Материалы для подготовки к сочинению ЕГЭ по русскому языку. Таблица литературных аргументов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема

Проблемы

Автор, произведение

Аргументация

Богатство, деньги

Губительная сила денег.

Деньги как причина деградации личности.

Развращающая сила золота.

Мнимые и подлинные жизненные ценности.

Жестокость мира, в котором правят деньги.

На что способен человек ради денег?

Потребительское, рыночное отношение к жизни и чувствам.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»


Ч.Диккенс «Рождественская песнь»




О.Бальзак «Гобсек»


А.Н. Островский «Бешеные деньги»

Многие писатели в своих произведениях показывали, как губительно действуют деньги, богатство на душу человека. Таким примером является Алена Ивановна, героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», - старуха-процентщица, получающая прибыль из людских страданий. Пользуясь тем, что ее клиенты находятся в безвыходном положении, старуха берет под огромные проценты ценные вещи и этим обкрадывает людей. Но деньги не приносят ей счастья.

Чарльз Диккенс в повести «Рождественская песнь» показывает душевное перерождение господина Скруджа, «человека, который потерял душу» в погоне за богатством. Будучи еще мальчиком, он ощущал себя одиноким, рядом с ним никого не было, кому он мог бы довериться и открыть душу. Постепенно Скрудж приучился полагаться только на себя, ему никто не был нужен, общение с людьми заменил подсчет денег. Праздники для него - «дурачество», поскольку в эти дни люди не работают, а значит, не увеличивают богатства. Герой променял простую радость жизни на деньги, поэтому и душа у него стала, как камень, твердой и черствой. Лишь благодаря Духам Рождества, показавшим Скруджу всю греховность его жизни и единственный путь спасения - делать добро, герой нравственно перерождается.

Проблема власти денег над человеком отражена и в повести О. Бальзака «Гобсек». Имея миллионы, ростовщик Гобсек живет в заброшенной комнате. Он безжалостно эксплуатирует клиентов, забирает у них все имущество. Жертвам потом тяжело выкупить свои вещи. После смерти Гобсека осталось много денег, испорченных продуктов и других ценностей. За всю жизнь Гобсек так и не воспользовался накопленным богатством, но поломал судьбы многих людей.

Пьеса А.Н. Островского «Бешеные деньги» показывает, на что способны люди ради богатства. Надежда Антоновна Чебоксарова, имеющая финансовые трудности, сватает свою дочь Лидию Юрьевну за «миллионера из Сибири» Савву Геннадьевича Василькова. Да и сама Лидия в постоянных поисках богатых ухажеров. Брак для героев пьесы - торговая сделка, любовь - предмет купли-продажи. Все человеческие чувства оцениваются на вес золота. Ради денег люди теряют и разум, и честь, и совесть.

Вера и надежда

Для чего нужна вера?

Что может дать человеку надежда?

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

В своем романе Ф.М. Достоевский показывает, что вера, надежда дают человеку силы даже в самых безвыходных ситуациях. Так, Соня Мармеладова, не имея средств к существованию, вынуждена продавать себя. Но она не сломилась под тяготами жизни, в этом ей помогает вера. Чтение Евангелия, притчи о воскрешении Лазаря, позволяет ей надеяться на прощение и воскрешение собственной души. Соня верит в глубокий внутренний смысл жизни, видит во всем предопределение Бога. Таким образом, вера - стержень, который помогает выжить, сохранить себя.

Война

Влияние войны на личность человека.

Перевоплощение человека на войне.


Чем опасна война?



Осознание истинных ценностей, ценности человеческой жизни на войне

Нравственный выбор человека на войне.


Можно ли оправдать жертву чужой жизнью ради спасения многих?

Какие они, настоящие герои?

И.Э Бабель «Конармия»



Э.М. Ремарк «На Западном фронте без перемен»



Л.Н. Толстой «Война и мир»


В. Кондратьев «Сашка»


А. А. Фадеев «Разгром»


Л.Н. Толстой «Война и мир»

Мысль о том, что война отрицательно влияет на человека, утверждается в книге И.Э. Бабеля «Конармия». Герои произведения, чтобы выжить в условиях Гражданской войны, смиряются с жестокостью, царящей вокруг. Несмотря на неприятие смерти, они вынуждены убивать, того требует логика времени и войны. Так, в рассказе «Мой первый гусь» герой-интеллигент Лютов совершает грубое и жестокое убийство гуся, чтобы стать своим среди казаков. Странный и смешной для бойцов очкарик Лютов, превращается в солдата. Но душа его всё равно не принимает войну, ради каких бы светлых идеалов она ни велась. И.Э. Бабель показывает, что война меняет человека, уродует душу.

Война страшна не только тем, что убивает… Ее последствия более зловещи: она калечит души людей, оставляя целые поколения жить в злобе и ненависти. Так, Э. М. Ремарк, сам участник Первой мировой войны, в своем антивоенном романе «На Западном фронте без перемен» описывает влияние войны на молодых людей, которые из-за полученных ими душевных травм не в состоянии были устроиться в гражданской жизни. Писатель показал трагедию отдельного человека и целого поколения юношей. Реалии войны в романе переплетаются с мечтами только окончивших школу, еще неготовых к жизни юнцов. Такой контраст поистине страшен. Недаром Ремарка назвали "писателем потерянного поколения". Поколения, чьи мечты, грезы, надежды были уничтожены залпами артиллерийских снарядов, свистом пуль, постоянным ожиданием смерти…

Война - противное, чуждое всему человеческому событие. Именно поэтому на войне, перед лицом смерти, человек начинает понимать истинные ценности: жизнь, любовь, семья, природа. Так, Андрей Болконский, герой романа Л.Н.Толстого «Война и мир», мечтая о воинской славе, желая совершить подвиг, повторить славу Наполеона, отправляется на войну. Но будучи раненым при Аустерлицком сражении, смотря на небо, мирно плывущие облака, он осознал всю ничтожность славы и своего кумира - Наполеона - перед вечностью, понял ценность самой жизни.

