Рабочая программа по литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Тюменцевская средняя общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края

ПРИНЯТА:

Педагогическим советом школы

Протокол №1 от 31.08.2015г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы______Т.Ф.Калужина

Приказ № _______ от _________2015г.

Рабочая программа

по учебному предмету

__литература

_______9________ класс


на 2015-2016учебный год

Программа составлена на основе авторской под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2008










Составитель: учительНещетина И.Н._

квалификационная категория первая
















Тюменцево 2015 г.






Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Основной образовательной программы и Учебного плана МБОУ Тюменцевской СОШ на 2013-2014 учебный год с учетом Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Положения о рабочей программе в ОУ, Положения о промежуточной и итоговой аттестации в ОУ, Федерального перечня учебников по предмету «Литература», программы по литературепод редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2008.


Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших определеныконцентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Актуальность преподавания учебного предмета. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Изучение литературы в основной школе направлено на решение следующих задач:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Специфика предмета. Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося

Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные приёмы работ по развитию устной и письменной речи: составление планов; краткие и подробные пересказы текста; устные и письменные сочинения-характеристики героев; анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений; развитие художественной фантазии у детей; прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях; придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

Используются методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция); практические (упражнения с различными заданиями); наглядные (таблицы, схемы, портреты, картины, слайды на мультимедийном оборудовании); контроль и самоконтроль (устный и письменный опрос, проверочная, контрольная работа, различные виды проверок, тестирование).

  • Применяются следующие формы организации учебного процесса:: индивидуальная, фронтальная, групповая, нестандартная (соревнования, путешествия, учебно-познавательная игра, презентация).

Применяются такие педагогические технологии как традиционное, развивающее, игровое, проблемное обучение, а также информационно-коммуникационная технология.

  • Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • - осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение;

  • - различные виды пересказа;

  • - заучивание наизусть стихотворных текстов;

  • - определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

  • - анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

  • - выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

  • - самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей;

  • - участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных

Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный

Формы контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть.Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи.Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов

- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.

  • Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка

Критерии отметки

«5» - отлично

ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

«4» - хорошо

ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

«3» - удовлетворительно

оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

«2» - плохо

ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

«1» - очень плохо

оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.

2.Оценка сочинений.

Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Критерии оценивания:

Содержание

Речевое оформление

Грамотность

соответствие содержания работы заявленной теме;

полнота раскрытия темы; наличие фактических ошибок;

последовательность изложения

разнообразие лексики и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов

Число допущенных ошибок: орфографических;

пунктуационных; грамматических

Ошибки и недочеты в сочинениях

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:

- повторение одного и того же слова;

- однообразие словарных конструкций;

- неудачный порядок слов;

- различного рода стилевые смешения.

Ошибки в содержании сочинений

Ошибки в содержании сочинения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Фактические ошибки

искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

Логические ошибки

-нарушение последовательности в высказывании;

-отсутствие связи между частями сочинения и между предложениями;

-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

-раздробление одной микротемы другой микротемой;

-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;

-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.

Кречевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

  • употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;

  • неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

  • нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;

  • употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;

  • пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

  • стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

  • неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;

  • неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместоотец) одного из малышей;

  • смешение лексики разных исторических эпох;

  • употребление штампов.

Речевые ошибки в построении текста:

  • бедность и однообразие синтаксических конструкций;

  • нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;

  • стилистически неоправданное повторение слов;

  • неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;

  • неудачный порядок слов.

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок

  • Словообразовательные,состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство,публицизми т.п.). Такие
    ошибки нельзя воспринимать как орфографические.

  • Морфологические,связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихнийулыбающий ребенок; ложит и т.д.)

  • Синтаксические

а) Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

б) ошибки в структуре простого предложения:

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;

- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;

- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;

- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;

- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;

- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.

в) ошибки в структуре сложного предложения:

- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;

- отрыв придаточного от определяемого слова, например:Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5» - отлично

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4» - хорошо

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3» - удовлетворительно

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2» - плохо

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

«1» - очень плохо

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических ошибок.

  3. Нет последовательности изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  4. Нет стилевого единства текста.

В целом в работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов

Допускаются: более 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или более 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также более 7 грамматических ошибок.

