Сценарий внеурочного мероприятия по литературе В себе сохранить человека

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В себе сохранить человека…

(Дню великой Победы посвящается…)

Оформление:

Стенды с отражением материала «Урока»

Стенд 1. «Человек войны»

Стенд 2. «Простить нельзя забыть!»

Гузь А.

Сохраните в себе человека, оно того стоит,

А пройдя испытанья, судьба дозу счастья удвоит.

Даже если казалось, вокруг невезенье сплошное,

Оставайтесь с собою в ладах и не спорьте с душою.

Проверяет нас жизнь, не сутульте с опаскою плечи.

Износилась душа, но ведь с нею значительно легче,

Чем со злобой внутри и вагоном обиды тяжёлой.

Наша жизнь - без портфелей и парт, непрерывная школа.

Сохраните в себе человека, не дайте сломаться,

Научитесь сквозь слёзы, преградам в судьбе улыбаться.

Без оглядки назад, пробиваться сквозь бури и стены,

Просто верьте, что к лучшему ждут впереди перемены!

Пусть сомненья и страх вас не держат в душе кандалами.

Отпускайте людей, что дружили для выгоды с вами.

И простите того, кто толкнул и ушёл, не прощаясь,

Ведь, с приветом от вас, бумеранг скажет всё, возвращаясь.

Не желайте плохого в ответ на обидные речи,

Вы прощайте людей. Жизнь гордыню по-своему лечит.

Нам с небес посылает пилюли святая аптека

Эффективное средство - в себе сохранить человека.

Злата:

Есть в мире ценности, над которыми не властно время: мир, окружающий нас, с его солнцем и небом, с шелестом листьев в лесу, с шумом морского прибоя, и мир, который в каждом из нас. Мир с его нравственными ценностями, пониманием добра и зла, любви и ненависти, бескорыстия и эгоизма. Нравственные законы эти выработаны веками, передаются из поколения в поколение, их сохраняют в семьях и завещают детям, они перерастают в строчки кодексов государств. Несколько меняясь во внешних проявлениях, нравственные законы постоянны в самой своей сути, помогая сохранить самое лучшее, самое светлое в венце творения - в человеке. И хранилищем этих законов, тем зеркалом, которое отражает жизнь, сфокусировав, подчеркнув главное, были, есть и будут книги.

Кристина:

Сегодня, вспоминая о самом трагическом событии в истории нашей страны Великой Отечественной войне, мы будем задавать вопросы и искать ответы на них в книгах, в лицах, в воспоминаниях о людях того времени.

Злата:

Это будут всем известные книги, это отмеченные особой одухотворенностью лица, это воспоминания, сохраненные в песнях, кинофильмах, дневниках…

Кристина:

Какие-то вопросы появились сразу легко (Сколько лет было в год, когда началась война?

При каких обстоятельствах застала весть о начале войны?

С чем связано осознание того, что началась война?

Война шла долгие 4 года, а как отмечались праздники, и до них ли было?

Что сегодня может напомнить о войне в нашем особом Великом городе?

Злата:

Какие-то требовали времени…

Каждому из нас так хочется прожить свою жизнь ярко, с верой в то, что она будет долгой и счастливой - есть ли формула того, как это сделать вопреки обстоятельствам, историческим событиям, которые могут выпасть на долю каждого? Меняет ли война людей? Делает их жестче или добрее? Где сегодня нужно ставить запятую в предложении «Простить нельзя забыть!»?

Кристина:

Тревожась о том, чтобы не причинить боль людям, пережившим войну, мы решили рассказать и показать, как искали ответы в судьбах людей, чьи имена навсегда сохранятся в доброй памяти потомков… Конечно, речь пойдет о том, как каждый из них по-своему решал задачу «Сохранить в себе Человека» вопреки испытанию войной. Решив эту задачу, они передали эту формулу нам и всем будущим поколениям людей.










ЧАСТЬ 1.

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ

Стенд - Орлова А.

Рабочая группа:

Ирина - Калина К.

Андрей Соколов - Аничков М.

Ведущий - Маркувенайте В.

Рассказчик - Пименов О.

Ведущий:

«Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая». Именно в это время встречает герой произведения Михаила Шолохова фронтовика, рассказавшего историю собственной жизни, которую разрушила и искалечила война.

