- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Исследовательская работа по темеОбраз поэта в творчестве Анны Ахматовой
Исследовательская работа по темеОбраз поэта в творчестве Анны Ахматовой
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жека Н.А. |
Дата | 07.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Образ Поэта в творчестве Анны Ахматовой
ТЕЗИСЫ
Образ Поэта в творчестве Анны Ахматовой
Дорохина Ольга Александровна, учащаяся 9 класса общеобразовательной школы I-III ступеней №18 г. Симферополя; Федорова Вера Ивановна, учитель русского языка и литературы общеобразовательной школы I-III ступеней №18 г.Симферополя.
Цель работы: исследование взаимосвязи творчества Анны Андреевны Ахматовой и русской классической поэзии 19 -20 веков на примере поэтов А.С.Пушкина и А.А.Блока.
Объект исследования: некоторые этапы творчества Анны Ахматовой; воспоминания Ахматовой о Блоке, восприятие его поэтической личности и творчества; влияние творчества А.С.Пушкина на лирику поэтессы.
Методы исследования: анализ некоторых творческих этапов Анны Ахматовой; исследование трудов отечественных философов и литературоведов: Добина Е.С., Медведева Ф., Топорова В.Н., Тынянова Ю.М., Чуковской Л.К.; изучение теоретических и практических открытий, представленных в работах В. Жирмунского, Мейлаха М., Пастернака Б.
Актуальность работы: в работе делается попытка проследить, как поэты разных эпох, разных поколений повлияли на творчество Ахматовой; интерес к творчеству этих поэтов неизменен; работа может быть использована на уроках литературы, заседаниях кружка, спецкурса; исследование привлечет интерес, как учащихся, так и педагогов.
Задачи работы:
-
знакомство с творчеством А. Ахматовой, без которого невозможно глубоко понять не только русскую литературу, но и пути развития России в ХХ веке;
-
изучение литературно-художественные направления на примере поэтов, которые по-разному определяли принципы поэтики, цели творчества, а также свое место в литературе;
-
сравнение некоторых творческих взглядов Ахматовой и Блока, Ахматовой и Пушкина.
Вывод: Тема любви в творчестве многих поэтов занимала и занимает центральное место, потому что любовь возвышает, пробуждает в человеке самые высокие чувства. На рубеже прошлого столетия, накануне революции, в эпоху, потрясённую двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась «женская поэзия» - поэзия Анны Андреевной Ахматовой. Пожалуй, тема любви в творчестве замечательного поэта была одной из главных тем.
ПЛАН
-
Введение.
-
Основная часть. Образ Поэта в творчестве Анны Ахматовой.
1. Образ А.С.Пушкина в творчестве Анны Ахматовой.
2. Значение и влияние А.А.Блока на творчество Анны Ахматовой.
-
Заключение.
-
Приложение
-
Словарь.
-
Список используемой литературы.
-
Введение
Поэт не человек, он только дух-
Будь слеп он, как Гомер,
Иль, как Бетховен, глух,-
Всё видит, слышит, всем владеет…
Анна Ахматова
Впервые я обратилась к творчеству А.А. Ахматовой в преддверии юбилея знаменитой поэтессы. Заинтересовавшись ее поэзией, я решила рассмотреть вопрос о влиянии на творчество писательницы русской классической поэзии 19 -20 веков.
Обратившись к научной литературе, я выяснила, что в русской классике тема поэта и поэзии является одной из ведущих.
Меня заинтересовало отражение образов А.С. Пушкина и А.А Блока в творчестве Ахматовой. Поэтому я взяла на себя смелость выяснить, насколько важную роль сыграли эти поэты в развитии литературной деятельности моей любимой поэтессы.
Для получения полного ответа на поднимающийся в этой работе вопрос, я поставила перед собой определенные цели:
- проанализировать, как развивалось творчество писательницы;
- рассмотреть, как отразились в творчестве Ахматовой образы А.Пушкина и А.Блока;
- выявить, какое влияние оказали Пушкин и Блок на творчество поэтессы, как изменилась проблематика ее творчества под этим влиянием.
