Календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе Т. А. Ладыженской

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздел I. Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому (родному) языку и Рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы - М.: Просвещение, 2013г.)

В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

Русский язык - язык русского народа. Он служит ему средством:

общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественном словесном творчестве);

хранения и передачи информации;

связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.

Русский язык - один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.

Русский язык в современном мире - один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.

Свободное владение русским языком - обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве.

Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.


Общая характеристика курса

В 7 классе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях.

Программа содержит:

отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества и т. д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков, сведения об основных нормах русского литературного языка;

сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Содержание курса русского (родного) языка в 7 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся - овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.

Второе направление - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

Третье направление в развитии речи учащихся - формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).

Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.

В программе специально выделены часы на развитие связной речи - пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи - речеведческие понятия и виды работы над текстом - пропорционально распределяются среди грамматического материала.


Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 7 классе - 136 часов (4 часа в неделю). Учитывая, что учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, определяющей содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, учредителя образовательного учреждения (организации), то время, отводимое на данную часть учебного плана, использовано на увеличение учебных часов, предусмотренных для изучения отдельных предметов обязательной части, так на русский язык - 1 час в 7 классе. Данная рабочая программа рассчитана на 5 учебных часов в неделю, что составляет 170 часов в год

Для реализации программы используется УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.

Учебник: М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская «Русский язык 7 кл», Москва, «Просвещение», 2010г

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Личностные, метапредметные, предметные результаты

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;


  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  • владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

  • применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • освоение базовых основ лингвистики;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;

  • проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий.

Технологии, используемые в учебном процессе:

1. Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения.

2. Технологии реализации межпредметных связей в учебном процессе.

3. Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала учащимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.

4. Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.

Методы и приёмы обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах;

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- изложения (подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;

- написание сочинений;

- письмо под диктовку;

- комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке:

- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

Формы организации образовательного процесса: поурочная система обучения с использованием объяснительно- иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения. А также такие формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.

Виды и формы контроля: контрольные диктанты, сочинения, изложения, тесты.

Раздел II. Содержание курса (7 класс)

Введение.Русский язык как развивающееся явление (1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-6-ых КЛАССАХ (13 ч)

Причастие (30 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причас­тия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страда­тельные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в па­дежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление ).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах дей­ствительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при­нeceны), правильно употреблять причсастия с -суффиксом -СЯ, согласовы­вать причастия с определяемыми существительными, строить предложе­ния с причастным оборотом.

III. Описание внешности человека: структура текста, языко­вые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Вы­борочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие (11 ч)

IV. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричас­тия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Тексто­образующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совер­шенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

II. Умение правильно строить предложение с деепричастным обо­ротом.

III. Рассказ по картине.

Наречие (20 ч)

I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях.

Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипя­щих на конце наречий.

II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.

Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния (5 ч)

IV. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наре­чий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

V. Выборочное изложение текста с описанием состояния че­ловека или природы

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Предлог (12ч)

I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предло­ги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль

предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рас­сказ на основе увиденного на картине.

Союз (15ч)

I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соеди­нительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом И сложном предложениях; упо­требление подчинительных союзов в сложном предложении. Тек­стообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частица­ми и союза также от наречия так с частицей же.

II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языко­вые особенности.

Частица (14 ч)

I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц' в предложении. Формообразующие и смысловые части­цы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

III. Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова (2 ч)

I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междо­метий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междоме­тий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ

(14ч)

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

Раздел III. Учебно-тематический план.


№ п/п

Тема

Кол-во часов

РР

1.

Введение

1


2.

Повторение пройденного в V - VI классах

9

3

3.

Причастие

28

12

4.

Деепричастие

14

2

5.

Наречие

24

8

6.

Категория состояния

3


7.

Предлог

12

1

8.

Союз

14

1

9.

Частица

18

6

10.

Междометие. Звукоподражательные слова

2


11.

Повторение и систематизация пройденного в VII классе

12


12.

