Урок по русскому языку на тему Зима. Описание природы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи в 6 классе на тему

«Описание природы. Зима»

Цель урока: создать условия для успешного создания сочинения - описания природы на тему « Зима».

Задачи:

  1. Обучающие: совершенствовать умение пользоваться определёнными группами слов (прилагательными); научить правдиво и ярко описывать природу с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний; совершенствовать умение строить текст в определённой композиционной форме; определять основную мысль высказывания

  2. Развивающие: развитие внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развитие способности сознательно использовать выразительные средства языка в собственном высказывании

  3. Воспитательные: воспитание самостоятельности, творческой активности, любви к природе; воспитание чувства красоты;



Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок развития речи проведу у вас я. Зовут меня Ольга Витальевна! Садитесь.

2.Релаксация

Учитель: Закройте глаза. Глубоко вдохните. Доверяйте своей интуиции, которая ведет вас в счастливое будущее. Вы уверены в себе, у вас всё получится. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу! С таким хорошим настроением мы начнем наш урок развития речи.

  1. Постановка темы и целей урока.

Чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, надо послушать отрывок из песни на стихи Ю. Левитанского (звучит отрывок из песни, дети слушают)

- Что происходит на свете?

- Просто зима.

- Просто зима, полагаете вы?

- Полагаю. Я ведь и сам, как умею,

следы пролагаю в ваши уснувшие ранней порою дома.

- Что же за всем этим будет?

- А будет январь.

- Будет январь, вы считаете?

- Да, я считаю. Я ведь давно эту белую книгу читаю.

Этот с картинками вьюги старинный букварь.

О чем же пойдет речь на уроке?

Ответы : ( о зиме)

Учитель: Правильно, ребята! Тема нашего урока «Описание природы. Зима» Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир зимней природы, чтобы прочитать эту белую книгу, этот с картинками вьюги старинный букварь.

А легко ли это сделать?

Ответы: Трудно!

Учитель: Перед нами - проблема. Её надо решить?

Ответы: Надо

Учитель: Какую же цель мы поставим перед собой - цель нашего урока-путешествия? Попробуйте сформулировать сами.

(Уч-ся формулируют. Учитель помогает)

Учитель: Правильно! Мы будем анализировать тексты - описания зимней природы, отбирать языковые средства, чтобы наша речь стала выразительнее, образнее и на основе этого попытаемся написать своё сочинение - описание зимней природы.

Эпиграфом нашего урока будет отрывок из стихотворения И.С. Никитина.

Эпиграф:

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

И.С. Никитин

Учитель : Пусть сегодня на уроке вместе с присутствующими учителями нашей гостьей будет и красавица-зима!

Откройте тетради и запишите число, тему урока, эпиграф.

  1. Подготовка учащихся к восприятию материала, повторение пройденного материала.

Учитель: Вам нравится зима? (ответы учащихся)

Почему? (ответы учащихся)

Какой тип речи вы использовали, чтобы ответить на этот вопрос?

Ответы : (рассуждение)

Учитель: Что больше всего любите делать зимой? Расскажите. (ответы учащихся)

Какой тип речи вы использовали для ответа на этот вопрос? Ответы : (повествование)

Учитель: Опишите, на основе ваших наблюдений, что происходит с природой, когда наступает зима. (ответы учащихся)

А какой тип речи вы сейчас использовали?

Ответы: (описание)

Учитель: Какие типы речи мы с вами повторили? А сейчас мы выполним работу в группах и проверим ваши знания о типах речи.

Перед вами 3 отрывка (листы с текстами на столах)?

1 группа находит повествование

2 группа - рассуждение

3 группа - описание

(Учащиеся выполняют работу. После выполнения идет проверка.)

  1. Работа с текстом.

Учитель: Правильно, ребята, это описание. А как доказать? Какие характерные черты имеет этот тип речи?

Ответы: Дан предмет, перечисляются его признаки, выражено авторское отношение к нему.

Учитель: Совершенно верно. Посмотрите на доску. Такова композиция текста типа описания. Запишите в свои тетради. Этим планом мы будем пользоваться в течение всего урока, чтобы написать сочинение о красоте зимней природы.

  1. Повторение изобразительно - выразительных средств. (работа в парах)

Учитель: Картины зимней природы… По - разному можно увидеть и услышать зимнюю сказку! Посмотрите на репродукцию картины….автор…. название или фотографию зимнего пейзажа

Давайте подберем для описания этого пейзажа словосочетания, используя изобразительно-выразительные средства.

Какие части речи нам для этого помогут?

Ответы: прилагательные

Учитель: Как по-другому называются прилагательные, которые помогают придать описанию образность, яркость и выразительность, а автору - передать своё настроение?