Примечания:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Первая оценка не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по русскому языку критерии оценок следующие:

Отметка

Критерии отметки

«5» -отлично

90 - 100 %;

«4» - хорошо

78 - 89 %;

«3» - удовлетворительно

60 - 77 %;

«2» - плохо

менее 59 %.

«1» - очень плохо

менее 49 %

Выведение итоговой оценки

Итоговая оценка выставляется в конце каждой четверти и в конце учебного года. Она выводится с учетом результатов устной и письменной проверок знания текста, умения выразительно читать лирические произведения наизусть, степени усвоения литературных терминов и овладения умениями связно излагать мысли в устной и письменной форме. При выведении итоговых оценок имеет значимость оценка письменных работ. Итоговая оценка должна отражать фактическую подготовку ученика, а не выводиться как средняя оценка из всех.

Результаты обучения

Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

Устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) - небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

Развёрнутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое.характеристика героя или героев (в том числе сравнительная, групповая).

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актёрское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).Свободное владение монологической и диалогической речью в объёме изучаемых в данном классе произведений (в процессе беседы, интервью. сообщений, докладов...)

Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имён...), каталогов.

Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объёма в соответствии с чтением и изучением литературы в данном классе.

Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого отзыва на самостоятельно почитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

Создание плана будущего сочинения, доклада (простого или сложного).

Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения...)

Свободное владение письменной речью в объёме кура литературы, изучаемого школьниками в данном классе.

Результаты обучения

  • Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

  • Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.

  • Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, составлять планы и тезисы статей на литературные темы, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.


Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

  • авторов и содержание изученных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

уметь:

  • прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;

  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;

  • анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;

  • оценивать проблематику современной литературы;

  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

  • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

  • находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;

  • выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

  • Программа 9 класса рассчитана на34 недели ,на102 часа (3 часа в неделю), из них на развитие речи - 11 часов, на контроль усвоения знаний - 4 часа, резерв - 3 часа.

Учебно - тематический план


№ урока

Наименование раздела программы,

тем уроков , количество

часов на раздел, тему

элементы содержания урока




планируемые результаты урока

(по ФГОС прописываются УДД)

1

Введение.

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

Выявление уровня литературного развития учащихся

Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.

Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание.

2

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров


История открытия «Слова…», жанры древнерусской литературы

Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.

Уметь характеризовать данный период развития литературы.

Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра.

3

Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения

Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения

художественное своеобразие «Слова»

Знать:жанр и композицию произведения, художественное своеобразие «Слова», связи его с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве.

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.

Знать: нравственно-патриотическую идею «Слова».

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения, выразительно читать текст.

4

Классицизм в русском и мировом искусстве. Характеристика русской литературы ХVIII века

основные черты классицизма как литературного направления. Особенности русского классицизма

Знатьосновные черты классицизма как литературного направления.

Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции

5

М.В.Ломоносов - ученый, поэт, реформатор русского литературного языка

Сведение об авторе, система стихосложения

Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств..

6

М.В.Ломоносов. Ода «На день восшествия…».Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях Жанр оды.

Понятие оды, метафористический язык

Знать содержание оды, его особенность и форму.

Умение назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины. Мира, жизни и просвещения в оде.

7

Г.Р.Державин: Слово о поэте- философе.. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»).

Сведения об авторе, максимализм, категоричность

Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции.

8

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»).

Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р.Державина.1

Знать, какую роль отводит пэту и поэзии.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст.

9

А.Н.Радищев. Слово о писателе. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «СпасскаяПолесть»),

Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения.

черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, просветительские взгляды Радищева.

1

Знатьвзгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.
Уметьформулировать идею, проблематику изучаемого произведения, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

10

А.Н.Радищев. (Глава «Любани»). Обличительный пафос произведения.

Изображение российской действительности1

Знать черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, идею прлоизведения

Уметь сжато пересказывать текст с сохранением его художественных особенностей.

11

Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Сентиментализм как литературное направление.


Сведения об авторе, понятие сентиментализма

Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма.

Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем.

12

Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.


Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека

Знать содержание произведения.

Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств , выявлять авторскую позицию.

13

РР. Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя».


14

Общая характеристика развития русской литературы. Понятие о романтизме и реализме.

Золотой век русской литературы (обзор)

Общая характеристика развития русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы. Поэзия. Проза и драматургия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература

Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.

