Лев Кассиль. Надо жить во весь рост

Меня всегда  интересовала судьба известных людей: артистов, музыкантов, поэтов, писателей. Несколько лет назад я познакомилась с творчеством замечательного детского писателя Льва Абрамовича Кассиля. Лев Абрамович Кассиль пришел в этот мир сто два года назад. Пришел, чтобы остаться в  нем навечно. Антон Павлович Чехов говорил, что писатели, которых мы называем хорошими, имеют один общий и важный признак: они куда-то идут и Вас зовут туда же, и Вы чувствуете не умом, а всем своим существом, что у ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ХXXIX областной литературно - краеведческий конкурс, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Номинация _«Литературное краеведение»



Балтайский муниципальный район



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа с. Царевщина



«Лев Кассиль. «Жить надо во весь рост…»

Автор: Морозов Сергей Александрович,

обучающийся 11 класса

МБОУСОШ с.Царевщина

Домашний адрес: 412 636, с. Царевщина Балтайского

района Саратовской области, ул. Навашина, дом 21. кв. 1



Научный руководитель:

Склемина Марина Александровна

учитель _русского языка и литературы

МБОУСОШ с. Царевщина

Балтайского района Саратовской области

Домашний адрес: 412 636, с. Царевщина Балтайского

района Саратовской области, ул. Навашина, дом 27. кв. 2

тел. 89271249178

[email protected]

2015г.





Содержание

  1. Введение.

1.1 Актуальность работы

1.2 Цель и задачи

1.3 Объет исследования

1.4 Предмет исследования

1.5 Гипотеза исследования

1.6 Материалы для исследования

1.7 Методы исследования

2.1 Жизнь и творчество Л.А.Кассиля

3.Заключение

4. Выводы

5.Литература





















Введение.



Меня всегда интересовала судьба известных людей: артистов, музыкантов, поэтов, писателей.

Несколько лет назад я познакомилась с творчеством замечательного детского писателя Льва Абрамовича Кассиля.

Лев Абрамович Кассиль пришел в этот мир сто два года назад. Пришел, чтобы остаться в нем навечно.

Антон Павлович Чехов говорил, что писатели, которых мы называем хорошими, имеют один общий и важный признак: они куда-то идут и Вас зовут туда же, и Вы чувствуете не умом, а всем своим существом, что у них есть какая-то цель, как у тени Гамлета, которая недаром приходила и тревожила воображение.

Свое представление о писателе я составила по книге «Кондуит и Швамбрания». Когда я начала читать эту книгу, первым чувством, появившимся у меня, было удивление. Жизнь того времени открылась мне в такой широте, что я даже не поверила, что такое бывает.

Что бы я ни читала, написанное Львом Кассилем, везде чувствовала присутствие все понимающего, все замечающего автора, его добрую улыбку и внимательное отношение к людям.

Бывает, прочитав ту или иную книгу, со временем забываешь ее содержание, а вот произведения Льва Абрамовича Кассиля запомнились мне надолго. Наверное, поэтому я и решила побольше узнать о жизни и творчестве этого писателя. И вот, что мне удалось выяснить.

Оказывается, Лев Абрамович Кассиль родился 10 июня 1905 в Покровской слободе, ныне город Энгельс, в Саратовской губернии. В связи с тем фактом, что Лев Кассиль является нашим земляком, мой интерес к его личности и творчеству возрос.

Поэтому, цель - изучить влияние различных факторов на формирование личности писателя Л.А. Кассиля

Задачи: - исследовать творчество Льва Кассиля с обществоведческой, социологической точки зрения: рассмотреть реальные события, лица, факты, связанные с детством Л. Кассиля; - изучить их художественное воплощение в автобиографической повести «Кондуит и Швамбрания».

Объект исследования: - формирование личности Кассиля, детство писателя, прошедшее в городе Энгельсе.

Предмет исследования: - факторы, сформировавшие личность будущего писателя

Гипотеза исследования: - личность Кассиля формировалась под воздействием привычных факторов (город, семья, школа, исторические события, происходящие в стране), а также под влиянием уникального воспитывающего фактора - игры в Швамбранию.