Ответы: Эпитеты

Учитель: Я буду доставать из мешочка буквы, а вы мне будете называть эпитеты, связанные с зимней природой. Какая зима…. (буква Б) снег…… (буква С), небо….(буква П)

Ответы: Зима - белая, белоснежная, бесснежная, бесконечная, белокурая. Снег - сахарный, сверкающий, светлый, седой, серебристый, серебряный, серый, синий, слепящий. Небо - ………

Учитель: Молодцы! Как называется такое выразительное средство языка, при котором признаки одного предмета переносятся на другой?

Ответы: Метафора

Учитель: Давайте посмотрим, как вы можете находить в тексте метафоры. Работаем в парах. У вас на столах художественные тексты. Найдите в тексте под номером один метафоры.

Ответы учащихся

Учитель: Часто писатели и поэты очеловечивают природу, изображают неживые предметы в виде живых существ. Как называется это изобразительное средство?

Ответы: Олицетворение

Учитель: Найдите в текстах под №2 примеры олицетворений.

Учитель: Очень хорошо, молодцы! И последнее. Чтобы описание получилось более ярким и живым, писатели и поэты используют такое изобразительное средство, как сравнение. Что такое сравнение?

Ответы : Изображение предмета путём сравнения его с другим

Учитель: Внимание на экран. Давайте посмотрим, с чем сравнивается снег. Найдите строки, в которых автор для описания использует сравнение.

7. Физкультминутка

Учитель: Ребята, мы готовимся с вами к написанию сочинения о красоте зимней природы. Для этого мы повторили с вами композицию текста - описания, изобразительно - выразительные средства. Некоторые писатели составляют маленькие, но очень красочные зарисовки природы. Сегодня на уроке мы тоже попробуем написать маленькое сочинение или сочинение - миниатюру.

А вы знаете, что такое миниатюра?

Учитель: «Миниатюра» - заимствование из французского «миниатюре», от латинского «миниум» Художественное произведение (обычно в живописи) малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок.

В литературе, театре, музыке «миниатюра» - жанр «малых форм», небольшое по размеру произведение.

Сегодня мы познакомимся с миниатюрами нашего земляка, писателя Михаила Пришвина. Он считается в русской классической литературе одним из непревзойдённых мастеров создания маленьких пейзажных зарисовок. Особую ценность в творчестве писателя представляют пейзажные зарисовки из сборника «Лесная капель». В этих описаниях-миниатюрах Пришвину удалось запечатлеть самые прекрасные и неповторимые мгновения из жизни природы.

  1. Анализ художественных текстов. (работа с учебником)

Учитель: Сейчас мы послушаем одну из миниатюр Пришвина «Первый мороз», а вы подберете репродукцию, которая наиболее подходит к тексту , а потом ответите на вопросы.

Беседа по первой миниатюре «Первый мороз». (дети подбирают картинку)

Учитель: Подтвердите примерами из текста. Как писатель дает нам почувствовать «первый мороз был легким, нестрашным»?

Ответы: Лужи не замерзали, явилось солнце - и все обдалось сильной росой.

Учитель: Найдите в тексте ответ на следующий вопрос. Как писатель выразил свое отношение к рисуемой картине?

Ответы: Молодой собакой прыгало в груди моя радость.

Учитель: Почему он использует такое сравнение?

Ответ: Вероятно, потому что был охотником, хорошо знал собак, они были действительно его четвероногими друзьями: молодая собака выражает свою радость особенно бурно

Учитель: Переходим к следующей миниатюре «Зимнее утро» А прочитает нам её …

(один из учащихся читает текст, дети выбирают картинку)

Учитель: Снова работаем с текстом. Почему утро названо пушистым?

Ответы: Пушистое потому, что все в инее, как в пуху.

Учитель: Что значит - утро радостно светлеет?

Ответы: светлеет, то есть светает, и все становится красивым, ярким, бодрым, от зари ярко горят окна, это создает ощущение радости.

Учитель: И последняя миниатюра «Рубиновый глаз», которую прочитаю вам я. (дети выбирают картинку)

Учитель: Назовите определение к слову лес неодетый. Почему оно здесь уместно?

Ответы Именно сквозь неодетый зимний лес виднеется солнце, вспомним пушкинские строки: Прозрачный лес один чернеет.

Учитель: Какие сравнения помогают нам ярче представить нарисованную здесь картину?

Ответы: Сравнение леса с человеком, погруженным в свои думы; солнца - с рубиновым глазом

Учитель: Какие синонимы употреблены в описании солнца?

Ответы: рубиновый и красный

Учитель: Для чего они употреблены?

Ответы: Не только для того, чтобы избежать неуместного здесь повторения слова красный, но и для того, чтобы выразить мысль наиболее точно. Красный - это просто один из основных цветов спектра, радуги, а рубиновый - концентрированный, сверкающий, подчеркнуто красный цвет, сильный в своем проявлении. Красный - главное слово синонимического ряда, нейтральное, употребляется во всех стилях речи. Рубиновый здесь имеет не прямое значение, а переносное; употребление его в этом значении характерно для художественного стиля. И в миниатюре М.Пришвина оно не случайно: описывая зимнее солнце, важно показать не столько его цвет (здесь красный), сколько характер этого цвета, то есть его блеск, сверкание. Рубиновый определяет солнце более точно, чем красный.

