- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Развитие речи на уроках русского языка
Развитие речи на уроках русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Макина Л.Т. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Развитие речи на уроке русского языка
Малый объем словарного запаса объясняется тем, что
интеллектуальное развитие многих школьников не позволяет воспринимать большой объем новой информации, которая наблюдается в лексике современного русского языка (заимствования, неологизмы);
трудностью восприятия материала, неадаптированного к современной жизненной ситуации; тематической разобщенностью материала;
происходит развитие аудио-видео-компьютерных технологий, способствующих получению информации без обращения к литературным (книжным) источникам;
русский язык относится к основным дисциплинам, вызывающим малый интерес современных школьников;
непонимание роли получаемых знаний на данных уроках для будущей жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время возрастает роль школы, а также учителей-предметников в работе по развитию связной речи обучающихся, и это утверждение делает работу по обогащению словарного запаса обучающихся, развитию их речи на уроках актуальной.
Развитие речи на уроках русского языка - это вся работа, проводимая учителем специально и в связи с изучением школьного курса (грамматики, словообразования и т.д.) для того, чтобы ученики овладели умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Формирование правильной и хорошей речи связано с изучением основных языковых единиц таких, как звук, слово, словоформа, словосочетание, предложение. Вместе с тем, безусловно, работа по формированию правильной и хорошей речи проводится с обучением определенным коммуникативным умением, обучением различным видам речевой деятельности.
Работа по развитию речи должна проводиться в системе, чтобы каждая учебная работа представляла шаг вперед от уже усвоенного, от простого к сложному. Так, система работы по развитию речи V - IV классов учитывает следующие положения:
-
Связь работы по развитию речи с жизненными впечатлениями обучающихся («пиши и говори о том, что видел, пережил»);
-
Взаимосвязь устной и письменной речи;
-
Связь с изучением русского языка, уроками литературы и внеклассного чтения;
-
Опора на межпредметные связи.
-
Работа по развитию речи в старших классах включает в себя развитие следующих умений:
-
Осмысливать тему, соблюдая ее границы;
-
Составлять план высказывания;
-
Отбирать материал, касающийся создания высказывания;
-
Излагать материал последовательно;
-
Собирать материал и систематизировать его;
-
Строить свое высказывание в определенном жанре;
-
Использовать различные синонимические средства языка;
-
Составлять конспект и тезисы;
-
Делать сообщение, доклад, выступление.
В соответствии с формированием данных умений существуют различные типы упражнений по развитию речи:
Разделить данные слова на группы в зависимости от значения, выраженного корнем, приставкой, суффиксом.
Конструирование слов.
Составление словосочетаний и предложений.
Развитие языкового чутья:
А) какое слово лишнее?
Б) каким словом можно назвать предмет, признак, действие?
Образование слов: от данных слов образовать слова какой-либо части речи.
В наибольшей степени обогащению словарного запаса способствует система работы над словом:
Запись слова.
Произнесение слова в соответствии с орфоэпической нормой.
Повторение с классом (проговаривание слова хором в соответствии с орфоэпической нормой).
Проговаривание по буквам (орфографическое проговаривание).
Запись слова.
Толкование лексического значения слова (использование словарей, составление синонимического ряда).
Составление учениками словосочетаний, предложений с последующей записью их в тетрадь.
Рассмотренное на уроке слово должно «работать» в ходе всего урока.
Исходя из выше сказанного, выделяются различные типы упражнений:
Словотолкование;
Группировка по тематике;
Анализ образцовых текстов;
Составление словосочетаний, предложений, связного текста.
Проводится большая работа над формой слова, типа:
А) выбери правильную форму слов;
Б) поставь слово в форме определенного падежа, числа…
В) просклоняй, проспрягай слово;
Г) замени неправильную форму слова правильной.
Изложенное выше позволяет сделать следующие выводы:
В своей практике я использую следующие виды диктантов:
Зрительный диктант:
Пишу на карточках, доске слов, например: преодолеть, препятствие. Потом мы их проговариваем, выделяем безударную гласную, а затем пишем по памяти.
Картинный диктант:
Показываю карточку-картинку, дети называют изображенный на ней предмет, записывают слово, обозначающее этот предмет, ставят ударение и выделяют безударные гласные.
Выборочный диктант:
Выписать словарные слова по картине. Например, картина «Астана». Дети пишут слова: город, столица, театр, музей, автомобиль, супер маркет.
Буквенный диктант:
очень нравится детям этот вид диктанта, да и учителю он позволяет за малый промежуток времени проверить знания детей по той или иной теме. Например, изучая тему «Непроверяемые гласные в корне слова», я подбираю слова с непроверяемыми гласными А и О в корне слова, оговариваю с ребятами способ оформления записи. Слова детям писать не нужно, они записывают только букву, которую нужно запомнить.
Такой диктант быстро проверяется, и дети сразу узнают результат своей деятельности.
Словарный диктант с использованием загадок:
Читаю загадку, дети ее отгадывают и объясняют, по каким признакам они нашли отгадку.
Затем записывают отгадку, выделяя орфограмму.
Например, тема «Правописание гласных после шипящих и Ц» :
Не моторы, а гудят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят.
(пчелы)
Творческий диктант (лексический диктант):
заменить развернутое определение, одним словом. Например:
Задание: в первом слоге каждого слова находится гласная - О -, не проверяемая ударением. По словесному описанию определить понятие и записать его, одним словом.
Горящая куча хвороста (костер).
Пищевые продукты, помещенные в банки (консервы).
Головка капусты (кочан).
Отвар из фруктов и ягод с сахаром (компот).
Застывшая масса из бобов какао с сахаром (шоколад).
Лопата с загнутыми краями (совок).
Задняя часть судна (корма).
Металлический денежный знак (монета).
Задание: по толкованию лексического значения узнать слово, записать, подчеркнув буквы, которые нужно запомнить.
Круглая площадка в цирке, на которой даются представления (арена).
Земельное пространство с определенными границами (территория).
Поезд, пароход или автобус, идущий с высокой скоростью, с остановками только на крупных пунктах или без остановок (экспресс).
Человек одинакового с кем-либо возраста (ровесник).
Изображение природы на картине, в рисунке (пейзаж).
Большое помещение перед входом в общественное здание (вестибюль).
Такой вид диктанта я провожу, изучив с ребятами тему «Буквы - О - , -А - в корне -рос-, -раст- », «Гласные -О-, -Е- после шипящих», «Суффиксы - чик -, - щик-» и т.д.
Закрепляя умение работать со словарём, провожу упражнения, на словотолкование на основе словаря.
Кроме словарных диктантов много внимания уделяю упражнениям лексического характера.
Упражнения игрового характера.
Результатом ее использования в моих классах является прежде всего высокий уровень речевой мотивированности детей: они с удовольствием составляют разнообразные высказывания с использованием различных языковых средств; любят и ценят речевое творчество, остроумие, и среди них много остроумных людей; у них развивается чувство языка, чувство слова, они ощущают уместность или неуместность употребления тех или иных языковых конструкций в зависимости от темы высказывания, места и т.п; литературно грамотная речь развивается не только у интеллигентных детей. Совершенствование речевых навыков способствует также их успешной учебе по основным предметам.