Рассказчик:

Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника…

Андрей Соколов:

- Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: "За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?" Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке... Нету и не дождусь!

Ведущий:

А ведь было оно, простое, очень человеческое счастье: дом, семья…

Андрей Соколов:

Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке…

А тут вот она, война. На второй день повестка из военкомата, а на третий - пожалуйте в эшелон. Провожали меня все четверо моих: ИринаАнатолий и дочери - Настенька и Олюшка. Все ребята держались молодцом… А Ирина моя... Такой я ее за все семнадцать лет нашей совместной жизни ни разу

не видал. Ночью у меня на плече и на груди рубаха от ее слез не просыхала, и утром такая же история...

Я и говорю ей: "Возьми же себя в руки, милая моя Иринка! Скажи мне хоть слово на прощанье". Она и говорит…:

Ирина:

"Родненький мой... Андрюша... не увидимся мы с тобой... больше... на этом... свете"...

Андрей Соколов:

Тут у самого от жалости к ней сердце на части разрывается, а тут она с такими словами… Зло меня тут взяло! Силой я разнял ее руки и легонько толкнул в плечи. Толкнул вроде легонько, а сила-то у меня! была дурачья; она попятилась, шага три ступнула назад и опять ко мне идет мелкими шажками, руки протягивает, а я кричу ей: "Да разве же так прощаются? Что ты меня раньше времени заживо хоронишь?!" Ну, опять обнял ее, вижу, что она не в себе...

Рассказчик:

Он на полуслове резко оборвал рассказ, и в наступившей тишине я услышал, как у него что-то клокочет и булькает в горле. Чужое волнение передалось и мне. Искоса взглянул я на рассказчика, но ни единой слезинки не увидел в его словно бы мертвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал

подбородок, дрожали твердые губы...

Андрей Соколов:

- До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу

себе, что тогда ее оттолкнул!.. Сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом

режут...

Ведущий:

Уже в самые первые месяцы войны он получает ранение и попадает в плен. Из ада концлагеря Соколов бежит за линию фронта, к своим. В коротком фронтовом отпуске он узнает, что жена и обе дочери погибли во время бомбежки. Из близких у него остался только сын. В самый последний день войны Андрей получает известие о том, что сын погиб. Война окончена, одинокий Соколов работает шофером вдали от родных мест - в Урюпинске. Там он встречает маленького мальчика-сироту, чья мать умерла, а отец пропал без вести. Соколов выдает себя за его пропавшего отца, тем самым возвращая мальчику родителя, а себе - смысл жизни.

Андрей Соколов:

Все это, браток, ничего бы, как-нибудь мы с ним прожили бы, да вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять... Иной раз так схватит и прижмет, что белый свет в глазах меркнет. Боюсь, что когда-нибудь во сне помру и напугаю своего сынишку. А тут еще одна беда: почти каждую ночь своих покойников дорогих во сне вижу. И все больше так, что я - за колючей проволокой, а они на воле, по другую сторону... Разговариваю обо всем и с Ириной, и с детишками, «о только хочу проволоку руками раздвинуть, - они уходят от меня, будто тают на глазах... И вот удивительное дело: днем я всегда крепко себя держу, из меня ни «оха», ни вздоха не выжмешь, а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слез...

Рассказчик:

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.

С тяжелой грустью смотрел я им вслед... Может быть, все и обошлось бы благополучно при нашем расставании, но Ванюшка, отойдя несколько шагов и заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное - уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное - не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза...






ЧАСТЬ 2

РОБЕРТО БЕНИНЬИ

Стенд - Березина В.

Рабочая группа:

Ведущий 2 - Лапина К.

Ведущий 2 - Петрова Е.

Рассказчик - Мошковский Г.

Ведущий 1:

Жизнь прекрасна, мой друг! Прекрасно чудо рождения, первый крик ребёнка и тянущиеся к матери ручонки, прекрасно взросление, первый поцелуй, первый танец и первая драка, прекрасны самые смелые безумные мечты и тот опыт, что мы приобретаем с годами. Прекрасен порой, даже конец, уход и финальные титры. Фильм под названием "Жизнь" не всегда завершается хэппи-эндом. Жизнь, по киношному сценарию удивляет своей банальностью и порой ставит в тупик - то ли смеяться, то ли плакать. «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи…

Ведущий 2:

Роберто Бениньи - итальянский актёр, режиссёр, сценарист и продюсер родился в 1952 году.

