Свет в пьесе М. Горького На дне

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Минеева Ольга Сергеевна,учитель русского языка и литературы I кв.категории

г. Дзержинск Нижегородской обл.

2016

Тема урока: Свет в пьесе М.Горького «На дне».

«Моя задача - пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том , что он в жизни самое лучшее, самое святое и что кроме него - нет ничего достойного внимания. Мир - плод его творчества, бог - частица его разума и сердца» (М.Горький).



Цель урока:

1.Обобщение знаний об авторе и пьесе;

формирование понимания связи исторической обстановки и произведения,

понимания влияния философских идей на произведение литературы;

2.Развитие навыков монологической речи и публичного выступления;

развитие навыков самостоятельного добывания информации, навыков анализа, развитие умения использовать элементы режессуры.

3.Формирование гуманного отношения к человеку, независимо от его социального положения, воспитание чувства человеческого достоинства, формирование стремления самому отвечать за свои поступки и судьбу, стремления вырабатывать свою точку зрения на мир, на человека, на его место в жизни.

Урок - семинар.

Основные вопросы. (Сообщаются заранее)

Какова история создания пьесы?

Как повлияли идеи социал- демократов на творчество Горького?

Горький и Ницше.

Как характеризуются герои ранних рассказов Горького? («Старуха Изергиль»)

Отношение Горького к революции.

Какова главная идея пьесы?

Какую роль играют ночлежники в раскрытии идеи?

Чем выделяется Лука?

Какова роль Сатина?

Ваше мнение о героях и о происходящем в пьесе.

Какова связь пьесы с нашим временем?

Ход урока: I.Оргмомент.

Сообщение темы и цели.

II. Новое.

I.Вступление.

Учитель.

Чтение эпиграфа.

О каком человеке говорится в эпиграфе? - О свободном ,гордом , с чувством собственного достоинства человеке. Мы называем таких людей «светлыми».

Во все времена человек стремился к познанию своего «Я», цели и смысла жизни. Вечные проблемы человеческого бытия пытались разрешить Пушкин и Гоголь, Толстой и Достоевский. М. Горький не стал исключением, но у него сложилось свое понимание человека и его жизненного предназначения, отличающееся от философских концепций его предшественников. Уже в 90-е годы19 века - начале 20века в произведениях Горького появляются исключительные личности - Данко, Ларра…А в 1902 году писатель представил публике пьесу,в центре которой тоже человек, но какой? - маргинал, по определению самого Горького. Почему такой контраст?

II.Основная часть.

В 90-е годы и в начале 20 века Горький был увлечён идеями социал- демократов и философией Ницше.

Какова суть этих идей?

Ученик.

Социал-демократы декларировали цель построения справедливого общества. При этом они исходили из тезиса о том, что, ликвидировав эксплуатацию человека человеком, необходимо оставить в неприкосновенности основные либерально-демократические институты и свободы. Суть современного социал-демократизма вообще и демократического социализма в частности наиболее емко и лаконично выражена в Годесбергской программе, в которой в качестве "основных целей социалистического стремления" провозглашены свобода, справедливость , солидарность и коллективизм.

Учитель

Идеология коллективизма социал-демократаии противопоставлена идеологии индивида так, как главное противопоставляется второстепенному. Но человек, прежде всего, ощущает свое Я, а только затем, взвесив ценность своего Я на нравственных весах своих общественных ценностей, может жертвовать своим Эго во имя общественных интересов. Вот что мы встречаем у Ницше.

В своих работах Ницше пытался открыть новое состояние человеческого духа - Сверхчеловека. Кто же он "Сверхчеловек" Ницше?

Ученик.

  1. Это личность, которая руководит собственным опытом, создает собственную судьбу.

  2. Это "аристократ" духа.
    Человек толпы никогда не станет сверхчеловеком. "Жизнь - это источник наслаждения, но там, где пьет толпа, все источники отравлены". По сути, в его философии завершается логическое оформление идей европейского гуманизма: дерзновение человека устроиться на земле без Бога или стать равным Ему, провозглашение безграничности его возможностей.

  3. Он не зависит от Бога, от общественных и исторических ограничений.

  4. Главная ценность - "благородное", то, что стоит "по ту сторону добра и зла".
    Ницше протестует против инстинктов жизни обывателя. Рождение его сверхчеловека должно идти радостно, эстетично и героически, но… и вне морали. Он должен преодолеть все мелочное и презренное, совершить прорыв к вершине человеческого духа. И это восхождение есть путь "навстречу своему высшему страданию и своей высшей надежде".

