Теория и практика сочинения-рассуждения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Курс «Теория и практика сочинения-рассуждения»

8 класс

Пояснительная записка



Предложенный курс - надежный помощник при опережающей подготовке учащихся 8 классов к выполнению творческого задания (сочинения-рассуждения) на итоговой аттестации в 9-х классах. При планировании занятий курса учитывались современные подходы к методике развития речи, теории речевой деятельности, лингвистике текста и основные положения законов риторики, логики.

Система заданий формирует у обучающихся практические умения и навыки написания сочинения-рассуждения, развивает их творческое мышление, интеллектуальные способности, связанные с анализом текста и созданием собственного письменного высказывания. Разнообразные виды деятельности (работа с текстом, составление таблиц, схем, выполнение заданий в тестовой форме, создание иллюстраций и др.) носят обучающий характер, что помогает ученику овладеть комплексом знаний, необходимых для создания текста сочинения-рассуждения.

Содержание курса обобщает основные программные знания о речеведческих понятиях (тест, типы речи, стили речи и т. д.) и учит оптимально их использовать при создании собственного высказывания в процессе выполнения индивидуальных заданий в классе, дифференцированных домашних работ.

На занятиях курса реализуется практико-ориентированный подход к выполнению третьей части ОГЭ. Сочинение-рассуждение (задания 15.1, 15.2, 15.3) - результат продуктивной текстовой деятельности на основе усвоения лингвистических, философско-нравственных понятий и опыта оперирования ими. Занимательность в предъявлении основных правил речеведения в процессе работы с текстом способствует лучшему пониманию теоретической информации, успешно подготавливает учащихся к итоговой аттестации по русскому языку.

Тематическое планирование рассчитано на 34 часа (1 час в неделю). Программа имеет блочно-модульную структуру. Содержание модулей основано на принципе линейности.

Разделы:

Блок 1. Введение. Текст как единое целое.

Блок 2. Типы речи.

Блок 3. Рассуждение как тип текста.

Блок 4. Учимся писать сочинения-рассуждения, предложенные на ОГЭ ( на лингвистическую тему, по проблематике прочитанного текста, морально-этическую характера).

Ожидаемые результаты

Обучающиеся должны

- знать критерии оценивания сочинения-рассуждения (15.1., 15.2.; 15.3.)

- уметь определять тему, идею, проблематику предложенного текста

- применять лингвистические знания в работе с текстом

- определять понятия морально-этического характера

- создать на основе исходного текста вторичное высказывание с учетом замысла, стиля и типа текста, авторской позиции

- находить и исправлять недочеты в построении и содержании рассуждения





Дата по плану

Дата по факту

Содержание урока

Продукт деятельности

Количество часов

1

Роль текста в жизни человека

1

2

Понятие о тексте

1

3

Основные признаки текста

Устное сообщение

1

4-5

Тема. Проблематика. Основная мысль текста. Эпиграф

Подобрать эпиграфы к текстам, определение проблематики

2

6

Опорные (ключевые) слова

Выписать из текста ключевые слова

1

7-8

План текста. Работа с текстами разных стилей

Составление простых и сложных планов

2

9

Абзац. Микротема текста

Разделение текста на абзацы

1

10-11

Связь предложений в тексте

Нахождение средств связи в предложениях

2

12-13

Стили речи и их лексико-синтаксические особенности

Определение стиля текста, создание текстов определенного стиля

2

14

Основные типы речи

Определение типов речи

1

15

Типичное строение текста. Типовые конструкции (клише)

Создание текста определенного типа

1

16

Языковые особенности текста. Речевое оформление сочинения и его оценивание

Выделение языковых особенностей текста

1

17-19

Рассуждение как тип текста. Виды рассуждения

Подбор текстов-рассуждений

3

20-21

Структура текста-рассуждения. Языковые средства связи в рассуждении

Анализ структуры текста

2

22

Формулируем тезис. Способы определения понятия

Создание утверждений

1

23

Приводим аргументы. Виды аргументов

Подбор и оформление аргументов

1

24

Делаем вывод. Виды заключения

Написание заключительной части рассуждения

1

25-26

Сочинение на лингвистическую тему (структурные особенности)

Написание сочинения на лингвистическую тему

2

27-28

Сочинение по содержанию прочитанного текста (структурные особенности )

Написание сочинения по содержанию текста

2

29-30

Сочинение на морально-этическую тему и его структурные особенности

Написание сочинения по нравственной проблематике

2

31-32

Контрольное сочинение

Создание сочинения-рассуждения

2

33-34

Работаем экспертами

Оценивание и редактирование

2



© 2010-2022