КТП Литература. 10 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе в 10 А классе.

  1. Рабочая программа по литературе для учащихся 10 А класса.

предназначена для формирования духовной и гармонически развитой личности. В общем образовании данный курс занимает важное место, так как основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных ценностей и формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения. Программа составлена в соответствии с нормативными документами:Приказом Министерства образования Российской Федерации от 15 марта 2004 года №1089» Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования (в редакции Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008. №164, от 31.08.2009. №320, от 19.10.2009. №427. от10.11.2011. №2643, от24.01.2012. №39, от 31.01.2012. №69), Основной образовательной программой общеобразовательного учреждения, Положением о рабочей программе педагога. Рабочая программа разработана с учетом программы по предмету «Литература 5-11 классы под редакцией В. Я. Коровиной, Москва, «Просвещение», 2007 год и ориентирована на использование учебника «Литература. 10 класс» под редакцией В. Я. Коровиной, Москва, «Просвещение», 2007 год, который включен в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Цель курса: обеспечение приобщения учащихся к духовному богатству литературы и способствование развитию логических связей при чтении и анализе поэтических и прозаических произведений 19 века.

Задачи курса:

  1. Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию, самосовершенствованию, самоанализу и рефлексии.

  2. Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия текста, понимания авторской позиции, исторической обусловленности исторического процесса.

  3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.

  4. Совершенствование умений анализа и интерпретации текста литературного произведения, написания сочинения на литературную тему в разных жанрах, поиска необходимой информации в сети интернета для составления проектов. Для реализации программы мною будут использованы образовательные технологии: личностно-ориентированные, практико-ориентированные, технология полного усвоения знаний, технология перспективного опережающего задания и информационных технологий. Основные формы организации деятельности обучающихся на учебных занятиях: анализ эпизода произведения, анализ стихотворения, комментирование, составление всех видов планов: простого, сложного, цитатного; сопоставление, сравнение тематики разных произведений, аудирование, выразительное чтение, сочинение на литературную тему, рецензии, эссе, презентации, проекты.

Сроки реализации программы: 2015-2016 год.

  1. Общая характеристика учебного предмета.

Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования, потому что учитывает взаимодействие и взаимопроникновение различных видов искусства, при изучении литературы сохраняется преемственность с предыдущими школьными программами: продолжены сквозные линии по рассмотрению духовных и нравственных проблем в произведениях, творчество поэтов и писателей изучается в условиях исторических событий. Программа содержит разделы, открывающие методические возможности подготовки старшеклассников к сочинению на литературную тему. Особенность построения курса состоит в том , что содержание литературного образования включает монографическое изучение творчества классиков русской литературы. В процессе изучения текстов художественных произведений систематизируется представление обучающихся о времени и эпохе, что позволяет глубоко осознать диалог классической и современной литературы.

  1. Место предмета в учебном плане ОУ.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 10 классе в объеме 105 часов в год, 3 часа в неделю. Количество учебных недель-35. Теория-93часа. Практика-12 часов.

4.Предметные результаты освоения литературы.

Период нравственного самоуглубления характеризуется резкой субъективизацией читательского отношения к произведению, поэтому в связи с ростом самосознания и рефлексии личности происходит наполнение текста книги собственными этическими проблемами. Читатель переакцентирует смысл произведения в своем восприятии, в связи с чем развивается читательское воображение, отчасти произвольное по отношению к авторскому слову. Исходя из данных ориентиров в работе, старшеклассники должны знать: основные этапы жизни и творчества поэтов и писателей 19 века, тематику и проблематику произведений, систему образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка основных произведений 19 века. Старшеклассники должны уметь соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой времени, определять род и жанр произведения, выделять авторскую позицию, анализировать отдельные эпизоды и главы в раскрытии идеи произведения, аргументированно формулировать свое отношение к героям книг и к произведению в целом, писать рецензии на прочитанные произведения, составлять презентации, проекты и проводить дефиницию своих результатов.

5.Содержание учебного предмета.

Тема1. (2 часа). Русская литература 19 века. Обзор.

Тема2. (8 часов). А. С. Пушкин.

Тема3. (9часов). М. Ю. Лермонтов.

Тема4. (7 часов). Н. В. Гоголь.

Тема5. (5 часов). И. А. Гончаров.

Тема6. (6 часов). А. Н. Островский.

Тема 7. (7 часов). И. С. Тургенев.

Тема8. (6 часов). Поэзия19 века.

Тема9. (8 часов). Н. А. Некрасов.

Тема10. (3 часа). М. Е. Салтыков -Щедрин.

Тема11. (14 часов). Л. Н. Толстой.

Тема12. (7 часов). Ф. М. Достоевский.

Тема13. (3 часа). Н. С. Лесков.

Тема14. (6 часов). А. П. Чехов.

Тема15. (1 час). Литература народов России.

Тема16. (3 часа). Зарубежная литература. Развитие речи-10 часов.

6.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Литературное образование обучающихся проводится в условиях следующего УМК: используются методические пособия «Планы-конспекты для уроков литературы в 10-11 классах» под редакцией Г. Е. Фефиловой, издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2014 год; «ЕГЭ по литературе» под редакцией Г. Т. Егораевой, издательство. «Экзамен», Москва, 2015 год. Внедряются интернет-ресурсы при подготовке к экзамену по литературе: онлайн-тесты образовательного сайта: e-osnova.ru. и «Учитель словесности». В кабинете имеются: аудиокниги по всем разделам литературы 19 века, видеотека, музыкальный центр, телевизор, ксерокс.

