Конспект урока литературы на тему А. Н. Островский. Пьеса Гроза (10 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: Смысл названия и символика пьесы «Гроза».

ЦЕЛЬ: Анализ смысла названия пьесы и её символики.

ОБОРУДОВАНИЕ: Портрет А.Н.Островского (художник В.Г.Перов); книга Постниковой Л.И. «Дом-музей А.Н.Островского в Москве». М.: Советская Россия, 1988.; фотоколлаж «Гроза как атмосферное явление», наглядный материал.


Ход урока:

I. Запись темы, эпиграфа, плана урока.

План.

  1. Сравнение названия пьесы «Гроза» с названиями других пьес Островского.

  2. Многозначность «грозы».

  3. Самоубийство Катерины - сила или слабость?

  4. Образ Волги.

«Ну чего вы боитесь, скажите на милость! <…> Гроза убьёт! Не гроза это, а благодать! Да, благодать!» Кулигин в пьесе «Гроза».

II. Слово учителя.

С чего начать? С названия пьесы - «Гроза». Сравним его с названиями предшествующих пьес А.Н.Островского, убедимся, что оно необычно.

До «Грозы» все названия имели ясную связь с содержанием пьес и отчасти предсказывали его.

Название пьесы

Содержание

«Семейная картина» (1847)

«Бедная невеста» (1852)

«Воспитанница» (1859)

Семейная ситуация

«Доходное место» (1857)

Служебно-«экономическая» ситуация

«Свои люди - сочтёмся» (1850)

«Не в свои сани не садись» (1853)

«Бедность не порок» (1854)

«Не так живи, как хочется» (1855)

«В чужом миру похмелье» (1856)

«Не сошлись характерами» (1858)

Басенная мораль

Эти названия дают направление читательским ожиданиям.

В «Грозе» нет этой прямой связи.

Что значит «гроза»?

Об этом спорят - прежде всего, персонажи драмы,

очно (Кулигин и Дикой - Д. IV, явл.2) и

заочно (смысловая перекличка слов Кулигина - Д. IV, явл.4 и барыни - Д. IV, явл.6).

Кулигин и Дикой спорят о природе явления:

ККонспект урока литературы на тему А.Н.Островский. Пьеса Гроза (10 класс)Конспект урока литературы на тему А.Н.Островский. Пьеса Гроза (10 класс)Конспект урока литературы на тему А.Н.Островский. Пьеса Гроза (10 класс)Конспект урока литературы на тему А.Н.Островский. Пьеса Гроза (10 класс)Конспект урока литературы на тему А.Н.Островский. Пьеса Гроза (10 класс)улигин ↔ Дикой


естественнонаучное представление ↔ мифологическое представление

«электричество» «в наказание посылается»


способ спора - смиренная логика ↔ способ спора - угроза

В перекличке слов Кулигина и барыни спор усложняется.

«Ну чего вы боитесь, скажите на милость! <…> Гроза убьёт! Не гроза это, а благодать! Да, благодать!» - обращается Кулигин к толпе обывателей.

В ту же толпу бросает барыня свои иступлённые пророчества: «Все в огне гореть будете неугасимом!»

Понимание «грозы» обывателями - метафорическое: «страх», «ужас» (перенос, эмоционально окрашивающий природное явление).

В устах Дикого метафора уже не пассивна («страх»), а активно-агрессивна («угроза», «наказание» - перенос качеств самого Дикого на природное явление).

В устах барыни метафора доведена до предела и становится метонимией (переносом по смежности): гроза, огонь небесный, становится знаком адского огня и, как можно догадаться, грядущего Страшного суда.

С этими-то метафорическими представлениями о грозе пытается бороться Кулигин, когда говорит, что гроза - это не гроза. Странное утверждение - в чём его смысл? Кулигин спорит уже не с отдельным человеком, а с самим языком, его устойчивыми метафорами. О степени устойчивости можно судить хотя бы по «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля, старшего современника А.Н.Островского. Первым значением «грозы» в нём даётся «угроза, острастка»; а «гром и молния» только пятым. (В Современном толковом словаре русского языка слово «гроза» имеет следующие значения: 1. Бурное ненастье с дождём, громом и молниями. 2. Бурное событие, потрясение, беда, опасность. 3. О том, что (кто) внушает страх.) Метафорическое мышление исконно и уходит корнями в праисторию человечества. Говоря: «не гроза, а благодать», Кулигин хочет оторвать слово от его первоначального значения и корня.

