Исследовательская работа по темеОбраз поэта в творчестве Анны Ахматовой

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образ Поэта в творчестве Анны Ахматовой


ТЕЗИСЫ

Образ Поэта в творчестве Анны Ахматовой

Дорохина Ольга Александровна, учащаяся 9 класса общеобразовательной школы I-III ступеней №18 г. Симферополя; Федорова Вера Ивановна, учитель русского языка и литературы общеобразовательной школы I-III ступеней №18 г.Симферополя.

Цель работы: исследование взаимосвязи творчества Анны Андреевны Ахматовой и русской классической поэзии 19 -20 веков на примере поэтов А.С.Пушкина и А.А.Блока.

Объект исследования: некоторые этапы творчества Анны Ахматовой; воспоминания Ахматовой о Блоке, восприятие его поэтической личности и творчества; влияние творчества А.С.Пушкина на лирику поэтессы.

Методы исследования: анализ некоторых творческих этапов Анны Ахматовой; исследование трудов отечественных философов и литературоведов: Добина Е.С., Медведева Ф., Топорова В.Н., Тынянова Ю.М., Чуковской Л.К.; изучение теоретических и практических открытий, представленных в работах В. Жирмунского, Мейлаха М., Пастернака Б.

Актуальность работы: в работе делается попытка проследить, как поэты разных эпох, разных поколений повлияли на творчество Ахматовой; интерес к творчеству этих поэтов неизменен; работа может быть использована на уроках литературы, заседаниях кружка, спецкурса; исследование привлечет интерес, как учащихся, так и педагогов.

Задачи работы:

  • знакомство с творчеством А. Ахматовой, без которого невозможно глубоко понять не только русскую литературу, но и пути развития России в ХХ веке;

  • изучение литературно-художественные направления на примере поэтов, которые по-разному определяли принципы поэтики, цели творчества, а также свое место в литературе;

  • сравнение некоторых творческих взглядов Ахматовой и Блока, Ахматовой и Пушкина.

Вывод: Тема любви в творчестве многих поэтов занимала и занимает центральное место, потому что любовь возвышает, пробуждает в человеке самые высокие чувства. На рубеже прошлого столетия, накануне революции, в эпоху, потрясённую двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась «женская поэзия» - поэзия Анны Андреевной Ахматовой. Пожалуй, тема любви в творчестве замечательного поэта была одной из главных тем.

ПЛАН


  1. Введение.

  2. Основная часть. Образ Поэта в творчестве Анны Ахматовой.

1. Образ А.С.Пушкина в творчестве Анны Ахматовой.

2. Значение и влияние А.А.Блока на творчество Анны Ахматовой.

  1. Заключение.

  2. Приложение

  3. Словарь.

  4. Список используемой литературы.









  1. Введение

Исследовательская работа по темеОбраз поэта в творчестве Анны Ахматовой

Поэт не человек, он только дух-

Будь слеп он, как Гомер,

Иль, как Бетховен, глух,-

Всё видит, слышит, всем владеет…

Анна Ахматова





Впервые я обратилась к творчеству А.А. Ахматовой в преддверии юбилея знаменитой поэтессы. Заинтересовавшись ее поэзией, я решила рассмотреть вопрос о влиянии на творчество писательницы русской классической поэзии 19 -20 веков.

Обратившись к научной литературе, я выяснила, что в русской классике тема поэта и поэзии является одной из ведущих.

Меня заинтересовало отражение образов А.С. Пушкина и А.А Блока в творчестве Ахматовой. Поэтому я взяла на себя смелость выяснить, насколько важную роль сыграли эти поэты в развитии литературной деятельности моей любимой поэтессы.

Для получения полного ответа на поднимающийся в этой работе вопрос, я поставила перед собой определенные цели:

- проанализировать, как развивалось творчество писательницы;

- рассмотреть, как отразились в творчестве Ахматовой образы А.Пушкина и А.Блока;

- выявить, какое влияние оказали Пушкин и Блок на творчество поэтессы, как изменилась проблематика ее творчества под этим влиянием.

Объектом исследования я определила:

  • некоторые этапы творчества Анны Ахматовой;

  • воспоминания Ахматовой о Блоке, восприятие его поэтической личности и творчества;

  • влияние творчества А.С. Пушкина на лирику поэтессы.

