Статья на тему Метод проектов на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема статьи "Метод проектов на уроках русского языка и литературы"

Создание условий для всестороннего развития способностей обучающегося, вовлечение его в активный процесс познания мира и себя на сегодняшний день является основной задачей современного образования. Показателями успешности образованной личности являются активность и самостоятельность, которые формируются в ходе практико-ориентированной и личностно-ориентированной деятельности, каковой является метод проектов, отвечающий требованиям современного образования.

В связи с этим метод проектов, нацеленный на воспитание активной, инициативной личности, стал одним из самых популярных и эффективных в образовании.

Необходимо отметить, что целью проектной деятельности является:

- понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов;

- повышение мотивации учащихся при выполнении заданий;

- развитие творческих способностей;

- формирование чувства ответственности;

- развитие коммуникативных способностей в групповой работе;

- создание условий для сотрудничества между учителем и учащимися.

Педагогики ищут и применяют разные методы воспитания и обучения востребованного, инициативного, активного гражданина, ориентируясь на запросы времени и общества. Поэтому метод проектов особенно интересен, так как он способствует выявлению новых коллективных форм учебной деятельности, создает практический момент изучения учебного материала, активизирует творческие возможности личности.

Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы является актуальным и эффективным способом решения задачи, стоящей перед системой образования в современном обществе, а именно способствует созданию условий для всестороннего развития способностей обучающегося.

Не секрет, что пассивность и рефлексивность учащихся на занятиях часто является причиной низкой эффективности педагогического общения в процессе обучения. В связи с этим на уроках русского языка и литературы особое место занимает метод проектов, так как он воспитывает у учеников способность к действию, рассуждению, самостоятельности. Метод проектов формирует креативно-интеллектуальную активность, коммуникативные умения, широкое усвоение информационных технологий.

На занятиях русского языка и литературы метод проектов- это одна из эффективных форм, так как благодаря специфике этой деятельности происходит смещение акцентов от субъект-объектной деятельности к субъект-субъектной. Ученик занимает активную позицию, учиться выражать свое мнение и прислушиваться к чужому, сотрудничать и договариваться, развиваются такие качества личности, как самостоятельность, предприимчивость, изобретательность.

Метод проектов может применяться как для изучения новой темы, так и для закрепления и повторения учебного материала.

Следует отметить, что во время работы над проектами на уроках русского языка и литературы существенно развиваются навыки самостоятельной работы учащихся (умение читать и перерабатывать текст, собирать необходимую информацию, брать интервью, работать со справочными материалами, пользоваться компьютером, планировать свою деятельность, принимать решение, вести дискуссию, уметь аргументировано отстаивать свою позицию, вести поиск необходимой информации, исследовать, оформлять, оценивать, документировать результаты работы и т.п.).

Метод проектов на уроках литературы может быть использован для сопоставления творчества различных писателей, анализа развития определенной тематики в русской литературе, изучения новаторства и традиций в художественном произведении и прочее.

На сегодняшний день также актуально использование интерактивных средств и современных технологий в рамках проективной деятельности. Мультимедийные литературные проекты сочетают в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование новейших информационных технологий. Кроме того такой подход дает возможность визуально воспринимать материал и точнее понимать его или дополнительно узнать что-то.

В рамках изучения русского языка возможно создание проектов, связанных с историческими изменениями в языке, с лексическими пластами, с лингвистическим анализом текста и т.п.

Но при сегодняшней загруженности современного ученика реальным становится создание одного группового проекта, максимум двух в течение учебного года. Решением данной проблемы, на мой взгляд, является проектной методики в урок, что позволяет увеличить долю исследовательской деятельности в образовательном процессе на уроках русского языка и литературы.

Метод проектов является достаточно разработанным, в современной педагогической литературе имеется достаточно много исчерпывающей информации, что позволяет педагогу, глубоко изучив данный материал, использовать проектную деятельность в своей работе. Это могут быть как долгоиграющие проекты, рассчитанные на длительный срок, так и кратковременные, которые, например, можно уместить в несколько занятий. В данном случае ограничением будет только мастерство и фантазия педагога.

Ведь проектная деятельность направлена на овладение учащимися навыками исследовательской работы, предусматривающей определенную последовательность действий, умение ориентироваться в огромном мире информации, действовать в команде и самостоятельно, вырабатывать собственное мнение, представлять результаты своего труда, а не совершение ими открытие «мирового масштаба».

Таким образом, метод проектов позволяет реализовать различные цели и задачи урока в обучении русскому языку и литературе, расширить пространство общения, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, подходящие для подростков. Важными достоинствами данной формы организации педагогического процесса является возможность исключить формальный характер изучения языка и литературы, активизировать учащихся для достижения практического результата, удовлетворить потребность учащихся в самореализации. Такая работа интересна, эффективна и результативна.

Список литературы.


  1. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.

  2. Кудрявцева Н. Г.. Проектная деятельность учащихся. // Справочник заместителя директора школы, 2008. -№ 8. - С. 47.

  3. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ "Белый ветер", 2000. - 285с.

  4. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003. - 110с.

  5. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004

  6. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: Просвещение, 2005. - С. 100-116.

© 2010-2022