыков рефлексии, а обучающие программы дают возможность наглядно представить результат своих действий.

Участие школьников в защите проектов с использованием мультимедиа, в учебных конференциях с работами по исследованию русского языка и литературы помогает каждому участнику проявить свой творческий и исследовательский потенциал, использовать ресурсы Интернета в образовательных целях, повысить эффективность самостоятельной работы над проектами.

Постоянная работа по подготовке занятий с использованием ИКТ открывает новые возможности для творческого роста и профессионального развития самих преподавателей.

Вместе с тем необходимо отметить, что направление дальнейшего исследования проблемы использования ИКТ в преподавании филологических дисциплин должно лежать в практической и экспериментальной областях.

Влияние новых технологий на образование неизбежно. Информатизация образования должна помогать решению двух основных задач школы: образование - для всех и новое качество образования - каждому.

Ценно то, что из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний. Работа по новым технологиям позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

ІV. Список использованной литературы

1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения. / Ю.К.Бабанский - М.: Педагогика. - 1997. -103 с.

2. Вербицкий, А.А. Психолого-педагогические особенности использования ИКТ, как орудия образовательной деятельности./ А.А.Вербицкий - Интернет-ресурс academy.odoportal.ru/documents/akadem/bibl/technology/interaction/9.2.htm

3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология./Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, - 1991. - 480 с.

4.Виштынецкий, Е.И., Кривошеев, А.О. Вопросы информационных технологий в сфере образования и обучения/ Е.И. Выштынецкий, А.О. Кривошеев// Информационные технологии. - 1998. - № 2. - С. 32-37

5. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в среде образования/ Б.С. Гершунский - М.: АПК и ПРО, - 1987. - 263 с.

6. Информационно-коммуникативные технологии на уроках русского языка и литературы: материалы сообщества. - Интернет-ресурс it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com

7. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. - Интернет-ресурс eidos.ru/journal/2006/0901-5.htm

8. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под. ред. Е. С. Полат. - М.: Изд. центр «Академия», - 2000. - 272 с.

9. Сидорова, В. В. Современные образовательные технологии и их роль в обучении. / В.В.Сидорова. Интернет-ресурс muh.ru/.Docs/071016_conf/071025_sidorova.htm?user=57738563605cfbccef62b1d4106ae860

10. Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». Интернет-ресурс journal.kuzspa.ru/

11.Данилова И.Н. Метод мультимедиа проектов в системе преподавания уроков русского языка и литературы профильных классов. Научно-методический журнал «Педагогічна скарбниця Донеччини», 2006, стр.42

12.Мельникова Л.В. Создание электронного учебника по русскому языку как продуктивное средство развития ИКТ - компетентности педагога. Наукова скарбниця Донеччини, 2008, №2, стр. 115-120





© 2010-2022