ИТОГО:

137ч

33ч

170 часов.

График контрольных работ



Тема

Дата по плану


Дата по факту

1

Входной контрольный диктант на повторение пройденного материала. (1)

14.09


2

Контрольная работа по теме «Причастие»(2)

18.11


3

Контрольный диктант по теме «Деепричастие» (3)

12.12


4

Контрольный диктант по теме «Наречие»(4)

08.02


5

Контрольный диктант по теме «Предлоги и союзы»(5)

03.03


6

Контрольный диктант по теме «Союзы»(6)

01.04


7

Контрольный диктант по теме «Частица» (7)

04.05


8

Итоговое тестирование за курс русского языка седьмого класса (8)

23.05


Раздел V. Планируемые результаты изучения курса русского языка


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

Ученик должен знать\ понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);

  • грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи; отличительные особенности причастий и прилагательных;

  • об особенностях склонения причастий;

  • определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, графическое обозначение причастного оборота в предложении, правило выделения причастного оборота запятыми в предложении;

  • действительные и страдательные причастия;

  • краткие страдательные причастия;

  • способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени;

  • порядок морфологического разбора причастий;

  • грамматические признаки деепричастия как части речи;

  • определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота на письме запятыми;

  • способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида;

  • порядок морфологического разбора деепричастий;

  • грамматические признаки наречия как части речи;

  • смысловые группы наречий;

  • о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния;

  • признаки классификации самостоятельных и служебных частей речи;

  • правила употребления предлогов с разными падежами;

  • о производных и непроизводных, простых и составных предлогах;

  • о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении;

  • о сочинительных и подчинительных союзах;

  • порядок морфологического разбора предлогов и союзов;

  • отличие частиц от самостоятельных частей речи;

  • формообразующие и смысловые частицы;

  • отличительные особенности приставке не и отрицательной частицы не, приставки, союза, частицы ни;

  • о назначении в речи междометий.

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе;

  • производить синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;

  • составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии.

  • Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

  • Орфограммы, изученные в 7 классе:

  • Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени;

  • Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;

  • Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов;

  • Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;

  • Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных;

  • Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями;

  • Буква Е-Ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени;

  • Правописание НЕ с деепричастиями;

  • Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е;

  • Буквы Е-И в приставках НЕ-НИ отрицательных наречий;

  • Одна и две буквы Н в наречиях на О-Е;

  • Буквы О-Е после шипящих на конце наречий;

  • Буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С;

  • Дефис между частями слова в наречиях;

  • Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных;

  • Мягкий знак после шипящих на конце наречий;

  • Слитное и раздельное написание производных предлогов;

  • Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато;

  • Раздельное и дефисное написание частиц;

  • Правописание частицы НЕ с различными частями речи;

  • Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ.

  • правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации.

Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого существительного, деепричастные обороты.

По связной речи.

  • адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;

  • подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;

  • писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения - рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;

  • грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;

  • собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;

  • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.

Аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную информацию);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

Говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, статья, интервью, очерк);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.






















Раздел VI. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема, содержание урока

Дата

план

факт

1.

Русский язык как развивающееся явление.

02.09

Повторение изученного в V - VI классах (9ч. + 3 ч. РР)


2.

Синтаксис и пунктуация. Синтаксический разбор.

03.09

3.

Синтаксис и пунктуация. Пунктуационный разбор (продолжение темы).

04.09

4

Лексика и фразеология.

05.09

5.

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

07.09

6.

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.

09.09

7.

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

10.09

8.

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова (продолжение темы).

11.09

9.

Обобщающий тест по теме «Повторение изученного в V - VI классах».

12.09

10.

Контрольный диктант№1 по теме «Повторение изученного в V - VI классах».

14.09

11

РР. Текст.

16.09

12.

РР. Стили литературного языка.

17.09

13.

РР. Подготовка к сочинению по картине И.Бродского «Летний сад осенью»

18.09

Морфология. Орфография. Культура речи.

Причастие (28 ч. + 12 ч. РР)


14

Причастие как часть речи.

