- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русского языка для 7 класса Предлог как часть речи
Конспект урока русского языка для 7 класса Предлог как часть речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кержаева Е.Н. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка по теме "Предлог как часть речи".
7-й класс
Разделы: Русский язык
Цели урока:
образовательные:
-
формирование представления о предлоге как служебной части речи; умения
узнавать предлоги и характеризовать их;
воспитательная: воспитание интереса к изучению русского языка;
развивающая: развитие логического мышления, памяти, умения работать с таблицами, кластерами.
Тип урока, педагогическая технология.
Урок изучения нового материала, развивающая технология (теория развития изобретательских задач /ТРИЗ/ и теория развития критического мышления / ТРКМ/).
Результаты урока.
Предметные:
представление о предлогах;
умение отличать предлоги друг от друга по значению.
Метапредметные:
формировать умение различать предлоги и приставки.
Личностные:
развивать логическое мышление, воспитывать любознательность.
Ход урока
СЛАЙД 1 1. Организационный момент.
Доброе утро, ребята. Садитесь
СЛАЙД 2 2. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
- Ребята, поднимите руку, у кого сегодня эмоциональный настрой на урок , как у первого смайлика, а теперь , поднимите руку те дети, чей настрой на урок соответствует смайлику 2.
-Прекрасно.
- СЛАЙД 3 Перед вами стихотворение, прочитайте его и догадайтесь о каких частях речи мы будем говорить сегодня на уроке.
ЩЕЛК
Речь пойдет, как вы поняли, о служебных частях речи, которые не имеют ни корней, ни приставок.
2 раза СЛАЙД 4
Предлоги, союзы, частицы -
Все встали в один хоровод,
Служебные, важные лица -
На редкость серьезный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всем осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно
Значенье свое принесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут.
-Сегодня мы более подробно поговорим о словах, значение которых точно определил лингвист Василий Алексеевич Богородицкий, назвав эти слова «словечками отношений»
СЛАЙД 5
А что это за слова мы сейчас узнаем (Два ребёнка показывают сказку «Приключение домовенка Кузи»)
СЛАЙД 6
- Привет, Настасья! - Кузя, весь всклокоченный вылез из-под письменного стола и прочихавшись, спросил - Чего делаешь?
-Русский учу.
-И что у нас сегодня по русскому? - спросил домовенок.
-Предлоги, - ответила девочка.
-Предлоги!? - Кузя чуть не поперхнулся - Это такие маленькие, которые перед словами стоят. Нашла чего учить. Да я, если хочешь знать, вообще без предлогов обойтись могу!
-Во-первых, не все предлоги маленькие. Например: в течение, в продолжение, несмотря на - это тоже предлоги, а вот какие длинные, а во-вторых, ты бы, Кузя лучше под столом пыль вытер, чем всякую ерунду говорить. -Кузя принял обиженный вид, и бормоча себе под нос:
-Да я …к ней больше…Ни за что, никогда… - поплелся на кухню за тряпкой.
Но уже на следующий день Настя, вернувшись из школы, увидела сидящего на диване Кузю. Он чуть не плакал.
-Что с тобой, Кузенька?
-Настя, ты не представляешь, лучший друг обманул, надул, облапошил. - Кузя протянул девочке мокрый от слез листок бумаги. Настя прочитала:
СЛАЙД 7
Телеграмма: жди четверг билет куплю вокзале встречай Пантелеймон.
-Сегодня все утро ждал, - захныкал домовенок, - ни поезда, ни Пантелеймона.
-Подожди, Кузя, а почему сегодня? Где твой друг живет?
-В деревне. Ночь езды на поезде.
- Значит, завтра приедет, сделала вывод девочка.
- Как завтра, здесь же ясно написано: Жди в четверг, билет куплю на вокзале, встречай.»
- Нет, Кузенька, не «в четверг», а «на четверг», вот и получается:
СЛАЙД 7
Жди, на четверг билет куплю, на вокзале встречай». Значит, твой друг приедет завтра с утра.
- Так это что, он специально зашифровал, чтобы меня запутать? - обиделся домовенок.
- Нет, Кузя, просто телеграммы обычно предлагаются без предлогов.
-Да, выходит, предлоги - не такая уж бесполезная вещь. Я из-за них сегодня все утро на вокзале проторчал.
Ребята, как будет звучать тема нашего урока? СЛАЙД 8
Открываем тетради, записываем число и тему урока.