Сашка - герой одноименной повести В. Кондратьева - находился в ситуации выбора: поступить, как велит приказ, или по совести? Он понимает, что не может расстрелять безоружного пленного немца. Это не по-человечески. Несмотря на то, что герой видел сотни смертей, он воспринимает каждую жизнь, даже жизнь пленного, врага, как высшую ценность. Сашка понимает, что за невыполнение приказа его могут расстрелять, но сознательно идет на это, чтобы остаться человеком, поступить по совести, пусть и ценою собственной жизни.

В боевых условиях часто приходится совершать сложный выбор. Например, в романе А.А. Фадеева «Разгром» командир партизанского отряда Левинсон принял трудное для себя решение отправить безнадежно раненного бойца Фролова, чтобы отряд смог уйти от преследования врагов. Сам Фролов, осознав, что с ним хотят сделать, принимает необходимость своей смерти.

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой утверждает мысль, что подвиги совершаются простыми, скромными людьми. Таким героем является Тушин - штабс-капитан, герой Шенграбенского сражения, «маленький, грязный, худой артиллерийский офицер с большими, умными и добрыми глазами». И во внешности, и в поведении не было ничего героического: в нем было что-то «невоенное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное», он робеет при встречах с начальством, накануне сражения говорит о страхе перед смертью и неизвестностью того, что ожидает после нее. В бою же Тушин совершенно изменяется, неприятельские пушки представляются ему такими же попыхивающими курительными трубочками, как его собственная. Батарея Тушина была забыта в ходе боя, оставлена без прикрытия. Благодаря своей смекалке, батарея Тушина поджигает деревню Шенграбен. На военном совете Тушина осуждают за оставленные на поле боя пушки. Героя выручает Андрей Болконский, объявляющий Багратиону о том, что именно этому человеку отряд во многом обязан своим успехом.

Воспитание и семья

Какую роль играет семья в воспитании ребенка?


Какими должны быть семейные взаимоотношения?


К чему приводит излишняя опека и слепая родительская любовь?



Стоит ли жертвовать комфортом, жизненными удобствами ребенка ради его воспитания, подготовки к жизни?



Д.И. Фонвизин «Недоросль»


А.Н. Островский

«Гроза»


И.А. Гончаров «Обломов»



А. С. Пушкин «Капитанская дочка»



В.Г. Короленко «Слепой музыкант».


Известно, что семья в становлении человека играет решающую роль. Личность человека создается в семье, в атмосфере, в которой он растет. Эту мысль утверждал еще в 18 веке Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль». Митрофан, которому скоро 16 лет, учится в доме своих родителей. Главный воспитатель Митрофанушки - его собственная мать. Простакова - смесь наглости и низости, бесчеловечности ко всем и нежности к сыну. При всем этом она абсолютно необразованна. Невежество, в котором рос Митрофан, и выполнение матерью любых капризов «дитяти» вырастили в нем изверга, такого же, как собственная мать.

А.Н. Островский в пьесе «Гроза» показал модель неправильных семейных взаимоотношений. Так, в семье Кабановых все держится на страхе, деспотизме, фальши. Всем в семье заправляет Кабаниха. Ее сын Тихон вырос безвольным, слабым человеком, не может и слова вымолвить против матери; Варвара - притворщицей и обманщицей. Ее принцип: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

О влиянии семьи, среды, в которой воспитывается ребенок, на формирование его качеств писал и И.А. Гончаров в романе «Обломов». Через описание жизни, быта Обломовки, деревни, где проходило детство главного героя, писатель показал, как атмосфера сна, лени, постоянной заботы о еде заложила в Илье Ильиче негативные качества: пассивность, медлительность, нежелание решать насущные проблемы. Постоянная опека родителей и нянек привела к тому, что Обломов вырос несамостоятельным, инфантильным человеком. Но он не лишен положительных качеств. Всеобщая доброта обломовцев, мягкость родителей к ребенку развили в Илье Ильиче гуманность, сердечность, чувство сострадания.

Несколько иное отношение родителей к своему ребенку мы наблюдаем в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Отец, Андрей Петрович Гринев, видя, что сын его растет недорослем, «гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками», отправляет его на службу… Но не в Семеновский полк в Петербурге, в который Петруша был зачислен сержантом еще до своего рождения, а в армию в Оренбурге. Андрей Петрович понимает, что только там юноша станет настоящим солдатом, только там освоит воинское дело: «пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». Петр Гринев достойно проходит все тяготы службы, все испытания, выпавшие на период его взросления, помня завет отца: «Береги платье снову, а честь смолоду». Достоинство, принципиальность, честность, царившие в семье Гриневых, Петр Андреевич впитал с детства. Именно эти качества помогли ему в решении сложных жизненных ситуаций, сделали его достойным человеком.

Проблема роли семьи, близких в становлении личности, разных подходов в воспитании поднимается и в произведении В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Петя родился в богатой семье помещика. Мать, обнаружив его слепоту, пыталась окружить младенца излишней опекой, баловала его, но Максим, потерявший на войне ногу, потребовал, чтобы к ребенку не проявляли «глупую заботливость, устраняющую от него необходимость усилий». И в дальнейшем дядя Максим оставался строгим и добрым другом Пете, не позволяя ему чувствовать свою неполноценность, вселяет в него уверенность в возможность духовного прозрения, что и происходит в финале повести. Петя, испытавший счастье семейной жизни, отец зрячего сына, став пианистом, завораживает своей игрой огромный зал.

