«Судьба человека и Родины» (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)

Конспект урока разработан для учащихся 9 классов. Цель урока: создать эмоциональную атмосферу, готовящую к восприятию художественного произведения, продолжить аналитическую работу над текстом.Задачи:1)    образовательные: сформировать представление о личности М.А.Шолохова; познакомиться с его рассказом «Судьба человека»; провести аналитическую работу над текстом худ. произведения;2)    воспитательные: продолжить воспитание любви к литературе; воспитание  нравственной, духовно богатой личности; ч...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

учителя Мамаевой Е.В.

на тему:

«Судьба человека и Родины»

(по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)

Цель урока: создать эмоциональную атмосферу, готовящую к восприятию художественного произведения, продолжить аналитическую работу над текстом.

Задачи:

  1. образовательные: сформировать представление о личности М.А.Шолохова; познакомиться с его рассказом «Судьба человека"; провести аналитическую работу над текстом худ. произведения;

  2. воспитательные: продолжить воспитание любви к литературе; воспитание нравственной, духовно богатой личности; чувства патриотизма;

  3. развивающие: развитие устной монологической речи учащихся, логического мышления и творческого восприятия произведения; всей когнитивной сферы личности.

Тип урока - урок изучения художественного произведения.

Методы обучения: эвристический, репродуктивный, метод творческого чтения.

Приемы обучения: выразительное чтение учителя и учащихся, беседа по прочитанному, комментированное чтение, диспут, рассказ учителя.

Наглядность: интерактивная доска с мультимедийной презентацией, учебники с текстом произведения, рабочие тетради с текущими записями.

Используемая литература: учебник Литература 9 класс под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, М.Б. Храпченко. Е.А.Самойлова. Пособие для учителя литературы в 9 классе. М.,2003г.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята!

Тема урока:

«Судьба человека и Родины» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»).

Играет «Вокализ» Рахманинова. Читаю эпиграф:

Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям, языку, товарищу… Оставаться человеком в нечеловеческих условиях - это трудное дело.

И. С. Грачёва

- Ребята, как вы понимаете слова И.С.Грачёвой?

- Выявите ключевую идею из данной фразы.

- К этим словам мы еще вернемся, а сейчас обратимся к теме урока.

- Скажите, что такое Родина для вас? Как вы понимаете значение этого слова?

- А что такое судьба? Какие ассоциации возникают у вас в связи с этой фразой?

- Все ваши рассуждения верны, потому что, наверно, нельзя однозначно ответить на эти вопросы. Для каждого понятие Родины и судьбы свои. И все же, обратимся к Толковому словарю С.И.Ожегова.

- Понятие судьбы и Родины могут быть взаимосвязаны? При каких условиях?

-Хорошо… Наш земляк, М.А.Шолохов написал удивительный рассказ «Судьба человека».

- Как вы думаете, о чем должна пойти речь в этом произведении?

- Произведение небольшое по объёму, но в нём очень чётко и ярко представлена вся жизнь главного героя - Андрея Соколова от простого мирного человека - до солдата - от солдата - до военнопленного - от военнопленного - до человека, потерявшему всё самое дорогое в своей жизни, но сумевшего духовно возродиться.

- Представим себе обычного деревенского мужчину, у которого есть любящая, заботливая жена, дети, который просто по-человечески счастлив.

И вдруг всё это в одночасье рушится… Начинается ВОВ…Сколько боли, горя, сколько искалеченных судеб!..

Одна английская газета писала: «Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу в ВОВ, прочтите рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека».

- Действительно, сколько было таких Андреев Соколовых, которые оставив семьи, ушли на фронт защищать Родину. И именно благодаря их несгибаемой силе духа, просторы нашей Родины были освобождены от немецко - фашистских захватчиков.

Андрея Соколов, честно воевал за освобождение своей страны. Раненый, он попадает в плен, затем в лагерь…

- Вы, наверно, знаете, что указом Сталина все, попавшие в плен, автоматически считались предателями Родины.

- Как вы думаете, каково человеку оказаться в плену? Каково это знать, что теперь ты предатель?

- Скажите, а вы считаете, что попасть в плен - это предательство?

- Ребята, а что в вашем понимании значит предать?

- В жизни героя тоже происходит предательство - его предает кто-то из своих, за что ему грозит расстрел.

- Сейчас я предлагаю прочитать вам один эпизод из жизни Андрея в плену. На партах у вас лежат листы с текстом худ. произведения. Прочитайте его и ответьте на следующие вопросы:

- Почему Соколов отказался изначально выпить водки?

- Как вы думаете, легко ли голодному, измождённому человеку отказаться от выпивки и закуски?

- Какие черты характера проявились в герое особенно ярко в этот момент?

- Что по-вашему помогло ему не сломаться?

Сейчас я предлагаю вам просмотреть фрагмент фильма С. Бондарчука «Судьба человека». Ваша задача: сравнить собственное читательское восприятие с режиссерским видением.

- Ответьте, совпало ли ваше читательское восприятие с видением режиссера? В чем?

- Проанализировав этот ключевой эпизод, возвратимся к эпиграфу -очень важно «оставаться человеком даже в нечеловеческих условиях»!

Много выпадет испытаний военного времени на долю героя рассказа, но он все их вытерпит и вернется на Родину победителем.

Но тут, на родной земле, его ждёт огромное, ни с чем несравнимое горе - весть о гибели жены и дочек… Остается маленькая надежда на то, что жив старший сын…Но судьба готовит новый удар - сын погибает в Берлине 9 мая 45-го от снайперского выстрела…

- Ребята, какой вы видите дальнейшую жизнь этого человека? Человека, потерявшего казалось бы весь смысл жизнь.

- Действительно, Андрей пытается вернуться к мирной жизни и устраивается шофёром на завод.

- Скажите, что помогает не сломаться совсем Андрея Соколову? (То же, что и в плену - сила духа, нравственный стержень).

- Вы предположили, что будет с героем дальше. А теперь я предлагаю вам посмотреть эпизод фильма Ф.Бондарчука «Судьба человека» по одноимённому рассказу.

(Просмотр эпизода).

- Ребята, как вы думаете, почему Андрей говорит мальчику, что он его отец? Для чего?

- Забегая вперед, скажу, что Соколов взял Ванюшу к себе на воспитание, заботясь о нём, как о родном сыне. Он для него и стал родным!

- Как вы думаете, почему? Ведь нелегко просто взять и полюбить чужого ребёнка, как своего? (Мальчик такой же одинокий на всем белом свете, как и он сам… Кроме того, человек, прошедший все круги фашистского ада, прекрасно понимает, как важно для этого, только начинающего жизнь ребёнка, иметь семью, не чувствовать себя одиноким…)

- Итак, сегодня на уроке мы поговорили о судьбе человека и Родины.

На примере двух героев рассказа Шолохова «Судьба человека».

-Ребята, так взаимосвязаны ли для русского человека, как, наверно, и для любого другого понятие судьбы и Родины? (Да, если человек является истинным патриотом, имеет нравственный стержень).

- Ребята, а какой бы финал рассказа придумали вы?

- Финал рассказа автор оставляет открытым. Герои уходят вдвоём…

Включить музыку. (Мелодия из фильма)

И закончить урок мне хочется словами самого М.А.Шолохова:

«И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт Родина».

- Урок окончен. Спасибо за внимание!

© 2010-2022