Роберто родился в деревне Мизерикордия, что в переводе с итальянского значит «милосердие». Отец Роберто - Луиджи Бениньи угодил в концлагерь. По возвращении домой Луиджи весил 36 килограммов, стал человеком насквозь больным и искалеченным, но чудесным образом сохранил оптимизм. Дни напролет он был весел и жизнерадостен, зато по ночам его мучили воспоминания. И тогда Луиджи принимался рассказывать детям о концлагере, но, чтобы не пугать их, выбирал те эпизоды, которые можно поведать смешно. Маленький Роберто, также как и его сестры - Бруна, Альбертина и Анна, до слез хохотал над отцовскими «байками», не понимая, что за ними скрывается страшная, трагическая реальность. Таким образом, фильм «Жизнь прекрасна» можно считать автобиографическим...

Рассказчик:

Из деревни в Ареццо приезжает жизнерадостный Гвидо, случайно встретив школьную учительницу Дору, он влюбляется в неё с первого взгляда. Он покоряет её своей безграничной искренностью и невероятным чувством юмора. Дора и Гвидо женятся, открывают свой книжный магазинчик и становятся родителями сына Джозуе.
В Италии времён Второй мировой войны нарастают фашистские настроения, начинаются гонения на евреев. Гвидо попадает в концлагерь вместе с своей семьёй. Спасая сына от газовой камеры, он объясняет Джозуе всё происходящее как игру, призом в которой будет настоящий танк. Для получения главного приза необходимо набрать 1000 очков, очки даются при безусловном исполнении ряда правил: запрещается показываться на глаза солдатам, плакать, жаловаться и просить еду. Ребёнок верит своему отцу, несмотря на смерть, боль и кровь вокруг.
Игра продолжается, пока приближающиеся американские войска не приводят начальство лагеря в панику. Они освобождают лагерь, и Джозуе воссоединяется с матерью. Но Гвидо жертвует жизнью во имя спасения своего сына.

Ведущий 2:
Роберто Бениньи играет в этом фильме со своей реальной женой Николеттой Браски, сыгравшей Дору. По словам режиссёра, название фильма взято из «Завещания» Льва Троцкого, в котором есть слова: «Жизнь прекрасна. Пусть грядущие поколения очистят её от зла, гнёта, насилия и наслаждаются ею вполне».

Ведущий 1:

К жизни можно относиться по-разному. Можно иметь все и ненавидеть ее. А можно трудиться официантом, неказистым шумным парнем, но быть при этом всем! И ценить каждый момент, каждую каплю росы, каждый вздох. Можно уничтожать ее, сжигая в печах и душа в газовых камерах. А можно силой чистой и светлой мысли творить чудеса.

Рассказчик:

«Это простая история, но ее нелегко рассказать. В ней, как в сказке, много горя, и, как сказка, она полна чудес и счастья». В финале фильма голос уже взрослого Джозуэ обращается к нам, зрителям: «Вот такая история… Вот какую жертву принес мой отец… Вот какой подарок он мне сделал…»

Ведущий 1:

Пройти через ужас и оставить при этом теплоту в сердце и чистые мысли в душе - разве это само по себе уже не прекрасно? Не это ли заставляет опомниться, проснуться, выйти из внутренней комы и учиться ценить, дорожить и искренне любить близких людей?!

Ведущий 2:

Всем нам хочется яркого и светлого будущего, необычных свершений и интересных событий, верных друзей, и любви, и счастья… Прислушайтесь, присмотритесь, не упустите свой шанс, радуйтесь каждому мгновению! Мы слышим пение птиц и шум дождя. Мы видим радугу и солнечный свет. А значит, мы живы. И разве это не чудо?











ЧАСТЬ 3

ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ

Стенд - Березина В.

Рабочая группа:

Сказочник, Ланцелот - Кирик М.

Эльза - Девлет А.

Ведущий 1 - Игнатова Е.

Ведущий 2 - Чижикова А.

Ф-но - Петрова Е.

