- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методика Особенности работы по русскому языку с отстающими детьми
Методика Особенности работы по русскому языку с отстающими детьми
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Антипова В.В. |
Дата | 02.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Особенности работы по русскому языку
с отстающими детьми
Антипова Вера Васильевна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
ГБОУ СОШ №94 г. Санкт-Петербурга
«Память человеку необходима
для всех проявлений души».
Блез Паскаль
Работа с отстающими детьми в современной школе имеет ряд особенностей, учитывающих нарушения здоровья, связанных с физическим развитием ребёнка, его психическим состоянием. Поэтому перед учителем стоит задача обучения его с учётом индивидуальных способностей. Следовательно, методика обучения должна строиться по-особому. Учитель словесности, коим я являюсь, должен понимать - без знания не может быть развития. Всем известно, какое образование получают учащиеся в нынешнее время. В области русского языка уровень знаний весьма низок. Подготовительные курсы,к сожалению, не решают данную задачу.Прежде всего, необходимо решить проблему организации учебного процесса. При этом следует руководствоваться следующими принципами:
- подавать материал в замедленном темпе, спокойным голосом, такой подход располагает ребёнка к стремлению учиться, познавать содержание материала, доверять учителю;
- быть доброжелательным к ученику, исключать раздражительность и нетерпение при проверке усвоения материала;
- использовать при необходимости наглядные пособия, план ответа на тот или иной вопрос;
- не скупиться на положительные оценку усвоения изучаемого материала;
- непременно использовать известное правило «повторение - мать учения»,
причём, этот принцип необходимо применять как можно чаще.
При изложении учебного материала необходимо тренировать память ученика, расставляя акценты на определённые слова, которые составляют основу содержания учебного материал
Задание№1. Прочтите внимательно список слов, который лежит перед вами. Затем переверните страницу и на обратной стороне листа запишите ещё раз слова, которые Вы только что прочли. Лук, ежевика, тоник, манго, слива, фундук, базилик, овсянка, яйцо, креветка, лимонад, ветчина, майонез.
Учитель словесности, коим я являюсь, должен понимать - без знания не может быть развития. Всем известно, какое образование получают учащиеся в нынешнее время. В области русского языка уровень знаний весьма низок. Подготовительные курсы,к сожалению, не решают данную проблему.
Задание№2. Проверка слуховой памяти учащихся. Внимательно вслушайтесь в следующие 10 слов вместе с их порядковым номером. Правильным ответом считается тот, в котором номер и слово записаны верно. Каждый ответ оценивается в 10 баллов. Если слово написано правильно, а номер не совпадает или пропущен, ответ оценивается в 5 баллов. Сумма баллов за каждый ответ - оценка эффективности слуховой памяти. 1. Снег, 6.Экскаватор,
2. Ветер, 7.Воспитатель,
3.Арифмометр, 8.Дневник,
4.Велосипед, 9.Ручка,
5.Фонендоскоп, 10.Автомат.
Задание№3. Проверка зрительной памяти. Внимательно прочитать слова, написанные на доске. Затем перевернуть доску. Запомнившиеся слова записать в тетрадь вместе с порядковым номером. Слова, записанные вместе с порядковым номером, оцениваются в 10 баллов. Слова, записанные без порядковых номеров, оцениваются в 5 баллов.
1.Зима, 6.Магазин,
2.Заповедник, 7.Василёк,
3.Малина, 8. Анализ,
5.Ответ, 9. Ежевика,
6.Ьуфет, 10. Водопровод.
Задание№4. Установление ассоциативных связей. Учащимся предлагается 12 выражений, которые произносятся вслух. Эти выражения они не должны записывать, а только лишь на каждое выражение сделать рисунок. Когда ученики нарисовали рисунки к каждой паре выражений, им предлагается рядом с рисунком написать выражение, обозначающее этот рисунок.
Кроме того, я практикую следующие задания:
- выписать из словаря слова на одну из тем («спорт» - коньки, лыжи, футбол, хоккей, плавание и т.д.), запомнить их написание. Далее проводится комментированное письмо.
-провести выборочные диктанты. Из предложений: Врач выписал больному рецепт. Продавец отпустил товар покупателю. Лётчик уверенно управлял самолётом учащиеся выписывают словарные слова: врач, рецепт, продавец, товар, лётчик;
- составить вопросы, ответом на которые будут словарные слова, например, «как называется ёмкость с водой, в которой плавают декоративные рыбки (аквариум)»;
- составить предложения, в которых нужно дописать слова, например, «автомобиль проехал …крёсток (перекрёсток);, или «на …коннике (подоконнике) сидел красивый котёнок» и т.д.;
- найти учащимся опущенный слог: …ведь(медведь) вышел на опушку …са(леса);
- собрать слово из слогов: ра, ти, квар(квартира);
ав,мо,биль,то(автомобиль) и т.д.
- найти выпавшие гласные: г_р_д_к(городок): д_р_вн_(деревня) и т.д.
Выполнение этих заданий позволяет учащемуся пополнять свой словарный запас, понимать значение слов и находить им правильное применение при составлении формулировок. Для этого перед учащимися ставятся следующие задачи: - объяснить значение слов, одинаково,написанных, но имеющих разный смысл: недалеко виднелся старинный замок-на дверях висел большой замок и т.д.:
- найти наибольшее количество значений одного слова, например,«стойка»- исходное положение в физкультуре, положение охотничьей собаки на охоте ,положение при выполнении команд по строевой подготовке;
- подобрать наибольшее количество слов, одинаковых по смыслу, например, «воин»-защитник, знаток и практик военного дела, призванный на военную службу, воюющий на поле боя;
- вставить пропущенные слова, например, на дворе громко лаяла…,по небу плыли грозовые…,Юрий Гагарин был первым покорителем…;
- составить словосочетание, добавив необходимое слово, например, выхлопные…(газы), густые…(заросли),просёлочная…(дорога);
- составить из предлагаемых слов предложения, например, достижение, непроходимые, туристам, пункта, заросли, конечного, осложняли;
- собрать пословицу из предлагаемых слов и подобрать другую пословицу.близкую по смыслу.
Подводя итог изложенному следует отметить, что набор задач, рекомендуемый для работы со слабоуспевающими учениками не есть догма, а есть понужедние для поиска методов, дополняющих предложенные. Умелое применение на практике приёмов и способов обучения слабоуспевающих учеников напрямую связано с педагогическим опытом учителя, особенно учителя русской словесности. Поэтому молодым учителям нужно активно перенимать этот опыт для эффективной работы со слабыми учениками и со знанием дела решать одну из важнейших задач государства.
,
-
-
12