Объектом исследования я определила:
-
некоторые этапы творчества Анны Ахматовой;
-
воспоминания Ахматовой о Блоке, восприятие его поэтической личности и творчества;
-
влияние творчества А.С. Пушкина на лирику поэтессы.
При написании данной работы использовались разные методы исследования и изучения информации. Я анализировала некоторые этапы творчества Ахматовой. Также много усилий было вложено в исследование трудов отечественных философов и литературоведов, таких как Е.С. Добина, Ю.М. Тынянова, Л.К. Чуковского и др. При подготовке данной работы я изучила теоретические исследования, представленные в работах В. Жирмунского, М. Мейлаха и Б. Пастернака
Ахматова писала о любви, сотканной из психологических переживаний. Поэтому я вижу свою работу актуальной и в наше время. Проблематика творчества писательницы имеет место и в нашей современной жизни. Вся жизнь Ахматовой была неразрывно связана с творчеством: будь то горе или радость, - все это находило свое отражение в стихах.
-
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ОБРАЗ ПОЭТА В ТВОРЧЕСТВЕ АННЫ АХМАТОВОЙ.
1. А.С.Пушкин в творчестве А.Ахматовой.
Пушкин занимает особое место в творчестве Анны Ахматовой. Он - невидимый спутник царскосельских прогулок её молодости, «тайнопись» великого поэта она разгадывает до конца своей жизни. Сочинения Пушкина, стихотворения Баратынского, Тютчева, Анненского - настольные книги в юности Ахматовой. Лучшие поэты «серебряного века» сформировались под влиянием Музы Александра Сергеевича, вобрали в себя всё лучшее, что принёс в русскую поэтическую традицию А.С.Пушкин. Влияние его творчества на Анну Ахматову особенно сильно не только в силу обстоятельств, но и той огромной любви, которую питала она к Пушкину. Каковы же названные обстоятельства? Поэтесса взяла за образец из русской классики прежде всего Пушкина.
Дело в том, что Ахматова - царскоселка. Её отрочество, гимназические годы прошли в Царском Селе, где и сейчас каждый ощущает неисчезающий пушкинский дух.
Освоение пушкинского мира Ахматовой продолжалось всю жизнь. Желание досконального знания и проникновения потребовало литературоведческих занятий и библиографических изысканий, отмеченных особым пристрастием. Работы Ахматовой-пушкиниста широко известны.
Пушкинские темы постоянны у Анны Андреевны: Бахчисарай, море, Петербург и, конечно же, Царское Село. Поэзия и проза Пушкина стали для неё предметом историко-литературного осмысления уже в зрелом возрасте. «Примерно с середины двадцатых годов,- пишет она,- я начала очень усердно и с большим интересом заниматься архитектурой Петербурга и изучением жизни и творчества Пушкина». Увлечение архитектурой старого Петербурга сопровождалось прогулками по окраинам города, что отразилось в работах Ахматовой о Пушкине. Так, размышляя над загадочным отрывком «Когда порой воспоминанье…», Ахматова пишет в 1963 году работу «Пушкин и Невское взморье»
Как уже отмечалось, двадцатые годы - критические в литературной биографии Ахматовой. Они разъединили её с широким читателем, искавшим после Октябрьской революции новые темы и современной поэзии. «Мои новые стихи почти перестали печатать, а старые - перепечатывать»,- вспоминает она в то время.(1)В этот период Анна Андреевна много читает. Она была одарена точной и цепкой памятью, и, великолепно зная творчество Пушкина, находила литературные источники его произведений, до неё остававшиеся незамеченными. Эти находки сочетались с наблюдением за стилем Пушкина, которые ей подсказывали обострённый слух и зоркий глаз поэта. 24 ноября 1945 года в «Литературной газете» она сообщила: « В настоящее время собираю и привожу в порядок мои заметки о Пушкине, их всего двадцать пять, и они очень пестры по содержанию. Среди них и заметки о пушкинском самоповторении, и наблюдения над эпистолярным стилем Пушкина. В целом эти заметки составят книгу о Пушкине».(2)
Пушкин в одном из своих стихотворений воспел знаменитую статую-фонтан в Царском Селе. Вернее, сделал её знаменитой, воспев:
Урну с водой уронив, об утёс его дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, извиваясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит!