Материалы для исследования: - работы исследователей творчества Л. Кассиля ; повесть Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания; - автобиография Л. Кассиля «Вслух про себя»;

Методы исследования: - анализ литературоведческого и краеведческого материала; - сопоставление реальных фактов с их художественным воплощением в повести

Жизнь и творчество Л. А. Кассиля.

Отец писателя, Абрам Григорьевич, был самым известным врачом в Покровске. Мать, Анна Иосифовна отлично владела французским языком, давала уроки музыки. В семье двое дружных сыновей - Лев и Ося.

В первой повести Льва Кассиля ««Кондуит и Швамбрания» братья - главные герои. Оська - выдумщик, путаник, однако досрочно принятый в школу за умственные способности. Разносторонняя одаренность Льва Кассиля проявилась уде в гимназии: воспитанный в интеллигентной семье, он с детства хорошо играет на пианино, с успехом изучает иностранные языки, прекрасно рисует, сильный шахматист, способный математик. Мне удалось знать, что Лев Кассиль любил сочинять разные истории, а в 9 лет написал свое первое стихотворение. Очень тепло и часто он вспоминает о своем учителе словесности А. Д. Суздалеве: « … прочтя написанные мною по его заданию домашние сочинения, заявил напрямик моим родителям: чему бы меня ни учили, все равно, увы, в будущем стану литератором. Суздалев приучил меня читать серьезные книги о книгах…».

В одной старой газете я прочитала, что в 1918 году в Покровске открылась детская библиотека. 13-лтний Лев и трое его друзей организуют в ней литературные вечера, доклады, руководят литературным кружком, редактируют, издают рукописный журнал «Смелая мысль». В 1923 году Кассиль поступил учиться в Саратовский художественно-практический институт, откуда перевелся на математическое отделение физико-математического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.. Здесь студент Лев Кассиль активно участвует в университетской живой газете «Синяя блуза». Его младший брат передавал письма Льва о московских впечатлениях (втайне от автора) в газету «Саратовские известия». Так началось литературное творчество, ставшее делом жизни Л. А. Кассиля. Проба пера не прошла даром: первый рассказ «Приемник мистера Кисмиквика» был опубликован в 1925 году в газете «Новости радио».

При изучении жизни и творчества писателя, я узнала, что Кассиль участвовал в самых различных исторических событиях: в испытательных перелетах новых самолетов и дирижаблей, на одном из которых чуть не погиб. Спускался в первые шахты строившегося московского метро. На теплоходе плавал в Испанию во время нападения франкистов на Испанскую народную республику. Провожал в исторический перелет Чкалова. Первым встречал на границе О.Ю Шмидта, вырвавшегося из ледового плена.

В библиотеке я пролистала много книг и выяснила, что самым главным решающим событием в своей жизни Л.А. Кассиль считал встречу с Владимиром Владимирович Маяковским в 1927 году. Об этом рассказывает сын писателя Владимир Кассиль: «Когда Л. Кассиль попал к Маяковскому в журнал «Новый ЛЕФ», тот сильно на него повлиял. Общение было достаточно тесным, учитывая разницу в возрасте. Маяковский был намного старше. А потом Маяковский был человеком, который не очень к себе подпускал, не допускал скоропалительной дружбы. Если он дружил, то это было надолго, но и сорился надолго. Я думаю, что сам его характер оказал большое влияние на моего отца».

Маяковскому начинающий писатель принес в 1929 году свою первую повесть «Кондуит». Маяковский опубликовал отрывки из «Кондуита» в редактируемом журнале «Новый ЛЕФ» и посоветовал напечатать всю повесть в журнале «Пионер». После выхода «Кондуита» Кассиль становится постоянным корреспондентом журналов «Пионер», «Мурзилка», газеты «Пионерская правда» и продолжает работу над «Швамбранией». На первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году С. Я. Маршак назвал дилогию «Кондуит» и «Швамбрания» одним из лучших произведений «большой литературы для маленьких».

