- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Использование ИКТ на уроках русского языка
Использование ИКТ на уроках русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пацай С.С. |
Дата | 04.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы.
Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. Тем не менее, некоторые преподаватели гуманитарных дисциплин сомневаются в целесообразности применения информационных технологий. Я полагаю, что такой подход необоснован. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков, такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя.
Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.
Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.
Я работаю по следующим направлениям:
- использование готовых программных продуктов,
- работа с программами MS Office
(Word, Power Point, Microsoft Publisher)
- работа с ресурсами Интернет,
- оздание электронного учебника в СДО.
В своей работе я использую готовые программные продукты («Фраза», методический комплекс компании «Медиахауз», «Энциклопедию русской литературы», «Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия»), Интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков.
Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка можно представить схемой:
Создание проектов, презентаций, работа в программе Microsoft Publisher требуют от учителя творческого подхода, применения исследовательских методов, владения компьютерными технологиями.
Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:
· повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;
· увеличивает объем использования наглядности на уроке;
· экономит время учителя при подготовке к уроку.
В последние годы я активно внедряю в обучение метод проектов, который позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике. Примером такой деятельности может служить проект по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.С.Тургенева, проект «Авторская песня», созданные учащимися. Очень интересные и самостоятельные работы представили мои ученицы на городской научно-практической конференции на тему « Заголовки русских и английских газет», « Лексикология английских сказок», «А.С.Пушкин и английский язык».
Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:
· обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
· психологически облегчает процесс усвоения;
· возбуждает живой интерес к предмету познания;
· расширяет общий кругозор учащихся;
· повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Работа с программой Microsoft Publisher позволяет получить реальный продукт своей деятельности в виде газеты, журнала, книжки-малышки, буклета и т.д. Она используется для
оформления результатов групповой работы
выпуска газеты, информационного листка
Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, критических статей, рефератов и т.д.
Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать.
Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке.
Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию. Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:
· создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей XIX и XX веков;
· увеличение количества учащихся, желающих участвовать в НОУ по литературе;
· повышает качество обучения;
· усиливает интерес к изучению предмета;
· рационально распределять время урока;
· доходчиво объяснять материал, делать его интересным.
При объяснении нового материала на уроке я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения - я комментирую информацию, появляющуюся на экране.