Ахматова, создав свою «Царскосельскую статую», ответила раздражённо, почти разъярённо, воспринимая статую как соперницу:
Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на её плечах
Лучи скудеющего света.
И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюблённой…
Смотри, ей весело грустить
Такой нарядно обнажённой.
После войны Ахматова вернулась к работе над Пушкиным с новым творческим опытом. Уже были написаны «Подвал памяти», «Когда погребают эпоху…», «Путём всея земли», начата «Поэма без героя». Новый опыт уже сказался на статье о «Каменном госте», написанной в более свободной манере, чем предыдущие статьи, и особенно - на последующих фрагментах и заметках о Пушкине.
Изменилась и проблематика её статей. «Меня давно привлекала мысль поглубже заглянуть в творческую лабораторию Пушкина. Мною уже закончена одна из такого рода работ - о Каменном госте…»,- писала Ахматова в 1957 году.(2)
Последние незавершённые заметки и статьи посвящены проблемам психологии его творчества. Ахматова выявляет неожиданные внутренние личные темы даже в остросюжетных вещах Пушкина.
В своих статьях и заметках о творчестве Пушкина Анна Андреевна в значительной мере реализовала требования, предъявляемые ею к литературной критике. Её конкретные наблюдения, пропитанные её собственными взглядами на сущность поэтического труда, опираются на опыт своей работы; её трактовка отдельных произведений Пушкина приближает к нашему современному сознанию творчество и жизненную трагедию гения уже далёкой от нас эпохи. В заметке, посвящённой тем своим стихам, она пишет: « В одних автор обречен слышать голос скрипки, иногда помогавший ему их сочинить, в других - стук вагона, мешавшего ему их написать. Стихи могут быть связаны с запахами духов и цветов. Шиповник в цикле «Шиповник цветёт» действительно одуряюще благоухал в какой-то момент, связанный с этим циклом. Это, однако, относится не только к её стихам. У Пушкина я слышу царскосельские водопады («сии живые воды»), конец которых ещё застала я».(3)
Статьи, заметки, стихи Ахматовой о Пушкине - это не просто исследовательская работа, а Книга Поэта о Поэте, это поиск ответа на вопрос о том, каким же должен быть истинный поэт. Историко-литературный анализ сочетается у Ахматовой с интуитивным постижением творческого процесса Пушкина. Субъективное отношение к материалу, присущее большому художнику, во многих случаях даёт возможность уловить в личности и творчестве Пушкина нечто не раскрытое ранее.
По мнению литературоведов, несмотря на спорность некоторых утверждений и концепций, работы Ахматовой внесли свой особый вклад в изучение и восприятие Пушкина; они проливают свет на процесс её собственной поэтической работы, приближают к пониманию её творческой личности.
Любовь Ахматовой к Пушкину во многом определила её творческий и жизненный путь. Краткости, простоте, подлинности и искренности чувств она училась у Пушкина. Именно такой, подлинной, была её любовная лирика, в которой отразились многие судьбы женщин:
Эта встреча никем не воспета,
И без песен печаль улеглась.
Наступило прохладное лето,
Словно новая жизнь началась.
Сводом каменным кажется небо,
Уязвлённое жёлтым огнём,
И нужнее насущного хлеба
Мне единое слово о нём.
Ты, росой окропляющий травы,
Вестью душу мою оживи,-
Не для страсти, не для забавы,
Для великой земной любви.(4)
2. Значение и влияние А.Блока на творчество Ахматовой.
