Классный час на тему

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение " Ново- Идинская средняя общеобразовательная школа"       Классный час Моя малая Родина 6 класс Подготовила и провела:  учитель бурятского языка и литературы  Соболеева А.Ф             с. Новая- Ида 2014 год         Тема:  Моя малая Родина" Цель: 1. Познакомить обучающихся с этимологическим названием  местности "Бохан", а также с преданием о расселении людей по Идинской долине. 2. Воспитывать любовь, уважение к родному краю, патриотическое ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

" Ново- Идинская средняя общеобразовательная школа"







Классный час

Моя малая Родина

6 класс

Подготовила и провела:

учитель бурятского языка и литературы

Соболеева А.Ф













с. Новая- Ида

2014 год







Классный час на тему

Тема: Моя малая Родина"

Цель:

1. Познакомить обучающихся с этимологическим названием местности "Бохан", а также с преданием о расселении людей по Идинской долине.

2. Воспитывать любовь, уважение к родному краю, патриотическое отношение к Родине.

3. Развивать память, воображение, умение выражать свои мысли и свою точку зрения.

Ход классного часа

1. Орг. момент. - Дорогие ребята! Сегодня праздник- 1 сентября. Я вас поздравляю! Вы стали на один год старше.Вы пришли в школу получать новые знания. И сегодня тема нашего занятия" Моя малая Родина"

- Ребята, скажите в какой местности мы живём? Боханский район, Село- Новая-Ида, деревни Хандагай, Скороход,Заглик.

- Как вы думаете, что их объединяет? Исторические корни.

"Сегодня мы поговорим о наших корнях. Дерево имеет свои корни, и чем сильнее корневая система, тем сильнее дерево. Так и человек силён, могуч своими корнями-предками. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв считает, что: " Знание корней своих - это память о прошлом и забота о будущем". Вслушайтесь внимательно в эти слова, какой глубинный смысл заложен в них. Раньше буряты должны были в обязательном порядке знать 7 поколений своих предков ("утха узур" или " уг гарбал"- в переводе с бурятского языка " родословие"). Ребёнок 6-7 лет должен быть уже ознакомлен своей семьёй о своих предках. Все эти знания давались исподволь хранителями памяти народной. Первыми людьми, которые знакомили ребёнка с историей, были бабушка и дедушка, благо, что семьи очень часто состояли из трёх поколений: бабушка и дедушка, мама и папа, дети. Из поколения в поколение передавались легенды, предания, были, сказания. Эти знания учили детей многому: необходимо продолжить достойные дела своих предков, учили не повторять ошибки своих предков, призывали их занять достойное место в ряду своих сородичей, чтобы и о них потом говорили только положительное. На основе них наш земляк, учёный-фольклорист Сергей Петрович Балдаев написал книгу "Родословные предания и легенды бурят". Эта книга уникальна по своему содержанию. В ней собраны не только общеизвестные легенды, но и родовые предания, которые отражают историю и нашей местности.

2. Как появилось название посёлка Бохан.



География

Посёлок расположен на реке Ида, правом притоке Ангары, в 120 км к северу от Иркутска на Александровском тракте и в 100 км северо-западнее посёлка Усть-Ордынский по областной автодороге через Тихоновку.

История

Основан в конце XVI - начале XVII веков под названием Аргахан (по имени первого поселенца), с 1902 года - Бохан.

Происхождение названия

В своей книге «Русский фольклор Восточной Сибири» Л. Е. Элиасов пишет, что по одному преданию буряты произошли от богатыря, который славился неимоверной силой, равной силе быка-пороза. Это предание - результат обработки известных бурятских легенд о Буха нойон-баабае. Легенда утверждает, что этот великан и был родоначальником боханских и других бурят.

Ещё одним вариантом происхождения названия Бохан является следующее объяснение: на Хошун-Горе (Шаманской горе) росла толстая с множеством ветвей короткая береза. Такую березу издавна называют Бѳѳ хуhан (Шаман-береза), а другие называли Бурхан хуhан (Бог-береза). Внук Готола Аргахан обосновался на постоянное жительство у подножия Шаманской горы, на которой росла эта береза. Впоследствии сам улус был назван именем Аргахан, но позднее улус уже называют именем берёзы Бѳѳ хуhан. До нас дошло более удобное трансформированное название Бохан. Считается, что название поселку Бохан дала гора Бохани Хушуун, у её подножия которой протянулся поселок.

3. Территория вокруг Байкала - родина бурятского народа. Существует очень много легенд и преданий о происхождении 3-х главных (многочисленных) племён бурят - булагатов, эхиритов, хоринцев.