Какие цели для себя вы поставите на этом уроке? СЛАЙД 9
Цели урока:
-
Выяснить характерные признаки предлога как служебной части речи, какова роль предлога в речи.
-
Познакомиться с разрядами предлогов по значению.
-
Знать грамматические признаки предлога.
-
Уметь распознавать предлог среди других частей речи по его функциональному значению
3. Актуализация опорных знаний.
- В феврале мы отмечали общероссийский праздник. Назовите его? (Этот праздник - День Защитника Отечества)
СЛАЙД 10
- Посмотрите на экран, пожалуйста, перед вами стихотворение Юрия Шмидта "Защитники Отечества".
Две старых фотографии, два деда,
…стен как будто смотрят … меня.
Один погиб почти …победой,
Другой пропал … немецких лагерях.
Один дошел… самого Берлина,
… апреле сорок пятого - убит.
Другой пропал … вести, словно сгинул,
И даже неизвестно, где лежит.
Защитники Отечества родного,
Две разных жизни, но … одной судьбой.
… старых фотографий смотрят снова,
Те, кто отдали жизнь …нас … тобой.
И …этот День Защитника Отчизны,
Героев павших будем вспоминать.
Они … нас свои отдали жизни,
Чтоб мы могли отчизну защищать.
1) - Ребята, скажите, пожалуйста, чего не хватает в нашем стихотворении? Что изменилось?
(В тексте не хватает предлогов. Стихотворение стало "нескладным")
- Нарушилась грамматическая связь в предложениях.
2) - Почему в стихотворении появилась "нескладность"? Попробуйте восстановить пропущенные предлоги самостоятельно. (Обучающиеся вставляют предлоги в текст, зачитывают получившиеся варианты)
3) - А теперь давайте посмотрим на авторский вариант.
(Слайд 5 с выделенными предлогами) СЛАЙД 11
- Ребята, какова же роль предлогов в нашей речи?
СЛАЙД 12
Предлоги служат для связи слов и словосочетаний в предложении, а также устанавливают смысловые отношения между словами в словосочетании.
5. Работа над новым материалом.
1) Работа над текстом определения.
- А теперь попробуйте самостоятельно сформулировать правило о предлоге. (Дети составляют схемы, таблицы, краткие записи и др.)
- Запишите получившееся правило любим удобным для вас способом. (Работа в группах)
(Заслушивание вариантов обучающихся)
- А теперь давайте обратимся к нашему авторитетному источнику знаний - учебнику русского языка. СЛАЙД 13
Откройте учебник на стр. 134 параграф 48 и прочитайте определение предлога как части речи.
- Сравните свои записи с правилом в учебнике.
- Какие ключевые слова мы выделим в правиле?
(Зависимость одних слов от других; простые и составные; производные и непроизводные предлоги.)
После того как дети подкорректируют свои записи и приведут их в соответствие с материалом учебника, учитель предлагает свой вариант записи теории. СЛАЙД 14,15(6),16(2)
2) Работа по распознаванию простых и составных; производных и непроизводных предлогов.
- Охарактеризуйте предлоги, встретившиеся нам в стихотворении. (Простые, непроизводные) СЛАЙД 17
СЛАЙД 18
- Составьте предложение по теме "День Защитника Отечества", употребив составные и производные предлоги.
(Обучающиеся представляют свои варианты, а затем учитель предлагает свой вариант)
СЛАЙД 18
Учитель:
В течение многих веков на Руси уважали Защитников Отечества.
Несмотря на тяготы воинской службы, защита Родины всегда была делом почетным.
- Подчеркните предлоги. Как мы можем их охарактеризовать. (Составные, производные)
3) Работа по определению отношений, выраженных предлогами;
СЛАЙД 19
Работа с упражнением 287 учебника (устно).
(До)ехать (до)границы, находится в двух часах лёту, выб…рались из трюма, остаться в к…юте, об…явить после старта, скрывшись за поворотом, брызги из (под)кормы, вымпел на мачт…, возникла за кормой, закончить перед отплытием, ост…новиться из(за) (не)погоды, оказаться вследствие (не)здоровья, вынырнуть из(под) скалы, выр…сли благодаря дождям.
- Ребята, выпишите только те словосочетания, которые применимы для характеристики Защитников Отечества. (Доехать до границы; выбраться из трюма; находиться в двух часах лёту)
Физкультминутка
- Ребята, я буду читать шуточное стихотворение, а вы, когда услышите предлог, хлопайте в ладоши. Ну что, готовы?