«…Ахматова была дружно поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Чуть позднее её имя всё чаще отождествляется с именем самого Блока и выделяется самим Блоком, а уже всего через какой- нибудь десяток лет один из критиков даже писал, что Ахматовой « после смерти Блока, бесспорно, принадлежит первое место среди русских поэтов». (5) В то же время приходится признать, что после смерти Блока музе Ахматовой пришлось «овдоветь», ибо в литературной судьбе Ахматовой Блок сыграл колоссальную роль. Это подтверждено многими, прямо Блоку адресованными стихами. Но дело не только в них, в этих «персональных» стихах. С Блоком связан почти весь мир ранней, а во многом и поздней лирики Ахматовой:
И если я умру, то кто же
Мои стихи напишет вам,
Кто стать звенящими поможет
Ещё не сказанным словам?(6)
В рабочих тетрадях Анны Ахматовой сохранилось большое число отрывков мемуарного характера, относящихся к Блоку. Все они, как шутила сама Ахматова, «… о том, как у меня не было романа с Блоком». В черновых записях перечислены все встречи Ахматовой с поэтом, они даже пронумерованы. Однако при всём поверхностном и мимолётном характере этих встреч «на людях», в литературных салонах или кружках, нельзя было не заметить, что для Ахматовой они всегда были чем-то очень важным, что она на всю жизнь их запомнила.
Гораздо существеннее для нас, современных читателей, восприятие Ахматовой поэтической личности Блока и те творческие связи между ними, о которых я попытаюсь рассказать. Ахматова писала в своих заметках:
« Блока я считаю не только величайшим поэтом первой четверти двадцатого века, но и человеком-эпохой, то есть самым характерным представителем своего времени».(7)
Анна Ахматова избрала в своих мемуарах жёсткий принцип повествования. Рассказав о встречах с Блоком, она не поделилась своими мыслями о нём, промолчала о своём глубинном отношении к нему и о его поэзии и оставила при себе свои оценки его произведений.
С весны 1911 года Ахматова регулярно печатается в журналах. А в 1912 году вышел в свет её первый стихотворный сборник «Вечер», сразу обративший на себя заинтересованное внимание критики и читателей. Тогда же она стала время от времени встречаться с Блоком, появляясь то в так называемой «Поэтической академии» В.Иванова, в салонах, на публичных литературных собраниях и выступлениях. Весной 1911 года впервые встретились тридцатилетний Блок, находившийся в зените своей поэтической славы, и начинающая поэтесса Ахматова, которой шёл двадцать второй год. К этому времени ею было написано около 180 стихотворений, но опубликованы единицы. Какое впечатление произвел Блок на Ахматову при первой встрече? Неизвестно. Исследователь Е.С.Добин решается отметить, что в облике героя стихотворения «Рыбак» смутно угадываются черты Блока. На этом вряд ли можно было бы настаивать, если бы стихотворение не было датировано 23 апреля 1911 года - следующий день после их первой встречи в редакции журнала «Аполлон»:
Руки голы выше локтя,
А глаза синей, чем лёд.
Едкий, душный запах дёгтя,
Как загар тебе идёт.
И всегда, всегда распахнут
Ворот куртки голубой,
И рыбачки только ахнут,
Закрасневшись пред тобой.
Также обнаруживается немало звеньев, которые, при сохранении общей концепции в большей или меньшей степени, «разыгрываются» в «Поэме без героя». Вот к примеру:
У Блока:
В час рассвета холодно и странно,
В час рассвета - ночь мутна.
У Ахматовой:
Не предчувствием ли рассвета
По рядам пробежал озноб…
У Блока:
В пышной спальне страшно в час рассвета…
Холодно и пусто в пышной спальне.
Настежь дверь из непомерной стужи
В зеркалах отражены?
Скоро ль видеть неземные сны…
Нет ответа - тишина.
Анна! Анна!- тишина.
За ночным окном туман.(8)
У Ахматовой:
Но мне страшно…
Спальню ты убрала как беседку…
В дверь мою никто не стучится,
Только зеркало зеркалу снится,
Тишина тишину сторожит.
А часы всё ещё не бьют
Дева Света! Где ты, Донна Анна?
Анна! Анна! Тишина…
Герой «без лица и названья»(9)
Блок в значительной мере определил своим творчеством атмосферу «Поэмы» и, в то же время, кое в чём творчество самой Ахматовой. С этой атмосферой связаны многочисленные, более близкие переклички с его поэзией, но нигде мы не находим того, что любой критик старого или нового времени мог бы назвать «заимствованием»: творческий облик Ахматовой остаётся совершенно непохожим на блоковский даже там, где она трактует близкую ему тему.