Интересные строки я нашла в автобиографии «Вслух про себя», где Кассиль пишет: «я задумал написать свою первую книгу о том, как рухнула старая школа, как мы сами выучили все, что нам не хотели объяснять в классе. Во мне еще была свежа обида за детство, втиснутое в графы гимназического штрафного журнала «кондуита». Сам писатель бывал занесен туда даже за посещение вместе с мамой кондитерской, т. к. это было запрещено в гимназическом уставе. В этом страшном для детей и секретном журнале записи делались теми назидателями и преподавателями, которых Кассиль определил как «мертвые души.» Сделать запись в кондуите - единственное увлечение директора гимназии, от свирепой холодности которого все цепенели: «Больше всего на свете Рыбий Глаз любил муштровку, тишину и дисциплину. Он никогда не кричал. Голос у него пустой, бесцветный, как жестянка для консервов. Всюду, где он появлялся, будь то класс или учительская, стихали разговоры. Становилось душно. Хотелось открыть форточку, громко закричать».В статье «Не просто так» (Пионерская правда - 1933. - 3 марта), Кассиль подчеркивал свое стремление к тому, «чтобы книга рассказывала не только о гибели гимназии, но и отражала неизбежность гибели всего царского режима».

Реалистические происходят в период с кануна первой мировой войны до двадцатых годов прошлого века. Действие развертывается в захолустном приволжском городке Покровске, главные герои этого во многом автобиографического произведения - мальчики из докторской семьи - Лев и Ося. Для заполнения фантастического пласта повести Кассиль изобретательно, порой изощренно привлекает самозабвенное увлечение детей книгами, их игры, причудливо воссоздающие в реальной жизни излюбленные книжные ситуации. Так, мальчики выдумали «игру на всю жизнь» в страну Швамбранию. Сочинили ее историю, определили географические особенности, населили персонажами любимых книг. В этот круг ввели себя и установили оригинальный государственный строй в соответствии с собственными представлениями о добре и зле. Эта игра была для детей не просто увлекательным, совершенно независимым от взрослых занятием. Постепенно игровая деятельность превратилась в психологическое состояние. Страна Швамбрания - спасительное прибежище для неудовлетворенных мечтаний и стремлений детей.

Дети прошли долгий и трудный путь внутреннего высвобождения от власти придуманной ими игры, которая во многом заслонила от них события действительной жизни. Мальчики настолько «заигрались», что подчас начинали верить в существование созданной их воображением страны.

Жизнь швамбранского государства по ходу развития сюжета постепенно обогащается большими и малыми событиями реальной жизни, в основном пародийно отражая последнюю. Октябрьская революция, пришедшая и в Покровск, разрушает страну выдумки. По мере усиления значения событий реальной жизни в жизни повзрослевших мальчиков уменьшается их интерес к игре в Швамбранию.

Постепенно и неизбежно преодолевая «швамбранские» заблуждения, герои книги обретают твердую почву действительной справедливой страны (последняя глава символично названа «Земля! Земля!»).

Изучая творчество писателя, я поняла, что, пожалуй, ни одна книга Кассиля не вызывала такой горячей дискуссии, как рассмотренная выше дилогия.

Маяковский очень настойчиво направил Льва Кассиля в журналистику. Он писал много репортажей, статей, фельетонов. Некоторые из известных фельетонов были собраны в книжку под названием «Щепотка Луны» 1938 года издания.

«Щепотка Луны» - потому что во время одного из своих заданий он подружился с Циолковским, переписывался с ним до последнего дня жизни ученого. В архиве писателя существует переписка Кассиля с великим «русским космистом». Л. А. Кассиль дружил с А. Барто. С Сергеем Владимировичем Маршаком они вместе много ездили и написали книгу «Европа - слева».

Л. А. Кассиль любил контактировать с детьми, выступал в школах, библиотеках. На многочисленных встречах с читателями, Лев Абрамович внимательно прислушивался к высказываниям детей, записывал их отзывы, впечатления. Это была лаборатория его творчества.