Сказочник:

"Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре! Разные люди бывают на свете: кузнецы, повара, доктора, школьники, аптекари, учителя, кучера, актеры, сторожа. А я вот - сказочник…"

Ведущий 1:

Не только в день этот праздничный

В будни не позабуду:

Живёт между нами сказочник,

Обыкновенное Чудо.

К нашим сердцам, закованным

В лёд (тяжелей брони!),

Че́стным путём, рискованным

Дошёл,

растопил,

приник.

В самые тёмные годы

От сказочника-поэта

Мы столько вдохнули свободы,

Столько видали света.

Поэзия - не стареется.

Сказка - не «отстаёт».

Сердце о сказку греется,

Тайной её живёт.

Есть множество лживых сказок, -

Нам ли не знать про это!

Но не лгала ни разу

Мудрая сказка поэта.

Ни словом, ни помышлением

Она не лгала, суровая.

Спокойно готова к гонениям,

К народной славе готовая.

Мы день твой с отрадой празднуем,

Нам день твой и труд - ответ,

Что к людям любовь - это правда.

А меры для правды нет.

Ведущий 2:

Когда началась война, Евгений Шварц попытался записать в народное ополчение, но его забраковали на медосмотре. Осенние и зимние месяцы 1941 года он оставался в блокадном Ленинграде, пока ему не стало совсем плохо и не пришлось эвакуироваться.

Именно в годы войны Евгений Шварц создает пьесу о странствующем рыцаре Ланцелоте, который

Вызывает на бой ужасного Дракона.

«Ланцелот:

…в пяти годах ходьбы отсюда, в Черных горах, есть огромная пещера. И в пещере этой лежит книга, исписанная до половины. К ней никто не прикасается, но страница за страницей прибавляется к написанным прежде, прибавляется каждый день. Кто пишет? Мир! Горы, травы, камни, деревья, реки видят, что делают люди. Им известны все преступления преступников, все несчастья страдающих напрасно. От ветки к ветке, от капли к капле, от облака к облаку доходят до пещеры в Черных горах человеческие жалобы, и книга растет… Для кого пишется эта книга? Для меня.

Эльза: Для вас?

Ланцелот: Для нас. Для меня и немногих других. Мы внимательные, легкие люди. Мы проведали, что есть такая книга, и не поленились добраться до нее. А заглянувший в нее однажды не успокоится вовеки. Ах, какая это жалобная книга! На эти жалобы нельзя не ответить. И мы отвечаем.

Эльза: А как?

Ланцелот: … Я вызываю тебя на бой, слышишь, ты, дракон!

Ведущий 1:

Я вам сейчас прочту выдержку из письма московского искусствоведа, который писал Шварцу «…прочитал пьесу «Дракон». Пьеса, по-моему, вещь гениальная в полном смысле этого слова. Я был потрясен. Такие вещи не пропадают. Ей жить и жить века. Ее будут открывать заново и поражаться точности форм, выразивших сущность целой эпохи… я узнал вас, вашу светлую человеческую сущность. Не сердитесь за эти слова - они от сердца. Легко быть добрым, живя в облаке иллюзий, но так видеть жизнь, быть таким трезвым и сохранить веру в добро - это дано только большим людям. Или по-настоящему простым людям, на которых вся жизнь держится. У Вас есть и то, и то: сердце простого человека и талант человека великого».

Ведущий 2:

Вот и мы сегодня понимаем, чего стоит мужество именно в 1943 году, когда до конца страшных испытаний еще долгие два года, во весь голос заявить: « И все мы, после долгих забот мучений будем счастливы, очень счастливы, наконец!»






ЧАСТЬ 4.

ЛИДИЯ АНДРЕЕВНА РУСЛАНОВА

Стенд - Дроздов А.

Рабочая группа:

Ведущий - Уманчук Д.

Рассказчик - Емельянцева А.

Исполнительница песни «Валенки» - Маркувенайте В.

Ведущий:

Великая Отечественная стала четвертой войной Лидии Руслановой. Много было артистов, ездивших с концертами по фронтам, но такого, как Русланова, не делал никто. На ее деньги были изготовлены две батареи минометов - тех, что назывались "катюшами". Она пела на всех фронтах, прямо под открытым небом, прячась от проливных дождей где-нибудь под самолетным крылом. Впрочем, сыпалось на ее голову с неба и кое-что пострашнее дождя.