  5. Жизнь - постоянная борьба. Надо свободно идти навстречу жизни и мужественно заглянуть в лицо смерти.

  6. Цель жизни - в творческом труде, созидании, поиске истины, в преодолении самого себя. Но на это способны не все, а лишь те, кто наделен «волей к мощи».

Учитель.

Под влиянием Ницше Горький создаёт галерею образов необыкновенных людей. Герои его романтических рассказов - исключительные люди, с солнцем в крови. Люди, способные противостоять большинству, не желающие знать ничего о подлинном предназначеньи человека. Они горды, свободны и чаще всего красивы. Та мораль, по которой живёт серая людская масса, не для них, она их ограничивает, загоняет этих сверхлюдей в рамки обыденности и обыкновенности.

Романтика ранних рассказов Горького не уводит от жизни, а зовёт к действию. Данко, старуха Изергиль, Ларра - герои активные, способные подняться над остальным миром. Им противопоставлены люди, которые пытаются смириться. Мир произведений разграничен на свет и тьму. После Ларры остаётся тьма, после Данко - искры.

Как характеризуются герои ранних рассказов Горького?

Ученик.

Герои одиноки. Они находят себе равное начало в общении со стихией, с миром природы. Например, Данко. «И стало в лесу так темно, словно в нём собрались сразу все ночи, сколько их было с той поры, как он родился, а молнии летая над вершинами леса, освещали его на минуту синим холодным огнём, и исчезали так же быстро, как и являлись». Тут появляется Данко, который ради любви к людям вырвал из своей груди сердце.

«Сердце Данко пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом любви к любви, а тьма разлеталась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зёв болота.

«В очах его светилось много силы и огня».

Автор восхищается этими людьми, их силой и красотой.

Учитель

Произведение «На дне»- совсем другое, это обвинительный акт обществу, которое выбрасывает людей на «дно жизни», лишая их чести, достоинства, вытравляя высокие человеческие чувства. Пьеса была написана за три года до первой русской революции. И кажется странным появление маргиналов в качестве главных героев. Но отношение к революции у Горького было неоднозначным.

«Горький и революция» - сочетание слов привычное, естественное, ибо революция и Горький неразрывно связаны по сути. Триумф революции стал триумфом Горького, а когда революция обернулась трагедией страны, это осознается и как трагедия Максима Горького - её провозвестника и глашатая, её трубадура и её жертвы.

Ученик.

Есть другое мнение.

В одной из статей нашего современника -историка и литературоведа

Сухих С.И.- содержится высказывание о трех разных Горьких в разные периоды его жизни и деятельности:

«Буревестник революции» до Октября 1917;

один из самых яростных оппонентов большевизма в 1917-1918 годы, когда разразилась «накликанная» им буря, а Буревестник превратился в «горевестника», ужаснувшись тому, какой зверский облик приняла буря, грянувшая скорее, сильнее и совсем «не так», как он ожидал;

и, наконец, согласившийся, обманутый, сломленный или даже «продавшийся» «бывший Глав-Сокол, ныне Центро-Уж», «первосвященник сталинизма», «один из главных виновников духовного закабаления страны» в конце 20-х и в 30-е годы».

Учитель

Отношение к революции у многих выдающихся людей было неоднозначным. Но надо понимать, что в произведениях Горького нашли отражение не только его взгляды на революцию, но и философские размышления. И пьеса «На дне» - одно из таких произведений.

Эта пьеса о маргинальных слоях общества. Она была задумана в 1900 году, а напечатана в 1902году в Мюнхене. Три года до первой русской революции. Горький уже не тот , что в «Сказках об Италии». И нам понятно, что эта драма возникла не только как отражение социал-демократических настроений, но и как результат жизненных наблюдений , связанных с философскими исканиями автора.

Каков был замысел произведения?

Ученик.

Первоначальный план пьесы ,по словам Станиславского, имел светлый оптимистический финал: «В ночлежке было тесно, обитатели ее ругались, атмосфера была отравлена ненавистью. Второй акт оканчивался внезапным обходом ночлежки полицией. При вести об этом весь муравейник начинал копошиться, спешил спрятать награбленное; а в третьем акте наступала весна, солнце, свет ,природа оживала, ночлежники выходили на чистый воздух, на земляные работы, они пели песни и под солнцем, на свежем воздухе, забывали о ненависти друг к другу».

Учитель:

Согласитесь, что такой финал пьесы не заставил бы задуматься над вопросом: есть ли свет в пьесе?