Выбор жизненного пути.

Трудность и важность выбора жизненного пути

И.А. Гончаров «Обломов».


Главная тема романа И.А. Гончарова «Обломов» - судьба молодого поколения, ищущего свое место в жизни, но не сумевшего найти верный путь. Автор показывает, как безволие, неспособность к труду русского помещика Ильи Обломова превращают его в бездельника и праздного лежебоку.

Героизм и предательство

Почему на войне одни проявляют себя как герои, а другие - как предатели?

Кто они, настоящие герои?

В чем проявляется героизм человека на войне?






Что толкает человека на предательство?

М. Шолохов «Судьба человека»




Л.Н. Толстой «Война и мир»




Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Война - та сила, которая раскрывает сущность каждого человека. Кто-то на войне оказывается героем, а кто-то предателем. Эта мысль отражена в рассказе М.Шолохова «Судьба человека». Герой рассказа Андрей Соколов в плену встречает самых разных людей, но все они именно здесь проявили себя в своем истинном виде. Так, перед читателем возникает образ врача, который стремится выполнить свой долг, несмотря на все сложности, помогает раненым. Также перед нами предстает человек, который от ужаса и страха забыл о понятиях чести и нравственного долга, предатель, которых хотел выдать фашистам взводного. Таким образом, можно говорить о том, что на войне есть не только герои, но и те, кто отступил от моральных и духовных принципов ради собственной жизни. Однако Шолохов показывает, что таких все же мало, а больше других, которые ради счастья своих близких, ради счастья своего народа готовы пожертвовать собой. И такие, как Андрей Соколов, никогда не примут и не пойдут на предательство. Именно поэтому главный герой и убивает «отступника от родины», считая, что предатель - «хуже чужого».

Об истинном и ложном героизме писал и Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир», описывая подвиг капитана Тушина. Маленький, застенчивый, с большими умными и добрыми глазами, человек этот производил впечатление совершенно не военное. Но именно этот маленький скромный капитан со своими артиллеристами решает исход Шенграбенского сражения. Оставшись без прикрытия, батарея продолжала стрелять. Действуя по собственной инициативе, Тушин поджег деревню Шенграбен, где были сосредоточены большие массы неприятеля. Это остановило движение французов. Толстой с презрением изображает офицеров, для которых личные интересы выше долга и чести. Так, адъютант Жерков не выполняет задание, испугавшись французских пуль. Для него главное - сохранить собственную жизнь. Тем самым Л.Н. Толстой показывает, что от воли и усилий простых, обыкновенных, бескорыстных людей, а не от самодовольных и тщеславных начальников и трусливых офицеров, мечтающих лишь о наградах и карьере, во многом зависит исход исторических событий.

Человек становится предателем не только из-за страха, отсутствия нравственных принципов. Так, Андрий, герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», поставил любовь выше Отчизны, перешел на сторону поляков ради любимой, стал предателем, несмотря на то, что от своей любви он не отказался даже перед лицом смерти. Писатель показывает, что единожды переступив черту, назад вернуться невозможно. Как только человек встал против своих, он становится предателем.

Город

Проблема влияния города, среды на жизнь, психику человека.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» утверждает мысль о пагубном влиянии города на жизнь, психику человека. Так, герой романа Раскольников живет в тесной каморке душного пыльного Петербурга. Блуждая по городу, Раскольников становится свидетелем ужасных сцен: пьянства, самоубийств… Все это рождает в сознании героя страшную теорию и, как следствие, толкает на преступление. Лишь в эпилоге романа писатель переносит действие в Сибирь. Там, «на берегу широкой, пустынной реки», герой приходит к раскаянию.

Детство, взросление,

молодежь

Проблема памяти о детстве


Нежелание взрослых понимать мир, потребности детства.


Жестокость в подростковой среде.


Равнодушие взрослых к миру ребенка.



Проблема пагубного влияния модных направлений на молодежь.

Л.Н. Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность»

И.А. Бунин «Цифры»


В. Железников «Чучело»





И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Л.Н. Толстой посвятил целую трилогию теме детства - «Детство», «Отрочество», «Юность», где пытается проследить этапы своего взросления, становления как личности. В «Детстве» мы видим маленького мальчика Николеньку Игнатьева. Описание его жизни - это скрупулезное исследование автора его душевного наполнения и нравственных понятий, которые меняются в зависимости от различных жизненных ситуаций.

Бунин в рассказе «Цифры» показал трагедию непонимания взрослых мира детства.. Сюжет рассказа основан на описании ссоры между мальчиком и дядей, которая произошла из-за стремления мальчика как можно быстрее узнать цифры и нежелания дяди их показывать именно в этот день. Племянник должен был подождать до завтра, а дядя не руководствоваться мудрым правилом: «вредно, не полагается баловать детей». Бунин показывает, как много боли взрослые мимоходом причиняют детям, как мало настоящей любви и желания понять другого в их отношениях.

В. Железников в своей повести «Чучело» показывает, что часто дети бывают бесчувственны и жестоки по отношению к более незащищенным сверстникам. Такой «куклой для битья и оказалась» главная героиня повести Лена Бессольцева, новичок в классе. Ребята презирают Лену за ее доброту и мягкосердечность и дают ей кличку «Чучело». Таким образом, подросткам свойственно утверждать свою личность путем оскорбления человека, который не имеет возможности дать отпор этим действиям.