7.Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Наименование раздела

Обучающиеся знают:

Обучающиеся умеют:

1.Русская литература 19 века:тематика и проблематика.

Исторические события первой половины 19 века.Основные направления: классицизм, романтизм, сентиментализм, реализм.

Анализировать основные закономерности развития русской литературы в 19 веке ,ее периодизацию. Определять принадлежность писателей к тому или иному направлению.

2.А.С. Пушкин.

Основные темы лирики Пушкина(тема свободы дружбы поэта и поэзии отношения к природе).Поэма «Медный всадник».

Комментировать стихи с позиции идейно-художественного своеобразия. Характеризовать развитие реализма в лирике и поэме. Выразительно читать стихи, писать сочинение-анализ стихотворения.

3.М.Ю. Лермонтов.

Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основное настроение героя поэта:мятеж, гордость, одиночество.Тематика стихотворений(Родина, поэт и поэзия, любовь, одиночество) Романтизм. Реализм.

Выразительно читать стихотворения и комментировать с точки зрения идеи и средств изобразительности. Письменно анализировать стихи по плану:восприятие, истолкование, оценка.

4.Н.В. Гоголь.

Биографию писателя. «Петербургские повести».

Характеризовать тему Петербурга в повестях Гоголя. Определять трагедийность и комизм, реальность и фантастику в повестях. Готовить презентации, доклады и рефераты по основным эпизодам повести, раскрывая образы героев.

5.И.А. Гончаров.

Биографию писателя. Социальную и нравственную проблематику романа»Обломов»и героев романа.

Проводить обобщение в литературе. Выявлять типическое и индивидуальное. Использовать при анализе произведения критические статьи.

6.А.Н. Островский.

Периодизацию творчества писателя, вклад драматурга в создание театра. Народные истоки написания драмы»Гроза».Конфликт в драме. Герои драмы .

Читать выразительно по ролям. Составлять цитатный план по теме «Образы героев». Работать с критическими статьями. Самостоятельно составлять конспект статей учебника.

7.И.С. Тургенев.

Жизнь и творчество писателя. Духовный конфликт Базарова. Нигилизм. Споры вокруг романа.

Анализировать роман: основные сцены, раскрывающие характер главного героя(частная жизнь в исторической панораме). Формулировать эстетические и политические принципы писателя и соотносить их с мировоззрением героя.Комментировать основные положения критических статей.

8.Поэзия 2 половины 19 века:Ф.И. Тютчев и А.А. Фет.

Жизнь и творчество поэтов. Основные направления, темы и проблемы стихотворений русских поэтов(природа и окружающий мир, любовь, красота, трагизм чувств).

Читать выразительно и комментировать по плану стихи поэтов. Выявлять особенности композиции лирического стихотворения.

9.Н.А. Некрасов.

Жизнь и творчество. Некрасов-журналист. Сатира Некрасова. Изображение дореформенной и послерефрменной России в поэме»Кому на Руси жить хорошо».

Анализировать поэму и стихи с точки зрения понимания народности искусства и фольклоризма. Выявлять особенности поэтического языка в поэме.

10.М.Е. Салтыков-Щедрин.

Жизнь и творчество. Сатирико-гротесковая хроника «История одного города».

Распознавать жанр памфлета. Комментировать элементы фантастики, гротеска и Эзопов язык.

11.Л.Н. Толстой.

Творческий путь. Духовные искания. «Севастопольские рассказы, роман «Война и мир». Роман-эпопея. Психологизм художественной прозы.

Определять своеобразие жанра и стиля писателя. Выяснять взаимосвязь мировоззрения и творчества писателя. Характеризовать по плану образы главных героев. Анализировать внутренние монологи героев.

12.Ф.М. Достоевский.

Достоевский и «натуральная школа», роман «Преступление и наказание». Полифонизм и психологизм романа.

Анализировать религиозно-нравственные и социальные представления героев о жизни. Комментировать узловые эпизоды романа в раскрытии идеи романа(сны Раскольникова, Притча о Лазаре).

13.Н.С. Лесков.

Биография писателя. Повесть «Очарованный странник».

Исследовать форму повествования сказа. Раскрывать понятие о стилизации.

14.А.П. Чехов.

Чехов-юморист. Рассказы «Человек в футляре», «Ионыч», пьеса «Вишневый сад».

Анализировать лирическое и трагическое начала в рассказах и пьесе. Определять символическую образность в произведениях Чехова.

15.Литература народов России и мира.

«Осетинская лира». Ги де Мопассан, Генрик Ибсен.

Формировать обобщающий взгляд на тематику зарубежной литературы.



Обучающиеся в процессе изучения литературы овладевают общеучебными умениями и навыками:создают устные и письменные сочинения, разные по объему, характеру и жанру, составляют простые и сложные планы, тезисы, конспекты, презентации литературно-критических и публицистических статей, готовят доклады и рефераты, проекты на литературную тему(по нескольким источникам).

Контрольно-измерительные материалы:

ответы на вопросы учебника, анализ стихотворения, анализ эпизода, сочинение разных жанров на литературную тему, тесты с выбором нескольких ответов, входной, рубежный и итоговый контроль, контрольная работа с творческим заданием,составление планов собственного устного и письменного высказывания, работы творческого характера(художественные зарисовки, рассказы, очерки, исследовательские работы на основе литературного краеведения, музейных и архивных материалов, рецензии на самостоятельно прочитанную книгу, кинофильм, спектакль, телепередачу, итоговое сочинение по направлениям ФИПИ.



© 2010-2022