Научно-методический доклад на темуСпецифика предметно-содержательной деятельности учителя с учетом формирования универсальных учебных действий учащихся

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Специфика предметно-содержательной деятельности

учителя с учетом формирования универсальных

учебных действий учащихся.


10.04.2014 г.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Как учитель я ставлю перед собой следующие цели обучения:


  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.


Данные цели обусловливают решение следующих задач:


  • развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

  • формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;

  • формирование прочных орфографичесих и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Деятельностно ориентированные принципы обучения лежат в основе формирования универсальных учебных действий:


  • принцип обучения деятельности - обучающиеся должны уметь самостоятельно ставить цели и организовывать свою деятельность для их достижения;


  • принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности обучающегося - обучение деятельности предполагает на определённом этапе совместную учебно-познавательную деятельности обучающихся под руководством учителя. То, что сначала выступает в форме коллективной деятельности обучающихся, затем начинает существовать как внутренний способ мышления ребёнка;


  • принцип опоры на процессы предшествующего ( спонтанного ) развития;


  • креативный принцип - необходимо учить творчеству, т.е. « выращивать» у обучающихся способность и потребность самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач. Сегодня у школьника отношение к миру в схемах «знаю - не знаю», « умею - не умею», « владею - не владею» должно смениться параметрами « ищу - и нахожу», « думаю - и узнаю», « пробую - и делаю».

Формы организации познавательной деятельности обучающихся подбираются в соответствии с содержанием, методом обучения, учебными возможностями и уровнем сформированности познавательных способностей обучающихся. На занятиях я применяю следующие упражнения: списывание, выборочное списывание, творческое списывание, диктант без изменения учебного материала ( предупредительный, зрительный, комментированный, объяснительный ), выборочный диктант, взаимодиктант, графический диктант, творческий, изложение ( подробное, сжатое, выборочное ), сочинение ( повествование, описание, рассуждение ), разработка и защита проектов.

На уроках я использую элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, технология межличностного взаимодействия, технология развивающего обучения, технология опережающего обучения, обучение с применением опорных схем, здоровьесберегающие технологии.

Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки обучающихся комплексно по следующим компонентам:

  • система знаний;

  • умения и навыки ( предметные и обще предметные );

  • способы деятельности ( познавательная, информационная, коммуникативная и рефлексивные);

  • взаимопроверка обучающимися друг друга при комплексно-распределительной деятельности в группах;

  • публичная защита творческих работ, исследований и проектов.

Промежуточный контроль проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ, устных зачётов, сочинений, изложений, диктантов, собеседований, защиты проектов.


Что же такое универсальные учебные действия? В составе основных универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный;

3) познавательный;

4) коммуникативный.

В блок личностных универсальных учебных действий входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение. Самоопределение - это установление учащимся связи между результатом учения и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата, контроль, коррекция и оценка.

В блоке универсальных действий познавательной направленности различают общеучебные. В число общеучебных входят: формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации; умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; умение сжато, подробно, выборочно, передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли.

Развитие системы универсальных учебных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

© 2010-2022