Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Панорамный урок русского языка в 6 классе

Учитель: Орынбаева А.С. учитель русского языка и литературы средней школы №1

Тема урока: Имя существительное как самостоятельная часть речи.

Цель урока:

1. Повторить и обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы «Имя существительное как часть речи» в 5 классе.

2. Развивать мыслительные и общеучебные умения: морфологический разбор и синтаксическая роль имени существительного.

3. Продолжать развитие коммуникативных умений в процессе коллективной работы; развивать интерес к русскому языку как к предмету.

Оборудование и средства обучения:

- интерактивная доска, учебники;

- презентация, заготовки солнышек и тучек по количеству учеников.

Форма организации деятельности учащихся: коллективная.

Тип урока: использование межпредметных связей с русской и казахской литературой.

Содержание и ход панорамного урока



1. Организационный момент: взаимное приветствие учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку - 2 мин.

2. «Мозговой штурм» (повторение и обобщение знаний ) - 10 мин.

3. Контроль и самопроверка знаний - 10 мин.

4. Информация о домашнем задании и подведение итогов урока - 3 мин.

1. Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания, полученные при изучении темы «Имя существительное как часть речи». Работать будем на материале устного народного творчества русского и казахского народов.

- Что такое устное народное творчество?

Учащиеся: УНТ - это произведения, которые создаются и передаются из уст в уста народом. С давних пор живут у разных народов колыбельные песни, шутки, прибаутки, заклички, загадки, скороговорки, пословицы и поговорки. Они развлекают, забавляют, успокаивают. Произведения устного народного творчества учат жизни, умению образно мыслить и говорить.

Задание классу: прочитайте и запишите в тетрадях отгадки казахских загадок (слайд 2):

  1. Тетушка - пряха 2) Шапка зернышек полна,

В голубой рубахе, Утром глянул - нет зерна. (Звезды)

Рукава легли

На край земли. (Дым)

и русских загадок (слайд 3):

3) Быстрый маленький зверек 4) Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)

По деревьям скок-поскок. (Белка)

2. «Мозговой штурм»

Учитель: Ребята, что можно сказать о записанных словах?

Учащиеся: Это имена существительные.

Учитель: Что называется именем существительным?

Учащиеся: Имя существительное - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.

Учитель: Как изменяются имена существительные?

Учащиеся: Имена существительные изменяются по числам и падежам.

Задание классу: запишите данные пословицы, найдите имена существительные и определите их падеж (слайд 4).

1. Живи для людей (Р.п.), поживут и люди (И.п.) для тебя.

2. Чабан (И.п.) трудолюбив - овцы (И.п.) упитаны.

3. При солнце (П.п.) тепло, при Родине (П.п.) добро.

4. Гость (И.п.) в двери (В.п.) - счастье (И.п.) в дом (В.п.).

Учитель: Назовите морфологические признаки имени существительного.

Учащиеся: Склонение, род, одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.

Учитель: Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонениям? Какие существительные относятся к одушевленным и неодушевленным, собственным и нарицательным? Приведите примеры.

Учащиеся: к 1 склонению относятся сущ. мужского и женского рода с окончаниями -а и -я; ко 2 склонению относятся сущ. мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями -о, -е; к 3 склонению относятся сущ. женского рода с нулевым окончанием. Приводят примеры.

Учащиеся: к одушевленным относятся существительные, отвечающие на вопрос…кто? К неодушевленным имена существительные, отвечающие на вопрос что? Приведите примеры. Собственные имена существительные обозначают единственные в своем роде предметы: не только ФИО людей, названия городов, стран, гор, рек, озер, океанов, но и названия исторических событий, газет, книг, журналов, кинофильмов, спектаклей, предприятий, клички животных. Нарицательные имена существительные называют однородные предметы, которые имеют что-то общее.

Задание классу: найдите соответствия, связанные по смыслу - Астана, журнал, столица, Вероника, имя, «Алакай», «Метель», повесть, Санкибай батыра, поэт, улица, Сергей Есенин - учащиеся записывают в тетрадях составленные пары слов (Слайд 5)

Задание классу: Выполните морфологический разбор имени существительного победу.