При написании данной работы использовались разные методы исследования и изучения информации. Я анализировала некоторые этапы творчества Ахматовой. Также много усилий было вложено в исследование трудов отечественных философов и литературоведов, таких как Е.С. Добина, Ю.М. Тынянова, Л.К. Чуковского и др. При подготовке данной работы я изучила теоретические исследования, представленные в работах В. Жирмунского, М. Мейлаха и Б. Пастернака

Ахматова писала о любви, сотканной из психологических переживаний. Поэтому я вижу свою работу актуальной и в наше время. Проблематика творчества писательницы имеет место и в нашей современной жизни. Вся жизнь Ахматовой была неразрывно связана с творчеством: будь то горе или радость, - все это находило свое отражение в стихах.









  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ОБРАЗ ПОЭТА В ТВОРЧЕСТВЕ АННЫ АХМАТОВОЙ.

1. А.С.Пушкин в творчестве А.Ахматовой.Исследовательская работа по темеОбраз поэта в творчестве Анны Ахматовой

Пушкин занимает особое место в творчестве Анны Ахматовой. Он - невидимый спутник царскосельских прогулок её молодости, «тайнопись» великого поэта она разгадывает до конца своей жизни. Сочинения Пушкина, стихотворения Баратынского, Тютчева, Анненского - настольные книги в юности Ахматовой. Лучшие поэты «серебряного века» сформировались под влиянием Музы Александра Сергеевича, вобрали в себя всё лучшее, что принёс в русскую поэтическую традицию А.С.Пушкин. Влияние его творчества на Анну Ахматову особенно сильно не только в силу обстоятельств, но и той огромной любви, которую питала она к Пушкину. Каковы же названные обстоятельства? Поэтесса взяла за образец из русской классики прежде всего Пушкина.

Дело в том, что Ахматова - царскоселка. Её отрочество, гимназические годы прошли в Царском Селе, где и сейчас каждый ощущает неисчезающий пушкинский дух.

Освоение пушкинского мира Ахматовой продолжалось всю жизнь. Желание досконального знания и проникновения потребовало литературоведческих занятий и библиографических изысканий, отмеченных особым пристрастием. Работы Ахматовой-пушкиниста широко известны.

Пушкинские темы постоянны у Анны Андреевны: Бахчисарай, море, Петербург и, конечно же, Царское Село. Поэзия и проза Пушкина стали для неё предметом историко-литературного осмысления уже в зрелом возрасте. «Примерно с середины двадцатых годов,- пишет она,- я начала очень усердно и с большим интересом заниматься архитектурой Петербурга и изучением жизни и творчества Пушкина». Увлечение архитектурой старого Петербурга сопровождалось прогулками по окраинам города, что отразилось в работах Ахматовой о Пушкине. Так, размышляя над загадочным отрывком «Когда порой воспоминанье…», Ахматова пишет в 1963 году работу «Пушкин и Невское взморье»

Исследовательская работа по темеОбраз поэта в творчестве Анны Ахматовой

Как уже отмечалось, двадцатые годы - критические в литературной биографии Ахматовой. Они разъединили её с широким читателем, искавшим после Октябрьской революции новые темы и современной поэзии. «Мои новые стихи почти перестали печатать, а старые - перепечатывать»,- вспоминает она в то время.(1)В этот период Анна Андреевна много читает. Она была одарена точной и цепкой памятью, и, великолепно зная творчество Пушкина, находила литературные источники его произведений, до неё остававшиеся незамеченными. Эти находки сочетались с наблюдением за стилем Пушкина, которые ей подсказывали обострённый слух и зоркий глаз поэта. 24 ноября 1945 года в «Литературной газете» она сообщила: « В настоящее время собираю и привожу в порядок мои заметки о Пушкине, их всего двадцать пять, и они очень пестры по содержанию. Среди них и заметки о пушкинском самоповторении, и наблюдения над эпистолярным стилем Пушкина. В целом эти заметки составят книгу о Пушкине».(2)

Пушкин в одном из своих стихотворений воспел знаменитую статую-фонтан в Царском Селе. Вернее, сделал её знаменитой, воспев:

Урну с водой уронив, об утёс его дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! Не сякнет вода, извиваясь из урны разбитой;

Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит!