Лев Кассиль, как уже было сказано, выступает в различных жанрах. В 1937 году он написал первый советский спортивный роман «Вратарь республики». Когда я читала эту книгу, то находилась под обаянием жизненных ситуаций, где главное не деньги, а страсть и воля к победе. В 1956г. - роман «Ход белой королевы», в 1961 - роман «Чаша гладиатора», а в 1967 - «Спортивные рассказы», отдавая дань своей влюбленности в спорт. Он был знатоком спорта, спортивным обозревателем и, можно сказать, высокопрофессиональным спортивным болельщиком. Кассиль до конца своих дней хранил верность футбольному клубу - «Спартаку». Он был знаком со многими футболистами. К нему хорошо относились Всеволод Бобров и знаменитый вратарь Лев Яшин. Он помогал футболистам из «Динамо» написать книгу об их поездке в Англию. Она называлась «19:9» - забили 19 голов, пропустили 9.

Занимавшая Кассиля проблема формирования характера раскрывается в его популярных повестях: «Черемыш - брат героя» (1938) и «Великое противостояние». В «Великом противостоянии» первая глава начинается дневниковой записью главной героини Симы Крупициной: «Теперь я уже могу судить окончательно, что жизнь мне не удалась. Сегодня мне стукнуло тринадцать лет. Это уже порядочно. И за всю мою жизнь у меня не было ни приключений, ни увлечений и вообще никаких интересных случаев… ». но девочка еще не знает, какой необыкновенной станет ее жизнь. Перевернула обычную жизнь школьницы знаменитая встреча с режиссером, действительно народным артистом Расщепеем. Биографы Кассиля имеют основание считать прототипом Расщепея режиссера Сергея Эйзенштейна.

Во время войны писатель стал получать множество писем: читатели хотели знать, как встретила Сима «великое противостояние»в истории своей страны. Кассиль закончил вторую часть - «Свет Москвы». Первая называлась «Моя Устя» - о работе Симы под руководством Расщепея над образом юной партизанки в Великой Отечественной войне 1812 года. Книга вышла в 1947 году, а в 1948 году получила первую премию на конкурсе Министерства просвещения РСФСР на лучшую художественную книгу для детей.

Проводя исследование, я выяснила, что писатель был растроган, когда узнал мнение о его повести выдающегося деятеля искусства народного артиста СССР В. И. Немировича-Данченко: «Должен признаться, что давно не читал рассказа, написанного с такой искренностью, простотой, трогательностью и каким-то особым ароматом… Во всем рассказе я не встретил ни одной фальшивой ноты. Все время забываешь, что это не настоящий дневник девочки, а сочинение Льва Кассиля. Есть моменты, захватывающие до слез…»

На мой взгляд, писатель очень удачно отразил в двух своих предвоенных повестях детские мечты о необыкновенных профессиях: летчика, артистки. А в годы войны Кассиль выпускает в Детгизе сборники рассказов «Обыкновенные ребята», «Твои защитники» (1942). В них повествует о повседневном героизме не только взрослых, но и детей. Потрясающие примеры самопожертвования писатель видел и на уральских оборонных предприятиях, на Западном и Первом Уральском фронтах, и работая корреспондентом Всесоюзного радиокомитета на действующем Северном флоте (Заполярье).

Сборник рассказов «Есть такие люди», изданный в 1943 году, интерес для современного читателя тем, что в нем напечатан рассказ «Зеленая веточка», который он посвятил своей жене Светлане, дочери знаменитого певца Леонида Собинова.

Большинство рассказов для детей, написанных Кассилем в военные годы, основано на достоверных событиях.

Настоящей отцовской заботой о своих читателях, стремлением напомнить им о мирном детстве и внушить веру в то, что «все опять станет хорошо, все будет как надо», проникнута повесть 1944 года под названием «Дорогие мои мальчишки». Ее тема - реальные трудности жизни ремесленников, школьников маленького волжского городка в трудные годы войны, их соперничество… с юнгами острова Валаам, постепенно переросшее в крепкую дружбу. Их совместная борьба с врагом реальна.

