Программа по русскому языку в 10 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение 1 к СОП ООО

на 2015-2016 учебный год







Рабочая программа

по учебному предмету

«Русский язык»



для 10 класса


на 2015-2016 учебный год







Учитель: Стенникова Юлия Владимировна





2015 г.


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта для базового уровня среднего (полного) общего образования, примерной программы по рус­скому языку, рекомендованной Министерством образования и науки Российской федерации и авторской «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» А. И. Власенкова. Рабочая программа ориентирована на использование учебника А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык». 10-11 класс. Базовый уровень. Москва, «Просвещение», 2012 г.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые определяют достижения выпускника во всех областях жизни, которые способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Цели обучения русскому языку:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающей системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевой поведения в различных сферах и ситуациях общения;

- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально-ориентированной сфере общения;

совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;

совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;

дать общие сведения о языке;

обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;

способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык - один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно - выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.

Русский язык в современном мире - один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.

Свободное владение родным русским языком - надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.

Программа курса «Русский язык» в 10 классе рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Для реализации данной программы используется: учебник А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык». 10-11 класс. Базовый уровень. Москва, «Просвещение», 2012 г.

2. Содержание программы

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции

Раздел 1. Введение в науку о языке

1. Русский язык как объект научного изучения. Лингвистка как наука о языке. Лингвистка как наука о языке. Место лингвистики в кругу научных филологических дисциплин.

Язык - важнейшее средство человеческого общения, формирования и передачи мысли. Основные функции: коммуникативная, когнитивная (познавательная), комулятивная (культуроносная), эстетическая.

Языки естественные и искусственные.

Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка.

2. Осознание лингвистики как науки, ее места в кругу научных филологических дисциплин. Понимание основных функций языка. Осмысление элементарных сведений о происхождении развитии русского языка, его контактах с другими языками. Ознакомление с элементарными сведениями о развитии русистики.

Раздел 2. Языковая система

1. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка.

Фонетический (фонологический) уровень. Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Позиционные чередования звуков речи.

Интонационные особенности русской речи.

Изобразительные средства фонетики русского языка.

Лексический уровень. Классификация лексических единиц русского языка.

Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения.

Исторические изменения в словарном составе языка.

Лексические средства выразительной речи.

Морфемный уровень. Морфема и ее виды. Варианты морфем.

Этимология как раздел лингвистики.

Система современного русского словообразования.

Словообразовательные средства выразительной речи.

Морфологический уровень. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы.

Проблема классификации частей речи в русистике.

Морфологические средства выразительной речи.

Синтаксический уровень языка. Классификация синтаксических единиц русского языка.

Синтаксические связи, их типы и средства выражения.

Синонимия синтаксических конструкций.

Синтаксис текста. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста.

Изобразительные средства синтаксиса.

Трудные случаи анализа языковых явлений и факторов, возможность их различной интерпретации.

Исторический комментарий к различным языковым явлениям.

2. Понимание системного устройства языка, взаимосвязи его уровней и единиц. Проведение различных видов анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию. Элементарный исторический комментарий к различным языковым явлениям. Оценка коммуникативной, нормативной и эстетической стороны речевого высказывания.

Лингвистический анализ текстов различных типов, разновидностей языка и функциональных стилей.

Раздел 3. Функциональная стилистика

Функциональная стилистика как учение о функционально -стилистической дифференциации языка.

Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, рецензия, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика и др.) стилей.

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.

Основные изобразительно-выразительные средства языка.

2. Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей. Сопоставление и сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.

Создание письменных высказываний разных стилей и жанров: тезисы, конспект, отзыв, письмо, расписка, заявление, автобиография, резюме и др. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, дискуссиях с использованием разных средств аргументации.

Наблюдение за использованием изобразительно-выразительных средств языка в публицистических и художественных текстах.

Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка.

Раздел 4. Культура речи

1. Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

2. Применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского я зыка; соблюдения на письме орфографических и пунктуационных норм.

Осуществления выбора наиболее точных языковых средств соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.

Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия литературным нормам.

Соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы.

Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения её эффектности в достижении поставленных коммуникативных задач, владеть разным способами редактирования тестов.

Использование нормативных словарей русского языка и справочников.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Раздел 5. Речь. Речевое общение.

