Урок русского языка (лабораторная работа) на тему Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ

  Конспект урока русского языка  6 класс Тема. Гласные в приставках  пре- и при-. Цель урока: познакомить учащихся с орфографическим правилом, регулирующим выбор букв “е” и “и” в приставках пре-, при-. Задачи: выработать умение распознавать приставки пре- и при-;учить анализировать изучаемое орфографическое правило; развивать связную речь учащихся, эмоционально-чувственное отношение к художественному тексту; воспитывать потребность овладения грамотным письмом. Оборудование: мультимедийная презе... Приставка Значение приставки Примеры   При- 1. 2. 3. 4   Пре- 1. 2.    Вывод по теории: Что нужно знать, чтобы правильно определять написание приставок в словах? - При каких значениях пишется приставка при-; при каких – пре-? Проверка: 2 человека у доски заполняют и объясняют, остальные дополняют, исправляют Таблица на экране Приставка Значение приставки Примеры   При- 1. Приближение 2. Присоединение 3. Близость к чему-либо 4. Неполное действие   Пре- 1. Сходно со значением слова очень 2. Сходно со значением приставки пере-   Выставление оценок за заполнение таблицы (самооценка) Физминутка 4. Закрепление  Давайте закрепим правописание этих орфограмм   1 задание: Запишите слова на ПРИ- в четыре столбика, выделите приставки. Проверка: Объясни товарищу. Прибрежный (берег), призадумался ( поп), привинтить (гвоздь) , прийти (на помощь), приколоть (брошь), прибыть ( в Михайловское), приморский (берег), прикрыть (книгу), приятный (характер)  «Говори правильно» (словарная работа):   прибыл, прибыть, прибыла, прийти   2 зад...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МАОУ «Голышмановская СОШ №1»

Тюменская область р.п. Голышманово







Урок русского языка в 6 классе по теме

«Гласные в приставках - пре- и -при-»

Лабораторная работа







Автор: учитель русского языка и литературы

Цибуцинина Светлана Анатольевна



Конспект урока русского языка

6 класс

Тема. Гласные в приставках пре- и при-.

Цель урока: познакомить учащихся с орфографическим правилом, регулирующим выбор букв "е" и "и" в приставках пре-, при-.

Задачи:

  • выработать умение распознавать приставки пре- и при-; учить анализировать изучаемое орфографическое правило;

  • развивать связную речь учащихся, эмоционально-чувственное отношение к художественному тексту;

  • воспитывать потребность овладения грамотным письмом.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Используемый учебно-методический комплект:

1. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык.6 класс. - М.: Просвещение, 2009.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Актуализация знаний учащихся

1.Беседа

- Я начну урок строчками из стихотворения А. С. Пушкина

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
-Это стихотворение непосредственно связано с датой, которая приближается - 19 октября.

- Как вы думаете почему?

- 19 октября - день открытия Лицея, в который А. Пушкин поступил в 1811 году.

Сегодняшний урок предлагаю посвятить Лицейскому периоду А. С Пушкина

3 . Изучение нового материала

Слайд 1. Проблемный вопрос

- Обратимся к слайду.

- В какой морфеме выделена гласная

- Может ли у нас возникнуть проблема, определённая трудность, какую букву, е или и, надо писать в приставке слова прекрасен

- Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

(Ответы учащихся)

Слайд - Правильно, сегодня мы познакомимся с правописанием приставок пре-, при-, условием выбора гласной в этих приставках (запись темы урока)

Сегодня первый урок по этой теме. Какие задачи мы поставим перед собой на сегодняшний урок?

Как вы думаете, знание данных приставок нужно нам в нашей жизни или можно без них обойтись

Сегодня на уроке нас ждёт лабораторная работа, и наша задача с ней успешно справиться. Но прежде, чем мы перейдём к лабораторной работе, посмотрим, с каким настроением мы пришли на урок (самооценка)

Сегодня на уроке вашими помощниками будут: наш учебник, презентация, вы сами, так как будете помогать друг другу, и я, ваш учитель. Всеми видами помощи вы можете в течение урока пользоваться

2. Лабораторная работа.

Ознакомьтесь внимательно с маршрутным листом лабораторной работы, просмотрите этапы. Напоминаю, что в первом столбике - задания на каждый этап лабораторной работы, а во втором столбике - ваши действия и результат, к которому вы должны прийти по каждому этапу.

Прочитайте внимательно первый этап, какова ваша задача (какой результат)

- Ознакомиться с материал параграфа № 32, стр.65 - 66.

- Прослушать весёлый урок «Приставки пре - пре»

Выяснить, что нужно знать, чтобы правильно выбрать приставку (при- или пре-).

- Результат - заполнить таблицу «Правописание приставок при- и пре-».

(Заполнение таблицы)

Приставка

Значение приставки

Примеры


При-

1.

2.

3.

4

Пре-

1.

2.


Вывод по теории: Что нужно знать, чтобы правильно определять написание приставок в словах?

- При каких значениях пишется приставка при-; при каких - пре-?