Первая глава загадочно названа «Тайна страны Лазоревых Гор». Тайне суждено раскрыться нескоро. Но авторские напоминания о ней держат заинтригованного читателя в напряженном ожидании на всем протяжении повести. Некоторые странные поступки ребят и многочисленные авторские намеки создает таинственный подтекст. Тайна мальчишеских занятий раскрывается только спустя десять глав после начала. В главе «Пионеры - синегорцы Рыбачьего Затона» выясняется история зарождения игры в синегорцев…Оказывается, придумал ее вместе с ребятами их старший друг и воспитатель Арсений Петрович Гай, в котором подчеркнуто сходство с Гайдаром. Лев Кассиль посвятил «Дорогих моих мальчишек» его памяти. Придуманная писателем игра, увлекшая мальчишек, полезные дела, совершаемые в глубокой тайне, - все это откровенно напоминает события гайдаровской повести «Тимур и его команда».

Повесть о юном партизане-разведчике Володе Дубинине «Улица младшего сына», написанная по документальным материалам, найденным его старым другом, журналистом Максимом Полянским, вышла в 1949 году. В центре повествования не столько события жизни героя, сколько проблема формирования его характера.

В книгу, озаглавленную Кассилем «Три страны, которых нет на карте» вошли: «Кондуит и Швамбрания», «Дорогие мои мальчишки», и «Будьте готовы, Ваше высочество!». К сожалению, эта книга стала последней, которую писатель держал в руках. Она вышла в свет буквально за день до его скоропостижной кончины. Он умер 21июня 1970 года в Москве во время трансляции футбольного матча…. Похоронен на Новодевичьем кладбище. А 22 марта 1977 года астроном Н. С. Черных назвал открытую им планету №2149 Швамбранией. Это ли не признание того, что Лев Кассиль и его книги хранятся в благодарной памяти его читателей! В настоящее время в г. Энгельсе существует музей Л. Кассиля. В его честь названа улица города.

III. Заключение.

Время стремительно движется вперед. Уже давно нет с нами Льва Абрамовича Кассиля, этого светлого и романтичного человека.

В чем же состоит значимость его творчества, устарело ли оно? Но разве может устареть талантливая книга? Живо, точно, образно отражающая определенный исторический момент. Думаю, что нет! И сейчас современные ребята не перестали фантазировать?

На мой взгляд, и сегодня очень интересно читать о фантастической стране «Швамбрания», которая была выдумана и в то же время так реальна и убедительна для читателя. Кассиль со своими книжками просто необходим нам как никогда. Я с удовольствием читаю книгу «Черемыш, брат героя» -про замечательного мальчишку Черемыша, обаятельного, доброго, чья мечта обратилась в чудовищную ложь, в которой ему хватает мужества открыто признаться.

Повествуя о днях минувших, писатель заглянул в своих книгах в день сегодняшний.

Автор всеми своими произведениями показывает нам, что не надо унывать в жизни: жизнь, какая бы она ни была, прекрасна.

Л.А. Кассиль писал о детях. Но, обращенный к детям, разговор его имеет прямое отношение к взрослым.

Книга «Кондуит и Швамбрания» - это книга о детстве, об отношениях ребенок-взрослый, ребенок-власть, и когда перечитываешь «Швамбранию», многие ее страницы абсолютно актуальны.

Нет с нами Л. Кассиля. Но остались его книги, его мысли…. И каждая книга писателя заставляет нас задуматься о серьезных проблемах современности, о жизни, поведение человека, о его поступках.

Самобытность произведений Кассиля, проникновение в психику человека, важность затрагиваемых проблем делают книги писателя интересными для современных читателей.

«Жить надо во весь рост - под самый потолок своей башкой в предел, не ослабляясь в прогибе», - именно эти убеждения будущего писателя были сформированы в его детстве и юности.




Литература.


1. Автобиографические повести «Кондуит» и «Швамбрания».

2. Библиографический ресурс «Чтобы помнили».

3. Автобиография «Вслух про себя


















9


© 2010-2022