В. Железников в повести «Чучело» осуждает позицию родителей и учителей, которые не препятствовали угнетению Лены. Взрослые должны были понимать, что Лена не должна нести ответственность за аскетизм своего дедушки, но никак не реагировали, а даже в некоторых случаях поддерживали, жестокое поведение одноклассников девочки. Ярким примером служит учительница Маргарита Ивановна, которая косвенно также принимала участие в моральном угнетении ребенка. Учительница поддерживала ярких и сильных личностей, однако на то, чтобы рассмотреть такую личность в Бессольцевой, ей не хватало жизненной мудрости. Ситуация, описанная в повести, достаточно распространена в подростковой среде. Но ответственность за такое поведение детей лежит в первую очередь на старших, которые это допускают и поощряют.

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» показано негативное влияние на молодежь такого направления, как нигилизм. Писатель показывает, как принципы этого направления ведут к духовному опустошению человека, его разрыву с семьей, обществом. Именно в этом трагичность судьбы Базарова, да и жизнь его последователей - Кукшиной и Ситникова - вызывает жалость.

Добро и зло

Взаимосвязь добра и зла.

Может ли добро существовать без зла?

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Добро и зло - части одного целого. Без теней не существовало бы света. Так, герой роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд рассуждает над вопросом: «Почему не было бы добра, если бы не существовало зла?» Булгаков показывает, что одно от другого неотделимо, Иешуа и Воланд вместе вершат судьбы этого мира.

Дружба

Что такое настоящая дружба, в чем она проявляется?


Могут ли дружить совершенно разные люди?

Почему дружба охладевает?

А.С. Пушкин «19 октября»



И.А. Гончаров «Обломов».



Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»


И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Тема дружбы - это любимая тема Пушкина. Годовщине открытия Царскосельского Лицея, где поэт приобрел настоящих друзей, он посвящает стихотворение «19 октября», ставшее гимном дружбы. Пушкин понимал дружбу не только, как отношения, возникающие между людьми. Дружба - это целый круг людей, близких по судьбе, это братство, союз: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» Этими словами он подчеркивает гармонию, красоту, свободу, лежащие в основе союза, его прочность. С благодарностью он вспоминает тех, кто не отвернулся, посетил его, поддержал во время ссылки. Дружеское участие - высшее проявление человечности, требующее мужества, воли, готовности исполнить долг.

В романе «Обломов» Иван Александрович Гончаров показывает, что дружить могут совершенно разные люди. Писатель раскрывает эту идею через главных героев романа: Андрея Ивановича Штольца - решительного и целеустремленного человека и Илью Ильича Обломова - натуру наивную, добрую и открытую. Герои дополняют друг друга, и в этом гармония их взаимоотношений. Так, именно Андрей Штольц пытается «разбудить» Илью Ильича, возродить в нем жизненную активность. Он заставляет выходить его в свет, дает наказ Ольге Ильинской «присмотреть» за Обломовым. Это и есть проявления настоящей дружбы.

Дружба между совершенно разными людьми показана и в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Дмитрий Разумихин - друг Родиона Раскольникова. Первый пытается видеть в жизни положительные стороны и жить спокойно, второй - бунтарь, недовольный жизнью, пытающийся насильственно ее изменить. Несмотря на разность жизненных взглядов, Разумихин всегда приходит на помощь другу, проявляет заботу о нем.

Дружба подразумевает взаимопонимание. Если оно исчезает, исчезает и дружба. Эта проблема показана в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» на примере Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова. Сначала Аркадий предстает как верный последователь, друг Базарова, но в дальнейшем их дружба охладевает. Аркадий обнаруживает, что его жизненные убеждения не сходны с убеждениями Базарова. Например, Аркадий, в отличие от Евгения, открыто проявляет чувства любви к родным, восхищается красотой природы. Такая разность взглядов разрушила дружеские отношения.

Духовность

Духовное совершенство-вание человека


Что помогает человеку духовно расти?



К чему приводит бездуховность?

Л.Н. Толстой

«Война и мир»


А.С. Пушкин «Капитанская дочка»


Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

В основе множества сюжетов об Андрее Болконском, Пьере Безухове, Наташе Ростовой - духовные искания, попытки определения своего места в жизни, что ведет нравственному взрослению. Так, Андрей Болконский и Пьер Безухов проходят испытания на войне, Наташа Ростова переживает любовь к Болконскому, его смерть. Л.Н. Толстой показывает, как через испытания, переживания жизненных трудностей человек духовно растет, самосовершенствуется.

Духовное совершенствование человека показано и в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Петруша, как называет Пушкин своего героя в начале повести, проходит путь духовного созревания и к концу становится Петром Гриневым. Он испытывает на себе все тяготы пугачевского восстания, находит свою любовь и принимает благосклонность самой Екатерины II. Через преодоление жизненных трудностей, отстаивание своей чести и чести возлюбленной происходит нравственная эволюция главного героя.

Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» показывает позицию Раскольникова, желающего насильно изменить мир. Раскольников проходит путь от уверенного в своей правоте человека, человека-одиночки, к личности, стремящейся к духовным ценностям, в чем ему особенно помогает Библия, которую он читает, будучи в заключении.

Действие в романе «Преступление и наказание» происходит в Петербурге. Этот город предстает как город-гигант, в котором люди постепенно утрачивают все лучшие душевные качества. Достоевский рисует картины нищеты, надругательств над личностью, самоубийств… Именно в этом городе, где отсутствует духовность, возникают страшные идеи, возникает чувство безысходности, рождаются страшные трагедии.