Проверка: 2 человека у доски заполняют и объясняют, остальные дополняют, исправляют

Таблица на экране

Приставка

Значение приставки

Примеры


При-

1. Приближение

2. Присоединение

3. Близость к чему-либо

4. Неполное действие

Пре-

1. Сходно со значением слова очень

2. Сходно со значением приставки пере-


Выставление оценок за заполнение таблицы (самооценка)

Физминутка

4. Закрепление Давайте закрепим правописание этих орфограмм

1 задание: Запишите слова на ПРИ- в четыре столбика, выделите приставки.

Проверка: Объясни товарищу.

Прибрежный (берег), призадумался ( поп), привинтить (гвоздь) , прийти (на помощь), приколоть (брошь), прибыть ( в Михайловское), приморский (берег), прикрыть (книгу), приятный (характер)

«Говори правильно» (словарная работа): прибыл, прибыть, прибыла, прийти

2 задание Работа с текстом. Прочитайте Отрывок из книги И. И. Пущина «Записки о Пушкине.

Дружба выше всяких преград. Она освещает всё прекрасное в жизни, помогает принять её трудности и преодолеть судьбу. А в Сибири голос друга дарует утешение теперь уже Пушину, луч «лицейских ясных дней» продолжает светить, ибо дружба сильнее тюремных замков и дальних расстояний.

- О чём идёт речь в данном отрывке,

- Кто автор картины

- Прочитать стихотворение Пущину наизусть

Выпишите слова с приставкой ПРЕ, объясните значение

Работа в группах

1 группа: «Допиши словечко»

Вспомните пропущенные слова, объясняя в них правописание гласных в приставках.

Час обеда (…),

Топот по двору раздался.

Кто-то терем (…)

Да хозяев поджидал.

Здравствуй, князь ты мой (…)!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Только поп один Балду не любит,

Никогда его не (…).

(…) к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно , старче?»

2 группа «Лови ошибки»

Нам ребята с вами пришло вчера письмо от Клавы Ошибкиной, она рассказывает нам сказку.

Давайте его прочтём. А письмо с ошибками! Исправьте ошибки

Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит - местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие приграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел на предорожный камень. Презадумался.

Проверка: приостановился, прикрикнул, преспокойно, прехорошенький, преграды, прилечь, прикоснулся, присел, придорожный, призадумался.

Контрольные задания:

  1. Работа с текстом Задание: выписать слова с пропущенными буквами, обозначить орфограмму

Иван Иванович Пущин - первый лицейский друг Пушкина. Один из декабристов позже сказал о нем: «Кто любит Пущина, тот, верно сам п…красный человек». Пущина любили за пр…лежание, пр…ятный характер, умение пр…йти на помощь в трудную минуту. Одним из первых эти его качества оценил сосед по лицейской комнате - Александр Пушкин. Никакие жизненные пр..грады не могли помешать дружбе Пущина и Пушкина.


  1. Тест

1. В каком слове пишется приставка пре-?

1) Пр_брежный;

2) пр_остановиться;

3) пр_прятать;

4) пр_увеличить.

2. В каком слове пишется приставка при-?

1) Пр…умолкла

2) пр…рвали

3) пр…лестный

3. В каком слове приставка обозначает «неполное действие»?

1) Пр…хорошенький

2) пр…брежный

3) пр…стегнуть

4) пр…открыть

4. В каком слове приставка обозначает «приближение»?

1) Пр…хлынут

2) пр…лечь

3) пр..милый

4) пр…пятствие

VI. Подведение итогов

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

VII. Выставление оценок

Домашнее задание

Итог: Ваши положительныё по каждому этапу лабораторной работы говорят, что наши задачи по первому уроку выполнены. Первоначальные знания по правописанию приставок пре и при мы освоили. Обратите внимание на слайд. Какие трудности у нас могут возникнуть в дальнейшем при изучении данной темы? (Встречаются такие слова, в которых трудно определить значение, некоторые приставки перешли в корень. Это разговор следующих уроков)

Настроение в конце урока.

Домашнее задание: Орфограмма №29 учить

Задания на выбор

  • В художественных текстах, журналах, газетах найти предложения с приставками пре, при, выписать в тетрадь ( 5 - 6 предложений)

  • Упражнение 155 по заданию

Источники:

«Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5 -6 классы».

Адрес в Интернет: nmg.ru

Название ресурса: «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5 класс».

Адрес в Интернет: nmg.ru/rubrs.asp?rubr_id=587&gid=0&page=2

Название ресурса: «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 6 класс».

Адрес в Интернет: nmg.ru/rubrs.asp?rubr_id=588&gid=0&page=2






Маршрутный лист выполнения лабораторной работы

Задание.

Виды деятельности

  1. ЭТАП - ТЕОРИЯ

Изучите теоретический материал:


  1. Параграф 32 учебника, страницы - 65 - 66

  2. Прослушать грамзапись «Правописание приставок пре и при»

Выяснить, что нужно знать, чтобы правильно выбрать приставку (при- или пре-).

Свои выводы зафиксируйте в таблице:

Приставка

Значение приставки

Примеры


При-

1.

2.

3.

4

Пре-

1.

2.