Кроме всего прочего у Ахматовой есть ряд стихотворений, посвящённых Блоку. Они относятся к разным периодам её жизни и одинаково свидетельствуют о том исключительном значении, которое имело для неё явление Блока. А что он занимал особое место в жизни всего поколения, доказывать не приходится.
Первое из таких стихотворений - « Я пришла к поэту в гости»- написано ещё при жизни поэта, в 1914 году, в январе:
Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье,
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.
Второе - поминальное - написано в августе 1921 года, непосредственно после похорон Блока на Смоленском кладбище 10 августа. В нём Ахматова пользуется народной формой русского тонического стиха, без рифм, с дактилическим окончанием. И задумано оно по подбору образов и стилю как своего рода духовный стих, выражающий народное горе о кончине поэта:
Принесли мы Смоленской заступнице,
Принесли пресвятой Богородице
На руках во гробе серебряном
Наше солнце, в муке погасшее, -
Александра, лебедя чистого.
Последние стихи, посвящённые Блоку, «Пора забыть верблюжий этот гам...», «Он прав - опять фонарь, аптека» были написаны в период с 1944 по 1960 годы, через много лет после его смерти. Они содержат в поэтической форме воспоминание и оценку, дистанцированную в пространстве и во времени, претендующую на историческую объективность, хотя и личную по тону.
Нужно отметить, что «блоковский» текст Ахматовой начал складываться задолго до того времени, как личные отношения поэтов стали особенно значимыми, и не распался бесследно, когда эти отношения утратили своё прежнее значение, и даже тогда, когда умер Блок. Уже в одиночестве, до самого конца своей жизни Ахматова продолжала «незримый диалог» с Блоком.
Глубинное отношение Ахматовой к творчеству Блока проявилось не столько в её воспоминаниях, сколько в её поэзии, во всей её художественной системе. По своему духу и поэтике, особенно в ранний период, Ахматова была далека от Блока и шла собственным путём.
Но, на мой взгляд, важным свидетельством восприятия Ахматовой Блока в разные периоды её жизни является также прямое содержание её стихотворений, относящихся к поэту.
Блок на подаренной Ахматовой книгах писал просто « Ахматовой - Блок»: «равный - равному». Ахматова считала Блока «человеком-эпохой», «самым характерным представителем своего времени». «Но если Блок действительно самый характерный герой своего времени, то Ахматова, конечно, самая характерная героиня…»(10)
И мне хотелось бы закончить рассказ об отражении образа поэта в поэзии Ахматовой стихотворением Александра Блока, посвященным поэтессе:
«Красота страшна» - Вам скажут, -
Вы накинете лениво
Шаль испанскую на плечи,
Красный розан - в волосах.
«Красота проста» - Вам скажут, -
Пестрой шалью неумело
Вы укроете ребенка,
Красный розан - на полу.
Но, рассеянно внимая
Всем словам, кругом звучащим,
Вы задумаетесь грустно
И твердите про себя:
«Не страшна и не проста я;
Я не так страшна, чтоб просто
Убивать; не так проста я,
Чтоб не знать, как жизнь страшна.
III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В начале моей исследовательской работы я поставила задачу - выяснить, каким образом происходит взаимосвязь творчества Анны Андреевны Ахматовой и русской классической поэзии 19 -20 веков на примере поэтов А.С. Пушкина и А.А. Блока.
В ходе изучения литературы я узнала, что поэзия Ахматовой, её судьба, её облик - прекрасный и величественный - олицетворяет Россию в самые трудные, трагические годы её тысячелетней истории. Также, сделав обзор научной литературы по этому вопросу, могу подвести некоторые итоги проведенного исследования:
Пушкин для Ахматовой был действительно идеальной перспективой, чем-то безусловно близким и в то же время бесконечно удаленным;
Александр Блок и Анна Ахматова - оба дети одной эпохи, оба поэты. Оба известны, признаны, любимы. Но как же различны их судьбы! И как различно их творчество! И не потому, что Блок - мужчина, а Ахматова - женщина. В женской поэзии Ахматовой много железных ноток, свойственных мужчинам, а в лирике Блока, посвященной Прекрасной Даме, столько нежности и проникновенной любви, что они могли быть вполне подсказаны некоей интуицией, сродни женской.
