- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Проект урока по литературе на тему
Проект урока по литературе на тему
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Федина И.А. |
Дата | 22.09.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проектирование урока с планируемыми результатами
№ п/п
Предмет
Литература
Учитель
Федина Ирина Александровна
Класс
5
Учебник
Г.С. Меркин. «Литература 5 класс» 1 часть. М.: Русское слово, 2013 г.
Вид урока
Урок изучения нового материала; обобщение и систематизация знаний, полученных ранее (смешанный тип урока)
Тема урока
Загадки
Используемые Технологии
РКМЧП (технология критического мышления)
Планируемые результаты
Предметные результаты
Познавательные
Коммуникативные
Личностные
Регулятивные
-
Поиск и выделение необходимой информации.
-
Осознан-
ное и произвольное построение речевого высказыва-ния в устной форме.
-
Свободная ориентация и восприятие текста произведе-ния.
-
Смысловое чтение.
-
Учебное сотрудни-чество с учителем и одноклассниками (умение работать в паре; в группе).
-
Соблюдение правил речевого поведения.
-
Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
-
Самоопределение.
-
Нравственно-этическая ориентация.
-
Способность к оценке своих действий, поступков.
-
Целепо-лагание.
-
Планиро-вание.
-
Саморегу-ляция.
-
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще предстоит усвоить.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Этап урока
Этап урока
-
Стадия «Вызов»
- В далекие-далекие времена, когда еще не было письменности, народ создавал пословицы и поговорки, сказки и загадки, передавая их друг другу из уст в уста, дополняя, изменяя, совершенствуя. Это творчество народа получило свое название. Как оно называется?
- А каким одним словом можно назвать «устное народное творчество»?
-Давайте запишем в тетрадь, что же означает данное слово. Фольклор (от английского folk- народ, lore - мудрость) - искусство народа, художественная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы.
- В начальной школе вы уже встречались с различными жанрами фольклора. Жанр - это вид художественного произведения со своими особыми признаками. Запишите данное определение в тетрадь.
-Так вот жанры, с которыми вы встречались: пестушки, потешки, скороговорки, прибаутки, поговорки. Эти жанры называют малыми формами фольклора. Эти жанры называют малыми формами фольклора. Как вы думаете, почему?
- Верно. Чтобы определить тему нашего урока, прочитайте запись на доске: «Без лица в личине». Как вы думаете, о каком жанре фольклора пойдет речь на нашем уроке?
- Правильно, это загадки. Тема нашего урока «Загадки».
- А эпиграфом урока послужит фраза, которую про загадку сам народ говорил: «Без лица в личине». Надеюсь, что в конце урока вы сможете раскрыть ее глубокий смысл. Это и будет задачей урока.
-
Стадия «Осмысление»
- Вначале постараемся дать ответ на вопрос «Что такое загадка?» (Используется «Принцип развернутой кооперации»: 1 этап - на чистых листочках каждый ученик записывает свое понимание загадки; 2 этап - обсуждение в паре, выработка единого определения; 3 этап - обсуждение в группе из 4-х человек, выработка единого определения; 4 этап - выступление каждой группы со своим единым определением; выработка единого определения; запись определения в тетрадь. Обязательное условие - на каждом этапе 1-2 минуты).
- Многие из вас, наверное, задавались вопросом о том, как возникла загадка. Загадки возникли в глубокой древности. Например, в древнегреческом мифе злое чудовище Сфинкс (Презентация. Слайд 4.)загадывало всем одну и ту же загадку: «Утром на четырех ногах, в полдень на двух, вечером на трех». Фантастическое существо с головой женщины, телом льва и крыльями грифона поедало всякого, кто не мог разгадать загадку. Лишь одному герою Эдипу это удалось. После этого Сфинкс падает со скалы и разбивается.
- Сможете ли вы победить грозное чудовище? Разгадайте загадку.
- Молодцы! Вы победили Сфинкса.
Предполагается, что загадки возникли вместе с мифами. Вспомните, что такое миф?