Что представляет из себя пьеса как драматическое произведение? И как описывается место действия в ремарках?

Ученик.

Пьеса - это драматическое произведение, у которого есть завязка, кульминация и развязка. В экспозиции дано описание места действия. Это ночлежка.

Каждое действие пьесы начинается с описания ночлежки, которая освещается либо керосиновыми лампами , либо дневным светом. Правда свет этот тускл и рассеян. Люди обречены здесь жить какой-то допотопной, доисторической жизнью, вынуждены вести поистине пещерное существование.

Каким вы представляете место действия? Опишите, дополнив своей режиссурой и впечатлениями.

Ученик.

Я смотрела спектакль. Как сейчас будто вижу эти тяжелые каменные своды, которые словно давят на людей, «желая» их пригнуть, принизить. Впечатления от спектакля ярки и живы. Я представляю себе нары, на которых лежит Сатин. Вот слева маленькая каморка, отгороженная ситцевым пологом, за которым лежит больная, умирающая Анна. Где-то справа другая каморка, принадлежащая вору Ваське Пеплу. В центре за наковальней копошится бывший рабочий Клещ и что-то напряженно чинит .

Учитель .

В пьесе темно, серо и тускло. Но среди грязи, тряпья, пьяных криков, карточных игр, шулерства, денежных расчетов живут и не растворяются в этой серости люди, способные подниматься до философских высот в осмыслении сложных и трудных вопросов жизни, вопросов добра и зла, правды и лжи. Что важнее: жёсткая истина или успокоительная ложь? Вот главный вопрос, о котором спорят ночлежники.

Главными выразителями философских идей являются Лука и Сатин.
Основное направление пьесы было связано с образом Луки. Писали, что Лука «вызвал к свету то хорошее, что раньше дремало беспробудно». Это Лука первым сказал , что «человека уважать надо».

Ночлежники живут прошлым, не представляют себе будущего, не строят своего настоящего.

Что же происходит в ночлежке? Есть ли движение и какие - нибудь изменения или это стоячее болото?

Ученик.

До прихода Луки движение в пьесе будто остановилось. Появляется Лука, и всё изменяется. Именно с подачи Луки Сатин в своих размышлениях пришел к выводу о значимости человека: "Человек- вот правда!" Растут надежды несчастных босяков. Ваське Пеплу Лука внушает мысль о поездке в Сибирь, где тот может начать новую жизнь; Актеру обещает назвать город, где есть больница для алкоголиков; умирающую Анну успокаивает надеждой, что за свои нестерпимые муки на земле она после смерти обретет покой и вечное блаженство на небе. Старику верят, так как хотят обрести веру в существование "другой правды", вырваться из ночлежки и пробиться к другой , светлой, жизни, хотя пути к ней неясны.

Учитель.

Примечательно имя этого героя. Оно напоминает об одном из апостолов, создателе «Евангелия» от Луки. Значит, перед нами некий носитель мудрости, несущий людям что-то новое, светлое. Не зря же он странник. Понятие это часто соприкасалось с понятием «правдоискатель».

Правда - это источник света, или она приближает человека к свету.

Лука - это странствующий проповедник, который всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: "Ты надейся! ", "Ты верь! " Это личность незаурядная; у него большой жизненный опыт и острый интерес к людям. Вся философия этого человека выражена в одном его изречении: "Во что веришь, то и есть».

В чем же состоит правда и мудрость Луки, есть ли в нём свет?

Ученик.

Этот герой убежден, что человека надо уметь пожалеть, особенно когда ему тяжело, что нужно нести ему сострадание. Эта позиция по-своему близка нам сегодня, когда мы много думаем о милосердии, о помощи обездоленным людям; но это сострадание обретает у Луки необычное. Он полагает, что людям страшнее подлинная правда жизни, ибо она слишком сурова, «обух для людей». Чтобы облегчить их положение, нужно приукрасить жизнь, привнести в нее сказку, розовую мечту, «золотой сон».

Я думаю, это правильно, что после рассуждений Луки Актер вспоминает стихи на эту тему:

Господа, если к правде святой

Мир дорогу найти не сумеет,

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой.

Разве не так? Мне кажется, если ничего сделать нельзя, то уместно простое сочувствие. Может быть, это и есть свет Луки для других. И он заслуживает уважения.

Ученик.