19.09

15.

РР. Публицистический стиль речи.

21.09

16

Признаки прилагательного у причастия

23.09

17

Признаки глагола у причастия

24.09

18

Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

25.09

19

Причастный оборот.

26.09

20.

Знаки препинания при причастном обороте.

28.09

21

РР. Описание внешности человека.

30.09

22.

Действительные и страдательные причастия.

01.10

23.

Краткие страдательные причастия.

02.10

24.

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

03.10

25.

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени (продолжение темы).

05.10

26

Действительные причастия прошедшего времени.

07.10

27-28

РР Изложение с изменением формы действующего лица

08-09.10

29

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

10.10

30

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени (продолжение темы).

12.10

31

Страдательные причастия прошедшего времени.

14.10

32-33

РР. Контрольное изложение №1.

15-16.10

34.

Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов.

17.10

35-36.

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.

19-21.10

37-38.

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных.

22-23.10

39

Проверочная работа по теме «Правописание суффиксов причастий».

24.10

40-41

РР. Выборочное изложение (художественное описание портрета литературного героя).

26-28.10

41.

Морфологический разбор причастий.

29.10

42-43.

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

30.10

09.11

44

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

11.11

45-46.

РР. Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы с ним знакомы».

12-13.11

47-48

Повторение и обобщение материала по теме «Причастие».

14-16.11

49-50.

Контрольный диктант №2 по теме «Причастие». Анализ письменных работ.

18-19.11

51-52

РР. Обучение написанию сжатого изложения.

20-21.11

Деепричастие (14 ч. + 2 ч. РР)

53.

Понятие о деепричастии

23.11

54

Признаки глагола у деепричастия

25.11

55

Признаки наречия у деепричастия

26.11

56-57

Понятие о деепричастном обороте.

27-28.11

58-59.

Пунктуация при деепричастном обороте.

30.11

02.12

60

Правописание не с деепричастиями

03.12

61

Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

04.12

62

Морфологический разбор деепричастий.

05.12

63-64

РР. Контрольное сочинение №1. Сочинение на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины.

07-09.12

65-66

Обобщение и систематизация материала по теме «Деепричастие».

10-11.12

67-68

Контрольный диктант №3 по теме «Деепричастие». Анализ письменных работ.

12-14.12

Наречие (24 ч. + 8 ч. РР)


69-70

Наречие как часть речи.

16-17.12

71

Смысловые группы наречий.

18.12

72

Смысловые группы наречий (продолжение темы).

19.12

73

РР. Сочинение в форме дневниковых записей по картине И. Попова «Первый снег».

21.12

74-75

Степени сравнения наречий.

23-24.12

76

Морфологический разбор наречий.

25.12

77.

РР. Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища».

26.12

78-79

Слитное и раздельное написание не с наречиями на и .

28.12

11.01

80-81.

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.

13-14.01

82-83

Одна и две буквы н в наречиях на и .

15-16.01

84

РР. Описание действий.

18.01

85

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

20.01

86.

РР. Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям.

21.01

87

Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-.

22.01

88-89

РР. Подробное изложение с элементами сочинения.

23-25.01

90-91.

Дефис между частями слова в наречиях.

27-28.01

92-93

Контрольное сочинение №2. Описание внешности и действий человека по картине Е.Н. Широкова «Друзья».

29-30.01

94-95

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных

01.02

03.02

96

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

04.02

97-98

Повторение и обобщение материала по теме «Наречие».

05-06.02

99-100.

Контрольный диктант №4 по теме «Наречие». Анализ письменных работ.

08.02

Категория состояния (3 ч. + 2 ч. РР)


101-102

Категория состояния как часть речи.

10-11.02

103

Морфологический разбор категории состояния.

12.02

104

РР. Сжатое изложение с описанием состояния природы (К. Паустовский «Обыкновенная земля).

13.02

105

РР. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

15.02

Самостоятельные и служебные части речи (1 ч.)


106.

Самостоятельные и служебные части речи.