- Чтобы защитить от неприятностей, нечистой силы свое жилище, семью, домашний скот, скрыть свои намерения, люди говорили загадками. Это был своеобразный тайный язык, шифровка.
Позднее загадки стали использовать в ритуалах как испытание. Это нашло отражение в сказках. Назовите такие сказки, где герои проходят испытания загадками.
- А для чего загадки служат в наше время? Почему и сейчас мы продолжаем их загадывать?
- Загадки продолжают жить в нашем фольклоре. На уроке объектом нашего исследования будут служить загадки, которые живут в фольклоре русского народа.
- Итак, состязание «Кто быстрее отгадает загадки».
- У нас есть первые отгадавшие. Давайте проверим, все ли загадки отгаданы верно?
- Спасибо вам, ребята. Вы все молодцы! Знаете очень хорошо русские загадки. Предлагаю вам ответить на вопрос «О чем говорится в загадках?» Одним словом, проведем анализ тематики загадок. В таблицу впишите темы загадок, с которыми вы уже поработали.
- Что такое тема?
- Темы загадок помогут нам понять: что для человека было важным в жизни.
- Проверим, что у нас получилось.
- А теперь, ребята, постараемся сделать общий вывод. Какие же темы волновали человека на протяжении многих веков?
- Строение загадок тоже не одинаково. (Презентация. Слайд 6.) На экране вы видите, что загадки имеют различное строение: «Загадки-описания признаков, свойств, действий предметов», «Загадки-противопоставления», «Загадки- вопросы», «Загадки -сравнения». Давайте попробуем загадки из карточки распределить по их строению.
- А еще есть загадки-шутки. Например. «Сидело три вороны. Охотник выстрелил и одну убил. Сколько осталось?
- Правильно. Вывод: для чего нужны различные способы строения загадок?
- А есть еще, ребята, поэтические особенности загадок. В чем же они заключаются? Отличаются ли загадки от других фраз? Попробуем ответить на этот вопрос. (Презентация. Слайд 7.) На экране фразы. Прочитайте их.
- О чем эти фразы?
- Какая фраза является загадкой? Как вы догадались?
- Иносказательный, то есть то же самое, но сказанное по-другому. Давайте запишем определение слова загадка в тетрадь.
III. Стадия «Рефлексия»
- А теперь вернемся к эпиграфу нашего урока «Без лица в личине». Чем отличается лицо от личины?
- Что в этих словах схожего?
- Этот корень обозначает лицо, личность, предмет. Еще в древности люди отметили основной прием, при помощи которого создаются загадки. Это олицетворение, то есть одушевление неживых предметов, придание животным человеческих черт.
- Устное народное творчество.
-Фольклор.
Записывают определение в тетрадь.
(Презентация. Слайд 1.)
Записывают определение. (Презентация. Слайд 2.)
- Наверное, малыми формами их назвали потому, что они небольшие по размеру.
- Загадки!
Делают запись в тетради.
Делают запись в тетради.
Делают запись в тетради. (Презентация. Слайд 3.)
- Это человек. Маленький он ползает на четвереньках. В зрелом возрасте ходит на двух ногах. В старости - с палочкой.
- Мифы - это произведения, созданные фантазией народа, в которых рассказывалось о происхождении мира и человека, а также о деяниях древних богов и героев, обладающих сверхчеловеческой силой.
- «Иван крестьянский сын и Чудо- Юдо», «Дочка-семилетка», «Сказки о царе Берендее» и др.
- Загадки в наши дни - это проверка сметливости, умения образно мыслить.
- Они помогают развивать фантазию, открывают важное и интересное в жизни.
Работа в парах. На каждую парту раздается карточка с загадками и предлагается отгадать загадки на скорость.
Учащиеся проверяют отгадки, выражая согласие или несогласие, доказывая свое мнение.
- Это то, о чем рассказывается в тексте или произведении.
Определение тематики загадок. Работа с таблицей (дидактическое лото). Учащимся раздаются листы с макетами таблицы. В каждом столбце следует написать тему. Загадки расположить по темам.