Уметь давать развернутый ответ на вопрос.

15

Романтическая лирика В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве.


Сведения об авторе.Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения

Знать основные черты романтизма как литературного направления

теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой.
Уметь выразительно читать стихотворение.анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

16

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)

Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы

Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.

Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение.

17

А.С.Грибоедов Жизнь и творчество драматурга.

факты жизни и творчества А.С.Грибоедова, история создания комедии «Горе от ума».

Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова.
Уметь создавать хронологическую канву прочитанного.

18

«Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии. Анализ 1 действия комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».

Развитие конфликта в комедии «Горе от ума»

литературоведческие понятия (комедия, конфликт, интрига, сюжет, композиция)

значение понятий (экспозиция, завязка), имена внесценических персонажей, их роль в развитии конфликта.

Знать особенности комедии как жанра,
теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка,
конфликт.
Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.

Знатьпонятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую.

19-20

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

понятия: кульминация, конфликт, внесценические персонажи.

Знатьпонятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.

Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким, выявлять авторскую позицию.

21-22

Чацкий в системе образов персонажей. Смысл названия комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей

.

Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.

Уметьдавать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты

23

Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии.

Обучение анализу эпизода драматического произведения

Уметь анализировать отдельный эпизод

24

РРИ.А.Гончаров «Мильон терзаний».

Работа с критической литературой

Знатьосновные положения статьи.

Уметьдавать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» и из заметок А.С. Пушкина о Чацком.

25

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина

основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, значение Пушкина для русской культуры.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления

Знать адресаты пушкинской дружеской лирики, историю создания стихотворений.

26

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы служения Родине.

Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина

понятия: мотив, лирика, лирический герой, этапы творческого пути Пушкина, жанровое своеобразие стихотворений; какое воплощение в стихах Пушкина нашла тема свободы.

Знать философские и христианские мотивы в лирике поэта.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразитель-но-выразительных средств.

Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения.
Уметьанализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

27

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С.Пушкина

Адресаты любовной лирики поэта, образно-стилистическое богатство любовной лирики Пушкина.

Знать адресатов любовной лирики.

Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики.

Уметь выразительно читать ст-ия, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы.

28

Тема поэта и поэзии ( «Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения

философские мотивы в лирике Пушкина, его философские раздумья о смысле жизни и мире, о роли поэта и поэзии; особенности эпохи.

Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

29

Контрольная работа по романтической лирикеначала 19 века.

Урок контроля

Знать содержание произведений.

Уметь находить объяснение фактам, выбирать ответ, давать ответ на вопрос

30

«Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка.

признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, время и место создания произведения, жизненные впечатления, которые легли в основу поэмы


Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности.

Уметь комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику.

31

«Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа

Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы.

Уметь выделять смысловые части текста

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях.

Уметь давать характеристику литературному герою.

32

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

33

Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна - нравственный идеал Пушкина

авторское отношение к Татьяне, Ольге, оценка образа Татьяны В.Г.Белинским.

Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским.

Уметь давать характеристику героя произведения

34

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

нравственно-философская проблематика романа; смысл финала, смысл сопоставления героев.

Знать текст художественного произведения.

Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения

35

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

образ автора и героя

Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию.

Уметь различать образ автора и героя

36

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни».

«Евгений Онегин» как энциклопедии русской жизни; реализм романа.

Знать содержание статьи В. Г. Белинского

37

РР. Пушкинский роман в зеркале критики: В. Г. Белинский Д. И. Писарев и др.

мнениях о пушкинском романе, текст и художественные особенности романа, его нравственно-философская проблематика.

Знать содержание статьи В. Г. Белинского

Уметь составлять конспект, отбирать материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка..

38

«Моцарт и Сольери» - проблема «гения и злодейства»

Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции и сфере творчества

Знать содержание трагедии, уметь определять основную проблему: талант, труд. Вдохновение

Уметь писать рассуждать по поднятым в произведении проблема.

39

Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество.

Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова.

основные факты биографии Лермонтова, основные мотивы его лирики.

Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметь находить их в тексте

40

Образ поэта - пророка в творчестве М,Ю. Лермонтова.

тексты стихотворений, их художественные особенности, история создания и библейскаяоснова стихотворения «Пророк».

Знать основные мотивы лирики поэта.

