Методика Особенности работы по русскому языку с отстающими детьми

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности работы по русскому языку

с отстающими детьми

Антипова Вера Васильевна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

ГБОУ СОШ №94 г. Санкт-Петербурга

«Память человеку необходима

для всех проявлений души».

Блез Паскаль

Работа с отстающими детьми в современной школе имеет ряд особенностей, учитывающих нарушения здоровья, связанных с физическим развитием ребёнка, его психическим состоянием. Поэтому перед учителем стоит задача обучения его с учётом индивидуальных способностей. Следовательно, методика обучения должна строиться по-особому. Учитель словесности, коим я являюсь, должен понимать - без знания не может быть развития. Всем известно, какое образование получают учащиеся в нынешнее время. В области русского языка уровень знаний весьма низок. Подготовительные курсы,к сожалению, не решают данную задачу.Прежде всего, необходимо решить проблему организации учебного процесса. При этом следует руководствоваться следующими принципами:

- подавать материал в замедленном темпе, спокойным голосом, такой подход располагает ребёнка к стремлению учиться, познавать содержание материала, доверять учителю;

- быть доброжелательным к ученику, исключать раздражительность и нетерпение при проверке усвоения материала;

- использовать при необходимости наглядные пособия, план ответа на тот или иной вопрос;

- не скупиться на положительные оценку усвоения изучаемого материала;

- непременно использовать известное правило «повторение - мать учения»,

причём, этот принцип необходимо применять как можно чаще.

При изложении учебного материала необходимо тренировать память ученика, расставляя акценты на определённые слова, которые составляют основу содержания учебного материал

Задание№1. Прочтите внимательно список слов, который лежит перед вами. Затем переверните страницу и на обратной стороне листа запишите ещё раз слова, которые Вы только что прочли. Лук, ежевика, тоник, манго, слива, фундук, базилик, овсянка, яйцо, креветка, лимонад, ветчина, майонез.

Учитель словесности, коим я являюсь, должен понимать - без знания не может быть развития. Всем известно, какое образование получают учащиеся в нынешнее время. В области русского языка уровень знаний весьма низок. Подготовительные курсы,к сожалению, не решают данную проблему.

Задание№2. Проверка слуховой памяти учащихся. Внимательно вслушайтесь в следующие 10 слов вместе с их порядковым номером. Правильным ответом считается тот, в котором номер и слово записаны верно. Каждый ответ оценивается в 10 баллов. Если слово написано правильно, а номер не совпадает или пропущен, ответ оценивается в 5 баллов. Сумма баллов за каждый ответ - оценка эффективности слуховой памяти. 1. Снег, 6.Экскаватор,

2. Ветер, 7.Воспитатель,

3.Арифмометр, 8.Дневник,

4.Велосипед, 9.Ручка,

5.Фонендоскоп, 10.Автомат.

Задание№3. Проверка зрительной памяти. Внимательно прочитать слова, написанные на доске. Затем перевернуть доску. Запомнившиеся слова записать в тетрадь вместе с порядковым номером. Слова, записанные вместе с порядковым номером, оцениваются в 10 баллов. Слова, записанные без порядковых номеров, оцениваются в 5 баллов.

1.Зима, 6.Магазин,

2.Заповедник, 7.Василёк,

3.Малина, 8. Анализ,

5.Ответ, 9. Ежевика,

6.Ьуфет, 10. Водопровод.

Задание№4. Установление ассоциативных связей. Учащимся предлагается 12 выражений, которые произносятся вслух. Эти выражения они не должны записывать, а только лишь на каждое выражение сделать рисунок. Когда ученики нарисовали рисунки к каждой паре выражений, им предлагается рядом с рисунком написать выражение, обозначающее этот рисунок.

Кроме того, я практикую следующие задания:

- выписать из словаря слова на одну из тем («спорт» - коньки, лыжи, футбол, хоккей, плавание и т.д.), запомнить их написание. Далее проводится комментированное письмо.

-провести выборочные диктанты. Из предложений: Врач выписал больному рецепт. Продавец отпустил товар покупателю. Лётчик уверенно управлял самолётом учащиеся выписывают словарные слова: врач, рецепт, продавец, товар, лётчик;

- составить вопросы, ответом на которые будут словарные слова, например, «как называется ёмкость с водой, в которой плавают декоративные рыбки (аквариум)»;

- составить предложения, в которых нужно дописать слова, например, «автомобиль проехал …крёсток (перекрёсток);, или «на …коннике (подоконнике) сидел красивый котёнок» и т.д.;

- найти учащимся опущенный слог: …ведь(медведь) вышел на опушку …са(леса);

- собрать слово из слогов: ра, ти, квар(квартира);

ав,мо,биль,то(автомобиль) и т.д.

- найти выпавшие гласные: г_р_д_к(городок): д_р_вн_(деревня) и т.д.

Выполнение этих заданий позволяет учащемуся пополнять свой словарный запас, понимать значение слов и находить им правильное применение при составлении формулировок. Для этого перед учащимися ставятся следующие задачи: - объяснить значение слов, одинаково,написанных, но имеющих разный смысл: недалеко виднелся старинный замок-на дверях висел большой замок и т.д.:

- найти наибольшее количество значений одного слова, например,«стойка»- исходное положение в физкультуре, положение охотничьей собаки на охоте ,положение при выполнении команд по строевой подготовке;

- подобрать наибольшее количество слов, одинаковых по смыслу, например, «воин»-защитник, знаток и практик военного дела, призванный на военную службу, воюющий на поле боя;

- вставить пропущенные слова, например, на дворе громко лаяла…,по небу плыли грозовые…,Юрий Гагарин был первым покорителем…;

- составить словосочетание, добавив необходимое слово, например, выхлопные…(газы), густые…(заросли),просёлочная…(дорога);

- составить из предлагаемых слов предложения, например, достижение, непроходимые, туристам, пункта, заросли, конечного, осложняли;

- собрать пословицу из предлагаемых слов и подобрать другую пословицу.близкую по смыслу.

Подводя итог изложенному следует отметить, что набор задач, рекомендуемый для работы со слабоуспевающими учениками не есть догма, а есть понужедние для поиска методов, дополняющих предложенные. Умелое применение на практике приёмов и способов обучения слабоуспевающих учеников напрямую связано с педагогическим опытом учителя, особенно учителя русской словесности. Поэтому молодым учителям нужно активно перенимать этот опыт для эффективной работы со слабыми учениками и со знанием дела решать одну из важнейших задач государства.



























































































,

-





-

12


© 2010-2022