Но это ещё не всё. Реплика Кулигина, обращённая к толпе: «У вас всё гроза», захватывает в круг значений этого слова не только природное явление и отношение к нему, а и отношения между людьми. «Здесь страшнее», - откликается Борис. «Здесь» - то есть не под открытым небом, посылающим грозу, а среди людей, от грозы прячущихся. Среди них и Кабаниха, о которой ещё во втором действии говорил уезжающий из дому Тихон: «недели две никакой грозы надо мной не будет» (Д.II, явл.4). «Грозы» в значении семейной власти.

На многозначность «грозы» откликнулись первые критики драмы - кто с порицанием, кто с восторгом.

Пример порицания - язвительный выпад Степана Петровича Шевырёва (русского литературного критика, поэта и публициста): «А как же вы в афишке пропустили Грозу? Ведь она тоже действующее лицо - и кто её играет?»

Пример восторга - оценка Модеста Ивановича Писарева (российского актёра, педагога, критика): «Смешно, как некоторые в «Грозе» видят только небесную грозу. Нет, небесная гроза здесь только гармонирует с грозою нравственною, ещё более ужасною, и свекровь - гроза, и сознание преступления - гроза». Катерина кается под действием «внутренней грозы - грозы совести, сопутствуемой грозою небесною».

М.И.Писаревым перечислено несколько значений «грозы»:

  • «гроза небесная», но это не только угроза небесного наказания;

  • «свекровь» (гнёт власть имущих);

  • «сознание преступления», «гроза совести» (нравственный порыв Катерины);

  • «борьба» (драматический конфликт её свободной воли с предопределённостью «тёмного царства».

Одно слово вмещает в себя противоположные смыслы (проклятие и благодать), указывает на противоположные силы (гнёт и свободная воля), вместе с тем означая и саму драматическую борьбу противоположностей.

Наконец, и общее впечатление от драматического действия может быть выражено словом «гроза». В этом сошлись даже постоянные оппоненты Аполлон Александрович Григорьев (русский литературный и театральный критик, поэт) и Николай Александрович Добролюбов (русский литературный критик, публицист, революционный демократ). Каламбуру первого (В названии статьи - «После «Грозы» с эпиграфом: «Гроза очищает воздух») вторил каламбур второго в статье «Луч света в тёмном царстве»: «В «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее».

«Освежающий», «ободряющий» эффект, «очищение» - за этими метафорами скрывается понятие «катарсиса» («очищения»), преобразующего и возвышающего воздействия на зрителя, которое по традиции (вслед за Аристотелем) считается высшее целью трагедии.

Вот насколько сложна связь названия драмы с её содержанием!

Значит, и путь к завершающему «приговору»: самоубийство Катерины - сила или слабость? - должен быть сложным. Зато название в его многозначности и укажет нам этот путь. Если драма называется «Гроза», то особое место в ней должны занимать эпизоды, связанные с грозой.

Первый такой эпизод - Д.I, явл.8 и 9 → завязка драмы;

второй - Д.IV → кульминация драмы.

Вот и оттолкнёмся от этих эпизодов, задав к каждому из них по вопросу.

Вопрос к кульминационному эпизоду:

Как Кулигин пытается спасти Катерину? (Пройдём первый этап пути - опишем условия места и времени, в которых действует Катерина).

Вопрос к эпизоду-завязке:

Почему после слов барыни Варвара улыбается, а Катерина в ужасе дрожит? (Выйдем к решающему этапу - рассмотрению действий героини с точки зрения жанра).

Итогом будет «приговор»: сила или слабость?

Итак, как Кулигин пытается спасти Катерину?

На первый взгляд, никак: в действии драмы они вовсе друг с другом не связаны; в драме действует такое правило: если на сцене есть Катерина, то нет Кулигина, и наоборот.

Правило только подтверждается исключениями: в Д.IV Кулигин оказывается в толпе под сводами галереи вместе с Катериной, но так и не становится свидетелем её признания; в Д.V Кулигин ищет в числе прочих пропавшую Катерину, но находит только её труп.