Уметь анализировать стихотворения по вопросам.

41

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним.

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»

Знать адресатов любовной лирики.

Уметьанализировать текст на лексическом уровне

42

Эпоха безвременья в лирике поэта.

время создания стихотворений, их художественное своеобразие и жанровые особенности.

Знать основные признаки эпохи.

Уметь выделять смысловые части текста

43

М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.

Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман.

теоретические понятия: роман, психологический роман, проблематика и особенности композиции романа.

Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа.

Уметьхарактеризовать особенности сюжета и композиции

44

Печорин как представитель «портрета поколения».

Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

Знать текст повести «Бэла».

Уметьсопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей

45-46

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

содержание произведения, понятие «двойник».

Знать содержание«Журнала Печорина».

Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов.

47

Печорин в системе мужских образов романа, дружба в жизни Печорина.

Печорин в системе мужских образов романа, дружба в жизни Печорина

48

Печорин в системе женских образов романа

Любовь в жизни Печорина

49

Споры о романтизме и реализме романа. Роман воценке В.Г.Белинского

художественное своеобразие романа, его значение в истории русской литературы. Роман в оценке В.Г.Белинского

Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа «Герой нашего времени» В.Г.Белинским

Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе, сопоставлять их.

50

Контрольная работа

по лирике М.Ю Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

текст произведения, его особенности

тестовые задания: уровни А, В, С

51

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород».

Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия.

основные факты жизненного и творческого пути, история создания поэмы, первоначальный замысел Гоголя и его дальнейшая эволюция

«Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы

Знать страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя

Уметь выделять главное.

Знатьисторию создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие.

Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох.

52-53

Система образов поэмы «Мёртвые души». Обучение анализу эпизода

54

Образ города в поэме

55

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора.

путь Чичикова - нового героя эпохи. Особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности.

Знатьсодержание поэмы, представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков.

Уметьанализировать эпизод, характеризовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора.

56-57

РР «Мёртвые души» - поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению.

Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В.Г.Белинского.

Знать текст произведения, лирические отступления в нем, понятииечичиковщина

Пониматьроль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведо.

58-59

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок».

Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев. Комедия как жанр драматургии.

основные факты жизненного и творческого пути драматурга, текст пьесы; значение Островского для русского театра.

Знать творческую биографию писателя, содержание произведения.

Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь характеризовать героев.

60-61

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».

Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира.

основные факты жизни Достоевского.

Черты внутреннего мира «петербургского мечтателя».

Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства

Уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему.

62

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи»

Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского

63

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести.

основные факты жизни и творчества писателя, содержание трилогии; особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя.

Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения, о трех периодах жизни человека в трилогии

Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления.

64-65

А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска», «Смерть чиновника».

особенности художественной манеры писателя, идейный смысл и проблематика рассказа «Смерть чиновника».

Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека»..

66

РР Подготовка к сочинению - ответу на проблемный вопрос «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века? ( На примере одного-двух произведений).

особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова)».

Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы.

Уметь создавать письменное сочинение

67

Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

Многообразие жанров, эмоциональное богатство.

Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений

Знать представителей русской поэзии второй половины ХIХ века: Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

Уметь анализировать поэтические произведения

68

Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений.

основные исторические события, разнообразие жанров как отличительную черту русской литературы 20 века.

Знать особенности русской литературы ХХ века.

Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений.

69

И.А.Бунин. Слово о писателе.

«Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

основные факты жизни и творчества Бунина; история любви Надежды и Николая Алексеевича в произведении «Темные аллеи»;

Знать о жизни и творчестве писателя, рассказ «Тёмные аллеи».

Уметь анализировать произведение

70

Мастерство Бунина в рассказе «Тёмные аллеи»

-71

М.А.Булгаков. Слово о писателе.

«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов.

основные факты биографии Булгакова. История создания и судьба повести. Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров Смысл названия.

Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя. Знать содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины.

Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа. Уметь определять нравственную проблематику повести

72

Поэтика повести М. А.Булгакова «Собачье сердце»

Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести

73

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».

Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины.

реализм в русской литературе, реалистическую типизация. Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя

Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека» художественные особенности рассказа

Уметь характеризовать образ главного героя

74

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека».

