Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказам И. Полянской «Мама» и Л. Петрушевской «Страна»

Литература нашего времени сложна, вызывает много споров. Но можно заметить в ней два направления: позитивное, основанное на традициях русской классической литературы, и направление, впитавшее в себя бесприютность и сиротство сегодняшнего дня. С такими произведениями мы и знакомим ребят. Две женщины-писательницы помогают понять ребятам нравственные постулаты материнства, заставляют задуматься о роли мамы в жизни каждого ребёнка. Урок построен в технологии критического мышления. Использован приём...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





















Методическая разработка урока литературы в 8 классе

Работу выполнила Тараненко Н.В., учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №3» г.Николаевска Николаевского муниципального района Волгоградской области.





















Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказам И.Полянской "Мама" и Л.Петрушевской "Страна"

Цели урока:

  • познакомить учащихся с творчеством современных авторов И.Полянской и Л.Петрушевской;

  • развивать склонность к аналитическому мышлению, умение видеть за конкретными произведениями общие тенденции в литературном процессе;

  • продолжить обучение анализу художественного текста.

Технология критического мышления.

Оборудование: портреты авторов, картины художников.

Ход урока

-Ребята, скажите, какие ассоциации у вас вызывает слово «мама»?

Сегодня мы будем знакомиться с современной литературой. Сначала познакомимся с рассказом современной писательницы И.И.Полянской «Мама». Какова цель этого знакомства?

Как вы думаете, о чём это произведение?

Чтение с остановками.

1 микротема - 1 остановка

-О чём говорит автор?

-Выделите ключевое слово. Какой символический смысл вложен в это слово?

-Спрогнозируйте, как дальше будут развиваться события.

2 микротема - вторая остановка.

-Оправдался ли ваш прогноз?

-Что мы узнаем из второго абзаца?

-Предположите окончание рассказа.

3 микротема

-Ожидаемо ли такое окончание рассказа. Почему?

Беседа по содержанию рассказа.

- Какой смысл вкладываете вы в определение "хорошая мать"? В чем, по-вашему, суть материнства?

- Какой же образ матери создает И.Полянская? Соответствует ли он понятию "хорошая мать"?

- А сколько матерей рисует автор? Что вы можете сказать о бабушке?

- Сколько микротем в тексте? Как строится композиция рассказа?

Учитель. Сегодня мы познакомимся с еще одним автором - Л.Петрушевской и ее рассказом "Страна".

- Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким заглавием?

Чтение с остановками и анализ текста.

1. От слов "Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком:" до слов ":бегут по морозу, в темноте в детский сад".

- Как же живет эта женщина - героиня рассказа?

- Найдите слова, относящиеся к ее внешности. Как вы думаете, как складывалась раньше жизнь женщины с такой внешностью?

- Какова внешность ее дочери? Как внешность девочки помогает раскрыть ее характер?

- Основная черта внешности блондина. Какое чувство вызывает мужчина с такой внешностью?

- Как мать относится к дочери?

- Какие самые яркие события происходят в жизни этой семьи? Каких событий они особенно ждут?

2. От слов "Несколько раз в году:" до слов ":а потом в детский сад за дочкой".

- Почему эти события так важны для женщины?

- Подчеркните слова, которые говорят о том, как ведет себя женщина в гостях. Что она хочет показать своим поведением? Действительно ли к ней относятся так же, как относились раньше?

- Найдите слова, характеризующие новую жену блондина. Можно ли сказать, что его первая жена - полная ее противоположность?

- Для чего писательница сравнивает женщин? На чьей стороне ее симпатии?

3. От слов "Раньше бывало так..." до слов ": ей самой не надо ничего".

- Кто или что виной тому, что мать с дочкой живут именно так?

- Действительно ли девочке все равно, что пьет ее мать?

- Как на самом деле живется девочке?

4. От слов "И они экономят:" до слов ": никогда не просыпаться".

- Какой отрывок при прочтении требует другой интонации? Почему?

- Найдите эпитет к слову "сны". Удивил ли он вас?

- О какой же стране идет речь?

- Какие чувства вызывают у вас мать и дочь? Кто достоин особого осуждения в рассказе?

- Как вы думаете, какие человеческие качества осуждает автор рассказа?

- Какую композицию имеет рассказ? Что хотел подчеркнуть автор таким построением рассказа?

- Как, по-вашему, сложится жизнь матери и дочери дальше?

Итоги урока.