Если будешь грустить - победу можешь упустить. (Слайд 6) (1 ученик у доски, остальные в тетрадях на местах).

Победа - сущ., предмет.

    1. (Что?) победу. Н.ф. - победа.

    2. Пост. - нариц., неодуш., ж. р., 1-го скл.; непост. - в В.п., в ед.ч.

    3. Упустить (что?) победу.

Самопроверка работ учащихся (оценки за урок) и информация о домашнем задании (на выбор): 1) §28, страница 141 учить правило, страница 143 упражнение 491; 2) написать сочинение-миниатюру «Зимний этюд».

Подведение итога урока: Что мы вспомнили на уроке? На основе какого материала мы на уроке работали?

Учащиеся: На уроке мы говорили об имени существительном, его признаках. На основе устного народного творчества русского и казахского народов.

Учитель: Ребята, я хочу попросить вас поделиться своими впечатлениями об уроке, оставьте на столе одно из солнышек или тучку. (Учащиеся получают возможность оценить и свою работу, и работу учителя.)

Спасибо за работу на уроке.













Русский язык

4 класс



Панорамный урок



Лексическая тема урока: «Кто сильнее?»

Грамматическая тема урока: Существительные м.р, ж,р. Местоимения он, она, они.

Цели урока:



  • Развитие навыков самообучения и самоконтроля, логического мышления, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике.

  • Развивать все виды речевой деятельности, познавательный интерес, умения работать в группе.

  • Развивать интеллектуальные способности детей.

  • Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Развивающая: развитие устной и письменной речи учащихся, активизация их мыслительной и творческой деятельности.

Воспитательная: повышение интереса к русскому языку, воспитание у школьников чувства дружбы, доброжелательности.

Метод урока: Объяснительный, коммуникативный.

Оборудование: компьютер, слайды, интерактивная доска, таблица, учебники.

Тип урока: Изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Ход урока:



І.Организационный момент и психологическая установка.

-Дети, вам тепло? Да!

-В классе светло? Да!

-Прозвенел уже звонок? Да!

-Уже закончился урок? Нет?

-Только начался урок? Да!

-Хотите учиться? Да!

-Значит можно всем садиться!

-Наш веселый школьный звонок.

-Пригласил нас всех на урок!

Изучение новой темы сегодня у вас.

Компьютер будет работать для нас.

На наших гостей вы сейчас оглянитесь,

Доброй улыбкою всем улыбнитесь.

Много сегодня работы у нас,

И всем я желаю успехов сейчас!

ІІ.Сообщение цели урока. Постановка учебной задачи.

Вспомните, на какие группы можно поделить все слова русского языка?

Ребята: Части речи

О какой части речи говорится в стихотворении:

Всему название дано и зверю и предмету,

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету,

И все, что может видеть глаз,

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас,

Означено словами.

Оно живет ведь в мире в этом,

Дает название предметам.

Ребята: Имя существительное.

ІІІ.Фронтальный опрос



  • Что называется именем существительным?



  • Какие имена существительные бывают?



  • Сколько род имеет имя существительное?



  • Как изменяются имена существительные?

ІV. Объяснение новой темы:

Лексическая тема урока: Кто сильнее?

Грамматическая тема урока: Существительные м.р, с.р, ж.р.

Местоимения он, она, оно, они.

Слово учителя: Прежде чем начать наш урок с грамматической темы давайте сперва с лексической темы.

Кто сильнее?

Алешка всегда пристаёт к Антону с разными вопросами:

Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи
Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речиПанарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи

-А кто сильнее: слон или кит?

Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речиПанарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи

-Посмотри во-о-он туда, - говорит Антон, -видишь кран? Какую тяжесть поднимает - целый вагон! Он и слона твоего поднимет, и кита, как пёрышко.

Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речиПанарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речиПанарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речиПанарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи

Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи



-Антон, а кто сильнее крана?

-Видишь поезд? Впереди синий электровоз с красной звездочкой. Он тянет пятьдесять вагонов. Ведь он сильнее крана, правда?

Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи





Алёшка смотрит вслед поезду. Да, это правда!

-Ну, а сильнее электровоза? .. - не унимается он.

-Вон, смотри, - говорит Антон. -Видишь: грузят корабль. Он повезёт через брёвна, доски, бочки, ящики. У него такое огромное брюхо, что в него влезут двадцать пять таких поездов. И всё это он повезёт через море.

Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи





Алёшка долго молчит,

-Антон! Ну, а кто самый-самый сильный?

-Надоел, Алёшка! Думай сам.

Алёшка долго думает и ничего не может придумать.

-А кто поднимает у крана его огромную ручищу? Кто заставляет его работать?

-Крановщик.

Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речиПанарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи



-А кто зачтавляет электровоз бежать по рельсам и тащить за собой вагоны,

-Ну, конечно, машинист.Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи

Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи





А без кого корабль не тронется с места и не выйдет в море?

-Без капитана и без матосов.

Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речиПанарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи





А кто сделал кран, и электровоз, и корабль?

-Люди.

Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи

Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речиПанарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи

Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речиПанарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речиПанарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи





Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи

Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи



-Значит, кто самый сильный?

-Человек!

Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речиПанарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи



Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи





Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи

Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи

Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи







Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи

Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи







Упражнение 4 (п) стр. 77

Допишите предложения по вопросам.

Самый сильный - это (кто?)............................

Он сделал (что?) кран, и...................,

и........................................................................

Человек заставляет электровоз (что делать?)

............................................................

Корабль не выйдет в море (без кого?)............

----------------------------------------------------------



Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речиПанарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи

Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи

Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речиПанарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речиПанарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи







Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речиПанарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речиПанарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи









Упражнение 1 (п)

Местоимения



Он Она Оно Они



В этом задании нужно существительные Бота, Мальчик, Платье, Дети заменить местоимениями он, она, оно, они.

Бота пошла в школу.

..........пошла в школу.

Мальчик сидит на парте.

........ . сидит на парте.

Платье было красивое.

......... было красивое.

Дети внимательно слушали урок.

.......внимательно слушали урок.

Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи

Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи











Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи











Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи







Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи

Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи















Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи



Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи

Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи

Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи







Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи













Упражнение 2 (у)

Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи

Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи

Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи

























Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речиПанарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи



Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи



Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи





Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи





Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи



Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи

Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи

Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи

Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи



Упражнение 3 (у)

Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи



























Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи





Упражнение 6 (п) стр.78

Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речиПанарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи







Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи

школа-гимназия №262





Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи



Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи



Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи





























Панарамный урок по темеИмя существительное как самостоятельная часть речи











Провела: учитель русского языка

и литературы: Ормаханова Н.Б.









Творческий отчет (панорамный урок). Развитие познавательных процессов у младших школьников

Яндекс.Директ

Конкурс для педагога (итог сразу)Блиц-олимпиады для педагогов с моментальным дипломом. Участвуй!umnata.ru

Творческий отчет (панорамный урок)
учителя начальных классов
Усовой Елены Владимировны

Точка, точка, запятая...
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик-
Получился человечек.
Что увидят эти точки,
Что построят эти ручки,
Далеко ли эти ножки уведут его?
Как он будет жить на свете?
Мы за это не в ответе,
Мы его нарисовали
Только и всего...

Только и всего? Если бы все было так просто! Но настоящему художнику не может быть безразлична дальнейшая судьба его творения. А ведь педагог - тот же художник. Только в отличие от художников, из отдельных мазков которого складываются на века застывшие картины, каждый штрих педагога ложится не на мертвое полотно, а на живую трепетную душу, а его творение - сама история.

Я не случайно выбрала эпиграфом к своему выступлению эту смешную, наивную детскую песенку. Хотя, если вдуматься, не столь уж она и наивна. Ведь дальше в ней дается прекрасный ответ на наш вопрос: просто надо быть правдивым, благородным, справедливым, умным, честным, сильным, добрым... Только и всего.