Композиция рассказа автор и рассказчик сказовая манера повествования

75

А.И.Солженицын. Слово о писателе.

«Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.

основные события жизни писателя, история создания рассказа, определение понятия «притча».

Знать автобиографическую основу рассказа «Матренин двор».

Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа

76

Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы.

Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе

Знать текст произведения, понятие «праведничество», уметь объяснять смысл праведничества в рассказе, поднятые писателем проблемы.

77

РР Контрольная работа Сочинение по произведениям (1-2, на выбор) второй половины ХIХ и ХХ века.

материал по произведениям второй половины 19 и 20 века.

Знать основные факты из жизни и творчества писателя. Знать проблематику и идейное содержание произведения

78

Русская поэзия Серебряного века.

Русская поэзия Серебряного века

Знать содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале

Уметь конспектировать лекцию

79

А.А.Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта.

Трагедия лирического героя в «страшном мире».

Своеобразие лирических интонации.

основные факты творческого пути Блока, особенности его художественного метода. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта



Знать основные факты биографии поэта.

Уметь выразительно читать наизусть стихотворения А.Блока

Знать особенности трагедии лирического героя в «страшном мире»., своеобразие лирических интонаций.

80

С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины.

Размышления о жизни, природе,человеке.

основные факты творческого пути Есенина, особенности его художественного метода.

Знатьосновные события творческой биографии поэта, его программные произведения.

Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы

81

Размышления о жизни любви природе в лирике Есенина

Народно - песенная основа лирики Есенина

Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы

82-83

В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.

Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта.

основные факты творческого пути Маяковского, особенности его художественного метода. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта

Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации.

Уметь выразительно читать стихотворения Маяковского.

84-85

М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти.

Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство.

основные факты творческого пути Цветаевой, особенности ее художественного метода.

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

86

Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта.

Тема гармонии с природой, любви и смерти.

основные факты творческого пути Заболоцкого, особенности его художественного метода

Знать факты биографии поэта.тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

87

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.

основные факты творческого пути Ахматовой, особенности ее художественного метода.

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике,

отношение к поэту и поэзии.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

88

Стихи Ахматовой о поэте и поэзии

Особенности поэтики

89

Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность.

основные факты творческого пути Пастернака, особенности его художественного метода.

Знать факты биографии поэта.тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

90

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта.

«Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины.

Знать основные факты творческого пути Твардовского, особенности его художественного метода.

Знать факты биографии поэта.тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта.

Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения.

91

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом»

Проблемы и интонации стихов о войне

92-93

Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков


94

РР Контрольная работа по русской лирике ХХ века. Тема Родины. Подготовка к домашнему сочинению.

материал по русской лирике 20 века.

Уметь анализировать произведение русской лирики ХХ века.

95

Античная лирика.

Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта.

Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги.«Я воздвиг памятник…»

особенности взгляда римлян на человека, сложность эпохи и реакция поэта на время; содержание и идейный смысл оды Горация

Знать понятие античная лирика, особенности взгляда римлян на человека и эпоху.

Уметь Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

96

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты).

Множественность смыслов и её философский характер.

Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер

Иметь представление о творчестве Данте, о героях произведения и знать содержание 1-3 песен «Ада».

Уметь выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер.

97-98

У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Гуманизм общечеловеческое значение героев.

(Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви.

Гамлет как вечный образ мировой литературы.)

основные факты жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет»; «вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Гуманизм эпохи Возрождения.

Знать основные факты из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии.

Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения

99-100

И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии.

(Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни.

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы).

основные факты из жизни Гете, творческая история трагедии, содержание фрагментов. Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия.

Знать основные факты из жизни Гете, содержание отдельных сцен.

Уметь раскрывать

мотивы поступков героев

101-102

Итоговые занятия по курсу 9 класса.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

материал курса литературы за 9 класс.

Ответы на вопросы (по уровням)

Литература

Учебное и учебно-методическое обеспечение

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:

Просвещение, 2008.

2.Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

3.Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.

4. Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2006.

5.Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.

6. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2012.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. school- HYPERLINK "school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8"collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей it-n.ru/

3. rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1 HYPERLINK "rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page"& HYPERLINK "rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page"Page

4.openclass.ru/






Лист внесения изменений и дополнений

п/п

Дата

Характер изменений

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника, внесшего изменения






























© 2010-2022