План-конспект урока Художественная проблематика и идея стихотворения А. С. Пушкина Пророк

Данная методическая разработка урока может быть использована при изучении стихотворения А. С. Пушкина "Пророк" по любым УМК. Цель методической разработки – представление практического опыта работы в преподавании предмета «Литература», обмен профессиональными знаниями. Формируемые компетенции: лингвистическая, культурологическая, коммуникативная. Формы работы учащихся: учебное исследование, работа с этимологическим словарём и словарём архаизмов и историзмов, эвристическая беседа, самостоятельная работа, выразительное чтение. Коллективная интеллектуальная деятельность, диалог с художественным текстом организуется с помощью системы эвристических вопросовБольшое внимание уделяется работе над лексикой художественного текста, без которой невозможно выявить авторску...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

infourok.ru/

План-конспект урока

Тема урока. Художественная проблематика и идея стихотворения

А. С. Пушкина «Пророк»

Цели урока:

Выявить пушкинское представление о роли и предназначении поэта и поэзии.

Развивать навыки анализа лирического стихотворения.

Воспитывать любовь к русской классической литературе.

Оборудование урока: тексты гл. 6 из «Книги пророка Исайи» (Библия. Ветхий Завет) и стихотворения А. С. Пушкина «Пророк», этимологические словари, словари архаизмов и историзмов.

Формируемые компетенции: лингвистическая, культурологическая, коммуникативная.

Формы работы учащихся: учебное исследование, работа с этимологическим словарём и словарём архаизмов и историзмов, эвристическая беседа, самостоятельная работа, выразительное чтение.

Ход урока

  1. Организационный момент.

2. Целеполагание.

- Дома вы прочитали два текста: фрагмент из Книги пророка Исайи и стихотворение А. С. Пушкина «Пророк». К каким выводам вы пришли? (Фрагмент из Книги пророка Исайи стал первоисточником пушкинского стихотворения).

- Какие вопросы у вас возникли? (Зачем поэт «пересказал» в стихах библейский текст? Какова художественная идея стихотворения?)

- Итак, мы определили цель нашего сегодняшнего исследования. Запишем тему урока - «Художественная проблематика и идея стихотворения А. С. Пушкина «Пророк».

3. Работа в группах (2 группы)

- Но разве «Пророк» - пересказ? Давайте попробуем найти не только совпадения, но и бросающиеся в глаза отличия библейского и пушкинского текстов.

1 группа формулирует обнаруженные совпадения, 2 группа - отличия.

4. Представление работы групп, рефлексия.

Словарная работа с текстом «Пророка», эвристическая беседа.

- Как «ведут себя» слова в контексте библейского фрагмента и стихотворения «Пророк»? Есть ли разница? В каком тексте слова имеют прямое значение, а в каком - переносное?

- Что дало нам это исследование? К каким выводам мы можем прийти? (Используя библейский миф, автор «Пророка» преследовал какие-то свои цели. Если пророк Исайя описал виденное как реальность, то в пушкинском стихотворении слова утрачивают предметное значение.)

- Поясните значение словосочетания «духовная жажда» (страстное желание истины, добра, справедливости, гармонии).

- Какова этимология слова «пустыня»? С чем ассоциируется у нас это слово? Сохраняет ли слово предметное значение в контексте? (Пустота, одиночество, жара, свет, но здесь - «в пустыне мрачной»).

- Что такое «перепутье»? Есть ли оно в настоящей пустыне? Какое переносное значение имеет слово путь? (Жизненный путь; здесь речь идёт о жизненном перепутье, о духовных исканиях).

- Какую особенность лексики мы можем отметить ещё? (Обилие старославянизмов)

- Что означают слова «зеницы», «персты», «отверзлись», «глас», «виждь»? Каково предназначение этих старославянизмов в стихотворении?

- Какова роль Серафима? (Он должен подготовить избранника к духовному прозрению, восприятию божественного слова)

- Как томимый жаждой путник превращается в пророка? Что с ним происходит?

1.Моих зениц коснулся он - отверзлись вещие зеницы

- Что значит отверзлись? Разве до этого глаза были закрыты? Каково свойство обретённого зрения? Что означает слово вещие? В каком стихотворении оно нам встречалось? («Песнь о вещем Олеге»)

Физкультминутка

- Нам предстоит ещё долго работать с текстом, с книгой, и, чтобы глаза не устали, мы проведём электронную физкультминутку. Встаньте, внимание на экран ( nsportal.ru/sites/default/files/2012/12/10/luntik.pps)

- А теперь мы продолжим наше исследование. Как же далее происходит превращение обыкновенного человека в пророка?

2.Моих ушей коснулся он - …И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье…

- Каково значение слов внял, горний, дольней, прозябанье? Можно ли слово внял заменить словом услышал? Может ли обычный человек услышать это?

3.И он к устам моим приник - И вырвал грешный мой язык,

И празднословный, и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой

- «Празднословный и лукавый» - это характеристика человеческого языка вообще или языка путника до момента его призвания?

- Почему именно жало мудрыя змеи в качестве органа речи получает призванный? (Змея - символ мудрости, в греческой мифологии она является одним из атрибутов богини мудрости Афины, в праславянской мифологии - связана с Велесом)

- Чем сменяется тема обретения мудрости? В какой момент возникает мотив необходимости очистительного страдания, боли?

4. И он мне грудь рассёк мечом, И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнём,

Во грудь отверстую водвинул

- Сохраняется ли иносказательность поэтического слова? Как связан образ огня с жизненным путём человека (жизнь-горение - ср. пылающее сердце Данко).Каков смысл этой метафоры у Пушкина? Что означает наказ Бога? К кому обращён призыв «Глаголом жги сердца людей»?(К пророку = поэту, получившему волею Бога власть над словом)

- Решили ли мы в ходе нашего исследования поставленные в начале урока задачи? Сформулируйте вопросы, на которые отвечает поэт своим «Пророком» (проблематика стихотворения), и попробуйте дать на них ответ, исходя из текста.

Примерные ответы:

1) Каково место поэта: он среди людей или над ними? (Над людьми, над правителями)

2) Кто наградил поэта пророческим даром, благословил его выполнять божественную миссию?(Бог; только он является для поэта высшей нравственной инстанцией, судьёй; поэт, несущий людям божественную истину, должен иметь абсолютную свободу от земных властителей, от толпы)

Рефлексия

- Какова же цель и задача поэзии, по Пушкину?

Домашнее задание:

прочитать стихотворение «Арион», ответить на вопрос, в чем сходство и различие авторской художественной мысли, выраженной в «Пророке» и «Арионе»



© 2010-2022