Жизнь и счастье

Как нужно прожить жизнь?

Для чего дана жизнь?

Как следует относиться к жизни?

Что дает человеку силы жить?

Что нужно человеку для счастья?

К чему приводит легкое отношение к жизни?

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»


И. С. Тургенев «Живые мощи»




А. Платонов «Юшка»



М. Шолохов «Судьба человека»


И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»



И.А. Бунин «Легкое дыхание»

Ф.М. Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» утверждает, что человек приходит в этот мир ради любви. Смысл жизни придает любовь, самопожертвование. Писатель противопоставил две позиции: позицию Раскольникова-бунтаря, желающего насильно изменить мир, взять от жизни нужное, и позицию Сони, основанную на смирении, любви к ближнему. Убеждения Раскольникова приводят героя к краху, одиночеству, тогда как вера, любовь, милосердие Сони дают ей силы жить. Она обретает гармонию с людьми и миром.

Счастье человека не в деньгах, не в положении, а в умении наслаждаться жизнью, жить в гармонии с природой, другими людьми. Эта мысль отражена в рассказе И. С. Тургенева «Живые мощи». Героиня рассказа - горничная Лукерья, была красавицей, веселой и бойкой; она любила своего жениха и была им любима. Однажды, оступившись, она падает вниз с крыльца. Болезнь приковывает ее к постели. Она лежит несколько лет одна, заброшенная, без всякого ухода в плетеном сарайчике. Несмотря на переносимые ею страдания и настоящее тяжелое положение, она и не думает падать духом - напротив, она, кажется, даже довольной своим положением, поет песни, любуется природой. У нее не было ни злобы, ни зависти, ни ревности; себе она ничего не желала, а только заботилась о других. Когда рассказчик дивится ее терпению, она замечает, что ее терпение ничто в сравнении с терпением Иоанна Столпника или Жанны д Арк. Она глубоко религиозна, видит пророческие сны, Христа, иногда и свою собственную смерть; последней она совсем не боится, она ждет ее, как какой-то радости …

Еще одним героем, осознавшим всю прелесть, ценность самой жизни, является Юшка из одноименного рассказа. Крайне бедный, имея страшный недуг, он не жалуется на жизнь, воспринимает ее как бесценный дар. Окружающие потешаются над его юродивостью, оскорбляют его, воспринимают как ненужное, бесполезное существо. Лишь после его смерти они узнали, какая богатая внутренняя жизнь была у этого внешне нищего человека: все свои сбережения он отдавал в приют на обучение бедной сироте. Платонов убеждает нас в необходимости быть милосердными друг к другу, показывает, что в погоне за призрачными материальными целями мы теряем настоящие ценности: любовь, сострадание, взаимопомощь…

В рассказе М. Шолохова «Судьба человека» повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

Об истинных жизненных целях и ценностях размышляет и И. А. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Бунин подчеркивает контраст между естественной, природной жизнью и миром цивилизации. Сознание западных людей извращено, истинные ценности они подменили ложными, аморальными, не дающими ощущения полноты жизни, счастья. Так, господин из Сан-Франциско дожил до 58 лет, а так и не познал счастья. Плывя на «Атлантиде», путешествуя по Италии, он не был счастлив, всё ждал этого счастья впереди. А бедный лодочник Лоренцо испытывал это чувство, наслаждаясь красотами Капри. Автор восхищается простотой и естественностью его жизни в единстве с природой, с собой и с другими людьми.

Легкое отношение к жизни придает ей шарм и очарование. Но легкость ведет и к разрушению жизни. Эта мысль звучит в рассказе И.А. Бунина «Легкое дыхание». Оля Мещерская - самая очаровательная гимназистка. У нее было «легкое дыхание», о котором она прочла в книге. Но эта легкость быстро разрушила ее жизнь.

Искусство

В чем сила искусства?

Каково назначение искусства?

Почему страсть к деньгам несовместима с искусством?

Какими качествами должен обладать настоящий художник?

Должен ли художник нести ответственность за свои творения?



В.Г. Короленко «Слепой музыкант»


Н.В. Гоголь «Портрет»

В.Г. Короленко в своем произведении «Слепой музыкант» показывает, как искусство помогает пережить сложные ситуации. Конюх Иохим, переживая несчастную любовь, делает себе дудку и играет грустные мелодии. Петр, слепой от рождения мальчик, любит слушать эту игру. Он учится у Иохима игре на дудке, потом осваивает фортепиано. Играет перед гостями в огромном зале. Благодаря музыке, искусству, Петр впервые осознает, что способен что-то сделать в жизни. Таким образом, искусство помогает пережить трудные моменты жизни, реализовать себя, стать нужным в жизни.

Н.В. Гоголь в повести «Портрет» утверждает мысль о том, что искусство призвано служить человеку, обращая его сердце к Богу, должно бороться со злом, с враждебными Богу силами. Чартков - молодой и талантливый художник. У него совсем нет денег, чтобы расплатиться за жилье, нет средств на еду и даже на свечи. Вот он и просиживает без работы все вечера, завидуя тем, у кого есть и заказы, и популярность. Однако на последние деньги он покупает портрет азиата с необычно живыми глазами. И потом из-за него он практически сходит с ума. Чартков везде видит эти глаза. Но с картины внезапно выпадает купюра в тысячу червонцев. На этом жизнь художника вроде бы налаживается. Он - востребованный художник, однако со временем становится жадным, а его талант деградирует. От зависти герой начинает скупать гениальные произведения других живописцев, на что тратит все свое состояние. Однако полотна жестоко уничтожаются в итоге, а сам персонаж умирает, в бреду вспоминая все те же глаза азиата. Гоголь показывает, что меркантильность и денежные интересы губительны для настоящего искусства. Одержимость деньгами обедняет душу, ведет к нравственному и физическому краху.

