Проект урока по литературе на тему

Данный урок разработан по программе "Литература. 5 класс. " (к учебнику Меркина Г.С.) с учетом ФГОС. Вид урока: изучение нового материала; обобщение и систематизация знаний, полученных обучающимися ранее (смешанный тип урока).  В уроке использована технология критического мышления (РКМЧП). В конспекте урока определены планируемые результаты: познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные; определена деятельность учителя и ученика на каждом этапе урока. Разработка урока поможет как опы...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектирование урока с планируемыми результатами

№ п/п

Предмет

Литература


Учитель

Федина Ирина Александровна


Класс

5


Учебник

Г.С. Меркин. «Литература 5 класс» 1 часть. М.: Русское слово, 2013 г.


Вид урока

Урок изучения нового материала; обобщение и систематизация знаний, полученных ранее (смешанный тип урока)


Тема урока

Загадки


Используемые Технологии

РКМЧП (технология критического мышления)

Планируемые результаты


Предметные результаты


Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Регулятивные

  1. Поиск и выделение необходимой информации.

  2. Осознан-

ное и произвольное построение речевого высказыва-ния в устной форме.

  1. Свободная ориентация и восприятие текста произведе-ния.

  2. Смысловое чтение.

  1. Учебное сотрудни-чество с учителем и одноклассниками (умение работать в паре; в группе).

  2. Соблюдение правил речевого поведения.

  3. Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

  1. Самоопределение.

  2. Нравственно-этическая ориентация.

  3. Способность к оценке своих действий, поступков.

  1. Целепо-лагание.

  2. Планиро-вание.

  3. Саморегу-ляция.

  4. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще предстоит усвоить.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Этап урока

Этап урока

  1. Стадия «Вызов»

- В далекие-далекие времена, когда еще не было письменности, народ создавал пословицы и поговорки, сказки и загадки, передавая их друг другу из уст в уста, дополняя, изменяя, совершенствуя. Это творчество народа получило свое название. Как оно называется?

- А каким одним словом можно назвать «устное народное творчество»?

-Давайте запишем в тетрадь, что же означает данное слово. Фольклор (от английского folk- народ, lore - мудрость) - искусство народа, художественная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы.

- В начальной школе вы уже встречались с различными жанрами фольклора. Жанр - это вид художественного произведения со своими особыми признаками. Запишите данное определение в тетрадь.

-Так вот жанры, с которыми вы встречались: пестушки, потешки, скороговорки, прибаутки, поговорки. Эти жанры называют малыми формами фольклора. Эти жанры называют малыми формами фольклора. Как вы думаете, почему?

- Верно. Чтобы определить тему нашего урока, прочитайте запись на доске: «Без лица в личине». Как вы думаете, о каком жанре фольклора пойдет речь на нашем уроке?

- Правильно, это загадки. Тема нашего урока «Загадки».

- А эпиграфом урока послужит фраза, которую про загадку сам народ говорил: «Без лица в личине». Надеюсь, что в конце урока вы сможете раскрыть ее глубокий смысл. Это и будет задачей урока.



  1. Стадия «Осмысление»

- Вначале постараемся дать ответ на вопрос «Что такое загадка?» (Используется «Принцип развернутой кооперации»: 1 этап - на чистых листочках каждый ученик записывает свое понимание загадки; 2 этап - обсуждение в паре, выработка единого определения; 3 этап - обсуждение в группе из 4-х человек, выработка единого определения; 4 этап - выступление каждой группы со своим единым определением; выработка единого определения; запись определения в тетрадь. Обязательное условие - на каждом этапе 1-2 минуты).

- Многие из вас, наверное, задавались вопросом о том, как возникла загадка. Загадки возникли в глубокой древности. Например, в древнегреческом мифе злое чудовище Сфинкс (Презентация. Слайд 4.)загадывало всем одну и ту же загадку: «Утром на четырех ногах, в полдень на двух, вечером на трех». Фантастическое существо с головой женщины, телом льва и крыльями грифона поедало всякого, кто не мог разгадать загадку. Лишь одному герою Эдипу это удалось. После этого Сфинкс падает со скалы и разбивается.

- Сможете ли вы победить грозное чудовище? Разгадайте загадку.