  1. ЭТАП - ПРАКТИКА

1 задание: Узнай значение приставка при

Запишите слова на ПРИ- в четыре столбика, выделите приставки (Слайд)

Выполняется самостоятельно (если есть трудности, обращайтесь к помощникам)

Проверка: взаимопроверка.

Объясни товарищу, пользуясь образцом рассуждения на стр. 66 учебника

2 задание: Работа с текстом «Найди приставку ПРЕ»

(карточка)

Выписать только слова с приставкой пре

Проверка по слайду


  1. Работа в группе

  1. Группа «Вспомни словечко» (карточка)


  1. Группа

«Исправь ошибку» (карточка)

Вспомните пропущенные слова из сказок А. Пушкина, объясняя в них правописание гласных в приставках

Исправить слова с ошибками, объясняя в них правописание гласных в приставках


  1. Контрольные задания

(текст + тест)

Выполняются самостоятельно

Проверка: слайд


  1. Итоговая оценка за лабораторную работу


Что узнали о приставках ПРЕ и ПРИ

Всю работу проверяет учитель, выставляет итоговую оценку




ПРАКТИКА

1 задание: Запишите слова на ПРИ- в четыре столбика, выделите приставки.

Призадумался ( поп), привинтить (гвоздь) , прийти (на помощь), прибыть ( в Михайловское), приморский (берег)

«Говори правильно»: прибыл, прибыть, прибыла, прийти

2 задание Работа с текстом. Прочитайте Отрывок из книги И. И. Пущина «Записки о Пушкине.

Дружба выше всяких преград. Она освещает всё прекрасное в жизни, помогает принять её трудности и преодолеть судьбу. А в Сибири голос друга дарует утешение теперь уже Пушину, луч «лицейских ясных дней» продолжает светить, ибо дружба сильнее тюремных замков и дальних расстояний.

Выпишите слова с приставкой ПРЕ, объясните значение

Контрольные задания:

  1. Работа с текстом Задание: выписать слова с пропущенными буквами, обозначить орфограмму

Иван Иванович Пущин - первый лицейский друг Пушкина. Один из декабристов позже сказал о нем: «Кто любит Пущина, тот, верно сам п…красный человек». Пущина любили за пр…лежание, пр…ятный характер, умение пр…йти на помощь в трудную минуту. Одним из первых эти его качества оценил сосед по лицейской комнате - Александр Пушкин. Никакие жизненные пр..грады не могли помешать дружбе Пущина и Пушкина.

  1. Тест

1. В каком слове пишется приставка пре-?

1) Пр_брежный;

2) пр_остановиться;

3) пр_прятать;

4) пр_увеличить.

2. В каком слове пишется приставка при-?

1) Пр…умолкла

2) пр…рвали

3) пр…лестный

3. В каком слове приставка обозначает «неполное действие»?

1) Пр…хорошенький

2) пр…брежный

3) пр…стегнуть

4) пр…открыть

4. В каком слове приставка обозначает «приближение»?

1) Пр…хлынут

2) пр…лечь

3) пр..милый

4) пр…пятствие


Работа в группах

1 группа: «Вспомни словечко»

Вспомните пропущенные слова, объясняя в них правописание гласных в приставках.

Час обеда (…),

Топот по двору раздался.

Кто-то терем (…)

Да хозяев поджидал.

Здравствуй, князь ты мой (…)!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Только поп один Балду не любит,

Никогда его не (…).

(…) к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно , старче?»

2 группа «Лови ошибки»

Исправьте ошибки, объясняя в них правописание гласных в приставках.

Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит - местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие приграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел на предорожный камень. Презадумался.






Маршрутный лист выполнения лабораторной работы для учащихся 7 вида

Задание.

Виды деятельности

  1. ЭТАП - ТЕОРИЯ

Изучите теоретический материал:


  1. Параграф 32 учебника, страницы - 65 - 66

  2. Прослушать грамзапись «Правописание приставок пре и при»

Выяснить, что нужно знать, чтобы правильно выбрать приставку (при- или пре-).

Свои выводы зафиксируйте в таблице:

Приставка

Значение приставки

Примеры


При-

1.

2.

3.

4

Пре-

1.

2.


  1. ЭТАП - ПРАКТИКА

Карточка 1. Уровень - запоминания.

Вставь нужную букву в приставку, проговори про себя.

Пре- При-

пр..умножить (очень) пр..клонить (приближ.)

пр..давать (пере-) пр..творить (неполн. действ.)

пр..ступление (пере-) пр..бить (присоед.)

пр..скверный (очень) пр..школьный (близ.)

Карточка 2. Уровень - понимания.

Спиши, встань нужную букву в приставку. Объясни!

К тёплому месту змея пр..живается. Правда, как солнце, её ладонью не пр..кроешь. Пр..шла беда - отворяй ворота. Отрезанный ломоть не пр..ставишь.

Карточка 3. Уровень - умений и навыков.

Исправь ошибки. Запиши справленный текст

Прикатился клубок, преостановился. Пресмотрелся, прегляделся Иванушка и видит - местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие приграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на предорожный камень. Презадумался.















© 2010-2022