Ахматова, создав свою «Царскосельскую статую», ответила раздражённо, почти разъярённо, воспринимая статую как соперницу:

Я чувствовала смутный страх

Пред этой девушкой воспетой.

Играли на её плечах

Лучи скудеющего света.

И как могла я ей простить

Восторг твоей хвалы влюблённой…

Смотри, ей весело грустить

Такой нарядно обнажённой.

После войны Ахматова вернулась к работе над Пушкиным с новым творческим опытом. Уже были написаны «Подвал памяти», «Когда погребают эпоху…», «Путём всея земли», начата «Поэма без героя». Новый опыт уже сказался на статье о «Каменном госте», написанной в более свободной манере, чем предыдущие статьи, и особенно - на последующих фрагментах и заметках о Пушкине.

Изменилась и проблематика её статей. «Меня давно привлекала мысль поглубже заглянуть в творческую лабораторию Пушкина. Мною уже закончена одна из такого рода работ - о Каменном госте…»,- писала Ахматова в 1957 году.(2)

Последние незавершённые заметки и статьи посвящены проблемам психологии его творчества. Ахматова выявляет неожиданные внутренние личные темы даже в остросюжетных вещах Пушкина.

В своих статьях и заметках о творчестве Пушкина Анна Андреевна в значительной мере реализовала требования, предъявляемые ею к литературной критике. Её конкретные наблюдения, пропитанные её собственными взглядами на сущность поэтического труда, опираются на опыт своей работы; её трактовка отдельных произведений Пушкина приближает к нашему современному сознанию творчество и жизненную трагедию гения уже далёкой от нас эпохи. В заметке, посвящённой тем своим стихам, она пишет: « В одних автор обречен слышать голос скрипки, иногда помогавший ему их сочинить, в других - стук вагона, мешавшего ему их написать. Стихи могут быть связаны с запахами духов и цветов. Шиповник в цикле «Шиповник цветёт» действительно одуряюще благоухал в какой-то момент, связанный с этим циклом. Это, однако, относится не только к её стихам. У Пушкина я слышу царскосельские водопады («сии живые воды»), конец которых ещё застала я».(3)

Статьи, заметки, стихи Ахматовой о Пушкине - это не просто исследовательская работа, а Книга Поэта о Поэте, это поиск ответа на вопрос о том, каким же должен быть истинный поэт. Историко-литературный анализ сочетается у Ахматовой с интуитивным постижением творческого процесса Пушкина. Субъективное отношение к материалу, присущее большому художнику, во многих случаях даёт возможность уловить в личности и творчестве Пушкина нечто не раскрытое ранее.

По мнению литературоведов, несмотря на спорность некоторых утверждений и концепций, работы Ахматовой внесли свой особый вклад в изучение и восприятие Пушкина; они проливают свет на процесс её собственной поэтической работы, приближают к пониманию её творческой личности.

Любовь Ахматовой к Пушкину во многом определила её творческий и жизненный путь. Краткости, простоте, подлинности и искренности чувств она училась у Пушкина. Именно такой, подлинной, была её любовная лирика, в которой отразились многие судьбы женщин:

Эта встреча никем не воспета,

И без песен печаль улеглась.

Наступило прохладное лето,

Словно новая жизнь началась.

Сводом каменным кажется небо,

Уязвлённое жёлтым огнём,

И нужнее насущного хлеба

Мне единое слово о нём.

Ты, росой окропляющий травы,

Вестью душу мою оживи,-

Не для страсти, не для забавы,

Для великой земной любви.(4)









2. Значение и влияние А.Блока на творчество Ахматовой.

«…Ахматова была дружно поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Чуть позднее её имя всё чаще отождествляется с именем самого Блока и выделяется самим Блоком, а уже всего через какой- нибудь десяток лет один из критиков даже писал, что Ахматовой « после смерти Блока, бесспорно, принадлежит первое место среди русских поэтов». (5) В то же время приходится признать, что после смерти Блока музе Ахматовой пришлось «овдоветь», ибо в литературной судьбе Ахматовой Блок сыграл колоссальную роль. Это подтверждено многими, прямо Блоку адресованными стихами. Но дело не только в них, в этих «персональных» стихах. С Блоком связан почти весь мир ранней, а во многом и поздней лирики Ахматовой:

И если я умру, то кто же

Мои стихи напишет вам,

Кто стать звенящими поможет

Ещё не сказанным словам?(6)

Исследовательская работа по темеОбраз поэта в творчестве Анны Ахматовой

В рабочих тетрадях Анны Ахматовой сохранилось большое число отрывков мемуарного характера, относящихся к Блоку. Все они, как шутила сама Ахматова, «… о том, как у меня не было романа с Блоком». В черновых записях перечислены все встречи Ахматовой с поэтом, они даже пронумерованы. Однако при всём поверхностном и мимолётном характере этих встреч «на людях», в литературных салонах или кружках, нельзя было не заметить, что для Ахматовой они всегда были чем-то очень важным, что она на всю жизнь их запомнила.

Гораздо существеннее для нас, современных читателей, восприятие Ахматовой поэтической личности Блока и те творческие связи между ними, о которых я попытаюсь рассказать. Ахматова писала в своих заметках:

« Блока я считаю не только величайшим поэтом первой четверти двадцатого века, но и человеком-эпохой, то есть самым характерным представителем своего времени».(7)

Анна Ахматова избрала в своих мемуарах жёсткий принцип повествования. Рассказав о встречах с Блоком, она не поделилась своими мыслями о нём, промолчала о своём глубинном отношении к нему и о его поэзии и оставила при себе свои оценки его произведений.

С весны 1911 года Ахматова регулярно печатается в журналах. А в 1912 году вышел в свет её первый стихотворный сборник «Вечер», сразу обративший на себя заинтересованное внимание критики и читателей. Тогда же она стала время от времени встречаться с Блоком, появляясь то в так называемой «Поэтической академии» В.Иванова, в салонах, на публичных литературных собраниях и выступлениях. Весной 1911 года впервые встретились тридцатилетний Блок, находившийся в зените своей поэтической славы, и начинающая поэтесса Ахматова, которой шёл двадцать второй год. К этому времени ею было написано около 180 стихотворений, но опубликованы единицы. Какое впечатление произвел Блок на Ахматову при первой встрече? Неизвестно. Исследователь Е.С.Добин решается отметить, что в облике героя стихотворения «Рыбак» смутно угадываются черты Блока. На этом вряд ли можно было бы настаивать, если бы стихотворение не было датировано 23 апреля 1911 года - следующий день после их первой встречи в редакции журнала «Аполлон»:

Руки голы выше локтя,

А глаза синей, чем лёд.

Едкий, душный запах дёгтя,

Как загар тебе идёт.

И всегда, всегда распахнут

Ворот куртки голубой,

И рыбачки только ахнут,

Закрасневшись пред тобой.

Также обнаруживается немало звеньев, которые, при сохранении общей концепции в большей или меньшей степени, «разыгрываются» в «Поэме без героя». Вот к примеру:

У Блока:

В час рассвета холодно и странно,

В час рассвета - ночь мутна.

У Ахматовой:

Не предчувствием ли рассвета

По рядам пробежал озноб…

У Блока:

В пышной спальне страшно в час рассвета…

Холодно и пусто в пышной спальне.

Настежь дверь из непомерной стужи

В зеркалах отражены?

Скоро ль видеть неземные сны…

Нет ответа - тишина.

Анна! Анна!- тишина.

За ночным окном туман.(8)

У Ахматовой:

Но мне страшно…

Спальню ты убрала как беседку…

В дверь мою никто не стучится,

Только зеркало зеркалу снится,

Тишина тишину сторожит.

А часы всё ещё не бьют

Дева Света! Где ты, Донна Анна?

Анна! Анна! Тишина…

Герой «без лица и названья»(9)

Блок в значительной мере определил своим творчеством атмосферу «Поэмы» и, в то же время, кое в чём творчество самой Ахматовой. С этой атмосферой связаны многочисленные, более близкие переклички с его поэзией, но нигде мы не находим того, что любой критик старого или нового времени мог бы назвать «заимствованием»: творческий облик Ахматовой остаётся совершенно непохожим на блоковский даже там, где она трактует близкую ему тему.

Кроме всего прочего у Ахматовой есть ряд стихотворений, посвящённых Блоку. Они относятся к разным периодам её жизни и одинаково свидетельствуют о том исключительном значении, которое имело для неё явление Блока. А что он занимал особое место в жизни всего поколения, доказывать не приходится.

