- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока литературы. «Две правды» в пьесе Максима Горького «На дне»
Конспект урока литературы. «Две правды» в пьесе Максима Горького «На дне»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Балыбердина А.А. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Две правды» в пьесе Максима Горького «На дне»
Цели:
-
раскрыть сущность драматического конфликта в пьесе, попытаться определить место человека в жизни;
-
создать проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения;
-
развить у учащихся умение рассуждать, аргументировать свою позицию.
Тип урока: урок - диспут
Наглядные пособия: доска, раздаточный материал, проектор.
Ход урока:
-
Организационный момент
-
Приветствие, знакомство.
Здравствуйте, меня зовут Анна Андреевна, я учитель русского языка и литературы Подхоженской школы Серебряно-Прудского района. Сегодня я проведу у вас урок литературы. Садитесь.
-
Проверка готовности класса.
Проверьте, на парте у вас должен лежать дневник, ручка, а также материал, который я положила в начале урока. Им мы будем пользоваться в ходе работы.
-
Вводно-мотивационный этап.
Я желаю вам успеха на уроке, а сейчас обратите внимание на доску.
-
Видео(монолог Сатина)Предлагаю посмотреть видео.
-
- Как вы думаете, какое произведение иллюстрирует данная постановка, кто автор этого произведения? (Максим Горький «На дне»)
- Кто произносит этот известный монолог о человеке? (Сатин)
- В чем заключается правда этого человека?
- Кто еще в произведении имеет свою правду о человеческой судьбе?
- Исходя из того, что вы уже назвали имена героев и произведение, попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока. (Вариации могут быть разными, запись в тетради.)
- А как вы думаете, какие задачи мы с вами будем решать?
-
Слово учителя:
Драма Горького с многозначительным названием - это прежде всего философский спор, в котором участвуют люди, опустившиеся на социальное дно жизни. Примечательно, что Горький не делит героев на главных и второстепенных, в пьесе главное - сюжет и отражение человеческой жизни, а также споры о ней. Наиболее важную роль для понимания идейного смысла пьесы играют Сатин и Лука.
Именно они выражают две правды, две точки зрения на человеческую судьбу.
-
Давайте вспомним, что нам известно о Луке.
Лука - странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Он мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. Единственные слова, исходящие из его уст, - слова утешения. А такие слова герой находит практически для каждого из обитателей ночлежки.
-
А что мы можем сказать о Сатине?
Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная позиция показана в образе босяка Сатина. Сатин - борец за истину. Он и в тюрьму попал только потому, что вступился за честь своей сестры. Человеческая несправедливость и годы страшной нужды не озлобили героя. Сатин любит выпить, поиграть в карты. Он выше всех по уму и по силе характера, но все же чувствует себя уютно в костылевской ночлежке.
-
Работа с цитатами.
-
Посмотрите внимательно на доску. Перед вами представлены цитаты. Ваша задача - соотнести их с фамилиями. Точно такие же листы у вас есть на партах.
«Мне - все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха: все - черненькие, все - прыгают... так-то. Где тут, милая, приспособиться мне?»
Сатин
Лука
«Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми.»
« Человек, каков ни есть, а всегда своей цены стоит»
«Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо.»
«Вовремя человека пожалеть хорошо бывает»
Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо!»
«Правда - бог свободного человека!»
«Человек все может, лишь бы захотел»
-
В чем разница взглядов этих героев?
Лука говорит о жалости и утешительной лжи, Сатин же об уважении. А это два полярных понятия.
-
Что принес с собой в ночлежку странник?
Нельзя забывать и о положительной роли в пьесе Луки. Это он, "старая дрожжа", как его назвал Сатин, "проквасил" жителей ночлежки, возбудил в них все хорошее, что дремало беспробудно, и прежде всего чувство человеческого достоинства.
-
Какие ассоциации вызывает у вас имя Лука?
Лука - один из учеников Христа
Лука = лукавый = бес, губящий человека
-
Кто же он? Бес или апостол? Какова его цель? Сначала ответьте на вопрос: как относятся ночлежники к появлению Луки?
-
Почему ночлежники тянутся душой к этому человеку?
Он вселяет в души надежду на лучшее будущее
-
Каково мировоззрение Сатина? Сочувствует ли он людям?
Сатин сочувствует людям не меньше, чем Лука, но не видит выхода - облегчения страданий - в простом утешении людей. И хотя нельзя сказать, что этот герой выступает как сторонник более радикальных устремлений, именно в его уста писатель вкладывает монолог в защиту человека и человеческих прав.
-
Разговор о взаимоотношениях героев.
-
Какие же взаимоотношения у героев?
Самые сильные духовные импульсы получил от Луки наиболее интеллигентный и умный человек «дна» - Сатин. Все, что оставалось в глубинах его души серьезного, настоящего, вдруг всколыхнулось.
Так возникают знаменитые монологи Сатина о правде, о человеке, в которых он несколько сбивчиво, но ярко и страстно ополчается и против узкой, слепой правды Бубнова или еще более ничтожной, анекдотической правды Барона, живущего как во сне, безвольно и бездумно плывущего по течению жизни, и против евангельских внушений Луки, прикрывающих угнетение человека человеком.
Одновременно Сатин как бы подхватывает и поднимает на высоту священного принципа гуманистическую мысль Луки о ценности человека («Он - каков ни есть - а всегда своей цены стоит», «Человек - все может… лишь бы захотел...», «Уважьте человеку...»). То, что Лукой было выражено фрагментарно и непоследовательно, Сатиным было очищено и отчеканено в виде афоризма: «Человек - это звучит гордо».
-
Что общего у этих героев?(обсудите в парах, прежде чем дать ответ)
По сути своей, оба этих героя не люди дела, а люди слова.
-
Какие же чувства пробудил Лука в Сатине?
Взволнованные речи Сатина свидетельствовали о том, что искра живой жизни, искра духа не погасла и на социальном «дне». Об этом свидетельствовали мучительные сомнения и других обитателей ночлежки.
-
Разговор о том, кто же является героем - резонёром в пьесе.
-
В 1902 году пьеса была поставлена на сцене. Люди, смотревшие ее, подумали, что Лука и есть горьковский герой. Как вы думаете, почему?
Пьеса была поставлена перед революцией 1905 года. Лука предстал как благородный утешитель, почти спаситель многих отчаявшихся обитателей ночлежки. Некоторые критики, правда, увидели в Луке… «Данко, которому приданы лишь реальные черты», «выразителя высшей правды», нашли элементы возвышения Луки в стихах Беранже, которые, шатаясь, выкрикивает Актер. Сатин же ничем не выделялся из толпы ночлежников.
-
Как вы думаете, Сатин или Лука является героем, выражающим авторскую позицию? Для этого вам нужно понять, что для этих героев правда.
Сатин - «Правда - бог свободного человека»
Лука - его правда - утешительная ложь «Не всегда правдой душу вылечишь».
Значит, герой - резонер - Сатин.
-
Ставится ли точка в финале пьесы?
Нет
-
Как вы думаете почему?
Финал пьесы не ставит точки в решении проблем. Очевидно только то, что IV действие драмы "На дне" не может быть названо лишним, оно пронизано новыми мыслями, оно представляет новые черты, казалось бы, знакомых героев, новые вопросы.
-
Рефлексия
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Понравился ли вам урок?( на столе лежат жетоны, красные - урок понравился; зелёные - ожидали лучшего; желтые - не понравился совсем) - положите жетоны в коробочку.
Всем большое спасибо за прекрасный урок, вы молодцы.