Катерина в центре драмы. Кулигин же воспринимается первыми рецензентами «Грозы» как лицо «второстепенное».

Рецензенты ошибались - именно потому, что не видели связи Кулигина с Катериной. Не прямой, а ассоциативной - через метафоры. Какие?

Гроза и Волга.

Обратимся к Волге.

Образ Волги.

Заглянем в начало и конец драмы.

В первой сцене «Кулигин сидит на скамье и смотрит на реку» - на Волгу.

В последней сцене Кулигин появляется с трупом утопившейся в Волге Катерины.

В сильных позициях - в начале и в конце - Волга.

В особых отношениях с ней два персонажа - Кулигин и Катерина.

Для остальных она или «нешто» (ответная реплика Кудряша на восторги Кулигина), или «омут» (пророчества барыни).

Метафорическая «роль» Волги в драме - определяющая, наравне с грозой. Драма родилась в результате поездки Островского по Волге (1856), об организации которой он усиленно хлопотал. Цель поездки была не в последнюю очередь связана со стремлением придать своему творчеству новый импульс, выйти за пределы Замоскворечья, излюбленного места действия предшествующих пьес, и расширить масштаб.

Читая записки Островского, узнаём многие эпизоды «Грозы». Обычаи и приметы Калинова, на карте не существующего, подмечены в Твери, Торжке, Ржеве, Городне и других городах, которые могли бы оспаривать право называться «родиной» «Грозы». Но будущая драма угадывается не только в наблюдениях быта, а и в постоянном природном фоне, присутствующем в записной книжке. Из этого-то природного фона и перемещается на первый план драмы Волга, которой драматург восхищался почти словами Кулигина.

«Прекрасная картина!» - запись о виде на реку с «обрывистого берега» - такого же, как и в ремарках «Грозы».

Красота волжского пейзажа, на который вот уже пятьдесят лет не может наглядеться Кулигин, - в широте, открытости вдаль, размашистости. Впечатление усиливается «гладкой высотой» берегов мощной реки. Взгляд с высокого речного берега вдаль для русской литературы есть способ предельного обобщения. Волга же, величайшая из русских рек, под стать беспредельности России, может быть увидена как метафора всей России.

«Русское», затерянное и запертое в «городишке», забыло о том «общерусском», что связывает отдельные «городишки» в единое целое - Россию.

Это общерусское начало - символически - Волга.

Волга «течёт» в «большом времени»: она не только связывает отдельные земли в единую «русскую землю», но и отдельные времена в единую русскую историю. За двести пятьдесят лет до написания драмы Волга рассеяла «смутное время», собрав русские земли, - остаётся надежда на то, что она совершит это вновь.

«Спасенье русское придёт от Волги».

Таков контекст волжской темы, связывающей Кулигина и Катерину в драме.

В восприятии Волги Катериной есть нечто общее с Кулигиным - устремлённость вдаль, открытость миру - и нечто особенное - устремление к свободе.

«…Кабы моя воля, - мечтает она, - каталась бы я теперь по Волге, с песнями…» (Д.I, явл.7). Каково здесь значение слова «воля»? Прежде всего «желание, стремление», но с намёками на другие значения: первое - «свобода, простор в поступках; отсутствие неволи, насилования, принуждения»; второе - «сила, нравственная мочь» (по В.И. Далю).

Ещё с детства присуща Катерине такая «воля», устремлённая к Волге:

«Такая уж я зародилась, горячая! Я ещё шести лет была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку да оттолкнулась от берега. На другое утро уж нашли, вёрст за десять» (Д.II. явл.1).

Свободное течение реки сродни характеру Катерины. Напрашивающееся сравнение проведено Н.А.Добролюбовым в его громкой статье «Луч света в тёмном царстве»: «Катерина <…> может быть уподоблена многоводной реке: она течёт, как требует её природное свойство».

Как мы уже говорили, связь Кулигина и Катерины - опосредованная: через словесные переклички.

Одна из них: Кулигин восклицает, глядя на Волгу: «Красота!» (Д.I явл.1);

Барыня грозит Варваре и Катерине: «Вот куда красота-то ведёт. (Показывает на Волгу.) Вот, вот, в самый омут» (Д.I. явл.8).