17.02

Предлог (11 ч. + 1 ч.РР)


107

Служебные части речи. Предлог как часть речи.

18.02

108

Употребление предлогов.

19.02

109

Непроизводные и производные предлоги.

20.02

110-111.

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога.

22-24.02

112

РР. Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине (А.В. Сайкина «Детская спортивная школа») по данному началу.

25.02

113-114

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

26-27.02

115-116

Повторение и обобщение материала по теме «Предлог».

29.02

02.03

117-118

Контрольный диктант №5 по теме «Предлог». Анализ письменных работ.

03-04.03

Союз (14 ч. + 1 ч.РР)


119

Союз как часть речи.

05.03

120

Союзы простые и составные.

07.03

121

Союзы сочинительные и подчинительные.

09.03

122

Запятая перед союзами в сложном предложении.

10.03

123.

Сочинительные союзы.

11.03

124.

Роль сочинительного союза и в простом предложении с однородными членами и в сложном.

12.03

125

Подчинительные союзы.

14.03

126

Морфологический разбор союза.

16.03

127.

РР. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

17.03

128-129

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато.

18.03

19.03

130-131

Обобщение и систематизация материала по теме «Союз».

30-31.03

132-133

Контрольный диктант №6 по теме «Союз». Анализ письменных работ.

01-02.04

Частица (18 ч. + 6 ч.РР)


134.

Понятие о частице.

04.04

135

Формообразующие частицы.

06.04

136-137

Смысловые частицы.

07-08.04

138

Раздельное и дефисное написание частиц.

09.04

139.

Морфологический разбор частиц.

11.04

140-141.

РР Сочинение-рассказ с использованием картины К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»

13-14.04

142-143

Отрицательные частицы.

15-16.04

144-145

РР. Контрольное изложение №2.

18-20.04

146-147

Различение не - ни.

21-22.04

148-149

Приставка не- и частица не с различными частями речи.

23-25.04

150-151.

Различение частицы ни, союза ни - ни, приставки ни-.

27-28.04

152-153.

Обобщение и систематизация материала по теме «Частица».

29-30.04

154-155

Контрольный диктант №7 по теме «Частица». Анализ письменных работ.

04-05.05

156-157

РР. Составление «рассказа в рассказе» по данному началу и концу. Написание рассказа по данному сюжету.

06-07.05

158

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях.

11.05

159

Междометие. Знаки препинания при междометиях.

12.05

Повторение.


160

Русский язык. Разделы науки о языке. Текст. Стили речи.

13.05

161

Фонетика. Графика.

14.05

162.

Лексика и фразеология.

16.05

163

Морфемика. Словообразование.

18.05

164-165

Морфология и орфография.

19-20.05

166

Синтаксис и пунктуация.

21.05

167-168

Контрольная работа №8 (итоговое тестирование)

23-25.05

169

Анализ контрольной работы

26.05

170

Итоговый урок

27.05

Раздел VIII. Учебно-методическое обеспечение


  1. Русский язык. 7 класс. /Под ред. Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др.- М.: Просвещение, 2013

  2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 2003

  3. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. - М.: Рус. яз., 1985

  4. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь

  5. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Учебное издание. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.;

  6. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 7 классе: 4-е изд.-М.:Просвещение 2007;

  7. Н. В.Егорова «Поурочные разработки по русскому языку»»- М.;. «ВАКО» , 2009

  8. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30000 слов.- 4-е изд., стереотип.-М.: Рус.яз.,1985.

Образовательные электронные ресурсы:

  • ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

  • 9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

  • repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

  • som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

  • ug.ru/ -«Учительская газета»

  • school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  • schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

  • 1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  • Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm

  • Основные правила грамматики русского языка ipmce.su/~lib/osn_prav.html

  • Урок. Русский язык для школьников и преподавателей urok.hut.ru/

  • Толковый словарь В.И. Даля slova.ru/

  • Русские словари. Служба русского языка slovari.ru/lang/ru/

  • Словарь-справочник русского языкаslovar.boom.ru/





14


© 2010-2022