По мнению Гоголя, художник должен обладать нравственной чистотой: «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». Создавать прекрасное и доброе искусство может лишь духовно чистый человек.

Художник Б. - автор портрета ростовщика «отразил все самое тяжелое, гнетущее человека». Этот портрет нес негативное воздействие. Гоголь считал, что художник должен обладать свободой, но при этом нести ответственность за свои работы.

Любовь

Должен ли тот, кто любит, разделить учесть того, кого любит?

Какую роль играет любовь в жизни человека?


В чем сила любви?

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Н.А. Некрасова «Русские женщины».

Т.Ш. Крюкова «Костя + Ника»

Многие писатели в своих произведениях показывали силу жертвенной любви. Так, героиня романа М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» отправилась за возлюбленным в вечный покой. Соня Мармеладова следует за Раскольниковым в Сибирь на каторгу. Её любовь помогает герою побороть свою гордыню, пробуждает в нем желание прочитать Евангелие. Через любовь происходит прозрение и возрождение главного героя. Подвиг женщин, отправившихся вслед за своими мужьями в ссылку, отказавшихся от богатств и высокого положения ради того, чтобы скрасить будни своих любимых, воспевается и в поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины».

Книга Т.Ш. Крюковой «Костя + Ника» - повесть о силе любви, способной, казалось бы, безнадежно больного человека поставить на ноги. В разгар лета зарождается любовь между 15-летней Никой, дочерью известного художника, и 16-летним Костей. Ника - инвалид, живет в роскошном доме, но глубоко несчастна. Она созрела для любви, но при этом понимает, что у неё этого не будет никогда! Встреча с Костей кардинально меняет её жизнь - теперь Ника не чувствует себя такой одинокой. Он открывает для неё мир заново: заставляет заниматься спортом, дарит очаровательного щенка, увозит на садовой тачке в лес и кормит с ладони черникой. Благодаря Косте, Ника встает на ноги и делает первые шаги.

Национальное чувство и качества русского человека

Что может пробудить в человеке национальное чувство?

Какие качества присущи русскому характеру?

Что может объединить разные народы, людей разных национальностей?

Л.Н. Толстой «Война и мир»


Н.С. Лесков «Левша»


А.С. Пушкин «Памятник»

В своем романе-эпопее Л.Н. Толстой провозглашает идею о том, что национальное чувство не может быть уничтожено влиянием других культур. Так, графина Наталья Ростова, воспитанная гувернанткой-француженкой, сохранила русскую душу. Услышав звуки «Барыни» и переборы балалайки, Наташа танцует так, как это сделала бы простая русская женщина.

В образ Левши собраны основные черты русского национального характера: сила воли, мужество, трудолюбие, патриотизм и др. Так, в тяжелых условиях в течение двух недель Левша упорно работал над диковинной блохой. В этом проявляется его сила духа. Левша со своими товарищами смог "переплюнуть" английских мастеров без специальных знаний, лишь благодаря одарённости и трудолюбию. Будучи в Англии, Левша отвергает выгодные предложения англичан, так как он любит свою Родину, любит её обычаи, её традиции. Всё это убеждает в том, что Левша - символ русского народа, русского характера.

В стихотворении А.С. Пушкина провозглашается мысль о том, что истинные ценности (добро, сострадание), культура, искусство объединяют разные народы:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

Ответствен-

ность

Проблема ответственности человека за свои поступки

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Ф.М. Достоевский утверждает, что человек должен осознавать и нести ответственность за свои поступки. Зло порождает только зло. Так, Родион Раскольников, считая себя «право имеющим», решает избавить людей от нищеты и страданий, убив старушку-процентщицу. Но это зло не принесло результата, посеяло лишь новое зло: герой не смог воспользоваться украденным, отрекся от близких, что привело к смерти матери, убил Лизавету… Таким образом, человек должен осознавать, к чему могут привести его действия, ведь ничего не остается безнаказанным.

Отцы и дети

Почему существует конфликт, непонимание между поколениями?

Чем вызваны разногласия между родителями и детьми?

В чем заключается жизненный долг детей перед родителями?

И.С. Тургенев «Отцы и дети»




А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

Конфликт между поколениями обостряется в переломные моменты, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями разных эпох. Такой общественный конфликт поколений показан И.С. Тургеневым в романе «Отцы и дети». Столкновение века нынешнего с веком минувшим раскрывается на примере взаимоотношений молодого нигилиста Евгения Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем.

Прогрессивные взгляды Базарова обусловливают его противоречивые чувства к своим родителям: с одной стороны, он признает, что любит их, с другой - презирает простую, глупую жизнь отцов. Он чёрств по отношению к своим старикам, чем приносит им огорчения. Например, быстро уезжает от них после трехлетней разлуки, оставив их в глубокой печали. Родители же открыто любят своего сына, и эта любовь смягчает отсутствие взаимопонимания , вызванного разностью взглядов на жизнь. Писатель осуждает героя в его отрыве от семьи.

