Развитие речи на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие речи на уроке русского языка

Малый объем словарного запаса объясняется тем, что

интеллектуальное развитие многих школьников не позволяет воспринимать большой объем новой информации, которая наблюдается в лексике современного русского языка (заимствования, неологизмы);

трудностью восприятия материала, неадаптированного к современной жизненной ситуации; тематической разобщенностью материала;

происходит развитие аудио-видео-компьютерных технологий, способствующих получению информации без обращения к литературным (книжным) источникам;

русский язык относится к основным дисциплинам, вызывающим малый интерес современных школьников;

непонимание роли получаемых знаний на данных уроках для будущей жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время возрастает роль школы, а также учителей-предметников в работе по развитию связной речи обучающихся, и это утверждение делает работу по обогащению словарного запаса обучающихся, развитию их речи на уроках актуальной.

Развитие речи на уроках русского языка - это вся работа, проводимая учителем специально и в связи с изучением школьного курса (грамматики, словообразования и т.д.) для того, чтобы ученики овладели умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Формирование правильной и хорошей речи связано с изучением основных языковых единиц таких, как звук, слово, словоформа, словосочетание, предложение. Вместе с тем, безусловно, работа по формированию правильной и хорошей речи проводится с обучением определенным коммуникативным умением, обучением различным видам речевой деятельности.

Работа по развитию речи должна проводиться в системе, чтобы каждая учебная работа представляла шаг вперед от уже усвоенного, от простого к сложному. Так, система работы по развитию речи V - IV классов учитывает следующие положения:

  • Связь работы по развитию речи с жизненными впечатлениями обучающихся («пиши и говори о том, что видел, пережил»);

  • Взаимосвязь устной и письменной речи;

  • Связь с изучением русского языка, уроками литературы и внеклассного чтения;

  • Опора на межпредметные связи.

  • Работа по развитию речи в старших классах включает в себя развитие следующих умений:

  • Осмысливать тему, соблюдая ее границы;

  • Составлять план высказывания;

  • Отбирать материал, касающийся создания высказывания;

  • Излагать материал последовательно;

  • Собирать материал и систематизировать его;

  • Строить свое высказывание в определенном жанре;

  • Использовать различные синонимические средства языка;

  • Составлять конспект и тезисы;

  • Делать сообщение, доклад, выступление.

В соответствии с формированием данных умений существуют различные типы упражнений по развитию речи:

Разделить данные слова на группы в зависимости от значения, выраженного корнем, приставкой, суффиксом.

Конструирование слов.

Составление словосочетаний и предложений.

Развитие языкового чутья:

А) какое слово лишнее?

Б) каким словом можно назвать предмет, признак, действие?

Образование слов: от данных слов образовать слова какой-либо части речи.

В наибольшей степени обогащению словарного запаса способствует система работы над словом:

Запись слова.

Произнесение слова в соответствии с орфоэпической нормой.

Повторение с классом (проговаривание слова хором в соответствии с орфоэпической нормой).

Проговаривание по буквам (орфографическое проговаривание).

Запись слова.

Толкование лексического значения слова (использование словарей, составление синонимического ряда).

Составление учениками словосочетаний, предложений с последующей записью их в тетрадь.

Рассмотренное на уроке слово должно «работать» в ходе всего урока.

Исходя из выше сказанного, выделяются различные типы упражнений:

Словотолкование;

Группировка по тематике;

Анализ образцовых текстов;

Составление словосочетаний, предложений, связного текста.

Проводится большая работа над формой слова, типа:

А) выбери правильную форму слов;

Б) поставь слово в форме определенного падежа, числа…

В) просклоняй, проспрягай слово;

Г) замени неправильную форму слова правильной.

Изложенное выше позволяет сделать следующие выводы:

В своей практике я использую следующие виды диктантов:

Зрительный диктант:

Пишу на карточках, доске слов, например: преодолеть, препятствие. Потом мы их проговариваем, выделяем безударную гласную, а затем пишем по памяти.

Картинный диктант:

Показываю карточку-картинку, дети называют изображенный на ней предмет, записывают слово, обозначающее этот предмет, ставят ударение и выделяют безударные гласные.

Выборочный диктант:

Выписать словарные слова по картине. Например, картина «Астана». Дети пишут слова: город, столица, театр, музей, автомобиль, супер маркет.

Буквенный диктант:

очень нравится детям этот вид диктанта, да и учителю он позволяет за малый промежуток времени проверить знания детей по той или иной теме. Например, изучая тему «Непроверяемые гласные в корне слова», я подбираю слова с непроверяемыми гласными А и О в корне слова, оговариваю с ребятами способ оформления записи. Слова детям писать не нужно, они записывают только букву, которую нужно запомнить.

Такой диктант быстро проверяется, и дети сразу узнают результат своей деятельности.

Словарный диктант с использованием загадок:

Читаю загадку, дети ее отгадывают и объясняют, по каким признакам они нашли отгадку.

Затем записывают отгадку, выделяя орфограмму.

Например, тема «Правописание гласных после шипящих и Ц» :

Не моторы, а гудят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят.

(пчелы)

Творческий диктант (лексический диктант):

заменить развернутое определение, одним словом. Например:

Задание: в первом слоге каждого слова находится гласная - О -, не проверяемая ударением. По словесному описанию определить понятие и записать его, одним словом.

Горящая куча хвороста (костер).

Пищевые продукты, помещенные в банки (консервы).

Головка капусты (кочан).

Отвар из фруктов и ягод с сахаром (компот).

Застывшая масса из бобов какао с сахаром (шоколад).

Лопата с загнутыми краями (совок).

Задняя часть судна (корма).

Металлический денежный знак (монета).

Задание: по толкованию лексического значения узнать слово, записать, подчеркнув буквы, которые нужно запомнить.

Круглая площадка в цирке, на которой даются представления (арена).

Земельное пространство с определенными границами (территория).

Поезд, пароход или автобус, идущий с высокой скоростью, с остановками только на крупных пунктах или без остановок (экспресс).

Человек одинакового с кем-либо возраста (ровесник).

Изображение природы на картине, в рисунке (пейзаж).

Большое помещение перед входом в общественное здание (вестибюль).

Такой вид диктанта я провожу, изучив с ребятами тему «Буквы - О - , -А - в корне -рос-, -раст- », «Гласные -О-, -Е- после шипящих», «Суффиксы - чик -, - щик-» и т.д.

Закрепляя умение работать со словарём, провожу упражнения, на словотолкование на основе словаря.

Кроме словарных диктантов много внимания уделяю упражнениям лексического характера.

Упражнения игрового характера.

Результатом ее использования в моих классах является прежде всего высокий уровень речевой мотивированности детей: они с удовольствием составляют разнообразные высказывания с использованием различных языковых средств; любят и ценят речевое творчество, остроумие, и среди них много остроумных людей; у них развивается чувство языка, чувство слова, они ощущают уместность или неуместность употребления тех или иных языковых конструкций в зависимости от темы высказывания, места и т.п; литературно грамотная речь развивается не только у интеллигентных детей. Совершенствование речевых навыков способствует также их успешной учебе по основным предметам.

© 2010-2022