Рабочая программа элективного курса Современная литература

Данная программа помогает решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы, она на­правлена на совместную работу ученика и учителя, совместную работу ума, воли, чувств, на воспитание читающего, грамотного гражданина.                 Отбор произведений современной литературы подчинен этим задачам. Программа представляет собой цикл занятий, посвященных творчеству современных авторов, и опирается как на книжные, так и журнальные публикации последних десятилетий.                   Особенностью текстов, включенных в программу, является то, что по своей жанровой природе это, как правило, рассказы и не­большие повести. Такие произведения удобны для текстуального анализа и позволяют сосредоточиться не только на осмыслении содержания, но и на выявлении художественного своеобразия текста.                  Представленные в программе произведения принадлежат перу как совсем молодых, так и уже получивших читательское призна­ние авторов.                  Программа содержит ряд тематических разделов, каждый из которых посвящен нескольким произведениям, изучаемым тексту­ально.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(второго вида)

элективного курса Совеменная литература

Ступень обучения, класс - среднее (полное) общее образование 10 класс

Количество часов - 34 Уровень - базовый

Учитель - Куликова Ирина Сергеевна




Программа разработана на основе авторской программы элективного курса Современная литература для 10 - 11 классов / Глебова Н. Н. - Волгоград. - Учитель. - 2009





1. Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса Современная литература 10-11 классы разработана на основе авторской программы элективного курса Современная литература 10-11 классы / Глебова Н. Н. - Волгоград. - Учитель. - 2009.

Необходимость разработки рабочей программы заключается в том, что учебный план ОУ предусматривает в 10 классе 34 часа, а в авторской программе - 68 часов.

Цель элективного курса:

-становление духовного мира человека, создание условий формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.

Таблица тематического распределения часов

Разделы, темы

Количество часов


п/п

авторская программа

рабочая

программа


I полугодие


17

1.

Введение


1

2.

Блок 1. «Эти непростые 30-е годы» .


2

3.

Блок 2. Годы репрессий


4

4.

Блок 3. «Остаться человеком в пламени войны»


9

5.

Зачетная работа за I полугодие.


1



II полугодие



17

6.

Блок 4. «Береги в себе человека»


4

7.

Блок 5. Человек и природа.


4

8.

Блок 6. Человек на земле.


5

9.

Блок 7. Герой нашего времени.


2

10.

Блок 8. Массовая литература.


1

11.

Итоговая зачетная работа.


1


Итого:

68

34

2. Содержание программы.

Введение 1ч

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций современной литературы. Основные направления и тенденции развития. Многоплановость, жанровое многообразие.

Блок 1. «Эти непростые 30-е годы» 2ч

Всенародная трагедия народа. Широта художественной панорамы. Глубина постижения исторических процессов.

В. Белов «Кануны», С. Залыгин «На Иртыше», Б. Можаев «Мужики и бабы», С. Антонов «Овраги», В. Тендряков «Хлеб для собаки». Крушение мечты о «всеобщем счастье». Тема раскрестьянивания в литературе.

Блок 2. Годы репрессий 4ч

В. Дудинцев «Белые одежды», Д. Гранин «Зубр», В. Шаламов «Колымские рассказы» О. Волков «Погружение во тьму», С. Довлатов «Зона», Г. Владимиров «Верный Руслан».

Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Отражение эпохи 30-40-х годов. Судьба российской интеллигенции. Ответственность народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. Тема памяти живых и погибших. Органическое единство художественного и публицистического в произведениях современных авторов.

Блок 3. «Остаться человеком в пламени войны» 9ч

К. Воробьев «Это мы, Господи», В. Кондратьев «Сашка», Г. Бакланов «Навеки-девятнадцатилетние», Е. Носов «Костер на ветру», В. Астафьев «Прокляты и убиты», «Так хочется жить», М. Карим «Помилование», В. Быков «Медовый месяц», «Полюби меня, солдатик», С. Алексиевич «У войны не женское лицо».

О. Ермаков «Последний рассказ о войне», К. Таривердиев «Ловушка», «Перебежчик», Н. Иванов «Спецназ, который не вернулся» «Вход в плен бесплатный», А. Проханов «Чеченский блюз», В. Макании «Кавказский пленный».

Углубление темы Великий Отечественной войны в современной литературе. Художественное исследование духовных истоков массового героизма народа в защите Отечества. Образ молодого бойца. Суровая правда войны. Героика военных будней.

Осмысление подвига и трагедии народа. Психологическая проза, нравственные основы личности человека в трагических коллизиях войны. «Афганская» и «чеченская» проза. Художественно-документальный жанр.