Первое из таких стихотворений - « Я пришла к поэту в гости»- написано ещё при жизни поэта, в 1914 году, в январе:

Но запомнится беседа,

Дымный полдень, воскресенье,

В доме сером и высоком

У морских ворот Невы.

Второе - поминальное - написано в августе 1921 года, непосредственно после похорон Блока на Смоленском кладбище 10 августа. В нём Ахматова пользуется народной формой русского тонического стиха, без рифм, с дактилическим окончанием. И задумано оно по подбору образов и стилю как своего рода духовный стих, выражающий народное горе о кончине поэта:

Принесли мы Смоленской заступнице,

Принесли пресвятой Богородице

На руках во гробе серебряном

Наше солнце, в муке погасшее, -

Александра, лебедя чистого.

Последние стихи, посвящённые Блоку, «Пора забыть верблюжий этот гам...», «Он прав - опять фонарь, аптека» были написаны в период с 1944 по 1960 годы, через много лет после его смерти. Они содержат в поэтической форме воспоминание и оценку, дистанцированную в пространстве и во времени, претендующую на историческую объективность, хотя и личную по тону.

Нужно отметить, что «блоковский» текст Ахматовой начал складываться задолго до того времени, как личные отношения поэтов стали особенно значимыми, и не распался бесследно, когда эти отношения утратили своё прежнее значение, и даже тогда, когда умер Блок. Уже в одиночестве, до самого конца своей жизни Ахматова продолжала «незримый диалог» с Блоком.

Глубинное отношение Ахматовой к творчеству Блока проявилось не столько в её воспоминаниях, сколько в её поэзии, во всей её художественной системе. По своему духу и поэтике, особенно в ранний период, Ахматова была далека от Блока и шла собственным путём.

Но, на мой взгляд, важным свидетельством восприятия Ахматовой Блока в разные периоды её жизни является также прямое содержание её стихотворений, относящихся к поэту.

Блок на подаренной Ахматовой книгах писал просто « Ахматовой - Блок»: «равный - равному». Ахматова считала Блока «человеком-эпохой», «самым характерным представителем своего времени». «Но если Блок действительно самый характерный герой своего времени, то Ахматова, конечно, самая характерная героиня…»(10)

И мне хотелось бы закончить рассказ об отражении образа поэта в поэзии Ахматовой стихотворением Александра Блока, посвященным поэтессе:

Исследовательская работа по темеОбраз поэта в творчестве Анны Ахматовой

«Красота страшна» - Вам скажут, -

Вы накинете лениво

Шаль испанскую на плечи,

Красный розан - в волосах.

«Красота проста» - Вам скажут, -

Пестрой шалью неумело

Вы укроете ребенка,

Красный розан - на полу.

Но, рассеянно внимая

Всем словам, кругом звучащим,

Вы задумаетесь грустно

И твердите про себя:

«Не страшна и не проста я;

Я не так страшна, чтоб просто

Убивать; не так проста я,

Чтоб не знать, как жизнь страшна.







III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В начале моей исследовательской работы я поставила задачу - выяснить, каким образом происходит взаимосвязь творчества Анны Андреевны Ахматовой и русской классической поэзии 19 -20 веков на примере поэтов А.С. Пушкина и А.А. Блока.

В ходе изучения литературы я узнала, что поэзия Ахматовой, её судьба, её облик - прекрасный и величественный - олицетворяет Россию в самые трудные, трагические годы её тысячелетней истории. Также, сделав обзор научной литературы по этому вопросу, могу подвести некоторые итоги проведенного исследования:

Пушкин для Ахматовой был действительно идеальной перспективой, чем-то безусловно близким и в то же время бесконечно удаленным;

Александр Блок и Анна Ахматова - оба дети одной эпохи, оба поэты. Оба известны, признаны, любимы. Но как же различны их судьбы! И как различно их творчество! И не потому, что Блок - мужчина, а Ахматова - женщина. В женской поэзии Ахматовой много железных ноток, свойственных мужчинам, а в лирике Блока, посвященной Прекрасной Даме, столько нежности и проникновенной любви, что они могли быть вполне подсказаны некоей интуицией, сродни женской.