Проверка осуществляется следующим образом: одна пара учащихся называет 1-ю тему и загадки, относящиеся к этой теме. Остальные проверяют, выражая согласие или несогласие, предлагают свои варианты, доказывая свое мнение. Такая же работа проводится и по другим темам.
- Человека всегда интересовали темы «Явления природы», «Растения», «Животные», «Работа и занятия», «Человек», «Предметы быта». Одним словом, все то, что его окружало. (Презентация. Слайд 5. )
Работа ведется в парах.
Проверка осуществляется следующим образом: одна пара учащихся называет загадки, относящиеся по строению к «Загадке-описанию». Остальные проверяют, выражая согласие или несогласие, предлагают свои варианты, доказывая свое мнение. Такая же работа проводится и по другим способом строения.
- Две.
- Ни одной. Они улетели.
- Различные способы строения загадок делают этот жанр еще более интересным и занимательным. Даже смешным.
- Новая метла по-новому метет.
- Хорошая нужная вещь.
- Скручена, связана, на кол посажена.
-Бытовой предмет для уборки мусора на длинной ножке.
- О метле.
-Третья фраза - это загадка. В загадке используется скрытый смысл.
Запись определения в тетрадь. (Презентация. Слайд 8.)
- Личина - это маска.
- Корень -лиц-.
Запись термина «олицетворение» в тетрадь. (Презентация. Слайд 9.)
Опрос
Опрос
- Сегодня на уроке вы очень много нового узнали о малом народном жанре - загадке.
Расскажите о ней.
-Попробуйте сочинить синквейн (пятистишие) о загадке.
- Вы все сегодня хорошо поработали на уроке. Самые активные получают оценки «отлично»
Обучающиеся рассказывают о жанре загадки, о строении, о тематике загадок, о поэтических особенностях.
- Загадка.
Маленькая, образная.
Олицетворяет, заставляет думать.
Без лица в личине.
Мудрость.
Домашнее задание.
- Дома вы выполните задание из рубрики «Живое слово» на странице 26 нашего учебника. Задание звучит так: придумайте несколько загадок о предметах и явлениях нашей жизни.
При этом я попрошу вас не забывать о строении загадок и поэтических особенностях. На следующем уроке вы их загадаете своим одноклассникам. А они попробуют их отгадать.
Запись домашнего задания в дневник.
(Презентация. Слайд 10.)
Карточка с загадками (только без ответов)
Кто в год по четыре раза переодевается?
(Ответ: земля в разные времена года)
Есть голова, да нет волос.
Есть глаза, да нет бровей.
Есть крылья, да не летает.
(Ответ: рыба)
Два брата всегда в разлуке
Скучают друг о друге.
А как сойдутся вместе -
Сердятся да хмурятся.
(Ответ: брови)
За что нельзя себя укусить?
(Ответ: локоть)
Сидит старушка
В избушке.
Полчаса посидит -
Из дома выбежит,
Покричит,
Да назад убежит
(Ответ: часы с кукушкой)
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
(Ответ: осень)
Прыгает и кланяется, а придет домой - растянется.
(Ответ: топор)
На лесной опушке
Стоят две подружки. Шапочки зеленые, платьишки белые.
(Ответ: березы)
Вырос в поле дом -
полон дом зерном.
Стены позолочены,
ставни заколочены.
И стоит новый дом на столбе золотом.
(Ответ: колос )
За коровами глядит,
А когда на них сердит,
Громко щёлкает кнутом.
Так загадка-то о ком?
(Ответ: пастух.)
Кто два раза родился?
(Ответ: цыпленок)
Я полезу по железу, Вылезу на мост, Потяну быка за хвост. Бык заорет. Весь мир соберет.
(Ответ: звонарь и колокол)
Таблица «Темы» (без ответов)
Тема «……………..»
Тема «……………..»
Тема «……………..»
Тема «……………..»
Тема «……………..»
Тема «……………..»
Самостоятельная работа № 2
Проектирование урока
с планируемыми результатами
Работу выполнила:
Федина Ирина Александровна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ Черновская СОШ
г. Дмитров
2014 год