Зачетная работа за I полугодие.

Блок 4. «Береги в себе человека» 4ч

Нравственная красота нашего современника. Проблема отношений личности и коллектива. Пристальный интерес к сложному духовному миру человека, нравственным основам его характера.

Е. Носов «Яблочный Спас», «Карманный фонарик», В. Распутин «В ту землю», «Женский разговор», «Нужная профессия», «Изба». Связь рассказа с житийной литературой. Вера в силы народного духа, золотые сердца русских крестьян. С. Бабаян «Моя вина», «Кучук - Ламбат», С. Залыгин «Ирунчик», «Уроки правнука Вовки», Б. Екимов «Пиночет».

Современная поэзия о нравственности.

Блок 5. Человек и природа. 4ч

Философское осмысление проблемы - отношение человека к природе. Утверждение нравственных законов отношения человека к миру. Значение образов природы. Роль автора-рассказчика. Публицистичность и лиризм произведений. В. Распутин «Прощание в Матерой», В. Астафьев «Царь-рыба», П. Краснов «Шатохи», С. Алексиевич «Чернобыльская молитва», Г. Медведев «Чернобыльская тетрадь», «След инверсии», Ю. Щербак «Чернобыль». Боль за родную землю. Органическое единство художественного и публицистического жанра. А. Варламов «Гора», «Байкал». Экологические и нравственные проблемы современности.

Блок 6. Человек на земле. 5ч

Изображение духовной и физической мощи человека. Трудный быт простого человека. Отношение к труду как к главному делу жизни. Проблема ответственности человека за свое жизненное поведение (проблема жизненного выбора), понятие гражданского долга, высота нравственных требований к человеку.

Ф. Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька», Б. Еки-мов «Пиночет», «Фетисыч», «Пастушья звезда», В. Астафьев «Лю-дочка», Г. Бакланов «Кондратий», Д. Бакин «Сын дерева», «Страна происхождения», А. Цветков «Герой рабочего класса», В. Золотуха «Последний коммунист», С. Довлатов «Чемодан», Ю. Трифонов «Обмен». Образ молодого героя на страницах произведений последних десятилетий. Поиски героя времени.

Блок 7. Герой нашего времени. 2ч

А. Цветков «Герой рабочего класса», В. Золотуха «Последний коммунист». Проблема поиска героя времени. Судьба «растерянного» поколения 90-х годов. Проблема «отцов» и «детей». С. Довлатов «Чемодан», Ю. Трифонов «Обмен». Русская интеллигенция в испытаниях времени.

Блок 8. Массовая литература. 1ч

Б. Акунин «Азазель». Жанр детектива. М. Успенский «Там, где нас нет». Жанр фэнтэзи. Сага о похождениях русского богатыря Жихаря. Поэтика романа. М. Веллер «Приключения майора Звягина». Плутовской роман. Похождения ловкого авантюриста.

Итоговая зачетная работа.

3.Перечень зачетных работ.

п/п

Вид работ

Кол-во часов

1.

Зачетная работа за I полугодие.

1

2.

Итоговая зачетная работа.

1

4.Требования к подготовке учащихся по элективному курсу

В результате изучения элективного курса учащиеся должны:

- прочитать и под руководством учителя изучить произведения современных авторов;

- уметь охарактеризовать и оценить главных героев, знать основные проблемы, важнейшие идейно-нравственные особенности произведений;

- уметь давать оценку произведениям на основе личностного восприятия и осмысления их идейно-художественного своеобразия;

- освоить сведения по теории и истории литературы, особенности построения и языка художественного произведения, сведения о жизни и творчестве современных писателей;

- овладеть культурой чтения, чтобы эмоционально воспринимать и оценивать произведения разных жанров;

- уметь грамотно высказать и обосновать свое отношение к художественному произведению, выступить с сообщением или докладом на литературную тему, участвовать в беседе, диспуте по вопросам литературы и общественной жизни, писать сочинения разных жанров, выразительно читать наизусть отдельные произведения или их фрагменты;

- уметь сопоставить произведения литературы с произведениями живописи (иллюстрациями к ним), с кино- и телеэкранизациями, с музыкальными произведениями, созданными на их основе;

- изучив минимум произведений, быть подготовленными к самостоятельному чтению художественной литературы, ориентироваться в развитии современной литературы в целом.

5.Список рекомендуемой учебно-методической литературы


  1. Программа разработана на основе авторской программы элективного курса Современная литература. 10 - 11 классы / Глебова Н. Н. - Волгоград. - Учитель. - 2009.



© 2010-2022