Согласно одной из легенд мальчики Булагат, Эхирит и Хоридой были дарованы Байкалом шаманке Асуйхан за усердие. Дети выросли. Однажды Хоридой на острове Ольхон познакомился с девушкой-лебедью. Они полюбили друг друга, поженились, и у них родилось 11 сыновей. Эти сыновья стали прародителями 11 хоринских родов, проживающих сейчас в Забайкалье.

По другой легенде, мальчика Эхирита нашли в береговой щели у озера Байкал. Булагат был найден у подножия Саян в ямке, которую вырыл бык. Отцом его был Буха- нойон, а матерью Будан-хатан.

Согласно этим легендам, родовым, а затем и племенным тотемом стали: у булагат - бык, у Эхиритов - налим, а у хоринцев - лебедь.

4. Племя Булагатов жило в долине реки Куда. У него было 2 сына - Булгак-хара и Булган-хара. Булган-хара был женат на дочери Халак-хана. У него был сын - Тугалак. Тугалак со своей женой жил в долине р. Куда между горами Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн. Местность была травами, в лесах водилось много зверей, в реке много рыбы. У Тугалака было 7 сыновей и 3 дочери. Сыновья занимались скотоводством, охотой, рыбной ловлей, дочери помогали дома. Сыновья Тугалака заняли все долины и бугорки вдоль реки Куда. Жили они хорошо, о потомках Тугалака сложено много поговорок. Например, "Тугалаки долоони тооложи барахабэй, тогониин архи уужа барахабэй" или Тугалаки долоони тоорогтой" ("потомков Тугалака не пересчитать, их молочное вино не выпить", " Потомки Тугалака счастливы"). Алагуй был старшим сыном Тугалака и его звали Аха ехэ Алагуй или Ама Саган Алагуй (самый старший Алагуй или Белоротый (сладкоголосый) Алагуй). У него было 3 сына - Готол, Хэнтэбши и Мандабай. Двое младших сыновей были расторопны и удачливы, а Готол был их противоположностью. Младшие решили поселиться в долине реки Бугульдейка, на берегу Байкала, там, где никто не жил. Готол же не поддался уговорам и остался дома. По другой легенде у Алагуя - 6 сыновей. Два сына поселились в Кударе (Кабанский район Бурятии), один сын уехал в Мухоршибирь, а два сына поселились в долине Бугульдейки. Готол остался дома, а впоследствии переселился в долину р. Ида.

5. Готол был шестым (по одной легенде), или старшим (по другой легенде) сыном Алагуя. По преданиям, он был слабосильным, нерасторопным. Жил он в долине реки Куда, где было уже мало сенокосов, пастбищ. Кроме того, на них часто нападало соседнее племя цэгэнутов. Сородичи Готола разъезжались в поисках лучшей доли. Однажды, лишившись всего, кроме одной тёлки, семья Готола двинулась в долину реки Ида, где, по слухам, было безлюдно и места хорошие. Долина реки Ида в то время представляла сплошное болото и топь, кругом росли берёзы. Семья двинулась немного дальше и поселилась в устье реки Тараса. У Готола было три сына - Тудэ, Тургэн, Тутхэн и дочь Голохан. Сыновья охотились, а дочь занималась хозяйством. Однажды, когда братьев не было дома, пришёл с реки Лена Тогто Мэргэн и пленил Голохан. Братья вернулись домой и не застали дома ни сестры, ни имущества. Они, по расспросам, дошли до стойбища Тогто Мэргэна на реке Лена и вернули домой сестру и имущество. Голохан, вернувшись, родила двух сыновей-близнецов - Аргасана и Абаши. Потомки детей Готола образовали деревни современного Боханского района Иркутской области. Есть две деревни в соседних районах - Осинском и Аларском.

От Тудэ произошёл I Готольский род -улусы (деревни) -Хандагай, Корминский, Кутульский, Дубунский, Бугутуй.

Тараса, Орлок в Осинском районе и Готол в Аларском районе. Орлок и Готол Аларский образовались примерно в начале XVIII века, когда часть тарасинцев откочевала, боясь гнева некто Амагзая, который в силу своего буйного, необузданного нрава третировал своих сородичей.

От Тутхэна произошёл III Готольский род - улусы Хохорск, Харатирген, Ижелха, Шунта, Заглик, Хондолой. Такое родовое разделение произошло в 1857 году, до этого был единый род и дарга (староста). Центр - село Бохан. Готольские роды входили в Идинскую Степную Думу. (административная единица Иркутской губернии, возникшая по " Уставу об управлении инородцами" М.М.Сперанского в 1822 году, в бытность того губернатором Восточной Сибири).

С тех времен сохранилось название Думская гора- священное место, которое должны почитать и с уважением относиться к местности.

3. Итог занятия.

- Что нового вы узнали о своей Малой Родине?

Классный час на тему



© 2010-2022