А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель» поднимает проблему благодарности и ответственности детей перед своими родителями. Самсон Вырин был целиком сосредоточен на любви к своей единственной дочери - Дуни. Она тоже любила отца, но все-таки уехала с гусаром Минским, оставив родного человека одного. Несчастный, обиженный отец не смог свыкнуться с такой потерей и вскоре умир. Раскаяние к Дуне приходит слишком поздно - решившись проведать отца, она застает лишь его могилу. Наверное, чувство вины будет постоянным спутником ее жизни. Писатель призывает нас не забывать свой долг перед родителями, заботиться о них, несмотря на жизненные обстоятельства.

Правда и ложь

М. Горький «На дне»

В произведении М.Горького «На дне» поднимается проблема лжи и правды. Правда Луки призывает к жалости и состраданию, предлагая "ложь во спасение". Сатин подобное отношение считает унизительным: «Надо уважать человека! Не жалеть…не унижать его жалостью, уважать надо!». Истина Сатина призывает не бояться смотреть правде в глаза, бороться за свои права человека. Горький устами своего героя провозглашает: «Правда - бог свободного человека!»

Природа

Как следует относиться к природе?

Что мы приобретаем в общении с природой?

Как деятельность человека влияет на природу?

И.С. Тургенев «Отцы и дети»




Л.Н. Толстой

«Война и мир»


В.Г. Распутин в «Прощание с Матерой»

Мысль о том, что природа - родной дом, дающий успокоение и требующий бережного отношения к себе, находит подтверждение в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети". Главный герой, Евгений Базаров - молодой врач, сторонник практического отношения к природе, утверждал: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, приемлет лишь потребительское отношение к ней. Он не стремится к контакту с ней - когда Базарову было плохо, он «шел в лес и ломал ветки». Она не дарит душевного равновесия. Аркадий же, друг Базарова, напротив, относится к природе со всем присущим молодой душе восхищением. Так, по дороге в родное имение Аркадий видит пейзаж среднерусской полосы. Сначала впечатление негативное: «деревеньки с низкими избенками», «покривившиеся сарайчики», но далее иное: «весна брала свое». Красота природы помогает Аркадию забыть о грустных думах, залечить душевные раны. Таким образом, Тургенев утверждает мысль о необходимости плодотворного и двухстороннего диалога с природой.

Идея о том, что природа может помочь человеку разобраться в себе, дать ответы на многие жизненные вопросы отражена в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Так, встреча с преображенным дубом помогает князю Андрею понять неправильность своих прежних эгоистических целей и осознанию необходимости жить в единении со всем народом: "...чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!"

В.Г. Распутин в произведении «Прощание с Матерой» поднимает экологическую проблему. Автора волнует вопрос: может ли человек управлять природой, например, повернуть русло реки и затопить остров, не нанеся урон окружающему? Писатель приходит к ответу - нет, ничто не проходит бесследно. Те, кто решил построить ГЭС на месте деревни, разрушили жизни, судьбы жителей Матеры, ее флору и фауну, изменили климат, а это безнравственно.

Память

Почему человеку тяжело оставить памятные, дорогие сердцу места?

Почему люди не помнят добра?

Как сохранить память о погибших?

В.Г. Распутин в «Прощание с Матерой»



М. Горький «Старуха Изергиль»


Б. Васильев «А зори здесь тихие»

Проблема памяти поднимается в произведении «Прощание с Матерой». Остров, на котором жили старухи, их дети и внуки, будет затоплен в связи с постройкой ГЭС. Кладбище разорено, сожжено. Многие люди не хотят оставить Матёру, в которой провели всю свою жизнь. Это преимущественно старики, воспринимающие согласие на затопление деревни как измену предкам, похороненным в родной земле. Главная героиня, Дарья Пинигина, белит свою избу, которую через несколько дней предаст огню санитарная бригада и не соглашается, чтобы сын перевёз её в город. Старушка не знает, что будет делать после гибели деревни, боится перемен. « У кого нет памяти, нет жизни»,- говорит она. Гораздо легче переносит прощание с родной землёй молодёжь, думает, что в городе найдёт лучшую жизнь, не ценит родной деревни.

В рассказе «Старуха Изергиль» представлена легенда о Данко. В ней поднимается проблема человеческой неблагодарности. Люди, выведенные Данко из темноты и мрака к солнцу, побежали навстречу новой жизни, позабыв о своем спасителе. И каким жалким и низким кажется «осторожный человек, который, «боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой...

Память о погибших воинах, о всех сложивших головы за нас должна жить не только в нашем сознании, но и в конкретных делах, поступках: в заботе о ветеранах, установлении памятников, мемориальных комплексов и т.д. Об этом писал и Б. Васильев в своем произведении «А зори здесь тихие…». Герой повести, Федот Евграфович Васков, устанавливает плиту в память о погибших девушках-зенитчицах. Он считал своим долгом отметить памятным знаком место гибели своих бойцов. Васков счел необходимым исполнить и последнюю просьбу Осяниной. В память о ней он усыновил ее сына.

Подвиг

Какие люди способны на подвиг?

Какие люди способны на подвиг?

В рассказе «Старуха Изергиль» М. Горький восхищается Данко, который совершает подвиг во имя людей. Ради их спасения он вырывает из груди своё сердце и освещает путь к свободе. Такие люди с «горящими сердцами», умеющие взять ответственность за других на себя, видящие цель своей жизни в служении другим, по мысли Горького, и совершают подвиги, становятся героями.

Родина

Что такое родина?

Что так удерживает людей в родных местах?

Почему людей тянет на родину?

Чем готовы пожертвовать люди ради родины?

В.Г. Распутин в «Прощание с Матерой»

М. Ю. Лермонтов "Мцыри"



Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского

Книга «Прощание с Матерой» говорит о борьбе старой и новой жизни, традиции и современной техники. Живущие на Матере старики понимают, что такое родина. Они связывают это понятие с памятью, совестью, верой. Затопив остров, люди лишают этих стариков корней, связи с прошлым, с домом да и с самой жизнью.