Опираясь на изученный материал, я пришла к следующим выводам:

поэт - обычный человек среди людей, но взгляд его на мир необычен. Поэтический взгляд на мир для Ахматовой - взгляд, соединяющий не связанные в обыденном сознании вещи.
Её поэзия целостна и многолика, она растёт из живых противоречий, из единства сердца и разума. Её поэзия открыта, распахнута настежь, и сокровенна, и таинственна, как её жизнь, исполненная безмерных страданий и беспримерных побед, долгих печалей и мгновений радости…

Таким образом, задачи исследовательской работы решены, поставленная цель достигнута, выдвинутая проблема выяснена.

Закончить работу хочется словами Александра Твардовского: «Поэзия Ахматовой - это, прежде всего, подлинность, невыдуманность чувств, поэзия, отмеченная необычайной сосредоточенностью и взыскательностью нравственного начала…»



IV.Приложение

Исследовательская работа по темеОбраз поэта в творчестве Анны Ахматовой

Анна Ахматова в молодости

Исследовательская работа по темеОбраз поэта в творчестве Анны Ахматовой

Н. И. Альтман - Портрет поэтессы Анны Андреевны Ахматовой. 1914.

Исследовательская работа по темеОбраз поэта в творчестве Анны Ахматовой

К. Петров - Водкин. Портрет Анны Ахматовой 1922.

.Исследовательская работа по темеОбраз поэта в творчестве Анны Ахматовой

1960-е годы


  1. Список используемой литературы.

Источники приложений. Сноски.

1.А.Ахматова. Автобиография. 1965 год.

Страница 7 (6) том 1стр 76

2.Ахматова. А. Сочинения в двух томах. Библиотека «Огонёк», из-во

«Правда», 1990 год.

Страница 12 (10) том 1 стр 86

4.А.Ахматова « Воспоминания об А.Блоке», 1976.

Страница 10 (8),(9) стр. 65

5.Ахматова Анна. Коротко о себе . стихотворения. М., 1961.

Страница 6 (1) том 3,стр 32

6.«Ахматова о Пушкине», статьи .М., «Книга» 1989.

7. Блок А. «Избранное» М. 1989.

8.Блок А.А. Стихотворения и поэмы М., «Современник», 1987.

9.Герштейн Э.Г. «Ахматова - пушкинистка», из-во «Книга», статьи 1989.

Страница 6,7 (2 ) стр 319;

Страница 8 (4) стр 347

10.Добин Е.С. «Поэзия Анны Ахматовой». Л.1968

11.Жирмунский В.М. «Творчество Анны Ахматовой» Л.1973.

12.Коротко о себе. Современные писатели: Автобиография.М.1966.т3.

13.Культура и жизнь. 1957год.№1.

Страница 7 (3) стр 18

17. Медведев Ф. Газета «Мир новостей»№47 от 14.11.06

18. Мейлах М.Б. «Об именах Анны Ахматовой».Л. стр.35

19. Пастернак Б.т1 стр228

20. Скатов Н. Вступительная статья. Из-во «Правда» «Огонёк» 1990

Страница 9(7) стр. 4;

21. Топоров В.Н. «Ахматова и Блок»1981г.

Страница 8 (5) стр 17

22. Тынянов Ю.М. «Блок».М. 1974.

23. Чуковская Л.К. «Записки об А.Ахматовой».Париж.1976.

Приложения:

Источник: pravmir.ru/anna-axmatova-galereya-portretov-foto



Словарь

Проблематика (стр 7) -это отбор, выделение, усиление в избранном материале (теме) таких сторон, которые кажутся писателю наиболее значимыми с социальной, идейной, нравственной и психологической точек зрения. В проблематике в большей степени, чем в тематике, отражается личность писателя, его жизненный опыт и мировоззрение.

Концепция (стр 8) - определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; система взглядов на явления в мире, в природе, в обществе; ведущий замысел, конструктивный принцип в научной, художественной, технической, политической и других видах деятельности; комплекс взглядов, связанных между собой и вытекающих один из другого,

Тонический стихосложение (стр 11) - система стихосложения, которая основана на чередовании ударных и неударных слогов. В ней регулируется главным образом число ударных слогов в стихотворной строке, число же безударных слогов более или менее свободно



© 2010-2022