Урок русского языка. Тема Гласные о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в технологии системно - деятельностного метода

Пояснительная записка

Тема урока русского языка «Гласные о и е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц» изучается по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

Класс: 3

Тип урока: урок открытия нового знания.

Урок построен в технологии системно - деятельностного подхода.

Конспект урока

Тема: «Гласные о и е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц»

Цель: научиться обозначать звук [ о ] после шипящих и ц в окончаниях имен существительных.

УУД:

Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие.

Коммуникативные: уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Познавательные: развивать умение применять алгоритм правила.

Метапредметные результаты:
Умение построения логической цепи рассуждений, результат которой - построение алгоритма действий к решению учебной задачи

Оборудование:- учебник II часть (стр. 69 - 71);

- рабочая тетрадь;

- мультимедийный экран;

- компьютер;

- презентация

Класс разбит на три группы, в каждой из которых по 5 - 6 человек.


Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

I. Мотивация к учебной деятельности. (1мин)

- Девизом нашего урока будет поговорка: «Знаешь - говори, не знаешь - слушай».

Проверяют готовность рабочего места к уроку.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности. (7 мин)

Группам дается задание.

1. Поставьте в словах ударение.

Аптека, багаж, билет, вокруг, впереди, гигант, забота, инженер.

2. Разберите слова по составу:

Ветерок, природный, зимушка, налить, приехать, ушки.

3. Определите орфограмму, вставьте пропущенные буквы.

Ч..рный, ж..лтый, ш..лковый, прич..ска, пч..лы, ш..пот.

- Какие знания вам понадобятся, чтобы решить поставленную перед вами задачу?

1 группа: знание словарных слов и постановки ударения.

2 группа: знание состава слова, умение подбирать однокоренные слова.

3 группа: знание правила правописания букв о,ё после шипящих в корнях имен существительных.

Записывают слова в тетрадь, согласно заданию.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция ;

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

Проверка выполненной работы: ученики по очереди объясняют то, как они выполняли задание.

III. Постановка проблемы. (4 мин)

Задание: Вставить пропущенные буквы.

Свеч..й туч..й борц..м





- Почему так получилось? Задание было одно. Но как оно выполнено?

- Чего мы ещё не знаем? Какой будет тема урока?

-Сформулируйте тему точнее.

- Какие знания нам необходимы для решения учебной задачи?

К доске вызываются из каждой группы по одному ученику, остальные проверяют их работу.

1-й ученик:

Свечей, тучей, борцем

2-й ученик: Свечой, тучей, борцем

3-й ученик: Свечой, тучой, борцом

Ответ ребят:

- По разному.

- Буквы о,е в окончаниях существительных.

- Правописание гласных о,е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц.

- Ударение, состав слова.

Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

IV. Построение проекта выхода из затруднения. (4 мин)

Работа в группе.

Понаблюдайте над группами слов:

Свечой - тучей

Карандашом - душем

Ужом - пейзажем

Борцом - пальцем

Плащом - товарищем

Читают слова, ставят ударение, определяют часть слова, в которой находится орфограмма, формулируют правило.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Познавательные:

общеучебные: знаково-символические - моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

V. Реализация построенного проекта. (5 мин)

- Как мы можем проверить правильность наших ответов.

- Давайте попробуем составить алгоритм действий.



- Какое изученное вами правило напоминает новую орфограмму?

- В чем их сходство?

- В чем различие?

- Проверим, прочитав в учебнике.



  1. Определим, в какой части слова орфограмма - в окончании.

  2. Поставим ударение: если окончание ударное - пишем букву о, если безударное - пишем букву е.

- Правописания букв о,ё после шипящих в корнях имен существительных.

- Правописание букв о,ё после шипящих в именах существительных.

Орфограмма в корне - в окончании.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

VI. Первичное закрепление c проговариванием во внешней речи. (5 мин)

Работа у доски по цепочке.

Упр. 1 с. 70 - записать слов в два столбика. В первый с ударным окончанием, во второй - с безударным.



Каждый учащийся проговаривает алгоритм действий:

1.Определяю, в какой части слова орфограмма - кирпич..м - в окончании.

2.Ставлю ударение: окончание ударное - пишу букву о, записываю в первый столбик.

Запись в тетради:

кирпичом сердцем

лапшой пшеницей

овцой ученицей

ножом певицей

свечой умницей

кольцом крышей

концом

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

Физминутка

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (6 мин)

  1. Самостоятельная работа.

Списать, вставляя пропущенные буквы. Упр 2 с. 70

Прекрасный кипарис поднимался к небу зелёной свеч..й. Мы восхищались чудесной птиц..й. Я открыл замок своим ключ..м. Мама любит читать книги со счастливым конц..м.Стены старого замка были покрыты плющ..м.

Взаимопроверка.

Фиксация «+», «-».

Проговаривание детьми места ошибки и причин ошибки.

Проговаривание алгоритма.

Исправление ошибок.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

VIII. Включение в систему знаний и повторение. (6 мин)

  1. Работа в парах упр. 3 на стр. 70 (устно)

Поставить данные существительные калач, малыш, Наташа, Маша, душ, ландыш, царевич, королевич, туча, роща, сердце в форму творительного падежа.

  1. Работа в группах.

На доске записаны слова:

Меч..м, ш..потом, плащ..м, ш..рохом, ш..рсткой, циркач..м, еж..м, свеч..й.

- Вставьте пропущенные буквы. Запишите слова, распределив их в два столбика.

Проговаривание алгоритма.



Сверка по эталону:

в окончании в корне

мечом шепотом

плащом шорохом

циркачом шерсткой

ежом

свечой

Регулятивные: прогнозирование .

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке деятельности (2 мин)

- Что нового вы узнали на уроке?

- Как определить написание гласной в окончаниях имен существительных после шипящих и ц?

- Что было выполнить легко, что сложнее?

- Определите уровень умений написания букв о, е после шипящих и ц в окончаниях сущ. (по шкале от 1 до 10).

Домашнее задание: подобрать из художественного произведения 5 - 6 слов на изученную орфограмму.

Ответы учеников.

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


© 2010-2022