- Можно ли утверждать, что в одном из рассказов речь идёт о счастливых людях, а в другом - о несчастных и почему?

-Как бы вы могли обозначить нравственные постулаты материнства?

- О чём же заставляют задуматься нас два писателя - женщины?

Литература нашего времени сложна и многообразна, она вызывает много споров и сомнений. Но можно заметить в ней два направления: позитивное, основанное на традициях русской классической литературы, и направление, впитавшее в себя бесприютность и сиротство сегодняшнего дня. Сегодня мы попытались с вами пронаблюдать это на примере рассказов "Мама" и "Страна".

Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру о маме, опираясь на прочитанные произведения.

Литература.

  1. Нефагина Г.Л. "Русская проза конца ХХ века. Учебное пособие: М Флинта, Наука, 2005.

  2. Петрушевская Л. "Страна" // Литература в школе, №3, 2008.

  3. Полянская И. "Мама" // Литература в школе, №3, 2008.

  4. Саложенкина Т.Б. «Читательская конференция по рассказам Л.Петрушевской («Страна») и И.Полянской «Мама»// Литература в школе, №3, 2008.

Приложение

Сочинение ученика 8 класса Щупкина Никиты

О Маме…

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире слово самое простое

И самое возвышенное - Мать!

Э.Асадов

Я прочитал два произведения, два автора, две темы, абсолютно не похожие друг на друга.

В рассказе Людмилы Петрушевской «Страна» речь идёт о девочке из неблагополучной семьи, где произошла семейная трагедия. Мать, тяжело пережив развод с отцом, стала злоупотреблять алкоголем. Девочка перестала получать от неё самое главное - любовь и заботу. Спиртное подменило ценности в жизни женщины, состояние опьянения ограждает её от проблем и уводит в «страну» иллюзорного благополучия. Девочке не остаётся выбора, реальность и для неё перестаёт быть интересной, не приносит радости. Маленькая девочка находит замену дневной реальности - счастливые ночи сновидения. Страна девочки- сон, где всё хорошо и нет нужды.

Второй рассказ И. Полянской «Мама» повествует о крепких семейных связях. Смертельно больного ребёнка, девочку, пытаются спасти в больнице. За неё очень переживает мать и бабушка. Автор использует в рассказе только женские образы. Только женщины, дающие жизнь, могут так бороться со смертью, отнимающей их детей, они могут отдать всё, чтобы спасти своего ребёнка. Именно такая женщина-мать представлена в рассказе И. Полянской. Надежда, вера, любовь спасёт ребёнка. Читая рассказ, мы понимаем, что на самом деле неразрывная духовная связь этих женщин есть самое главное чудо.

Мы видим образы разных матерей. Первая - несчастная пьющая женщина, не думающая о будущем ребёнка, о своем материнском предназначении, рождённая временем и страной. Вторая - любящая мать, Конечно, хочется, чтобы каждая мама была доброй, чуткой, заботливой, чтобы каждому ребёнку хотелось жить в реальности, чтобы тема трудного детства не звучала.

Сочинение ученицы 8 класса Карповой Екатерины.

Образ мамы в современной литературе.

Когда человек появляется на свет, первой он слышит и видит свою мать. Мама заботится о ребёнке, учит ходить, говорить, передаёт свой опыт, поддерживает в трудные моменты. Становясь матерью, женщина от многого отказывается, но приобретает гораздо больше - продолжение жизни.

Но не всегда женщина понимает это. Так, в рассказе Л.Петрушевской «Страна» мы видим пьющую мать, которая живёт после развода с мужем с маленькой дочкой. Она считает, что девочке всё равно, пьёт ли мать чай или лекарство. Мне кажется, что девочке уже не всё равно, а когда она вырастет, это превратится в большую беду.

В произведении И.Полянской «Мама» рассказывается о настоящей маме. Три поколения, каждая мать переживает за свою дочь. Уже взрослая дочь, держит руку матери, переживая за жизнь своей дочери. «Я держала мамину когда-то полную, упругую и ещё сильную руку, точно её рука, только она могла вытащить меня из пучины отчаяния». В этом рассказе показывается любовь двух матерей, они одна семья, в которой правит любовь, справедливость.

Мне понравились эти произведения. Они разные, но смысл, мне кажется, у них один: мама - самое важное в нашей жизни, поэтому женщина, становясь матерью, должна понимать всю ответственность за своего ребёнка.

© 2010-2022