Конспект урока по ФГОС Неопределенные местоимения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК В 5 «Г» классе по теме:

«Неопределённые местоимения-существительные».

Учитель Иванова Ольга Николаевна, I КК

МБОУ Гимназия имени А. Платонова

Цели урока: 1) ознакомить обучающихся с новым разрядом

местоимений (дать понятие неопределённости,

выявить грамматическое значение, образование,

морфологические признаки и синтаксическую

роль неопределённых местоимений);

  1. совершенствовать орфографические навыки

обучающихся;

  1. развивать навыки самостоятельной работы с

учебным пособием;

  1. создать на уроке атмосферу добра, творчества,

взаимопонимания, открытости каждого ребёнка.

Эпиграф к уроку (на доске):

Кто - то дверь откроет в тайну,

Кто - нибудь подскажет путь,

Нечто встретим мы случайно…

Кто они? Узнаем суть!

ХОД УРОКА:


  1. Организационный момент. Приветствие.

Слово учителя: «Сегодня мы продолжаем изучение большой темы

«Местоимение». Каждый наш урок - ступенька познания нового. По

лестнице знаний мы поднимаемся всё выше, открывая для себя

разряды местоимений. Сегодня вы познакомитесь с новым, не менее

интересным разрядом местоимений. Но это будет чуть позже.


  1. Повторение. Что мы знаем о местоимениях - существительных?

Повторяем разряды местоимений, используя приём «ВЕРИШЬ - НЕ

ВЕРИШЬ».

Веришь ли ты, что…

  1. местоимения указывают на предметы, признаки, количество, но

не называют их?

  1. местоимения употребляются вместо существительных,

прилагательных, глаголов?

  1. местоимения Я, МЫ имеют число и склонение?

  2. местоимения - существительные изменяются по падежам?

  3. лицо, число - это постоянные признаки личных местоимений?

  4. в предложении «От меня отвёл, а к себе не привёл» все

местоимения личные?

  1. возвратное местоимение СЕБЯ изменяется по родам?

  2. в косвенных падежах к местоимениям 3 лица добавляется

согласная буква Н?

  1. вопросительные местоимения КТО и ЧТО не изменяются по

падежам?

  1. возвратное местоимение не имеет формы именительного падежа?

Ответы высвечиваются на экране. Ученики проверяют себя и

ставят отметку, используя шкалу оценивания.

1 да 6 нет

2 нет 7 нет

3 нет 8 да

4 да 9 нет

5 да 10 да


  1. Введение в тему урока с последующей постановкой проблемы


  1. Послушайте загадку и постарайтесь сформулировать тему урока.

НЕКТО шёл по дороге и нашёл НЕЧТО. Часть найденного он отдал КОМУ - ТО, а КОЕ - ЧТО бросил. Что у него осталось?

- Можно ли определить, о ком и о чём говорит автор? КТО шёл?

ЧТО он нашёл? ЧТО отдал? КОМУ?

  • Какое впечатление создают местоимения НЕКТО, НЕЧТО?

КОМУ - ТО?

- Сформулируйте тему урока.

(НЕОПРЕДЕЛЁННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ).



  1. Формулирование проблемы урока.

А) № 494. Разыгрывание сценки.

-Сформулируйте вопросы по материалу сценки.

(Чем отличаются существительные от мест.-существительных?

Как образуются неопределённые мест.?

Б) Прочитайте стихотворение С. Есенина. Найдите в нём мест., которые указывают на неопределённое лицо и неопределённый предмет.

ЖАЛОБУ КОМУ-ТО

ВЕТЕР ШЛЁТ НА ЧТО-ТО

И БУШУЕТ ЛЮТО:

НЕ УСЛЫШАЛ КТО-ТО.

( С. ЕСЕНИН)

Выпишите неопр. мест. из стих. С. Есенина. Сравните их с мест. из сценки. Сформулируйте ещё один вопрос урока.

(Как пишутся неопределённые мест.-существительные?).


  1. Открытие новых знаний.


  1. Чтение текста определения в рамке на стр. 98.

- Из скольких частей состоит текст определения?

- Задайте вопрос к каждой из частей? (1. Что такое неопределённые местоимения? Какие они бывают?

2. Какие грамматические признаки есть у неопределённых мест.?)

2.Дополнение таблицы «Морфологические признаки местоимений-существительных», составленной на предыдущем уроке.


4. Неопределённые местоимения

Некто, нечто-неизменяемые

Падеж



  1. Наблюдение над написанием неопределённых местоимений.

некто кое-кто кое у кого

нечто что-то кое с кем

что-либо кое о чём

кто-нибудь

-Почему неопределённые местоимения записаны в 3 столбика?

-Сколько орфограмм в этом правиле?

Каковы опознавательные признаки этих орфограмм? Одинаковые они или разные?

Сравните ваши выводы с выводами правил на стр.99-100. Что нового узнали?


  1. Первичное закрепление, развитие учебно-языковых и правописных умений.

Работа в группах.


  1. Просклоняйте письменно местоимения кое-кто и кое-что. В каком падеже данные местоимения-существительные пишутся всегда раздельно?


  1. Выпишите неопределённые местоимения-существительные. Каким способом они образуются?

Я сегодня скажу маме что - то доброе. Кое - кто мне радостно улыбнулся. С кем - нибудь мы разделим хорошее настроение. Кому - либо из нас обязательно повезёт.


3.Спишите предложения. Определите, какую роль в предложении играют неопределённые местоимения-существительные.

Я сегодня скажу маме что - то доброе. Кое - кто мне радостно улыбнулся. С кем - нибудь мы разделим хорошее настроение. Кому - либо из нас обязательно повезёт.


  1. Итоговое закрепление.

Объяснительный диктант.

Ты знаешь, что мир местоимений широк и многообразен. Они постоянно напоминают нам о себе, заставляют о чём - то задуматься, вспомнить нечто приятное. Они как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.

  • Проставить разряды местоимений.

  • Подчеркнуть местоимения как члены предложения.

  • Обменяйтесь тетрадями, проверьте диктант. Поставьте

объективную отметку.


  1. Итог урока. Рефлексия.


  1. Каким способом образуются неопределённые местоимения- существительные?

  2. Назовите ключевое слово для раздельного написания неопределённых существительных.

  3. Приведите ещё примеры орфограмм слитного, раздельного и дефисного написания слов.


  1. Сегодня я узнал…

  2. Было интересно…

  3. Было трудно


  1. Д/з. Придумать загадки с неопределёнными местоимениями.

Или

№496.



© 2010-2022