1.Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Основные сферы речевого общения, их соотнесённость с функциональными разновидностями языка.

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности продуктивные ( говорение, письмо) и рецептивные ( аудирование, чтение), их особенности.

Особенности восприятия чужого высказывание (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме.

Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

2.Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.

Совершенствование основных видов речевой деятельности. Адекватное понимание содержания устного и письменности высказывания, дополнительной, явной и скрытной информации. Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию.

Из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронное виде на различных информационных переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.

Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин образовательной области «Филология»), социально-культурной и деловой сферах общения. Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание различных видов монолога) и диалога (этикетный диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога).

Выступление перед аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую тему.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

1.Взаимносвязь языка культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционных русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; руссе имена. Русские пословицы и поговорки.

Взаимнообогащение языков с национальных культур.

2.Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в прозведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснения их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических др.)

Использование этимологических словарей об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны.

Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

3. Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного предмета

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать/понимать

1) функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, , литературном языке и его признаках;

2) системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

3) понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм литературного языка;

4) компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого

общения;

5) основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферой общения;

уметь

1) проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов ,допускающих неоднозначную интерпретацию;

2) разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

3) проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

4) оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

5) объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

аудирование и чтение

1) использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное) в зависимости от коммуникативной задачи;

2) извлекать необходимую информацию из различных источников; учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

3) владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо

1) создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жаров в социально-культурной, учебно-научной (на основе изучаемых дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

2) применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать синонимические ресурсы русского языка;

3) применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

4) соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1) осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

2) углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования ;

3) совершенствования коммуникативных способностей, развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

4) увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

5) развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;

6) удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

7) самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

4. Критерии и нормы оценки, применяемые для определённого уровня усвоения рабочей программы

Особенности организации учебного процесса по курсу

Лекционно-зачетная система (лекция - практические занятия - семинар - зачетный урок). Дифференцированное обучение, практические работы исследовательского характера с использованием ИКТ.

Система контроля и оценки учебных достижений учащихся

Промежуточный, тематический, итоговый контроль. Тестирование, защита презентаций, рефератов, исследовательских работ. Государственная итоговая аттестация.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

Оценка сочинений и изложений

Сочинение и изложение - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.


  1. Календарно - тематическое планирование

Тема

Кол-во часов на изучение

Основные виды учебной деятельности при изучении

Дата изучения

Коррекция

План

Факт

1

Русский язык как общественное явление.

1

Объяснять причины интереса к русскому языку в мире, использовать ознакомительно-изучающее чтение, работать с информацией из учебно-научных текстов, строить высказывания на основе исходных текстов, использовать цитирование, анализировать языковые явления.

Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

Работать с учебной литературой, выявлять причины появления речевых ошибок под влиянием конкурирующих с литературным языком разновидностей национального языка, в тексте распознавать речевые ошибки разного типа и исправлять.

Выполнять тренировочные упражнения. Рас

сказ, работа с книгой, беседа.

Грамотно писать, определяя правильный способ действия при выборе написания окончаний и суффиксов разных частей речи.

Оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

Определять особенности жанра проблемного очерка, анализировать текст публицистического стиля, использовать выразительные средства языка.

Использовать словари грамматических трудностей русского языка для получения информации языковой нормы.
























01.09.



2

Язык как особая система знаков.

1

01.09.



3

Русский язык - один из индоевропейских языков..

1

08.09.



4

К.р. Защита рефератов

1

08.09.



5

Р.Р. сочинение-рассуждение №1 («Экология языка»)

1

15.09.



6

Фонетические процессы в древнерусском языке

1

15.09.



7

Современная система гласных и согласных

1

22.09.



8

Понятие о звуке речи и фонеме.

1

22.09.



9

Ударение в русском языке.

1

29.09.



10

Стартовый контрольный диктант.

1

29.09.



11

Трудные случаи орфоэпической нормы.


1

06.10.



12

Тест № 1 по теме «Введение в науку о языке»

1

06.10.



13

Многозначность, омонимия.

1

13.10.



14

Синонимия, антонимия, паронимия.

1

13.10.



15

Лексика русского языка.

1

20.10.