Опираясь на изученный материал, я пришла к следующим выводам:
поэт - обычный человек среди людей, но взгляд его на мир необычен. Поэтический взгляд на мир для Ахматовой - взгляд, соединяющий не связанные в обыденном сознании вещи.
Её поэзия целостна и многолика, она растёт из живых противоречий, из единства сердца и разума. Её поэзия открыта, распахнута настежь, и сокровенна, и таинственна, как её жизнь, исполненная безмерных страданий и беспримерных побед, долгих печалей и мгновений радости…
Таким образом, задачи исследовательской работы решены, поставленная цель достигнута, выдвинутая проблема выяснена.
Закончить работу хочется словами Александра Твардовского: «Поэзия Ахматовой - это, прежде всего, подлинность, невыдуманность чувств, поэзия, отмеченная необычайной сосредоточенностью и взыскательностью нравственного начала…»
IV.Приложение
Анна Ахматова в молодости
Н. И. Альтман - Портрет поэтессы Анны Андреевны Ахматовой. 1914.
К. Петров - Водкин. Портрет Анны Ахматовой 1922.
.
1960-е годы
-
Список используемой литературы.
Источники приложений. Сноски.
1.А.Ахматова. Автобиография. 1965 год.
Страница 7 (6) том 1стр 76
2.Ахматова. А. Сочинения в двух томах. Библиотека «Огонёк», из-во
«Правда», 1990 год.
Страница 12 (10) том 1 стр 86
4.А.Ахматова « Воспоминания об А.Блоке», 1976.
Страница 10 (8),(9) стр. 65
5.Ахматова Анна. Коротко о себе . стихотворения. М., 1961.
Страница 6 (1) том 3,стр 32
6.«Ахматова о Пушкине», статьи .М., «Книга» 1989.
7. Блок А. «Избранное» М. 1989.
8.Блок А.А. Стихотворения и поэмы М., «Современник», 1987.
9.Герштейн Э.Г. «Ахматова - пушкинистка», из-во «Книга», статьи 1989.
Страница 6,7 (2 ) стр 319;
Страница 8 (4) стр 347
10.Добин Е.С. «Поэзия Анны Ахматовой». Л.1968
11.Жирмунский В.М. «Творчество Анны Ахматовой» Л.1973.
12.Коротко о себе. Современные писатели: Автобиография.М.1966.т3.
13.Культура и жизнь. 1957год.№1.
Страница 7 (3) стр 18
17. Медведев Ф. Газета «Мир новостей»№47 от 14.11.06
18. Мейлах М.Б. «Об именах Анны Ахматовой».Л. стр.35
19. Пастернак Б.т1 стр228
20. Скатов Н. Вступительная статья. Из-во «Правда» «Огонёк» 1990
Страница 9(7) стр. 4;
21. Топоров В.Н. «Ахматова и Блок»1981г.
Страница 8 (5) стр 17
22. Тынянов Ю.М. «Блок».М. 1974.
23. Чуковская Л.К. «Записки об А.Ахматовой».Париж.1976.
Приложения:
Источник: pravmir.ru/anna-axmatova-galereya-portretov-foto
Словарь
Проблематика (стр 7) -это отбор, выделение, усиление в избранном материале (теме) таких сторон, которые кажутся писателю наиболее значимыми с социальной, идейной, нравственной и психологической точек зрения. В проблематике в большей степени, чем в тематике, отражается личность писателя, его жизненный опыт и мировоззрение.
Концепция (стр 8) - определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; система взглядов на явления в мире, в природе, в обществе; ведущий замысел, конструктивный принцип в научной, художественной, технической, политической и других видах деятельности; комплекс взглядов, связанных между собой и вытекающих один из другого,
Тонический стихосложение (стр 11) - система стихосложения, которая основана на чередовании ударных и неударных слогов. В ней регулируется главным образом число ударных слогов в стихотворной строке, число же безударных слогов более или менее свободно