Я тоже думаю,что Лука очень добр к окружающим. Он находит для каждого именно те слова, в которых человек нуждается. Пусть это утешение не имеет ничего общего с реальной правдой жизни. Но с другой стороны, если можно сделать человека хоть немного счастливее, зачем пренебрегать этой возможностью. В жизни бываюҭ такие моменты, когда Лука с его утешительством, ободрением и вниманием к окружающим просто необходим.

Ученик.

Я хочу сказать о точке зрения двух других ночлежников, Барона и Бубнова. Здесь просматривается какая-то категоричность и безысходность. Некогда богатый аристократ, опустившийся до положения сутенера, Барон оставил далеко в прошлом сотни крепостных, кареты с гербами, кофе со сливками по утрам в постели, и он прекрасно понимает, что всего этого уже не вернуть. Да и Сатин метко замечает ему: «В карете прошлого далеко не уедешь». И ныне Барон, полностью опустошенный, ни во что не верит, ни о чем не мечтает. И это стало его позицией, философией. Он произносит, например, такую заветную свою фразу: «Я - ничего не жду. Все уже... было! Прошло... кончено!» Барон никого не утешает, а настаивает на голых фактах, от которых никуда не уйдешь. И здесь не только света, но даже искорки нет.

Ученик.

Барон - умный и образованный человек. Он разбирается в бизнесе. Его будущее необязательно плохо.

Ученик.

Мне очень неприятна позиция Бубнова. Когда-то этот человек потерпел крах как владелец скорняжного заведения. Полностью разорившись, он пережил большую личную неудачу: ему изменила жена, и он ушел в запой. Жизнь сделала его равнодушным циником, ни во что не верящим человеком. Бубнов признает только то, что есть. Для него абсурдны рассказы Луки, наивная фантазия Насти, и он констатирует суровую правду жизни: «А я вот не умею врать! Зачем? По-моему, вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?» И Бубнов не стесняется. Он изрекает свои истины, словно каркающий ворон. И не случайно Пепел именно так его и называет: «Ворон». Вот Анна умоляет ночлежников не шуметь, дать ей умереть спокойно, а Бубнов констатирует: «Шум смерти не помеха». Вот Пепел говорит Наташе о своей любви, обещает сделать ее счастливой. А Бубнов изрекает: «А ниточки-то гнилые». Он вроде говорит о своем, ибо шьет картуз, пользуясь гнилыми нитками, но фраза эта получает дополнительный, глубокий смысл.

Ученик. Бубнов - циник. Таких людей сейчас немало. Но он умеет работать. А это спасение во всех случаях жизни. Сегодня работы нет, завтра - есть.

Учитель.

Пьеса характеризуется многоголосием, и мы всех слышим. О своём видении мира говорит каждый из ночлежников. Но вот Бубнов почему- то всякой мысли даёт своё продолжение, которое ведёт в тупик цинизма.

Ученик.

Да, я согласна. Вот Настя, задумавшая оставить подвал, восклицает: «Лишняя я здесь!», на что Бубнов реагирует так: «Ты везде лишняя». Сообщают о смерти Анны, а Бубнов роняет такие слова: «Кашлять перестала, значит». Все мечтания людей Бубнов объявляет ненужными, лживыми: «Раскрашивай, ворона, перья... валяй!» - говорит он Насте в ответ на ее мечтания о любви студента. Бубнов глубоко убежден в том, что подобные «раскрашивания» ему не нужны, и в назидание другим рассказывает о том, что он, Бубнов, когда-то в красильной мастерской собак в енотов перекрашивал, отчего руки были постоянно красные, а теперь они стали просто грязными. Так что «как себя ни раскрашивай, все сотрется, один голый человек останется».

Учитель.

Нетрудно увидеть в этих рассуждениях ту философию голого факта, которую Бубнов исповедует. Он говорит: «Люди все живут... как щепки по реке плывут».

Правда Бубнова - это очень жестокая, бескрылая правда. Ведёт ли она к свету?

Ученик. Бубнов - циник. Таких людей сейчас немало. Но он умеет работать. А это спасение во всех случаях жизни. Сегодня работы нет, завтра - есть.

Учитель.

В начале урока мы говорили о двух противоположных мнениях по главному вопросу пьесы. Кроме Луки, о человеке высказывается Сатин. Какова его позиция? И как вы относитесь к ней?

Ученик.

К позиции , которую в пьесе выражает и отстаивает Сатин, я отношусь неоднозначно. Сатин - бывший телеграфист, человек, владеющий информацией. который когда-то много читал, выступал на сцене. У него незаурядный критический ум. Сатин далек от философии христианского терпения, для него есть одно гордо звучащее слово - человек, который "за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он свободен".