Только и всего? Но ведь недостаточно просто перечислять эти прекрасные качества. Гораздо труднее ответить на вопрос: как воспитать эти качества в наших детях, как в наше, пожалуй, через чур прагматичное время сохранить в ребенке чистоту восприятия мира, посеять семена добра и сострадания?

Первоклассники приходят к нам похожими на этого человечка из песенки. Они еще неопытны, но они готовы, как губка, впитывать все новое.

Давайте представим себе человечка в виде импровизированного кроссворда.
Итак, первое, что нам необходимо, - научить его мыслить. МЫШЛЕНИЕ. Мы должны научить детей обосновывать свои выводы, заложить начало абстрактного мышления. ЛОГИКА. А в следующую строчку я бы хотела записать ЧУВСТВА. Это и чувство уверенности в своих силах, и чувство прекрасного, и сострадание и сочувствие. Конечно же, в младшей школе мы должны сформировать у детей и определенные НАВЫКИ. То есть, говоря в самом широком смысле слова, мы должны научить детей учиться.
Я приготовила урок-панораму. Мне хочется показать разные методы работы и на разных уроках. Поэтому я попыталась поэксперементировать и объединить несколько уроков в один.
Начнем с математики. Устный счет в нашем классе проходит в разных формах: и игры, и магические квадраты. Для учеников 4 класса я предлагаю волшебный квадрат Альбрехта Дюрера.

Квадрат Альбрехта Дюрера


Фрагмент гравюры Дюрера «Меланхолия»
Магический квадрат 4×4, изображённый на гравюре Альбрехта Дюрера «Меланхолия I», считается самым ранним в европейском искусстве.[5]Два средних числа в нижнем ряду указывают дату создания картины (1514).
16 3 2 13
5 10 11 8
9 6 7 12
4 15 14 1
Сумма чисел на любой горизонтали, вертикали и диагонали равна 34. Эта сумма также встречается во всех угловых квадратах 2×2, в центральном квадрате (10+11+6+7), в квадрате из угловых клеток (16+13+4+1), в квадратах, построенных «ходом коня» (2+8+9+15 и 3+5+12+14), в прямоугольниках, образованных парами средних клеток на противоположных сторонах (3+2+15+14 и 5+8+9+12). Большинство дополнительных симметрий связано с тем, что сумма любых двух центрально симметрично расположенных чисел равна 17.
Для объяснения нового материала возьмем обыкновенный лист бумаги. Массу вопросов можно задать ребятам о фигуре листа, цвете, о положении листа на доске. Сегодня мы займемся видом рисования - Коллаж. Рисовать будем природу ( определене пейзажа дети могут дать уже в первом классе).
-- С чего начнем рисовать пейзаж?
-- Линия горизонта.
-- Что изображается выше линии горизонта?
-- Небо. Облака.
Составьте задачу. Как к трем прибавить два? Составьте обратное выражение.
Аналогично дети рисуют растения, лесных жителей. Играя, рисуя, незаметно мы повторили громадное количество информации, знаний, а еще учились новому и получали массу удовольствия.

Различные логические задачи я использую не только на уроках математики. Познание мира - это кладезь выдумки и фантазии. Тема урока - Растения лугов. Вопрос на логическое мышление: почему на лугах растут только травянистые растения и редко деревья, в основном отдельностоящие? Путем логического размышления был дан ответ на вопрос.
Формы и методы закрепления знаний и контроля знаний можно перечислять долго (это и тесты, и карточки для индивидуальной работы, карточки для групповой работы, для работы в паре, и перфокарты, и кроссворды, и тесты по всем предметам. По литературе - это устные и письменные сочинения и изложения, составления сказок, и инсценирование, конкурсы на лучшего чтеца, знатока, оформление книжек - малышек, рефератов.
В заключении я позволю себе прочитать слова Федора Ивановича.
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеять в душах благодать
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!









© 2010-2022