Рассказчик:

"Боевое крещение приняла под Ельней. Только закончила одну из песен, как над головами появились «юнкерсы» в сопровождении «мессершмиттов». Посыпались бомбы, затрещали пулемёты, задрожала земля от взрывов… Смотрю, никто и ухом не ведёт, слушают, как в Колонном зале. Думаю, и мне не пристало отсиживаться в траншее, да и концерт прерывать негоже… В общем, налёт фашистов выдержала, программу довела до конца".

Ведущий:

Однажды под Вязьмой она пела в землянке для троих солдат - им предстояло идти в разведку. Ночью одного из них принесли с тяжелым ранением.

Рассказчик:

Он стонал в беспамятстве и все звал маму. Русланова села возле него, взяла за руку и запела тихонечко колыбельную: "Спи, касатик мой, усни, угомон себе возьми". Пела и слез не сдерживала, думала: может, это сын ее умирает. Вскоре его увезли, уехала и Русланова, так и не дознавшись - жив ли? Прошли месяцы. Уже на другом участке фронта актерская бригада выступала на открытой поляне. К Руслановой кинулся боец с Золотой Звездой на гимнастерке - это был тот самый юноша: "Помните, вы мне пели, когда я умирал?". "У тебя есть мать?", - с затаенной надеждой спросила Лидия Андреевна. "Есть, конечно, она дома, в деревне!", радостно ответил парень, не замечая горького разочарования в глазах певицы. А позже, в районе Сухиничей, снова встретила Русланова того бойца, и снова он был ранен, и снова звал: "Мама!". Лидия Андреевна шептала ему: "Тише, тише, сынок! Вот я спою тебе, и ты снова выздоровеешь!". Так и вышло. И после в ком только Руслановой не виделся ее пропавший сын! Например, в одном из трех летчиков - они пожаловались ей, что не услышат концерта, потому что улетают на задание. "Летите. А вернетесь, я вам спою". Она ждала их на аэродроме, стояла, волновалась: "Вдруг не вернутся?". Вернулись глубокой ночью, и счастливая Русланова пела для них троих.

Ведущий:

В начале войны в репертуаре Руслановой появилась песня «Валенки», ставшая её «визитной карточкой». Лидия Русланова давала концерты для солдат в течение всей войны. Выступать нередко приходилось в сложных условиях - под открытым небом в окопах, землянках, госпиталях.

Исполнительница песни…

Рассказчик:

28 июня 1942 года Лидии Руслановой присвоили звание заслуженной артистки РСФСР.

Ведущий:

Весной 1945 года Лидия Русланова вместе с наступающей армией прибыла в ещё не освобождённый от гитлеровских войск Берлин. Один офицер, увидев её на улице, закричал: «Куда идёшь?! Ложись: убьют!»

Рассказчик:

А Русланова посмотрела на него и ответила: «Да где это видано, чтобы Русская Песня врагу кланялась!».

Ведущий:

Первое выступление русских артистов в Берлине состоялось 2 мая 1945 года, у стен рейхстага. Русланова выступала вместе с казачьим ансамблем песни и пляски Михаила Туганова.

Рассказчик:

Больше всего солдаты просили исполнить знаменитые «Валенки», и певица объявила: «А сейчас Валенки, не подшиты, стареньки, которые до самого Берлина дошагали!». Один из его участников вспоминал:

"Сначала запел наш казачий хор, потом Русланова… Ком в горле встал, слёз не сдержать. Но не только со мной такое. Герои, орлы фронтовые, на груди тесно от наград, плакали не стыдясь. И заказывали, заказывали свои песни - кто сибирские, кто про Волгу-матушку…"

Ведущий:

Концерт продолжался до поздней ночи. Георгий Жуков снял со своей груди орден и вручил Руслановой. После концерта Русланова углём поставила свою подпись на колонне рейхстага рядом с фамилиями солдат.