(Учитель читает наизусть шуточное стихотворение)
Чудесный выдался денек,
А я учу предлоги…
И, я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
"Что значит - "по"?
"Что значит - "за"?
И "за", и "по" - предлоги,
А хорошо бы за порог
И мчаться по дороге!
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?
Работа по определению отношений, выраженных предлогами;
СЛАЙД 20
4) "Лови ошибку!" (работа по технологии ТРИЗ).
Учитель читает утверждения о предлогах, а задача обучающихся определить какие из них являются истинными, а какие - ложными.
Условные обозначения:
"+" - правда
"-" - ложь
Предлог - это служебная часть речи. (+)
Предлоги бывают простыми и составными. (+)
Предлоги могут быть однозначными. (+)
В предложении предлог является дополнением. (-)
Предлог выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении. (+)
Предлог из-за является составным. (+)
Предлог благодаря является производным. (+)
По значению предлоги делятся на пространственные, целевые, временные и причинные. (+)
Предлог в течение пишется слитно. (-)
Ключ: +++-++++-
Ребята, а ещё какой праздник отмечается в феврале? Правильно, день всех влюбленных, день Святого Валентина. Но у нашего народа есть свой праздник любви - это День святых Петра и Февронии. Русская православная церковь почитает их как покровителей любви и верности. Работа по определению отношений, выраженных предлогами;
СЛАЙД 21
Работа по определению отношений, выраженных предлогами;
СЛАЙД 22
Работа по определению отношений, выраженных предлогами;
СЛАЙД 23
На партах текст из истории праздника.
1.Найдите в тексте все предлоги и определите, какие из них наиболее употребительные. Запишите их в тетрадь.
2. Какие предлоги по грамматическим признакам (простые или составные)?
3. Какие разряды предлогов встретились в этом тексте?
Всего - 10 предлогов , в(во) - 9 раз; по - 3 раза; на, от, из, к, около, возле, о - 1 раз.
Оцените свою работу сами, используя критерии :
5 баллов - нашли все 10 предлогов, 4 балла - 7-9 предлогов, 3 балла - менее 7 предлогов.
-Кто хорошо знает предлоги, легко разгадает загадки!
Работа по определению отношений, выраженных предлогами;
СЛАЙД 24
Загадки
1.Название какого очень распространённого дерева состоит из четырёх предлогов? Работа по определению отношений, выраженных предлогами;
СЛАЙД 25
2. Из каких трёх предлогов можно составить название домашнего животного? Работа по определению отношений, выраженных предлогами;
СЛАЙД 26
3. Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? Работа по определению отношений, выраженных предлогами;
СЛАЙД 27
4. Из каких четырёх предлогов можно составить название важной велосипедной принадлежности, без которой не следует отправляться в дальнюю поездку?
Работа по определению отношений, выраженных предлогами;
СЛАЙД 28
Подведем итог.
Предлоги - это ____________ часть речи, которая служит для __________________________ в предложении, предлоги устанавливают ________________ между словами и словосочетаниями.
По грамматическим признакам предлоги бывают ______ и ______, ________ и ________.
По значению делятся на предлоги со значением ________, ________, ________, _________ значением.
Предлоги - это служебная часть речи, которая служит для связи слов и словосочетаний в предложении, предлоги устанавливают смысловые отношения между словами и словосочетаниями. По грамматическим признакам предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные.
По значению делятся на предлоги с пространственным, временным, причинным и целевым значением.
Работа по определению отношений, выраженных предлогами;
СЛАЙД 29
.Домашнее задание Сочинить сказку о предлогах.
Работа по определению отношений, выраженных предлогами;
СЛАЙД 30
Рефлексия. (Звучит романтическая музыка)
Сегодня мы с вами еще узнали о празднике, который является исконно-русским День Петра и Февронии. И мне хотелось бы, чтобы в нашем классе на уроках всегда царили любовь друг к другу, взаимопонимание и дружеская атмосфера.
В день святых Петра и Февронии на Руси принято было дарить друг другу фигурки зайчат или маленькие иконки - ефроньки с изображением Петра и Февронии. Но по традиции теперь мы дарим в этот день друг другу ромашки. У вас на партах лежат ромашки , возьмите одну из них и положите в эти руки (на доске картинка «руки держат ромашку), если вам урок понравился и у вас хорошее настроение - прикрепите ромашку с улыбающейся сердцевиной, если что-то не понравилось , что-то не поняли - ромашку с грустной сердцевиной.
Работа по определению отношений, выраженных предлогами;
СЛАЙД 31