Учитель

В этих словах мы слышим голос самого Горького. Сатин отвергает ложь, разного рода иллюзии, золотые сны, сказки о жизни. По его словам, «ложь - это религия рабов и хозяев». Костылевым ложь нужна, чтобы обманывать таких, как ночлежники. А последним она нужна, чтобы оправдать свое униженное и бесправное положение или чтобы утешать себя жалкими и тщетными надеждами.

Ученик.

Да,Сатин находит аргументы против бесчеловечной «правды» Бубнова и Барона. По мнению Сатина, надо жить настоящим, трезво оценивая реальную действительность, но одновременно и мечтой о будущем, отрывающейся от реальной жизни. С этим трудно не согласиться. Но как - то непонятно Сатин размышляет о человеке вообще: «Что такое человек? Это не ты, не я, не они, нет - это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном. Это - огромно! В этом - все начала и концы».

Учитель.

Мнение Сатина - это мнение самого автора пьесы. Для него значит, что не будет одинокого, обособленного, отчужденного человека. Настанет такое время, когда люди будут сплочены и объединены общими делами и идеями. Более всего в этом обществе будет цениться человек. Он станет свободным, полноправным, гармонически развитым, прекрасным и величественным. Все будет в человеке и все - для человека. Вот почему, утверждает Сатин, нужно уважать человека. Это будет основой морали общества будущего, поэтому имя Человека будет звучать гордо.

Учитель.

Что вам понятно, а что вызывает сомнения в мыслях Сатина?

Ученик.

Сатин всё говорит правильно, но как -то нереально. Будущее и совершенный человек - это всего лишь мечта. И сбудется ли она? Сбудется ли без таких, как Лука?

А вот сострадание и сочувствие, которые исповедует Лука, могут прекрасно уживаться с уважением к человеку. И Сатину это тоже понятно. Именно поэтому он заявляет: «Старик не шарлатан... он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету»; Лука дал герою импульс для размышлений и обобщений, которые вобрали в себя правду жизни.

Может быть, и в наше время доброта спасёт мир.

Ученик. Сатин образован. Ему так же, как и Актёру, надо взять себя в руки.

Учитель.

Именно столкновение разных позиций в горьковской пьесе и высекает те самые искры , которые надо уметь рассмотреть. Они дают пищу уму и сердцу.. Ведь и сегодня, через более, чем сто лет после написания пьесы, мы размышляем о том, в чем правда и смысл жизни, нужно ли постоянно говорить о ее трудностях, не скрывая правды от людей, или, быть может, замалчивать конфликты и потрясения, лгать, верить красивым оптимистическим прогнозам и пророчествам, вести эти гнусные информационные войны, где одна ложь покрывается другой. И сегодня мы размышляем о сострадании к человеку, которому нелегко живется в наши дни. И сегодня не хватает доброты и внимания к человеку.

Разобраться во всем этом помогает горьковская пьеса, ее глубокая философская мудрость.

Все герои достойны лучшей участи , и достичь этого они могут помочь себе сами.

III.Заключительная часть.

Над чем заставила задуматься пьеса Горького?

Ученик

Я ещё немного живу на свете, но прочитав пьесу, поняла , что истинная ценность человека в самом человеке. Наличие мужа, жены, детей, друзей не делают человека лучше и совершеннее. Человек ценен тем , что в нём есть для других людей.

Ученик.

Говорить правду или скрыть её, зависит от обстоятельств. Надо знать, какую правду можно говорить, а какую нет. И если говорить, то кому и когда.

Ученик.

А то, что в настоящее время мир просто перевернулся, и нет правды, я тоже заметил. Ложь является настоящим и сильным оружием в противоборстве целых государственных систем. Может быть, всем политикам мира нужно подумать о том, что человеческое достоинство есть не только у кого - то одного, но у каждого, у всех.

IV.Вывод.

Учитель.

А есть ли вообще свет в пьесе Горького «На дне?
В квантовой физике действует закон , по которому электроны , двигаясь, создают электромагнитные волны, или излучение. Только длина волны может быть разной, и от этого зависит яркость и качество света.

Поэтому свет сердца Данко , «как солнце, ярче солнца»,а свет в ночлежке тусклее, чем свет дня. Но когда люди научатся видеть достоинство других людей и когда научатся любить друг друга, тогда и жизнь станет ярче и солнечнее.

V.Домашнее задание. Написать сочинение на одну из тем.

12


© 2010-2022