Рассказчик:

Великая Отечественная война стала вершиной популярности Лидии Руслановой. Всего на фронтах Великой Отечественной войны она дала более 1 120 концертов. 24 августа 1945 года Георгий Жуков подписал приказ № 109/н:

«За успешное выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленное мужество, за активную личную помощь в деле вооружения Красной Армии новейшими техническими средствами наградить орденом Отечественной войны I степени Русланову Лидию Андреевну».







ЧАСТЬ 5.

ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ЛИХАЧЕВ

Стенд - Пряников Д.

Рабочая группа:

Ведущий - Кряжева А.

Рассказчик 1 - Гузь А.

Рассказчик 2 - Мошковский Г.

Рассказчик 2:

На призывном пункте меня с моими постоянными язвенными кровотечениями начисто забраковали, и я довольствовался участием в самообороне, жил на казарменном положении в институте, работая «связистом» и дежуря на башне Пушкинского дома. Спал я то на крыловском диванчике, то на большом диване из Спасского-Лутовинова и думал, думал.

Рассказчик 1:

Писать о блокаде мельком невозможно. Мы очень плохо представляем себе, сколько людей унес голод и все остальные лишения. Однако мозг в голод работал напряженно. Но думалось в этот период не о том, как бы избегнуть лишений, а об общих судьбах нашей страны, России.

Рассказчик 2:

Об окончании войны я узнал утром на улице - по лицам и поведению прохожих: одни смеялись и обнимали друг друга, другие одиноко плакали.

Рассказчик 1:

Какое другое событие могло вызвать столько радости и такую волну горя? Плакали о тех, кто погиб, умер от истощения в Ленинграде, не дождался встречи с родными, кто оказался изуродованным и нетрудоспособным.

Рассказчик 2:

Была и тревога за тех, о ком долго не было известий: живы ли они, сохранились ли?

Рассказчик 1:

Хотелось встречаться, говорить; множество чувств, и самых разнообразных, овладевало мной и другими.

Рассказчик 2:

Не помню только одного: чувства мстительного торжества.

Ведущая:

Понять значение Победы можно было только масштабно. Все же исторические последствия Победы будут изучать еще не одно десятилетие. Грандиозность же масштабов происшедших событий была ясна сразу, и в те дни, может быть, даже яснее, чем в последующее время. Только люди, пережившие всю горечь поражений первого года, весь ужас блокады Ленинграда, ясно осознавали - от чего они освободились и что, думалось тогда, никогда не сможет повториться.

Рассказчик 1:

Если бы люди во всем мире обладали и сохраняли живое чувство ужаса от пережитого во время войны, современная политика строилась бы иначе.

Рассказчик 2:

Я думаю, что, достигнув восьмидесяти лет, человек должен поблагодарить Жизнь. У меня, во всяком случае есть, за что ее благодарить. Что-то я смог сделать хорошее другим…

Ведущая:

«Добро выше практической нужды!» - утверждал Дмитрий Сергеевич.

Рассказчик 1:

«Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.

Рассказчик 2:

Злое дело забывается быстрее, чем доброе. Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? Но дело и в другом. Зло - дробит общество. Оно "сепаратно" по своей природе. Добро же социально в широком смысле этого слова. Оно соединяет, объединяет, роднит. Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. Поэтому злые объединения недолговечны. Они основываются на общности временных интересов.

"Волчья стая" рано или поздно кончается дракой волков.

Объединение же на почве доброго дела, добрых чувств живет даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания. Доброе объединение живет в душах людей даже тогда, когда завершена и забыта практическая необходимость объединения.

Добро выше практической нужды!».










ЧАСТЬ 6.

ЛЕОНИД ФЕДОРОВИЧ БЫКОВ

Стенд - Емельянова Т.

Рабочая группа:

Ведущий - Чернявский В.

Рассказчик 1 - Костанян М.

Рассказчик 2 - Ильченко З.

Исполнительница песни - Емельянцева А.

Рассказчик 2:

Леонид Федорович Быков с детства он мечтал об авиации и дважды поступал в летные училища. Первый раз - в Барнауле (в 1943 г., в эвакуации), но там его "разоблачили" из-за приписанного себе возраста и маленького роста (на тот момент 136 см). Второй раз - в Ленинграде (в 1945 г.), во 2-ю спецшколу для летчиков. Там он даже проучился месяц, но война уже заканчивалась и училище расформировали...

