- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Обобщающе-повторительный урок по русскому языку «Фонетика»
Обобщающе-повторительный урок по русскому языку «Фонетика»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хотишева О.В. |
Дата | 14.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Фонетика»
(Обобщающе - повторительный урок).
Открытый урок по русскому языку в 5 классе.
.
[Учимтель: Хотишева О.В.]
Цель урока: повторить теоретические понятия, связанные с темой «Фонетика», закрепить умение производить фонетический разбор и применять знания на практике.
Оборудование урока: отрывок из стихотворения Анны Ахматовой, задания на карточках.
Ход урока:
Для того, чтобы вы смогли определить тему сегодняшнего урока, вам нужно вспомнить, что обозначает слово FHONE.(звук). И тема нашего сегодняшнего урока будет звучать так: «Фонетика». Запишите ее в тетрадь.
Цель урока: привести в систему изученное о звуках речи и вспомнить особенности произношения некоторых звуков. А поможет нам в этом отрывок из стихотворения Анны Ахматовой «Тайны ремесла».
Внимательно послушайте его:
…Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
-
О чем пишет Анна Ахматова в этом стихотворении? (о том, как рождаются стихи).
-
Что же рассказывает поэтесса о рождении стихов ?( рождение стихов у Анны Ахматовой словно не зависит от нее самой. Умение творить дано ей свыше. Для такой поэтессы, как Анна Ахматова, предметом поэзии становятся даже лопухи , лебеда, плесень.
-
А теперь посмотрим на это стихотворение с точки зрения такого раздела науки о русском языке- фонетики . А для этого мы должны найти ответ на вопрос: а почему записанный текст- стихотворение, а не проза? ( есть рифма)
-
А что такое рифма? (Совпадение в строках последних звуков). Давайте запишем рифмующиеся слова и подчеркнем буквы, которые обозначают одинаковые звуки при произношении.
СОРА-ЗАБОРА
СТЫДА-ЛЕБЕДА
СВЕЖИЙ-НЕЖЕН
СТЕНЕ-МНЕ
(учитель записывает на доске, ученики в тетради).
-
А более подробно мы остановимся на таких рифмующихся словах: СВЕЖИЙ-НЕЖЕН. Почему эти слова рифмуются, ведь они пишутся по-разному ( одинаково звучат). Какие звуки у них одинаковые? Обозначьте их.
[э][ж][ы]
СВЕЖИЙ.
-
Посмотрите внимательно на текст и выпишите словарные слова ( одуванчик, плесень лебеда, лопух, забор);
Почему слово ЖЕЛТЫЙ пишется ЧЕРЕЗ -Е?;
Проверим слова (безударную гласную в корне): сердитый, запах, стена, таинственная.
-
А сейчас мы поработаем в творческой лаборатории поэта. Законы фонетики помогают рифмовать слова. И зная эти законы, каждый из вас может быть поэтом. Не таким ,как Анна Ахматова, она великая поэтесса. Но все-таки. Вот сейчас мы и попробуем приобщиться к поэзии.
Каждый получит индивидуальное задание на карточке. К тем словам, которые у вас записаны, вам нужно подобрать и записать слова рифмующиеся, то есть создать рифму. Например: грибочек-пенечек, кошка-окошко. А затем каждый озвучит свои рифмы.
С заданием вы успешно справились и, по возможности, может быть, кто-то из вас полюбит писать стихи.
****************************************
-
А теперь давайте вновь обратимся к стихотворению А.Ахматовой. В тексте стихотворения нужно найти слова, в которых количество звуков и букв не совпадают. Для того, чтобы это задание выполнить успешно, давайте чуть-чуть опять поиграем. Отгадаем метаграммы. Для этого нужно заменить в слове одну букву на другую:
1)Со звуком [ с ] я не вкусна,
Но в пище каждому нужна,
С [ м ] берегись меня, не то
Я съем и платье и пальто.
(СОЛЬ-МОЛЬ)
2)С [ п ]- на дереве весною,
С [ т]-писать кончаешь мною,
С [б ]- я тара в магазине,
С[ к]-в болотистой низине.
(ПОЧКА, ТОЧКА, БОЧКА, КОЧКА)
-Вопросы по строчкам стихотворения:
1). Во 2 и 6 строчках найдите слова, где звуков больше, чем букв и запишите их( НЕ ВЕДАЯ, ТАИНСТВЕННЫЙ). А какие буквы в этих словах обозначают 2 звука?
2). В 6 и 8 строчках найдите слова, где звуков меньше, чем букв и запишите их (ПЛЕСЕНЬ, РАДОСТЬ). Какая буква не обозначает звука?
3). найдите в третьей строчке слова, написание которых не совпадает с произношением ( одуванчик, желтый ).
9. Обратите внимание на звуки, которые записаны на доске:
[р ],[ ф ],[ ч ],[ м ],[й ],[ ж ],[ л],[щ ],[ ц],[ н],[ ш].
Выпишите из этого ряда звуков:- сонорные звуки,
-всегда твердые звуки,
-всегда мягкие звуки.
10. Поэзия- это таинственный мир. Таинственность помогают передать знаки препинания. А какие знаки препинания встречаются в тексте стихотворения? В 6 строчке стоит многоточие- редко встречающийся знак. Как вы думаете, зачем, с какой целью поэтесса пользуется многоточием? ( в двух последних строчках Ахматова передает нам очень важную мысль; и пауза, которую мы должны сделать из-за многоточия, как бы заставляет нас задуматься и обратиться к каким-то прожитым моментам нашей жизни.
Чтобы перейти к следующему заданию. Давайте немного поиграем в ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРЯТКИ.
Ищем [ й]. Я читаю слова, а вы определяете, в каких из них есть
[ й], а в каких нет:
майский день, семья, съемка, Сёмка, Юра. Мячик, яблоко, ёлка.
11. Мы с вами повторили изученное о звуках, вспомнили особенности произношения некоторых звуков, поэтому, я думаю. Вы успешно выполните фонетический разбор слов, которые написаны на карточках.
******************************** Есть ли какие-нибудь особенности в этих словах? (во всех есть буква, обозначающая 2 звука.
12. Один из успехов А. Ахматовой как поэтессы заключался в том, что она бережно относилась к слову. И проделанная вами работа на сегодняшнем уроке учила и убеждала вас в том, что слова нашего языка нужно беречь и выполнять завет Анны Ахматовой:
А мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем
И внукам дадим, и от плена спасем.
Навеки!
13. А теперь подведем итог урока( что мы сегодня повторили. Может быть узнали нового?)
12.Домашнее задание.
Вспомните стихотворение «У лукоморья», которое вы учили в пятом классе. Если кто-то забыл, найдите его. И посмотрите на это стихотворение с точки зрения фонетики: запишите не менее десяти слов, в которых звуков больше, чем букв. И не менее десяти слов, в которых букв больше, чем звуков. Разберите любое из этих слов фонетически.