Открытый урок на тему Главные и второстепенные члены предложения в группе с казахским языком обучения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по модулю5. Синтаксис простого предложения.(90 мин)

Компетенции: Учебно-трудовая и коммуникативная

Дата проведения__28. 01. 16_ Группа Ф-11

Тема: «Главные и второстепенные члены предложения».

Цели урока:
1. Обобщить и привести в систему знания о членах предложения;
закрепить практический навык выделения главных и второстепенных членов предложения.

2. Развивать критическое мышление студентов, умение работать в парах и группах.

3.Воспитывать умение замечать прекрасное вокруг себя, толерантное отношение друг к другу;

Межпредметные связи: казахский язык

Тип урока: комбинированный.

Ресурсы: Компьютер, проектор, презентация, тренажёр, инструктивные карты, оценочная таблица, маршрутный лист.

Применяются технологии личностно-ориентированного обучения: игровые, развития критического мышления, деятельностного подхода к обучению, компьютерные.

Ключевые слова, термины:

Словосочетание - сөз тіркесі, согласование - қиысу, управление - меңгеру , примыкание - қабысу, второстепенные члены предложения - сөйлемнің тұрлаусыз мұшелері , подлежащее - бастауыш, сказуемое - баяндауыш.

Ход урока

  1. Организационный момент

Цель: создание благоприятного климата, комфортных условий, способствующих взаимному сотрудничеству студентов друг с другом и с преподавателем. 2 мин.

В этом семестре мы с вами встречаемся впервые. Вы отдохнувшие, цветущие, уже успели соскучиться по занятиям. Сегодня вас ждёт очередное увлекательное путешествие в страну Знаний. Как вы думаете, на чём? Правильно, на самолёте. Слайд 1

Я, знаю, что за каникулы вы кое-что забыли, сегодня придётся вспоминать, вникать, думать и, конечно, работать. Вместе мы справимся.

  1. Актуализация первичного опыта. (Вызов)

Цель: мотивация студентов к учебной деятельности; вызов устойчивого интереса к предмету, желания пересмотреть и преумножить свои ЗУН.

Слово «самолёт» не совсем обычное. Да или нет? Произведите словообразовательный

анализ. Как образовалось слово? Разберите его по составу. В чём особенность состава?

Слайд 2. В любом самолёте есть багажное отделение, наш самолёт берёт на борт только багаж знаний. Хотелось бы, чтоб этот багаж был увесистым, потому что лететь нам долго, целых 90 минут. Все знания, которые вы сегодня продемонстрируете, будут взвешены и оценены.

Слайд 3 Для начала вспомним то, что учили в конце первого семестра. У каждого на столе лежит путеводитель - это инструктивные карты, таблицы, творческие карточки и оценочный лист. Сегодня вы будете оценивать свою работу сами.

В оценочном листе напротив каждого задания будете проставлять количество баллов. А в конце посмотрим, кто сколько баллов наберёт. От этого будет зависеть ваша оценка за урок.

Задание 1 слайд 4 Дать определение частям речи. Заполнить таблицу, проверить таблицу соседа. (взаимоконтроль)

1 вариант 2 вариант

Имя существительное - это Имя прилагательное - это

Имя числительное - это Глагол - это

Наречие - это Местоимение - это

Задание 2 слайд 5

Допишите предложения.

1) Словосочетание - это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по ______________

2) От ____________________ слова к _______________________ ставится вопрос.

3) Виды связи между словами в словосочетании 1.______________________ 2.__________________________3._________________________________

Слайд 6 Таблица для проверки (взаимоконтроль)

Следующие слайды помогут нам вспомнить виды словосочетаний и конструкции, которые словосочетаниями не являются.

Слайд 7 Словосочетаниями не являются….. Задаю вам проблемный вопрос: Почему такие пары, как пришла зима, кружится снег, дует ветер, не являются словосочетанием? Работайте в парах, минуту на размышление.

Слайд 8 Расставьте слова по местам: согласование, управление, примыкание

Тренажёр. Наш самолёт приземлился, доставил неплохой багаж, но ещё далеко не полный. А не пересесть ли нам на ракету? Не заглянуть ли нам в космическое пространство? Готовы? Вперёд! За правильный ответ вы получите салют, за неверный - монстра (выполнить 9 заданий по теме «Словосочетания», каждое задание 1 балл)

  1. Знания. Первичное усвоение нового материала.

