- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Теория и практика сочинения-рассуждения
Теория и практика сочинения-рассуждения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бокчанина Л.В. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Курс «Теория и практика сочинения-рассуждения»
8 класс
Пояснительная записка
Предложенный курс - надежный помощник при опережающей подготовке учащихся 8 классов к выполнению творческого задания (сочинения-рассуждения) на итоговой аттестации в 9-х классах. При планировании занятий курса учитывались современные подходы к методике развития речи, теории речевой деятельности, лингвистике текста и основные положения законов риторики, логики.
Система заданий формирует у обучающихся практические умения и навыки написания сочинения-рассуждения, развивает их творческое мышление, интеллектуальные способности, связанные с анализом текста и созданием собственного письменного высказывания. Разнообразные виды деятельности (работа с текстом, составление таблиц, схем, выполнение заданий в тестовой форме, создание иллюстраций и др.) носят обучающий характер, что помогает ученику овладеть комплексом знаний, необходимых для создания текста сочинения-рассуждения.
Содержание курса обобщает основные программные знания о речеведческих понятиях (тест, типы речи, стили речи и т. д.) и учит оптимально их использовать при создании собственного высказывания в процессе выполнения индивидуальных заданий в классе, дифференцированных домашних работ.
На занятиях курса реализуется практико-ориентированный подход к выполнению третьей части ОГЭ. Сочинение-рассуждение (задания 15.1, 15.2, 15.3) - результат продуктивной текстовой деятельности на основе усвоения лингвистических, философско-нравственных понятий и опыта оперирования ими. Занимательность в предъявлении основных правил речеведения в процессе работы с текстом способствует лучшему пониманию теоретической информации, успешно подготавливает учащихся к итоговой аттестации по русскому языку.
Тематическое планирование рассчитано на 34 часа (1 час в неделю). Программа имеет блочно-модульную структуру. Содержание модулей основано на принципе линейности.
Разделы:
Блок 1. Введение. Текст как единое целое.
Блок 2. Типы речи.
Блок 3. Рассуждение как тип текста.
Блок 4. Учимся писать сочинения-рассуждения, предложенные на ОГЭ ( на лингвистическую тему, по проблематике прочитанного текста, морально-этическую характера).
Ожидаемые результаты
Обучающиеся должны
- знать критерии оценивания сочинения-рассуждения (15.1., 15.2.; 15.3.)
- уметь определять тему, идею, проблематику предложенного текста
- применять лингвистические знания в работе с текстом
- определять понятия морально-этического характера
- создать на основе исходного текста вторичное высказывание с учетом замысла, стиля и типа текста, авторской позиции
- находить и исправлять недочеты в построении и содержании рассуждения
№
Дата по плану
Дата по факту
Содержание урока
Продукт деятельности
Количество часов
1
Роль текста в жизни человека
1
2
Понятие о тексте
1
3
Основные признаки текста
Устное сообщение
1
4-5
Тема. Проблематика. Основная мысль текста. Эпиграф
Подобрать эпиграфы к текстам, определение проблематики
2
6
Опорные (ключевые) слова
Выписать из текста ключевые слова
1
7-8
План текста. Работа с текстами разных стилей
Составление простых и сложных планов
2
9
Абзац. Микротема текста
Разделение текста на абзацы
1
10-11
Связь предложений в тексте
Нахождение средств связи в предложениях
2
12-13
Стили речи и их лексико-синтаксические особенности
Определение стиля текста, создание текстов определенного стиля
2
14
Основные типы речи
Определение типов речи
1
15
Типичное строение текста. Типовые конструкции (клише)
Создание текста определенного типа
1
16
Языковые особенности текста. Речевое оформление сочинения и его оценивание
Выделение языковых особенностей текста
1
17-19
Рассуждение как тип текста. Виды рассуждения
Подбор текстов-рассуждений
3
20-21
Структура текста-рассуждения. Языковые средства связи в рассуждении
Анализ структуры текста
2
22
Формулируем тезис. Способы определения понятия
Создание утверждений
1
23
Приводим аргументы. Виды аргументов
Подбор и оформление аргументов
1
24
Делаем вывод. Виды заключения
Написание заключительной части рассуждения
1
25-26
Сочинение на лингвистическую тему (структурные особенности)
Написание сочинения на лингвистическую тему
2
27-28
Сочинение по содержанию прочитанного текста (структурные особенности )
Написание сочинения по содержанию текста
2
29-30
Сочинение на морально-этическую тему и его структурные особенности
Написание сочинения по нравственной проблематике
2
31-32
Контрольное сочинение
Создание сочинения-рассуждения
2
33-34
Работаем экспертами
Оценивание и редактирование
2