- Молодцы! Вы победили Сфинкса.

Предполагается, что загадки возникли вместе с мифами. Вспомните, что такое миф?

- Чтобы защитить от неприятностей, нечистой силы свое жилище, семью, домашний скот, скрыть свои намерения, люди говорили загадками. Это был своеобразный тайный язык, шифровка.

Позднее загадки стали использовать в ритуалах как испытание. Это нашло отражение в сказках. Назовите такие сказки, где герои проходят испытания загадками.

- А для чего загадки служат в наше время? Почему и сейчас мы продолжаем их загадывать?



- Загадки продолжают жить в нашем фольклоре. На уроке объектом нашего исследования будут служить загадки, которые живут в фольклоре русского народа.

- Итак, состязание «Кто быстрее отгадает загадки».

- У нас есть первые отгадавшие. Давайте проверим, все ли загадки отгаданы верно?

- Спасибо вам, ребята. Вы все молодцы! Знаете очень хорошо русские загадки. Предлагаю вам ответить на вопрос «О чем говорится в загадках?» Одним словом, проведем анализ тематики загадок. В таблицу впишите темы загадок, с которыми вы уже поработали.

- Что такое тема?

- Темы загадок помогут нам понять: что для человека было важным в жизни.



- Проверим, что у нас получилось.



- А теперь, ребята, постараемся сделать общий вывод. Какие же темы волновали человека на протяжении многих веков?



- Строение загадок тоже не одинаково. (Презентация. Слайд 6.) На экране вы видите, что загадки имеют различное строение: «Загадки-описания признаков, свойств, действий предметов», «Загадки-противопоставления», «Загадки- вопросы», «Загадки -сравнения». Давайте попробуем загадки из карточки распределить по их строению.



- А еще есть загадки-шутки. Например. «Сидело три вороны. Охотник выстрелил и одну убил. Сколько осталось?

- Правильно. Вывод: для чего нужны различные способы строения загадок?

- А есть еще, ребята, поэтические особенности загадок. В чем же они заключаются? Отличаются ли загадки от других фраз? Попробуем ответить на этот вопрос. (Презентация. Слайд 7.) На экране фразы. Прочитайте их.



- О чем эти фразы?

- Какая фраза является загадкой? Как вы догадались?

- Иносказательный, то есть то же самое, но сказанное по-другому. Давайте запишем определение слова загадка в тетрадь.

III. Стадия «Рефлексия»

- А теперь вернемся к эпиграфу нашего урока «Без лица в личине». Чем отличается лицо от личины?

- Что в этих словах схожего?

- Этот корень обозначает лицо, личность, предмет. Еще в древности люди отметили основной прием, при помощи которого создаются загадки. Это олицетворение, то есть одушевление неживых предметов, придание животным человеческих черт.





- Устное народное творчество.

-Фольклор.

Записывают определение в тетрадь.

(Презентация. Слайд 1.)





Записывают определение. (Презентация. Слайд 2.)



- Наверное, малыми формами их назвали потому, что они небольшие по размеру.



- Загадки!

Делают запись в тетради.



Делают запись в тетради.









Делают запись в тетради. (Презентация. Слайд 3.)







- Это человек. Маленький он ползает на четвереньках. В зрелом возрасте ходит на двух ногах. В старости - с палочкой.

- Мифы - это произведения, созданные фантазией народа, в которых рассказывалось о происхождении мира и человека, а также о деяниях древних богов и героев, обладающих сверхчеловеческой силой.



- «Иван крестьянский сын и Чудо- Юдо», «Дочка-семилетка», «Сказки о царе Берендее» и др.

- Загадки в наши дни - это проверка сметливости, умения образно мыслить.

- Они помогают развивать фантазию, открывают важное и интересное в жизни.



Работа в парах. На каждую парту раздается карточка с загадками и предлагается отгадать загадки на скорость.

Учащиеся проверяют отгадки, выражая согласие или несогласие, доказывая свое мнение.





- Это то, о чем рассказывается в тексте или произведении.

Определение тематики загадок. Работа с таблицей (дидактическое лото). Учащимся раздаются листы с макетами таблицы. В каждом столбце следует написать тему. Загадки расположить по темам.