Кулигин восхищается тем, что явно и открыто, но недоступно обывателям города Калинова - природной красотой.

Барыня видит во всякой красоте скрытые «страх и ужас»: в красоте Волги - омут, в красоте Катерины - грех, обречённость смерти и аду.

Так слово «красота» соединяет судьбу Катерины с Волгой, а Кулигина - с судьбой Катерины.

Ему любовавшемуся красотой волги в первой сцене, суждено будет предстать в последней сцене с трупом утопленницы, и в смерти сохранившей свою красоту (обыватель: «А точно, ребяты, как живая!»).

III. Домашнее задание.

Письменно ответьте на один из вопросов, пользуясь предложенным планом:

I. Почему Дикой и Кабаниха - «самодуры русской жизни»?

  1. Вступление (время создания «Грозы», особенности политической обстановки).

  2. Первые появления Дикого и Кабанихи - первые впечатления (яростный, буйный, злобный характер Дикого; холодность, спокойствие, ровность - Кабанихи - Д.I явл.2, Д.I явл.5).

  3. Дикой и Кабаниха в семьях (деспотизм, подавление в других людях человеческого начала, желание подчинить всех свое воле, обезличить).

  4. Кругозор и интересы Дикого и Кабанихи (Дикой и Кулигин (Д.IV явл.2), Кабаниха и Феклуша (Д.III явл.1); вера в нелепые россказни, подчёркнутая религиозность, благообразность), их невольное тяготение друг к другу.

  5. Кто из них более опасен? Разрушительная сила «самодуров русской жизни» (исковерканные судьбы Бориса и его сестры, Варвары, Тихона, трагедия Катерины).

II. Считаете ли вы Катерину «сильным русским характером» (Добролюбов)?

  1. Вступление (время создания пьесы, отметить, что в пьесе центральным лицом стала Катерина, именно её судьба заинтересовала Островского особо - судьба простой русской женщины).

  2. Формирование характера Катерины (монолог Катерины (Д.I явл.7): религиозность, мечтательность, поэтичность.

  3. Невыносимость для неё жизни в доме Кабановых (1. жалость к мужу, желание сохранить семью - 2. всё как будто из-под неволи). Скрытое сопротивление Кабанихе.

  4. Борьба с нахлынувшим чувством к Борису (разговор с Варварой, попытка удержать мужа, борьба с самой собой перед встречей с Борисом).

  5. Трагедия Катерины (нежелание лгать, неумение притворяться, приспосабливаться к сложившимся условиям жизни).

  6. Смелость и решительность в последнем поступке Катерины.

III. Кто виновен в гибели Катерины?

  1. Вступление (время создания пьесы, отметить, что в пьесе развернулась трагедия русской женщины, ценой своей жизни доказавшей право быть самой собой).

  2. Катерина и «тёмное царство» (подозрительность Кабанихи, отношение Кабанихи к признанию и страданиям Катерины как окончательная её проверка на возможность человечности).

  3. Катерина и Тихон (позиция невмешательства, слабость, подчинённость законам среды).

  4. Катерина и Борис (неспособность взять ответственность на себя, отстоять честь любимой женщины).

  5. Гибель Катерины как возможность пробудиться от духовной спячки для всех живущих.

IV. Почему Тихон и Борис не способны защитить Катерину?

  1. Вступление (время создания пьесы, отметить, что Тихон и Борис не являются главными персонажами, но играют значительную роль в развитии той трагедии, которая случилась с Катериной).

  2. Тихон в семье Кабановых (полное подчинение матери, с одной стороны; попытка выйти из-под него, хотя бы в пьяных разгулах, с другой стороны).

  3. Борис и Дикой (материальная зависимость, боязнь и ответственность за судьбу сестры, слабость характера).

  4. Борис и Тихон - жертвы «тёмного царства» (разрушительная сила материальной зависимости, слабость характеров, неумение взять ответственность за судьбу любимой женщины, протест-примирение со сложившимися законами жизни).

  5. Что ожидает их после гибели Катерины?

Подготовила: Н.Д. Пронина, учитель русского языка и литературы

Т.89609664577

8

© 2010-2022