16

Источники фразеологизмов

1

20.10.



17

Лексические нормы.

1

27.10.



18

Нарушения лексических норм в современной речи.

1

27.10.



19

Морфема и ее виды.

1

10.11.



20

Морфемы словоизменительные исловообразовательные.

1

10.11.



21

Система современного русского словообразования.

1

17.11.



22

Тест № 2 по теме «Морфемика и словообразование»

1

17.11.



23

Грамматические значения и грамматические формы.

1

24.11.



24

Служебные части речи и их грамматические признаки.

1

24.11.



25

Морфологические средства выразительной речи

1

01.12.



26

Морфологические нормы...

1

01.12.



27-28

Р/Р Сочинение-рассуждение № 2 по прочитанному тексту

2

08.12.

08.12.



29

Н и НН в суффиксах разных частей речи.

1

15.12.



30

Н и НН в суффиксах разных частей речи.

1

15.12.



31

НЕ и НИ с разными частями речи.

1

22.12.



32

НЕ и НИ с разными частями речи.

1

22.12.



33

Различение частиц НЕ и НИ.

1

29.12.



34

Правописание наречий.

1

29.12.



35

Правописание наречий.

1

12.01.



36

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

1

12.01.



37

Правописание глаголов.

1

19.01.



38

Правописание причастий.

1

19.01.



39

Слитное, раздельное и дефисное написания

1

26.01.



40

Р/Р Сочинение-рассуждение № 3 по прочитанному тексту.

1

26.01.



41

Р/Р Сочинение-рассуждение № 3 по прочитанному тексту.

1

02.02.



42

Синтаксические единицы, связи и их типы.

1

02.02.



43

Типы подчинительной связи в словосочетании.

1

09.02.



44

Предложение как единица синтаксиса.

1

09.02.



45

Предложение как единица синтаксиса.

1

16.02.



46

Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого.

1

16.02.



47

Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения.

1

01.03.



48

Простое осложненное предложение.

1

01.03.



49

Простое осложненное предложение

1

15.03.



50

Сложное предложение.

1

15.03.



51

Сложное предложение.

1

22.03.



52

Прямая и косвенная речь.

1

22.03.



53

Синтаксис текста, конструктивные признаки текста.

1

05.04.



54

Абзац как единица теста.

1

05.04.



55

Средства связи в тексте.

1

12.04.



56

Изобразительные средства синтаксиса.

1

12.04.



57

К.р 3 Проверочный тест по пунктуации.

1

19.04.



58

Функциональные стили русского современного языка.

1

19.04.



59

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения.

1

26.04.



60

Р/Р №4 Сочинение-зарисовка в разговорном стиле речи

1

26.04.



61

Основные жанры научного, официально-делового и публицистического стилей.

1

10.05.



62

Язык художественной литературы.

1

10.05.



63

Культура речи как раздел лингвистики.

1

17.05.



64

Нормы современного русского литературного языка.



17.05.



65

Речевое общение как форма взаимодействия людей.

1

24.05



66-67.

Контрольная работа№4 за курс 10 класса.

2

24.05.

25.05.



68.

Итоговый урок.

1

26.05.







6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса для учителя и для учащихся

Программы, учебники, методические пособия.

  1. Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, автор А.И. Власенков.

  2. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова «Русский язык». 10-11 класс. Базовый уровень. Москва, «Просвещение», 2012 г.

  3. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс.Москва «Вако», 2013 г.

  4. Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену - 2007. - М.: Федеральный центр тестирования, 2007г.

  5. Единый государственный экзамен - 2006 - 2012. Учебно - тренировочные материалы для подготовки учащихся./ Рособрнадзор, ИСОП. - М.: «Интеллект - Центр», 2006 - 2012г.г.

  6. И.В. Золотарёва, Л.П. Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку 10 класс. В помощь школьному учителю. М., «Вако»,2006г.

  7. Е.А. Владавская. Уроки словесности. Пособие для подготовки к сочинению и выполнении творческих заданий. М.: «Интеллект - Центр», 2007 г.

Медиаресурсы:

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Современная универсальная Российская энциклопедия, CD - диск, 2010 г.

Библиотека школьника, CD - диск, 2009 г.

Компьютер, мультимедийный проектор.





13


© 2010-2022