Тогда Леонид Быков и решил стать артистом, правда, конкурс в Киевскую школу актера он не прошел. Однако экзамены в Харьковский театральный институт сумел сдать.

Рассказчик 1:

И, конечно же, мы помним "В бой идут одни "старики" - картину, которая так полюбилась зрителю. Героический и пронзительно щемящий фильм. Сколько мальчишек, глядя на комэска Титаренко, блестяще сыгранного Леонидом Быковым, решили связать свою жизнь с авиацией. Именно это произведение стало триумфом Леонида Быкова и как актера, и как режиссера, раскрыв всю многогранность его таланта. В каждой картине Быков создавал запоминающийся образ, но именно Маэстро останется в нашей памяти навсегда.

Ведущий:

- Почему героями мы выбрали именно летчиков? Трудно сказать. Может быть, потому что сам я учился в авиационном училище, мечтал о полетах и до сих пор восхищаюсь представителями этой героической профессии.

Разговаривая с летчиками, участниками боев, мы поняли одну очень важную для нас вещь. В жестоком горниле войны, в беспощадном ее пламени старшие опытные товарищи стремились, где это было возможно, сберечь молодых и неопытных соколят.

В этом была высшая мудрость - забота о будущем, извечное право и долг сильных охранять, растить и воспитывать - себе смену.

Так родилась тема "В бой идут одни "старики". И другая - не менее дорогая нам. Известная мудрость гласит: "Когда говорят пушки, музы молчат". Мы же хотели доказать, что в годы испытаний побеждают те, кто остается людьми в самых жестоких условиях, кто берет с собой в бой все светлое, человечное, за что и ведет битву с врагом. А что может быть прекраснее музыки? Недаром герои "второй, поющей эскадрильи" любят повторять: "Войны преходящи, музыка вечна!".

Рассказчик 1:

Злобе, человеконенавистничеству фашизма наши герои противопоставили высокий гуманизм, творческое созидательное начало, заложенное в человеке.

/Исполняется песня «Ничь яка мисячна…»

Рассказчик 2:

Нам - хотелось создать этот фильм в память о тех, кто не вернулся с войны, и в благодарность живым, выстоявшим эту жестокую битву. Поэтому с особой-трепетностью и волнением показываем мы свою картину ветеранам войны. И лучшая награда для нас, когда они говорят: "Да это было так".

Рассказчик 1:

... В жизни бывают минуты, когда человеку никто, никто не может помочь!.. Рождается сам и умирает сам...

Рассказчик 2:

...Человечество должно же когда-нибудь понять, что ненависть разрушает. Созидает только любовь!

Ведущий:

...Будем жить!

Злата:

Закончить нашу встречу нам хотелось бы заповедями великого гуманиста, нашего соотечественника Дмитрия Сергеевича Лихачева…

Кристина:

«Тот, кто не интересуется историей, прошлым, обедняет свое настоящее, будущее; Прошлое же - это гигантская кладовая культуры, доступная каждому, кто захочет обогатить свое настоящее и обеспечить будущее».

Злата:

«Память противостоит уничтожающей силе времени».

Кристина:

«Знание прошлого - это понимание современности».

Злата:

«В чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять…»

Кристина:

«Самая большая ценность - жизнь».

Злата:

«Самое восхитительное свойство человека - любовь. В этом связанность людей выражается наиболее полно. А связанность людей (семьи, деревни, страны, всего земного шара) - это основа, на которой стоит человечество».

Критстина:

«Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды или "умного результата"...

Злата:

«Цивилизация без души - ужас! Вторичное варварство, по выражению Вико. Накопление без цели. Гигантская мобилизация средств для неизвестной цели. Сократов вопрос "чего ради" никогда не ставится».

Кристина:

«Земля - наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве... Это беззащитно летящий в колоссальном пространстве музей, собрание сотен тысяч музеев, тесное скопище произведений сотен тысяч гениев».


Злата:

Дорогие наши бабушки и дедушки! Спасибо Вам, всему Вашему поколению за то, что сберегли и передали нам в дар бесценное богатство: нашу историю, нашу землю, нашу свободу, наше сегодняшнее счастливое настоящее!

//Исполняется песня «За того парня».



14


© 2010-2022