Учитель: Мы прочитали несколько описаний природы, созданных великим мастером слова. Писатели внимательны к мелочам, много удивительного и прекрасного в мире природы подмечают они, чтобы мы ясно мысленно видели именно ту картину, которую они рисуют.

Я надеюсь, ребята, что вы теперь готовы для создания своего собственного текста. Теперь вы сами напишите сочинение - миниатюру о зимней природе.

В каком стиле вы будете создавать свой текст?

Ответы: художественный

Учитель: Какой тип речи будете использовать?

Ответы: описание

Учитель: Что будем делать в тексте?

Ответы: Передавать то, что увидели.

Учитель: Зачем?

Ответы: Поделиться своими впечатлениями, чувствами.

Учитель: Я предлагаю написать свои наблюдения о зимнем небе. А поможет нам в этом наш план композиции текста описания.

Вы, наверное, скажете, что можно написать об одном небе? А как вы думаете? Ответы: Можно написать о цвете неба. Есть ли на нем облака, тучи, солнце. Птицы…

Учитель: Писать нужно своими словами, но выразительно. Лучше написать немного, но ярко. На что похож описываемый вами предмет? Что он напоминает? С чем можно сравнить его цвет? Какие мысли и чувства он вызывает? А вдохновит вас музыкальный видеоролик ………(учащиеся записывают миниатюры )

Учитель: Давайте посмотрим , что у вас получилось!

9.Чтение миниатюр

10. Подведение итогов. Рефлексия

Учитель: Посмотрите на эпиграф нашего урока. Сегодня на уроке нашей гостьей была зима. Как вы думаете, понравился бы ей наш урок?

Чем же мы сегодня занимались на уроке?

(Ответы учащихся)

Учитель:

Назовите имена поэтов, чьи произведения прозвучали на нашем уроке.

Что на уроке произвело на вас наибольшее впечатление?

Я хочу, чтобы вы продолжили фразу:

Сегодня на уроке я….

Узнал…

Мне понравилось…

Какое настроение вызвал у вас этот урок.

Учитель: У вас на партах лежат снежинки, на них слово ЗИМА записано в столбик. Рядом с каждой буквой напишите слова (любой части речи) на «зимнюю» тему, начинающиеся с этой буквы.

Ведь слов о зиме так много! А сколько песен о ней! Вспомните одну из них - «Три белых коня». Здесь и радость, и русская удаль, и восхищение… (Учитель поет 1-й куплет и припев песни)

З----------------------

И---------------------

М--------------------

А---------------------

Эти снежинки оставьте себе на память о сегодняшнем уроке.

Учитель: Вот и заканчивается наш поэтичный урок о зиме. Но вы ещё не раз встретитесь с чудесами и волшебством зимы, если побываете в зимнем лесу, парке, посмотрите на причудливые узоры на окнах, полюбуетесь легким полетом снежинок, серебристым инеем. И вот тогда вам захочется написать свою сказку о красоте зимней природы, её чарах и волшебстве.

11.Домашнее задание

Учитель: Домашним заданием будет написание сочинения на одну из предложенных тем в тетради по развитию речи:

Красота зимнего леса

Зима в городе

  1. Зимние узоры

12.Выставление оценок

Учитель: Я благодарю вас за радость общения во время совместной работы. Спасибо за урок!

















  1. Ф.И.О.: Митрофанова Ольга Витальевна

  2. Место работы: филиал МБОУ СОШ с. Тербуны в с. Ивановка

  3. Должность: учитель русского языка и литературы

  4. Предмет: русский язык

  5. Класс: 6

  6. Тема и номер урока в теме: « Описание природы. Зима», урок № 89

  7. Базовый учебник: «Русская речь» 6 класс, авт. Никитина, УМК «Русский язык. Теория. Практика. Русская речь», авт. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова, Лидман-Орлова, Никитина.

  8. Цель урока: создать условия для успешного создания сочинения - описания природы по теме « Зима»

  9. Задачи:

  1. Обучающие:

-совершенствовать умения пользоваться определёнными группами слов (прилагательными)

-научить правдиво и ярко описывать природу с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний

-совершенствовать умение строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль высказывания

  1. Развивающие:

-развитие внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи

-развитие способности сознательно использовать выразительные средства языка в собственном высказывании

3. Воспитательные:

-воспитание самостоятельности, творческой активности, любви к природе

-воспитание чувства красоты

  1. Тип урока: развитие речи

  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, самостоятельная, работа в парах

  3. Необходимое техническое оборудование: ПК с выходом в интернет, интерактивная доска, листы с текстами




© 2010-2022