Мысль о том, что нельзя жить без родины, звучит в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Герой, будучи плененным, ребенком оказывается в монастырских стенах, в Грузии. Там прошло его детство, там он готовится стать монахом. Но забыть «родные все места: высокий барский дом / И сад с разрушенной теплицей», - Мцыри не может и не хочет. Там осталось его сердце, оно рвется «вольной птицей» на Кавказ. Герой сбегает из монастыря, чтобы хоть одним глазом взглянуть на родные просторы. И пусть он вновь оказывается в монастыре, но те три дня, которые Мцыри провел на свободе, на Кавказе, стали для него самыми счастливыми.

Для нас, русских людей, Александр Невский прежде всего связан с патриотизмом. Александр Невский конкретными делами своими, служением Руси представлен нашей народной памятью, церковью как Человек Отечества. Он делал все возможное, чтобы оградить Отчизну от вторжения извне, обращался к потомкам со словами: "Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но если кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская земля!"

Совесть

Что происходит с человеком после его сделки с совестью?

Как заглушить муки совести?

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»


Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

М. А. Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» утверждает мысль, что муки совести невозможно заглушить, ибо содеянное нельзя вернуть. Так, после вынесения обвинительного приговора Понтий Пилат мучается от того, что отправил на казнь невинного мечтателя о всеобщем счастье. Эти терзания прокуратор не может заглушить ни убийством Иуды, ни помощью Левию Матвею.

Свидригайлов - герой романа Ф.М. Достоевского - после свершенных преступлений также испытывает муки совести. Он раскаивается в содеянном и пытается исправить положение: устраивает детей Мармеладовых в пансион, оплачивает их пребывание… Но муки совести столь сильны, что его нервы не выдерживают, и он заканчивает жизнь самоубийством. Раскольников с ужасом понимает, что с ним может произойти то же самое, и в конце концов признается в содеянном.

Тоталитаризм

Чем опасен тоталитаризм?

Е.И. Замятин «Мы»




А.И.Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»

Е.И. Замятин в своем романе-антиутопии «Мы» показывает, чем опасен тоталитарный режим: он убивает индивидуальность в человеке, превращает его в «винтик государства». Так, в Едином государстве люди превращены в «нумера», вместо имен у них набор букв и цифр, в квартирах стеклянные стены… Государство пыталось стереть различия между людьми, но это ему не удалось. У каждого человека остались свои желания, мечты, страхи. Так, О-90 мечтала о материнстве, I-330 - о революции, а Д-503 - о полете интеграла. Способность и желание чувствовать, любить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но власти находят выход: у человека при помощи операции удаляют фантазию - последнее, что заставляло его поднимать гордо голову, чувствовать себя разумным и сильным. Все же остается надежда, что человеческое достоинство не умирает при любом режиме. Эту надежду высказывает женщина, которая своей красотой побуждает на борьбу.

А.И.Солженицын в произведении «Архипелаг ГУЛАГ» открыто и смело рассказывает миру о том, как тоталитарное государство перемалывает своими жерновами то, что не хочет подчиняться.

Честь

Что значит честь мундира?

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» противопоставлены два героя: Гринев и Швабрин. Два офицера российской армии ведут себя совершенно по-разному: Гринев следует наставлению отца («Береги честь смолоду») и хранит верность воинской присяге («Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу»,- говорит он Пугачёву, когда тот предлагает ему перейти на свою сторону), Швабрин же с легкостью становится предателем.

Язык, слово

Роль языка в жизни человека, народа.

Проблема бережного отношения к языку.

Проблема экологии языка.

В чем сила слова?

И.С. Тургенев «Русский язык»

А.А. Ахматова «Мужество»


Л.Н. Толстой «Война и мир»



Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского.

И.С. Тургенев в своем стихотворении в прозе «Русский язык» ставит вопрос о назначении русского языка, говорит о его красоте и силе. Родной язык для поэта - это духовая основа человека: «ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

Стихотворение А.А. Ахматовой «Мужество», написанное в 1942 году, поднимало боевой дух народа в годы войны. Как настоящий патриот нашей родины, она писала о любви к родной речи, вселяла уверенность в то, что мы победим, сохраним русскую речь, «великое русское слово», поскольку народ жив, пока жив язык, на котором он говорит. Язык - это главная ценность народа, а потому мы обязаны пронести его через века, передать потомкам, поклясться в том, что мы его «и внукам дадим, и от плена спасем».

В романе «Война и мир» также находит отражение проблема сохранения русского языка. Так, в салоне Анны Павловны Шерер великосветское общество разговаривало на смеси русского и французского, их речь пестрила штампами, которые лишь обедняли русский язык. Как правило, французский врывается в повествование там, где описывается ложь и зло. Князь Ипполит рассказывает «московский анекдот» на скверном русском. Он понимает, что суть русского анекдота можно передать только по-русски. Однако слова Андрея и Пьера, десять лет прожившего за границей, автор приводит лишь на русском, что подчеркивает разницу между ними и гостями салона. Л. Н. Толстой осуждает незнание героями родного языка, их отрыв от русского народа, отсутствие истинного патриотизма к своей стране.

Сила слова показана в «Повести о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». Так, перед битвой со шведами, понимая все преимущество вражеской стороны, Александр Невский укрепил дух дружины своей, говоря: «Не в силе Бог, а в правде». Он воодушевил своих воинов и одержал победу.


© 2010-2022