Сообщение на тему: Использованием ИКТ технологий на уроках русского языка и литературы для развития коммуникативной компетенции»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа №6 х.Комаров




Выступление на тему

« Использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы для развития коммуникативной компетенции».



Подготовила учитель

русского языка и литературы

Любовина Наталья Алексеевна


Слайд 1

Тема. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы для развития коммуникативной компетенции.

Слайд 2

Коммуникативная компетенция:

  • Дает возможность повысить уровень коммуникативной культуры

  • Позволяет построить взаимоотношения между учащимися для эффективного разрешения конфликтов

  • Создает условия для формирования готовности к сотрудничеству

Слайд 3

  • Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы может быть использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эффективными технологиями, по моему мнению, в данном случае являются следующие:

  • Технология «Развитие критического мышления»

  • Идея развивающего обучения.

  • Идея личностно-ориентированного обучения.

  • Технология проблемного обучения.

  • Технология проектной и исследовательской деятельности

Именно эти технологии наиболее сочетаемы с ИКТ, особенно востребованными в настоящее время в школьной практике.

Слайд 4

Что же подразумевают под собой ИКТ

  • Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета

  • Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ.

Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. ИКТ позволяют автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную (текстовую, табличную, графическую, анимированную) информацию.

Слайд 5

ИКТ на уроках русского языка и литературы это -мультимедийные презентации, дидактический материал, электронная литература, соэдание проектов.

Слайд 6

Какие доступные современному учителю русского языка и литературы ИКТ-технологии помогают сделать процесс обучения и воспитания детей более эффективным?

Слайд 7

Во-первых, это технология компьютерной визуализации учебной информации об изучаемом объекте. Не представляю уроки литературы без визуального сопровождения. Это позволяет почувствовать дух изучаемой эпохи, увидеть костюм, услышать живую речь, что способствует расширению представлений и воспитанию читательского таланта школьника.

Слайд 8( видеофрагмент.)

Вашему вниманию хочу предложить несколько вариантов этой технологии. При изучении творчества М.Ю. Лермонтова в 5 классе , использовала этот видеофрагмент, заочная экскурсия в дом Лермонтова. После просмотра задаю вопросы.

- Что вы узнали нового о поэте?

Слайд 9

Или как с помощью мультимедийной презентации обучающиеся смогут определить сами тему урока. (Как требует ФГОС)

Итак, представьте вы ученики.

Слайды10-17

- Хорошо у вас на море океане, на острове Буяне, а на Руси -матушке во сто раз лучше! У нас луга зелёные , реки синие. У нас поля бескрайние, у заводей берёзки белые, в лугах цветы лазоревые . У нас заря с зарёю сходится, месяц на небе звёзды пасёт. У нас росы медвяные, ручьи серебряные

_ Ребята, вы уже догадались , о чём мы будем сегодня говорить?

- о природе

-О какой?

_ Русской.

_ А в каком жанре так ярко описывается природа?

- В стихотворениях.

- Так какая тема урока?

Слайд 18

Тема . Родная природа в стихотворении русских поэтов.

Слайд 19

Необходимо также использовать на уроках фрагменты кинофильмов по изученным произведениям, тогда учащиеся смогут увидеть героев, одежду, атмосферу, прочувствовать характеры и жизнь героев. При изучении Шолохова « Судьба человека» я показываю кадр, а потом обсуждаем происходящее.

- Какие чувства вы испытали?

- Как показаны отношения людей друг к другу?

Ребёнок не только видит и воспринимает, он переживает вместе с героями.

Слайд 20

Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика". И технология визуализации здесь незаменима.

Сайд 21. В чём преимущества технологии компьютерной визуализации?

обогащает урок эмоциональной окрашенностью;

- психологически облегчает процесс усвоения;

- возбуждает живой интерес к предмету познания;

- расширяет общий кругозор;

-повышает производительность труда учителя и учащихся


Слайд 22
технология интерактивного диалога. Это взаимодействие пользователя с программной системой, характеризующееся реализацией более развитых средств ведения диалога. При этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы с ним. Интерактивный режим взаимодействия пользователя с программной системой характерен тем, что каждый его запрос вызывает ответное действие от системы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя.

Слайд 23

Эта технология разработана на основе следующих задач: учебно-познавательная, коммуникативно-развивающая, социальная.

Замечательный учебный материал представлен на портале «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», где по каждой теме имеются гипертекстовые определения, интерактивные таблицы и схемы, работа с текстом, интерактивные игры.

Обратимся к этим ресурсам.

  1. ЦОРы в 5 классе по русскому языку.

  2. Грамотный ученик. Работа с текстом.

Слайд 24. Преимущества

Интерактивность, повышение интереса к орфографической работе, моментальная оценка всех учащихся, развитие предметной, ИКТ, коммуникативной компетенций, экономия времени - вот только некоторые преимущества использования данной технологии на уроке русского языка.

Слайд 25

Технология КСО (коллективного способа обучения). Данная технология включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную. Преимуществом КСО является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого, с учителем, в группах, коллективно.

Слайд 26

Составление кластеров. Коллективная

Слайд 27

Создание проектов. Групповая.

Электронное приложение. Интерактивная игра. Индивидуальная.

Слайд 28

Преимуществами данной технологии являются визуализация, качество выполнения работы над ошибками, экономия времени.

технология тестового педагогического контроля. В сети появилось огромное количество электронных образовательных ресурсов, которые представляют собой разветвленную систему онлайн-тестирований по каждой изучаемой теме. Данная ИКТ-технология является отличным средством для реализации технологии разноуровневого обучения. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения.

Слайд 29

Несомненными плюсами данной технологии является ситуация успеха, когда объем и уровень сложности материала соответствует индивидуальным особенностям каждого обучающегося, повышается накопляемость отметок, реализуется личностно- ориентированный подход.


Данная технология позволяет в полной мере реализовать общедидактические принципы наглядности и последовательности, а также установить тесную связь с предыдущим учебным материалом и метапредметные связи.

Слайд 30

Преимущества ИКТ

Чем ИКТ-технологии так хороши для учителя? Они дают экономию времени на уроке, глубину погружения в материал, повышенную мотивацию обучения, интегративный подход в обучении, возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока или проекта; привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, самостоятельно добывать необходимую информацию.



© 2010-2022