Цель: 1. Способствовать воспроизведению информации по теме, умению оперировать теоретическим материалом. 2. Активизировать действия и мышление студентов

Спустимся на землю. Слайд 9. Посмотрите, какая красота! Самое холодное, но самое красивое время года. В серебристом инее деревья, лыжный след проложен далеко. Что вы видите на слайде? Запишите в тетрадь тему урока. Слайд 10. Какие перед нами поставлены цели?
Задание 1 Вспомните всё, что вы уже знаете о подлежащем и сказуемом.

О подлежащем я знаю, что….

О сказуемом я знаю, что….

Мои знания пополнились, потому что я узнал, что…



Прочитайте, что написали в первом и втором столбце. Слайд 11 Главные члены предложения. Проверьте себя, являются ли ваши знания достоверными (самоконтроль)

Задание 2. Слайд 12. Зима - загадочное время года. Угадайте загадки, запишите в тетради отгадки. У нас получилось: зима, снег, снеговик, сосулька, снежинка. Составьте предложения с этими словами, выберите лучшие предложения и создайте из них небольшой текст. (Работа в парах)

- Опять задаю вам толстый каверзный вопрос. Как вы сможете доказать, что у вас получился текст, а не набор предложений? 1мин. на размышление. Толстый вопрос - 2 балла.

- Найдите в предложениях подлежащее и сказуемое, подчеркните. Какой частью речи выражено подлежащее? Может ли быть подлежащее выражено другой частью речи? Тонкий вопрос, какой?

Задание 3. Посмотрите на экран, слайд 13. Найдите подтверждение вашим мыслям. А теперь попробуем привести примеры, по мере возрастающей сложности. За каждый правильный пример вы поставите себе 1 балл. Слайд 14,15,16,17,18. (самоконтроль)

Задание 4. Слайд 19. Иногда подлежащее трудно отличить от дополнения, в связи с этим выполните такое задание. Вам придётся доказать, какой член предложения здесь подлежащее, а какой - дополнение. За задание 3 балла, за умение доказывать - дополнительный балл.

Слайд 20. Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания (взаимоконтроль)

Задание 5. Слайды 21, 22, 23. Уделим достойное внимание сказуемому. Прочтите, что вы написали о сказуемом в таблице. Что ещё вы узнали о сказуемом? Составьте схему «Сказуемое» на основании этих трёх слайдов.

Задание 6. Выполните упражнение, отображённое на слайде 24. Упр. оценивается 5 баллами. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. Слайд 25. (взаимопроверка)

- Теперь вы сможете вернуться к таблице и заполнить третий столбец.

  1. Углубление и закрепление учебного материала.

  1. Толстые и тонкие вопросы.

  • Прочтите, что вы записали в третьем столбце.

  • Ответьте на вопросы:

  • Что такое грамматическая основа предложения?

  • Как подразделяются простые предложения в зависимости от наличия в них главных членов предложения?

  • Односоставное предложение - это предложение…….

  • Двусоставное предложение - это предложение …….

  • Кроме главных, какие ещё существуют члены предложения?

  • Перечислите их……..

  • Распространённое предложение, если в нём есть что?

  • Нераспространённое предложение, если в нём …..

Задание 2. Выделить грамматическую основу предложения. Слайд 26

Задание 3. Разберите предложения по членам предложения , 1 вариант - 2 верхних предложения, 2 - два нижних. Слайд 27. Задание оценивается в 4 балла.

Проверь себя. Слайд 28. (самоконтроль)

5. Итог урока. Выставление оценок.

Итог урока мы с вами подведём в виде игры «Да - нет»

1. В предложении есть главные и второстепенные члены предложения;

2. Второстепенные члены не входят в грамматическую основу предложения;

3.Главные члены это подлежащее и сказуемое;

4. Разобрать предложение по членам предложения - значит найти его главные члены;

5. Предложение может быть без второстепенных членов;

6. Второстепенные члены не зависят от главных и других членов предложения;

7. Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения;

8. Если предложение состоит только их главных членов, то оно называется распространенным

1 - ДА

2 - ДА

3 - ДА

4 - НЕТ

5 - ДА

6 - НЕТ

7 - ДА

8 - НЕТ

Теперь посчитайте, сколько баллов вы сегодня заработали. Подпишите оценочные листы и сдайте.

Критерии оценки: 39 - 44 балла - «5»

33 - 38 баллов - «4»

27 - 32 балла - «3»

Спасибо всем за хорошую работу.

6.Рефлексия. Слайд 29. Составьте 2 - 3 предложения по опорным словам, отображённым на слайде.

7. Слайд 30. Дом. задание: составить текст на тему «Мои зимние каникулы» Два предложения из него разобрать по членам предложения.

Преподаватель: Трещева О.А.

© 2010-2022