Проверка осуществляется следующим образом: одна пара учащихся называет 1-ю тему и загадки, относящиеся к этой теме. Остальные проверяют, выражая согласие или несогласие, предлагают свои варианты, доказывая свое мнение. Такая же работа проводится и по другим темам.

- Человека всегда интересовали темы «Явления природы», «Растения», «Животные», «Работа и занятия», «Человек», «Предметы быта». Одним словом, все то, что его окружало. (Презентация. Слайд 5. )





Работа ведется в парах.

Проверка осуществляется следующим образом: одна пара учащихся называет загадки, относящиеся по строению к «Загадке-описанию». Остальные проверяют, выражая согласие или несогласие, предлагают свои варианты, доказывая свое мнение. Такая же работа проводится и по другим способом строения.

- Две.

- Ни одной. Они улетели.

- Различные способы строения загадок делают этот жанр еще более интересным и занимательным. Даже смешным.



- Новая метла по-новому метет.

- Хорошая нужная вещь.

- Скручена, связана, на кол посажена.

-Бытовой предмет для уборки мусора на длинной ножке.

- О метле.

-Третья фраза - это загадка. В загадке используется скрытый смысл.

Запись определения в тетрадь. (Презентация. Слайд 8.)



- Личина - это маска.

- Корень -лиц-.



Запись термина «олицетворение» в тетрадь. (Презентация. Слайд 9.)

Опрос

Опрос

- Сегодня на уроке вы очень много нового узнали о малом народном жанре - загадке.

Расскажите о ней.

-Попробуйте сочинить синквейн (пятистишие) о загадке.



- Вы все сегодня хорошо поработали на уроке. Самые активные получают оценки «отлично»

Обучающиеся рассказывают о жанре загадки, о строении, о тематике загадок, о поэтических особенностях.

- Загадка.

Маленькая, образная.

Олицетворяет, заставляет думать.

Без лица в личине.

Мудрость.

Домашнее задание.

- Дома вы выполните задание из рубрики «Живое слово» на странице 26 нашего учебника. Задание звучит так: придумайте несколько загадок о предметах и явлениях нашей жизни.

При этом я попрошу вас не забывать о строении загадок и поэтических особенностях. На следующем уроке вы их загадаете своим одноклассникам. А они попробуют их отгадать.





Запись домашнего задания в дневник.

(Презентация. Слайд 10.)































Карточка с загадками (только без ответов)

Кто в год по четыре раза переодевается?

(Ответ: земля в разные времена года)

Есть голова, да нет волос.

Есть глаза, да нет бровей.

Есть крылья, да не летает.

(Ответ: рыба)




Два брата всегда в разлуке

Скучают друг о друге.

А как сойдутся вместе -

Сердятся да хмурятся.

(Ответ: брови)

За что нельзя себя укусить?

(Ответ: локоть)


Сидит старушка

В избушке.

Полчаса посидит -

Из дома выбежит,

Покричит,

Да назад убежит

(Ответ: часы с кукушкой)

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

(Ответ: осень)

Прыгает и кланяется, а придет домой - растянется.

(Ответ: топор)




На лесной опушке

Стоят две подружки. Шапочки зеленые, платьишки белые.



(Ответ: березы)

Вырос в поле дом -
полон дом зерном.
Стены позолочены,
ставни заколочены.
И стоит новый дом на столбе золотом.
(Ответ: колос )

За коровами глядит,
А когда на них сердит,
Громко щёлкает кнутом.
Так загадка-то о ком?
(Ответ: пастух.)

Кто два раза родился?



(Ответ: цыпленок)

Я полезу по железу, Вылезу на мост, Потяну быка за хвост. Бык заорет. Весь мир соберет.

(Ответ: звонарь и колокол)



Таблица «Темы» (без ответов)

Тема «……………..»

Тема «……………..»

Тема «……………..»

Тема «……………..»

Тема «……………..»

Тема «……………..»






















































Самостоятельная работа № 2





Проектирование урока

с планируемыми результатами






Работу выполнила:

Федина Ирина Александровна,

учитель русского языка и литературы,

МОУ Черновская СОШ















г. Дмитров

2014 год

© 2010-2022